Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 13:51, курсовая работа
Целью данной работы является изучение принятия решений в управлении по результатам.
Основные задачи:
Дать характеристику принятию решений в управлении по результатам в менеджменте: основные критерии и показатели оценки эффективности.
Рассмотреть принятие решений в управлении по результатам на государственной и муниципальной службе.
Введение
Принятие решений в управлении по результатам в менеджменте
1.1 Критерии и показатели оценки эффективности
1.2 Обобщенные и специфические показатели эффективности и результативности
2. Принятие решений в управлении по результатам на государственной и муниципальной службе
2.1 Ориентация на результат
2.2 Система ЭПУС как механизм повышения эффективности управления по результатам
2.3 Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов
Заключение
Список литературы
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Федеральное агентство по образованию
Федеральное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
Югорский государственный университет
Юридический факультет
Кафедра менеджмента
Курсовая работа
по разработке управленческих решений
на тему: «Принятие решений в управлении по результатам»
г. Ханты-Мансийск - 2009 год
Содержание
Введение
Принятие решений в управлении по результатам в менеджменте
1.1 Критерии и показатели оценки эффективности
1.2 Обобщенные и специфические показатели эффективности и результативности
2. Принятие решений в управлении по результатам на государственной и муниципальной службе
2.1 Ориентация на результат
2.2 Система ЭПУС как механизм повышения эффективности управления по результатам
2.3 Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Данная тема является актуальной в связи с наличием трудностей оценки деятельности государственных и муниципальных служащих, также, трудностей с их мотивацией и стимулированием.
Целью данной работы является изучение принятия решений в управлении по результатам.
Основные задачи:
Дать характеристику принятию решений в управлении по результатам в менеджменте: основные критерии и показатели оценки эффективности.
Рассмотреть принятие решений в управлении по результатам на государственной и муниципальной службе.
При изучении данной темы использовался материал из Федерального закона от 27.07.2004 № 79 - ФЗ «О государственной и гражданской службе РФ», Указ Президента РФ от 28.04.2008г. «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и др.
Работа состоит из двух глав. В первой главе работы «Принятие решений в управлении по результатам в менеджменте» раскрываются основные критерии и показатели эффективности деятельности. Выделяют следующие группы критериев: критерий пригодности; критерий превосходства; критерий оптимальности; критерий адаптивности. Основными требованиями к показателям эффективности являются: соответствие поставленным целям, специфичность; измеряемость; сравнимость; достижимость; релевантность; экономичность оценки; определенность во времени; проверяемость. Показатели эффективности помогают определить реалистические цели и «узкие места» при их достижении, оценить целесообразность принятого решения и выбрать рациональное решение из нескольких альтернатив.
Во второй главе работы «Принятие решений в управлении по результатам на государственной и муниципальной службе» речь идет о системе оценки эффективности деятельности аппаратов органов государственной власти и местного самоуправления «Эффективная публичная служба» (далее система ЭПУС). Данная система разработана для того, чтобы содействовать проведению административной реформы в Российской Федерации, повышению эффективности публичной службы на всех уровнях и улучшению качества услуг, предоставляемых населению аппаратами органов государственной власти и местного самоуправления. Модель ЭПУС включает в себя две группы индикаторов эффективности: группа «Возможности» характеризует подходы, используемые аппаратом органа государственной власти (местного самоуправления) для достижения результатов и повышения эффективности деятельности; группа «Результаты» характеризует достижения аппарата орган» государственной власти (местного самоуправления). Также во второй главе раскрывается основные показатели для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
Управление по целям необходимо, в первую очередь, чтобы добиться эффективной реализации задач, стоящих перед организацией в современных условиях. А это, собственно, имеет большое значение в процессе выживания организации в современной подвижной и изменчивой окружающей среде.
При изучении данной темы использовался материал из Федерального закона от 27.07.2004 № 79 - ФЗ «О государственной и гражданской службе РФ», Указ Президента РФ от 28.04.2008г. «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и др.
