Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 18:56, реферат
Краткое описание
Предпосылки собственно науки управления начинают появляться к XIX в. Управление начинает выделяться в самостоятельную область профессиональной деятельности и вместе с тем становится особым объектом исследования именно при капитализме. До этого времени управление было непосредственно вплетено в ту самую деятельность, которую оно упорядочивало. Что касается самого термина «управление», то до сих пор он употреблялся чаще всего в значении государственной деятельности, связанной с осуществлением власти, ибо власть и управление еще не разграничивались.
55. Подходы к лидерству как
к социально-психологическому явлению.
Существует несколько подходов к проблеме
лидерства:
Поведенческий подход — стиль руководства
как манера поведения. Автократичное и
демократичное руководство. Первое не
имеет успеха у зрелых подчиненных, второе
по сути означает децентрализацию.
Ситуационный подход — наличие ситуационных
факторов обусловливает различное поведение
в различных ситуациях. Возможно переформировывать
группы для психологической совместимости.
Адаптивное руководство. Менять стиль
руководства на протяжении карьеры. К.
Арджирис: «Лучший стиль руководства адаптивный,
т. е. ориентированный на реальность».
56. Подход с позиций личных
качеств является наиболее ранним
научным подходом в изучении
и объяснении лидерства. Исследователи
верили в то, что лидеры имеют
какой-то уникальный набор качеств,
обладание которым позволит любому
человеку стать лидером.
В результате были выделены четыре основные
групп лидерских качеств:
физиологические;
психологические (эмоциональные);
интеллектуальные (умственные);
личностные, деловые.
57. Поведенческий поход к лидерству
(теория Х и У Макгрегора). Дуглас
Макгрегор, известный ученый в области
лидерства, назвал предпосылки автократичного
руководителя по отношению к работникам
теорией “Х”. Согласно теории “Х”:
1. Люди изначально не любят
трудиться и при любой возможности
избегают работы.
2. У людей нет честолюбия, и
они стараются избавиться от
ответственности, предпочитая, чтобы
ими руководили.
3. Больше всего люди хотят
защищенности.
4. Чтобы заставить людей трудиться,
необходимо использовать принуждение,
контроль и угрозу наказания.
Автократ централизует полномочия и
единовластно принимает решения, оказывая
психологическое воздействие на подчиненных,
нередко прибегая к угрозам. Руководитель
«автократ» – это человек, борющийся за
власть, не способный к передачи части
своих полномочий и ответственности подчиненным.
Такой стиль может быть полезен при необходимости
решительных действий.
Представления демократичного руководителя
о работниках отличаются от представлений
автократичного руководителя. МакГрегор
назвал их теорией “Y”:
1. Труд - процесс естественный. Если
условия благоприятные, люди не
только примут на себя ответственность,
они будут стремиться к ней.
2. Если люди приобщены к организационным
целям, они будут использовать
самоуправление и самоконтроль.
3. Приобщение является функцией
вознаграждения, связанного с достижением
цели.
4. Способность к творческому
решению проблем встречается
часто, а интеллектуальный потенциал
среднего человека используется
лишь частично.
58. Поведенческий подход к лидерству
(Лайкерта).
N
Стиль руководства
Характеристика стиля
1Эксплуататорско - авторитарный
Руководители мотивируют людей угрозой
наказания, использованием поощрения,
сами принимают решения
2Благосклонно -авторитарный
Руководители уверены в себе и верят
своим подчиненным, применяют основы мотивации,
поощрения. Используют идеи подчиненных.
3Консультативно-демократический
Руководители оказывают определенное
доверие подчиненным, используют их идеи
и точки зрения и консультируются с подчиненными
в процессе принятия управленческих решений.
4Основанный на участии
Руководители проявляют полное доверие
к подчиненным, выслушивают их мнения,
привлекают ко всем видам деятельности,
относятся к подчиненным как к равным.
59. Поведенческий подход (решетка
Блейка Моутона) Управленческая решетка
представляет из себя достаточно наглядную
схему, состоящую из 81 квадрата: 9 вертикальных
столбцов и 9 горизонтальных. По вертикальной
оси управленческой решетки происходит
ранжирование «заботы о человеке», а по
горизонтальной — «заботы о производстве».
Стиль управления определяется по обоим
данным критериям.
