Приватизация в системе ГРЭ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 21:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение феномена приватизации в системе государственного регулирования российской экономики,определение путей совершенствования приватизации в системе ГРЭ.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- провести теоретическое исследование основ приватизации в системе ГРЭ;
- проанализировать эффективность приватизации в системе ГРЭ;
- разработать рекомендацию по совершенствованию приватизации в системе ГРЭ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
1. Теоретические и нормативно-правовые основы формирования и реализации приватизации в системе ГРЭ…………………………………….....4
1.1. Понятие и сущность приватизации в системе ГРЭ …………………4
1.2. Особенности экономического регулирования в сфере приватизации……………………………………………………….…………….14
1.3. Нормативно-правовая база приватизации в системе ГРЭ…………………………………………………………….………………….23
2. Анализ эффективности формирования и реализации приватизации в системе ГРЭ……………………………………………………………………...35
2.1. Общая характеристика государственного регулирования приватизации в системе ГРЭ……………………………………………………35
2.2. Оценка эффективности экономического регулирования приватизации …………………………………………………………………….45
3. Основные направления совершенствования приватизации в системе ГРЭ………………………………………………………………………………..55
Заключение………………………………………………………………..65
Список используемых источников………………………………………68

Вложенные файлы: 1 файл

ПРИВАТИЗАЦИЯ курсач Халтурина.docx

— 158.35 Кб (Скачать файл)

Возник искусственный  инвестиционный спрос и определенная  концентрация  правсобственности.[20]

Понятие «приватизация» не всегда  употребляется  в  одинаковом  значении.

Порой преобразование предприятий  или сфер деятельности из государственных  вчастные называется приватизацией  даже  в  том  случае,  если  пакеты  акцийданных компаний продолжают оставаться полностью во владении  государства.  Вболее  узком  понимании  приватизация  имеет   место   лишь   тогда,   когдагосударство  перестает быть  основным  собственником,  а покупателями  иливладельцами долей выступают частные лица  или предприятия с преобладающимчастным капиталом.

Имеются различные пути  передачи  прав  собственности  изрук государства в руки частных  лиц. Выбор того или  иного  пути  зависит  отполитических, экономических  и социальных реалий, а также  от  приоритетов  вкаждой конкретной стране.

  • Формальная приватизация.

Данная форма приватизации  предполагает  переводгосударственного  предприятия в частноправовую форму. Это  может  происходитьв  порядке  общего  или частного  правопреемства.  Формальная  приватизацияничего не меняет ни в отношениях собственности, ни  в капиталовооруженностипредприятия,  ни  в доступе к техническим знаниям   или   управленческимресурсам. В процессе проведения формальной приватизации  задачи  государстване определяются заново.

Для реализации  этих  задач  государство  используетинструменты  частного права. Здесь также можно  говорить  об  организационнойприватизации, при которой не происходит  никаких существенных  изменений враспределении задач между государством и частными лицами.  В таких  случаяхформальная приватизация  рассматривается как необходимый подготовительныйэтап для проведения материальной приватизации.

  • Реальная приватизация.

О реальной  приватизации  говорят  в  том  случае,когда   государственное   предприятие   продается   частным   стратегическиминвестором.  Подобная  форма  приватизации  встречается,  прежде  всего,  намуниципальном уровне и имеет четыре основные формы:

- Продукция – услуги,   производимые   государственными   предприятиями, заменяются продукцией – услугами других предприятий; при использовании так называемой «контрактной системы»  частный продавец оказывает государственному органу определенные  платные  услуги,  которыепотребляются непосредственно населению;при использовании «концессионной модели»  частное  предприятие  оказывает   гражданам платные услуги;

В  случае  использования   «чековой   системы»   государство   размещает финансируемые  за  счет  налоговых  поступлений  чеки,   которыми   можнопроизводить расчеты с любыми предприятиями – поставщиками.

- Открытый и ограниченный тендер. С помощью этого в высшей  степени  открытогометода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов.  При  выбореинвестора цена не  имеет  первостепенного  значения;  важную  роль  могутиграть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь  может   иметь место значительный приток капитала.

- Аукцион. Целью этого метода является продажа предприятия по наивысшей  цене.При этом не учитываются особенности или профиль инвесторов.

