Причины коррупции и методы борьбы с ней в системах муниципального самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 18:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы настоящей работы обусловлена важностью изучения коррупции в органах местного самоуправления, как социального и антиправового явления: коррупция ведет к нарушениям прав и свобод граждан; субъекты коррупционных преступлений, как правило занимают высокое общественное положение; коррупция как явление приспосабливается к различным условиям, непрерывно видоизменяясь, совершенствуясь и приобретая изощренно-интеллектуальные способы совершения, принося огромный материальный и моральный ущерб государству в целом. Объектом данной работы является коррупция в системе органов местного самоуправления муниципального образования город Красноярск.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. КОРРУПЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ЯВЛЕНИЕ………5
1.1Понятие, признаки, виды и масштабы распространения коррупции в органах государственной, региональной власти и органах местного самоуправления…………………………………………………………………...5
1.2Причины, порождающие коррупцию в российском обществе…………..7
ГЛАВА 2 АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………………..10
2.1 Принципы, методы, способы борьбы с коррупцией в органах муниципальной власти…………………………………………………………..10
2.2 Механизмы противодействия коррупции в органах муниципального управления……………………………………………………………………….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..26

Вложенные файлы: 1 файл

Аветисян А. М-81.docx

— 45.13 Кб (Скачать файл)

В настоящее  время при документировании фактов взяточничества основной упор сделан на выявление преступлений, предусмотренных  частью 4 ст. 290 УК РФ, совершенных в  группе и в крупном размере. Как  результат - за отчетный период на 33 % увеличилось  количество преступлений данной категории.

Средний размер взятки по оконченным уголовным  делам составил 269 тыс. рублей, что  в 1,5 раза превышает показатель по Сибирскому федеральному округу - 170 тыс. рублей - и  в 2 раза общероссийский - 136 тыс. рублей.

Среди наиболее часто используемых способов борьбы с коррупцией можно отметить реформы законодательства, которые  включают в себя как ужесточение  наказаний, так и меры для уменьшения количества ситуаций, предполагающих возникновение коррупции. Безусловно, одни государственные реформы без  поддержки общества не будут эффективны. Следовательно, чтобы достичь реальных успехов в борьбе с коррупцией, необходимо добиться увеличения большей  ответственности государства перед  гражданами. Для этого требуется  проводить долгосрочные реформы, создавать  независимые институты для исследования проявлений коррупции, а также повышать саму этическую культуру муниципальных  служащих. Кроме того, одним из эффективных  методов борьбы с коррупцией является полное или частичное снижение выгоды от не выполнения своих прямых должностных обязанностей, а так же повышение оплаты или вознаграждения за их успешное выполнение. Эксперты отмечают так же необходимость общественного контроля за выявлением случаев взяточничества в институтах власти, освещение случаев раскрытия дел, связанных с коррупцией должностных лиц, а так же принятие общегосударственных программ, направленных на борьбу с этим явлением. Кроме того, очень важно поддерживать общую атмосферу нетерпимости к коррупции среди населения.

Опыт  борьбы с коррупцией в других странах  говорит о том, что существенным способом борьбы есть конфискация имущества  у лица, которого осудили за этот вид преступления, а так же снятие депутатской неприкосновенности.

Президент России Дмитрий Медведев внес на рассмотрение парламента законопроект, в соответствии с которым виновных во взяточничестве будет взиматься штраф до стократной суммы взятки.

Способов  много, однако, эксперты склоняются к  мысли. Что на сегодняшний день нет  стопроцентных методов борьбы с  коррупцией.

Новое направление  борьбы с коррупцией - стремление не только к эффективности, но и к  прозрачности в работе органов местного самоуправления.

Там, где процесс властеотношения стал непрозрачным даже для его собственных управленческих органов, борьба с коррупцией обречена на провал. Нередко это зависит от самих условий доступа к информации и определяет поведение как чиновников, так и тех, кто с ними взаимодействует.

Тем не менее, коррупция - это система. Следовательно, для борьбы с ней также необходимо применять систему. Меры по борьбе с  коррупцией в органах власти должны быть взаимосвязаны и должны проводиться  в рамках системной концепции  предотвращения коррупции.

На  эту тему написано значительное количество работ, что сложно выделить какие-либо определенные «рецепты» против коррупции, тем более что пакет мер  по борьбе с этим явлением зависит прежде всего от статуса муниципального образования - его уровня экономического благосостояния, институциональных, исторических, географических, культурных факторов. Целесообразным привести примеры удачной стратегии по борьбе с коррупцией - и извлечь из них определенные уроки.

Сингапурская  стратегия. Получив независимость  в 1965 г., Сингапур оказался городом-государством с одним из высочайших уровней  коррупции во всем мире. Для борьбы с коррупцией были предприняты следующие  шаги:

Строгая регламентация  действий чиновников, упрощение бюрократических  процедур, жесточайший надзор над  соблюдением высоких этических  стандартов

Создано автономное Бюро по расследованию случаев коррупции (CPIB). Его основные функции:

получать  и расследовать жалобы, содержащие обвинения в коррупции в общественных и частных сферах;

расследовать  случаи халатности и небрежности, допущенные государственными служащими;

проверять деятельность и операции, проводимые государственными служащими с целью минимизировать возможность совершения коррумпированных действий.