Управленческая решетка Блейка и Мутона
Р. Блейк и Дж. Мутон подробно описали
4 крайние позиции «управленческой решетки»
и одну среднюю следующим образом:
1. «Нулевое управление» (примитивное
руководство, «отдых на работе»
или страх перед бедностью)
Квадрат 1.1 управленческой решетки.
Руководителя, использующего данный
стиль управления, не интересуют ни производственные
результаты, ни его подчиненные. Он уверен
в том, что всегда может обратиться за
помощью к независимому эксперту. Все
это позволяет ему избегать конфликтов,
создавать для себя благоприятные условия
работы. Однако лидером такой руководитель
не является, он, скорее, «хранитель своего
портфеля и кресла».
2. Социальное руководство (управление
в духе загородного клуба, дом
отдыха)
Квадрат 1.9 управленческой решетки (1
— «забота о производстве», 9 — «забота
о человеке»).
При данном стиле управления руководитель
уделяет особое внимание потребностям
и нуждам своих подчиненных, оставаясь
в стороне от вопросов, касающихся деятельности
организации. По его мнению, чтобы добиться
эффективной работы организации, абсолютно
достаточно благоприятного микроклимата
в рабочем коллективе. Также его любят
подчиненные, готовы ему помогать. Однако
сильно полагаясь на них, руководитель
способен принимать часто непродуманные
решения, наносящие вред организации.
3.Авторитарное руководство (авторитет
— подчинение)
Квадрат 9.1 управленческой решетки (9
— «забота о производстве», 1 — «забота
о человеке»).
Этот стиль управления предполагает
ориентированность руководителя, прежде
всего, на решение производственных задач.
Социальная деятельность руководителем
практически не осуществляется, в виду
чего между ним и его подчиненными сохраняется
дистанция, а также отсутствует взаимопонимание.
Но есть в данном стиле управления и положительные
моменты, а именно: руководитель достаточно
ответственен и обладает хорошими организаторскими
способностями.
4. Производственно-социальное управление
(организация)
Квадрат 5.5 управленческой решетки.
Руководитель, ориентирующийся на данный
стиль управления, умеет сочетать решение
как производственных задач, так и социальных
проблем подчиненных, и к тому же он всегда
идет на компромисс. Принятые им решения
не только обсуждаются с подчиненными,
но и вполне могут быть откорректированы
ими.
5. Командное руководство (групповое
управление или управление «лицом
к лицу»)
Квадрат 9.9 управленческой решетки.
Руководитель, придерживающийся командного
стиля управления, прилагает максимум
усилий как в принятии производственных
вопросов, так и в решении вопросов подчиненных.
Он пытается сплотить всех работников,
вовлечь их в процесс принятия основных
решений, направленных на достижение целей,
стоящих перед организацией. Благодаря
этому значительно повышается удовлетворенность
подчиненных своей работой, а также достигается
высокая эффективность деятельности всей
организации.
60. Ситуационный подход ( Фидлера).
6.5.1.Модель ситуационного лидерства Ф.
Фидлера
Американского ученого Ф. Фидлера справедливо
считают основателем теории ситуационного
лидерства. Его модель, работу над которой
он начал в середине 60-х гг., позволяет
предсказать эффективность работы группой,
ведомой лидером. Ф.Фидлер выделил три
критические величины ситуации, которые
влияют на самый эффективный стиль лидерства:
Влияние должности. Это – та степень
влияния, которая в отличие от других источников
влияния помогает лидеру сделать так,
чтобы члены группы подчинялись бы его
распоряжениям. По Ф. Фидлеру, «лидер имеющий
большие полномочия по должности, может
гораздо легче вести за собой, чем тот,
кто не обладает такими полномочиями»4
2. Структура задач. Ф. Фидлер понимал
под структурой задач четкость, с которой
они могут быть описаны по сравнению с
неот-структурированными и неопределенными
задачами.
3. Взаимоотношения между лидерами
и членами группы.
Для лидера, с точки зрения Ф. Фидлера,
это самый важный критерий, поскольку
влияние должности и структура задач определяют
сте пень доверия лидеру и готовности
следовать за ним.
Говоря о стилях лидерства, Ф. Фидлер
выделил два основных из них:
1. Ориентированность на задание.
2. Ориентированность на установление
хороших межличност ных отношений и
на достижение видного личного положения.