- Прямая продажа.  По  стратегическим  соображениям  предпочтение  отдаетсяведению  переговоров  непосредственно  с  отдельными  инвесторами.  Наиболееважную  роль  здесь  играет  правильное   определение   реальной   стоимостипредприятия.

Management-Buy-Out: данная форма приватизации имеет место в том случае,когда предприятие  или  часть  предприятия  переходит  в  собственность  егоруководящего состава.

Management-Buy-In:  об  этой  форме приватизации  говорят тогда,  когдапредприятие  приобретается руководством  стороннего  предприятия.  В   этомслучае новые собственники  проводят  полную  или частичную смену прежнегоруководства.

Приватизация сопровождается рядом сопутствующих  мероприятий,  таких  какразукрупнение,  реструктуризация,  оценка  предприятий,  поиск   инвесторов,изменение  антимонопольного  законодательства  и  реализация  мероприятий  всоциальной сфере.

Обычно процесс приватизации предприятия состоит из следующих  этапов.

  1. Предпродажный анализ и оценка предприятия.
  • стратегический анализ и оценка предприятия;
  • определение мероприятий по реструктуризации и разукрупнению предприятия;
  • определение потребности в капитале, ноу-хау, технологиях, обучении;
  • анализ потенциальных покупателей;
  • определение методов продажи;

 

  • определение  критериев  проведения  тендера,  поиска  инвесторов,  оценкипоступающих  предложений,  которые  должны  обеспечить  объективность   и«прозрачность» соответствующих процедур;

образование комиссии по оценке поступающих предложений;

  1. Подготовка предприятия к продаже.
  • реализация необходимых мероприятий по реструктуризации;
  • разукрупнение;
  • осуществление кадровых перестановок.
  1. Маркетинг.
  • организация рекламы, выпуск  информационных  брошюр  и  т.д.,  призванныхпробудить интерес потенциальных покупателей;
  • проведение национальных или международных тендеров. Оценка предложений.
  • рассмотрение  всех  поступивших  предложений  комиссией  по   проведениютендера;
  • проведение  переговоров  с  одной  или   несколькими   заинтересованнымисторонами.
  1. Заключение договора.
  • разработка текста стандартных договоров.

В конце 70-х - начале 80-х годов  приватизация превратилась в  общемировое

явление. Более 80 стран мира приняли программы  сокращения  государственногосектора. Приватизация  стала  важнейшим  элементом  процесса  экономическогообновления постсоциалистического  мира, развития частной собственности  и  наее  основе  рыночного  хозяйства.   Смена   социально-экономической   моделипотребовала, прежде всего, глубокой перестройки отношений собственности.[40, с. 25]

В рамках приватизации  государственных  предприятий  тесно  переплетаютсяполитические, экономические и  социальные  мотивы,  и  процесс  приватизациидолжен рассматриваться только как составная  часть  комплексного  подхода  креформированию экономики.  Процессы  реформ,  которые  в  последние  годы  сразличной скоростью протекают  в разных странах, охватывают такие  сферы,  каклиберализация цен, реформа  банковской системы, рынок  капиталов  и  торговаяполитика. Реформы сопровождаются масштабным изменением правовых условий.  Поэтой причине  в  ходе  дискуссий  на  тему  приватизации  необходимо  всегдаучитывать количественные и  качественные  различия  между  странами,  где  внастоящее время  проводятся реформы, и странами Западной Европы.

Кроме  того,в конце 80-х годов страны  Центральной и Восточной Европы  находились  наразличных этапах экономического и политического развития,  что существенноповлияло на условия перехода в каждой из этих странах.

Немецкая  модель  приватизации  и  построения   социально-ориентированнойэкономики вызывает живой интерес. Нередко  ее рассматривают как  альтернативу политике,  проводимой  Международным  банком  реконструкции  и  развития   и другими международными финансовыми организациями.  Несправедливо,  что  опыт приватизации и 13 тыс. государственных предприятий бывшей ГДР,  осуществленной всего за 5 лет, исследован так слабо. Принято считать, что  этот  опыт  мало подходит  для  использования  в  других  странах,  поскольку  все  издержки; связанные  с  приватизацией,  взяла  на  себя  ФРГ,  богатая  финансовыми  и кадровыми ресурсами.[46]

Официальная позиция в  последние 20 лет состоит в том, что государственноеуправление   должно   носить    лишь    временный    характер.    Управлениегосударственными  предприятиями должно  быть  ориентировано на  достижениерентабельности и иметь целью повышение конкурентоспособности.  Менеджментобязан  действовать  в  духе  предпринимательства  и  обладать   максимальновозможной  независимостью  для   осуществления   практического   руководствапредприятиями. Все предприятия, как частные, так и  государственные,  должны действовать  строго  в  соответствии  с  законодательством.   Особенно   этоотносится к трудовому и социальному законодательству,  к  уплате  налогов  исоблюдению экологических норм.