Управление по результатам в менеджменте
Критерии и показатели оценки эффективности
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее -- Федеральный закон № 79-ФЗ) показатели результативности профессиональной деятельности гражданского служащего включаются в должностной регламент и могут предусматриваться в служебном контракте. Связаны эти показатели и с оплатой труда. Гражданским служащим гарантируются равные условия оплаты груда, а также сопоставимые показатели оценки эффективности результатов профессиональной деятельности при замещении соответствующих должностей. По отдельным должностям гражданской службы устанавливается особый порядок оплаты труда в зависимости от достигнутых показателей эффективности и результативности. Законом определяются не только показатели, но и критерии эффективности. Гражданский служащий имеет право на ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности критериями оценки эффективности.
При реализации различных кадровых технологий (конкурс, аттестация, квалификационный экзамен и др.) осуществляется оценка деятельности сотрудников, которая будет объективной лишь тогда, когда она основана на заранее определенных показателях и критериях.
Поскольку суждения о качестве считаются субъективными, заведомо неточными и не всегда доказуемыми, «в государственном менеджменте появилась тенденция оценивать эффективность путем сопоставления материальных и поддающихся измерению результатов с четко обозначенными целями и показателями выполнения конкретных задач» 1.
Для точной, обоснованной, объективной оценки качественных показателей явно недостаточно. Так, степень выполнения госслужащим обязанностей в соответствии с должностным регламентом может быть определена следующим образом: а) выполняет обязанности; б) в основном выполняет; в) не выполняет. С применением методов квалиметрии эти показатели преобразуются в количественные. Тогда деятельность госслужащего может быть оценена в 3, 2 или 1 балл соответственно. Утверждения, что попытки «измерить» эффективность несовместимы с неизмеряемой природой отдельных видов деятельности, чаще всего неправомерны.
Показатели эффективности определяют количественную меру соответствия полученного результата желаемому (требуемому). Показатель эффективности -- это всегда число (иногда соотношение), выражаемое в баллах, процентах, рублях, чел/час, временных параметрах, вероятностных характеристиках и др. Если показатель можно выразить одним значением, он будет скалярным (W). Однако на практике определить эффективность деятельности человека или тем более коллектива одним значением сложно. Даже эффективность функционирования достаточно простого технического устройства, например, часов, определяется не только точностью, но и временем работы без дозарядки, способностью работать в различных условиях, стоимостью, и т.д. Поэтому чаще используется векторный показатель (W i-n), объединяющий в себе несколько частных скалярных показателен.
Нельзя говорить о показателях эффективности какого-либо объекта или системы. Их эффективность проявляется в ходе определенной деятельности. Например, потенциальную эффективность калькулятора можно оценить, только производя вычисления; если же он используется для «забивания гвоздей», то такая оценка невозможна.
Основными требованиями к показателям эффективности являются: соответствие поставленным целям, специфичность (измерение результатов деятельности конкретного государственного органа, конкретного сотрудника); измеряемость (наличие определенной шкалы оценки); сравнимость (возможность сравнивать с предыдущими или схожими показателя ми); достижимость (нахождение в сфере влияния); релевантность (соответствие между желаемыми и достигнутыми результатами): экономичность оценки (определение показателей не должно требовать значительных финансовых и временных затрат); определенность во времени (возможность оценки в обозримом будущем); проверяемость (показатели должны основываться на документальных данных).
Критерий эффективности позволяет судить о достигнутом конкретном показателе. Является ли он удовлетворительным или нет и что же делать с этим показателем? Иначе говоря, критерий эффективности это не число. Это решающее правило, на основании которого делается вывод о достигнутом показателе. Если определение показателей эффективности -- это получение определенных «данных», то оценка показателей с использованием критериев эффективности -- это получение необходимой «информации».
Выделяют следующие группы критериев:
1. Критерий пригодности. W>=Wтpeб
При использовании этого критерия достигнутый показатель сравнивается с требуемым значением (Wтреб). Если он не хуже его, то может считаться приемлемым. Например, при поступлении в образовательные учреждения до недавнего времени в качестве показателя (W) использовалась сумма баллов, набранная абитуриентом на вступительных экзаменах, а в качестве требуемого значения
(Wтреб) -- проходной балл. Критерий же заключался в правиле «если сумма баллов равна или больше проходного балла, то абитуриент поступил, если меньше, то нет». В соответствии с этим критерием все решения, которые ведут к достижению результата, являются приемлемыми и равнозначными.