61) Ситуационный
подход к лидерству (теория «путь-цель»
Митчела).
ситуационная модель лидерства «путь - цель»была
разработана ТеренсомМитчелом и Робертом
Хаусом. Согласно этому подходу, руководитель
может побуждать подчиненных к достижению
целей организации, воздействуя на пути
достижения этих целей. Обсуждая этот
подход, профессор Хаус отмечает, что руководитель
может повлиять на подчиненных, «увеличивая
личную выгоду достижения подчиненными
цели данной работы. Он также может сделать
путь к этой выгоде более легким, объясняя
средства ее достижения, убирая помехи
и ловушки и увеличивая возможности для
личной удовлетворенности на пути к выгоде».
Ниже приведены некоторые приемы, с помощью
которых руководитель может влиять на
пути или средства достижения целей:
1 Разъяснение того, что ожидается от подчиненного.
2 Оказание поддержки, наставничество и устранение сковывающих помех.
3 Направление усилий подчиненных на достижение цели.
4 Создание у подчиненных таких потребностей, находящихся в компетенции руководителя, которые он может удовлетворить.
5 Удовлетворение потребностей подчиненных, когда цель достигнута.
Поначалу Хаус в своей модели рассматривал
два стиля руководства: стиль поддержки
и инструментальный стиль. Стиль поддержки
аналогичен стилю, ориентированному на
человека или на человеческие отношения.
Инструментальный стиль аналогичен стилю,
ориентированному на работу или на задачу.
Позже профессор Хаус включил
еще два стиля: стиль, поощряющий участие
подчиненных в принятии решений и стиль,
ориентированный на достижение. Большая
часть исследований сосредоточена на
инструментальном стиле и стиле поддержки.
62) Пути
повышения эффективности менеджмента
Основные
мероприятия по повышению эффективности
менеджмента:
совершенствование структуры
организации, более рациональное распределение
функций, прав, ответственности;
выработка стратегии развития
организации;
совершенствование системы
принятия решений в организации;
разработка эффективной информационной
системы в организации;
совершенствование системы
управления персоналом (подбор, изучение
кадров, механизм мотивации; осуществление
мер по предупреждению возникновения
конфликтов, выработке умений разрешения
возникающих противоречий бесконфликтно);
развитие форм коллегиальности
управления, максимальное развитие самостоятельности
и ответственности работников;
создание культуры организации,
выработка ценностей, признаваемых и разделяемых
сотрудниками.
Требования
к процессу повышения эффективности менеджмента:
заинтересованность и единство
руководства высшего уровня;
соблюдение высшим руководством
принципов морали;
вовлечение всего руководящего
состава в процесс преобразований;
участие всех рабочих и служащих
в повышении эффективности деятельности;
максимальное использование
всех форм коллегиальности;
устранение причин недостатков
и проблем, а не следствий;
начинать с малого: малые победы
ведут к большим успехам.
63) Сущность
и виды конфликтов в организаций.
Конфликт - это отсутствие согласия между
двумя и более сторонами.Существование
разногласия (конфликта), столкновение
различных мнений - это нормальное явление,
факт существования человечества, условие
эволюционного развития.Бесконфликтность
(безразличие ко всему), как и очень высокая
конфликтность, обусловливает снижение
эффективности деятельности организации.
Бесконфликтность - это индикатор того,
что в организации отсутствуют новые идеи,
инициатива и т. п., что в современных условиях
развития конкуренции также губительно
для предприятия, как и разрушительные
конфликты.В основе любого конфликта лежит
ситуация, включающая противоположные
позиции, цели объекта и субъекта и т. п.,
что и является источником конфликтной
ситуации. Объективно конфликтная ситуация
существует всегда (потенциальный конфликт),
но его нарастание происходит только при
наличии инцидента.В жизни организации
всегда существуют конфликтные ситуации.
Это объективная данность. Множественность
конфликтов порождена разнообразными
причинами, природа которых зависит от
личностных характеристик участников
конфликтов, структуры организации, стилей
управления, характерных для принятой
организационной культуры и т. п.Любой
исход развития конфликтной ситуации
приводит к возникновению новой ситуации.
Задача менеджера - перевести конфликт
в открытую форму, т.к. только в этом случае
могут быть выявлены все участники конфликта,
и управлять развитием конфликтной ситуации
для приведения к функциональным последствиям.