 

    1. Нормативно-правовая база приватизации в системе ГРЭ

 

В процессе приватизации государственного или муниципального имущества его  участники вступают в определенные правоотношения, от существа которых  зависит, в том числе, вопрос отнесения  приватизационного законодательства к той или иной отрасли законодательства. О.С.Иоффе дает следующее определение  правоотношения: "Правовое отношение ... есть не что иное, как регулируемое правом отношение между конкретными  лицами, взаимное поведение субъектов  которого закреплено юридически и осуществление  которого обеспечивается силой государственного принуждения" [38, с. 59].

Для правильного определения характера  отношений, возникающих между субъектами в процессе приватизации, необходимо определить предмет и метод правового  регулирования данных правоотношений. Например, С.Н. Братусь так определял понятие предмета и метода правового регулирования: "Предмет правового регулирования составляют общественные отношения, осуществляющиеся через определенное поведение людей; это такие отношения, которые могут быть объектом правового воздействия и объективно требуют юридической регламентации. Метод правового регулирования есть внутренне связанная, органически единая и цельная совокупность главных юридических особенностей, характеризующих данную отрасль права и соответствующих специфическим особенностям предмета – данного вида общественных отношений" [24 с. 82].

Законодательство о приватизации, в частности, Федеральный закон "О  приватизации государственного и муниципального имущества" 2001 г., содержит нормы:

  • регулирующие деятельность государственных и муниципальных органов;
  • касающиеся их прав и обязанностей в сфере управления и реализации полномочий;
  • связанные с организационно-управленческой деятельностью (полномочия органов по управлению имуществом, иных государственных органов в сфере приватизации).

Эти отношения являются административными, возникают между различными государственными (муниципальными) органами в сфере  управления и характеризуются методом  власти и подчинения. Другую группу отношений, регулируемых законодательством  о приватизации, составляют гражданские  правоотношения, возникающие между  равноправными субъектами в связи  с переходом прав собственности  на приватизируемое имущество.

О.С. Иоффе определяет отличие административных и гражданских правоотношений, возникающих  при осуществлении государственными органами своей деятельности.

1) Во-первых, гражданские правоотношения  отличаются от административных по общему характеру построения: соответственно отношения равенства и отношения власти и подчинения.

2) Во-вторых, по субъектному составу:  отношения с органом, осуществляющим  хозяйственную функцию, и отношения  с органом, осуществляющим функцию  организации и управления.

3) В-третьих, по объекту: правоотношения, связанные с хозяйственной деятельностью  данного органа, и правоотношения, связанные с его организационно-управленческой  деятельностью. 

4) В-четвертых, по объему правомочий  и обязанностей (обязанность, соответствующая  правомочию как притязанию; обязанность,  соответствующая правомочию как  велению) [32, с. 44].

При приватизации государственного или  муниципального имущества гражданско-правовые отношения лиц, независимо от их субъектного  состава, характеризуются равенством. Говоря об участии государства в  гражданских отношениях, М.И. Брагинский подчеркивал необходимость юридической равноправности субъектов, независимо от того, что всякое правовое отношение регулируется нормами права, установленными или санкционированными государством.

"Вступая в гражданские имущественные  отношения, государство подчиняется  установленному им же режиму. Это находит свое проявление  в следующем: во-первых, в какой  форме ни осуществлялось бы  подобное участие, в гражданско-правовых  имущественных отношениях государство  всегда должно выступать в  качестве имущественно обособленного  субъекта и, во-вторых, государство  должно всегда участвовать в  гражданско-правовых имущественных отношениях как равный другой стороне субъект" [41, с. 119].

Информация о работе Приватизация в системе ГРЭ