2. Критерий превосходства. Wi> Wj
В этом случае сравниваются два показателя и выбирается лучший из них. Критерий превосходства является частным случаем критерия оптимальности.
3.Критерий оптимальности. W = max (min) W i
Наилучший показатель выбирается из нескольких возможных.
Критерии превосходства и оптимальности применяются в системе государственной службы при проведении конкурсов, определении лучших структурных подразделений, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и т. д.
4. Критерий адаптивности. W(t) = max (min) W i(t)
Применяется тогда, когда комплекс условий оценки (t) не фиксирован и предполагает возможность оперативного реагирования на изменение обстановки2.
Данный подход уже активно используется в системе государственного управления. Так, цель административной реформы в Российской Федерации состоит в достижении показателей, содержание которых, их количественное выражение и применяемые критерии пригодности показаны на Рис.1.
Рис.1 Показатели и критерии эффективности административной реформы РФ на 2006-2008гг.
управление решение результат эффективность
Критерии эффективности определяют соотношение показателей, например, процент граждан, оставшихся удовлетворенными результатом обращения в государственные органы (W14%) на начало административной реформы (конец 2005 г.), и показателей (Wтреб), которые должны быть достигнуты в ходе реформы к концу 2008 г.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 09.02.2008 № 157-р административная реформа продлена на 2009-2010 годы и требуемые показатели эффективности, которые необходимо достичь к окончанию 2010 г., составляют, соответственно, Wтреб (70%), Wтреб (3%) и Wтреб (70 ед.). Тем не менее, для оценки текущей деятельности было бы чрезвычайно полезно проанализировать промежуточные результаты, достигнутые к окончанию 2008 года.
Основными целями использования показателей эффективности в практике работы государственных органов являются:
Объективная и точная оценка деятельности государственных органов и государственных служащих.
Совершенствование системы оплаты труда (в зависимости от эффективности деятельности).
Уточнение положений о государственных органах и их структурных подразделениях.
Уточнение должностных регламентов, служебных контрактов.
Совершенствование распределения состава государственных служащих (штатное расписание государственного органа).
Получение информации об оборудовании рабочих мест.
Повышение достоверности информации о деятельности государственного органа (структурного подразделения).
Совершенствование организационной структуры государственного органа.
Можно спорить об адекватности этих показателей и критериев их достижимости, возможности и способах определения достигнутых результатов. Однако поставленные цели определены достаточно ясно, равно как и необходимая степень их достижения.
Сложнее определить критерии при оценке векторных показателей. В этом случае используется метод установления «весовых значений» частных показателей, когда каждому из них присваивается определенный коэффициент (например, от 0 до 1), или лексикографический метод, суть которого заключается в первоначальном выделении множества альтернатив с лучшей оценкой по наиболее важному частному показателю. Если такая альтернатива единственная, то она считается наилучшей, если их несколько, то из их подмножества выделяются те, которые имеют лучшую оценку по второму показателю, и т.д. Особую важность приобретает выбор ключевого показателя3.
Таким образом, основными требованиями к показателям эффективности являются: соответствие поставленным целям, специфичность, измеряемость, сравнимость, достижимость, релевантность, экономичность оценки, определенность во времени, проверяемость.
Критерий эффективности позволяет судить о достигнутом конкретном показателе. Иначе говоря, критерий эффективности - решающее правило, на основании которого делается вывод о достигнутом показателе. Если определение показателей эффективности -- это получение определенных «данных», то оценка показателей с использованием критериев эффективности -- это получение необходимой «информации».
Таким образом, показатели эффективности помогают определить реалистические цели и «узкие места» при их достижении, оценить целесообразность принятого решения и выбрать рациональное решение из нескольких альтернатив.
Информация о работе Принятие решений в управлении по результат