Спустя  всего несколько лет после  начала антикоррупционной кампании честность стала социальной нормой среди чиновников. Что же касается высоких зарплат, то поначалу они превышали зарплату рабочих в 12-15 раз, однако со временем эта разница снизилась до 2-3 раз.

На сегодняшний  день Швеции присвоен первый ранг в  Corruption Perception Index. Секрет стратегии кроется в выполнении следующих задач - повышение экономического благосостояния, достижение социального равенства, борьба с бедностью и, что также немаловажно - восприятие честности как нормы поведения чиновника.

Меры  по борьбе с коррупцией, перечисленные  в этих примерах, в той или иной форме нашли отражение и в  стратегиях других государств. Наиболее эффективными являются комбинированные методы «кнута и пряника»; применяемые по отдельности, они вряд ли приведут к значительным результатам, если и вовсе не ухудшат ситуацию и пакет антикоррупционных законов, разработанный Президентским советом по противодействию коррупции, явное тому подтверждением.

В зависимости  от механизма действия меры социально-правового  контроля, используемые в борьбе с  коррупцией, можно также разделить  на две группы.

Властные  полномочия контролирующих субъектов  и корреспондирующие им обязанности  контролируемых муниципальных служащих, объективно не ущемляющие конституционные  права и свободы.

Примером  таких мер могут служить выраженные в различной правовой форме права  контролирующих инстанций на получение  необходимой им информации, проверку подлинности предоставленных сведений и соответствующие обязанности  контролируемых предоставлять такую  информацию, не препятствовать и не уклоняться от контроля.

Специально  предупредительные ограничения  и запреты, налагаемые на лиц, выступающих  объектом контроля, объективно ущемляющие конституционные права и свободы  граждан.

Как показывает практика, коррупцию в  органах местного самоуправления порождает  большое количество запретов, различного рода разрешительных процедур, не всегда оправданных. Неэффективное, а порой  и полное отсутствие механизма правовой защиты прав и законных интересов  физических и юридических лиц, контактирующих с муниципальными служащими, также  способствует разрастанию коррупции  в органах местного самоуправления.

Одним из факторов распространения коррупции в системе органов местного самоуправления является наличие множества формализованных процедур, которые созданы самими муниципальными служащими, неэффективность, а порой и полное отсутствие внутриорганизационного и внешнего контроля за деятельностью муниципальных служащих. В связи с этим отграничить организационные проблемы, вызванные несовершенством действующего законодательства от действий, стимулирующих коррупционное поведение заявителей, практически невозможно.

2.2 Механизмы противодействия коррупции в органах муниципального управления

Применение  всех технологий борьбы с коррупцией предусматривает включение в  себя комплекс политико-идеологических, правовых, организационно-технических, социально-экономических мер.

К комплексу  политико-идеологических мер можно  отнести меры, направленные на обеспечение  прозрачности принятия решений органами местного самоуправления; реформирование процедуры аукционов, предоставления квот, заказов; правовое воспитание для  осознания обществом ущерба от коррупции, признания государством и обществом  того, что коррупция - это угроза национальной безопасности.

Среди конкретных мер можно выделить следующие: четкое разграничение функций принятия решений, реализации решений, контроля, предоставления услуг между соответствующими муниципальными структурами; информационная поддержка антикоррупционнных мер, публикация соответствующих материалов, доступно изложенных в наиболее доступных для населения источниках; обеспечение доступа любого гражданина к необходимой для его деятельности и не являющейся секретной административной информации; формирование положительного образа российского чиновника и муниципальной службы, повышение престижа этой работы; активное привлечение общественных организаций, средств массовой информации, ассоциаций журналистов, профсоюзов, аналитических центров.

Среди конкретных мер можно выделить следующие: создание независимого органа для проведения антикоррупционной политики на уровне федерального центра, субъекта федерации, муниципального образования; проведение внеплановых проверок деятельности служащих, в том числе особым независимым органом; создание благоприятных условий для граждан, обращающихся с жалобой на действия того или иного чиновника; обеспечение режима конфиденциальности для предотвращения утечек служебной информации, которой можно воспользоваться в коррупционных целях; введение ежегодной процедуры пересмотра комплекса антикоррупционных мер; разработка системы мониторинга возможного конфликта интересов возникновения коррупционных действий в органах муниципального управления; существенное увеличение денежного содержания муниципальных служащих; организация системы поощрений, позволяющая муниципальному служащему вести себя честно и эффективно в материальном и моральном плане; реорганизация органов местного самоуправления в целях сокращения разросшегося аппарата муниципальных служащих; изменение административно-правовых отношений в системе муниципальной службы на началах конституционного принципа равенства всех перед законом и судом.

В рамках социально-экономических  мер представляется необходимым  выполнение следующих действий: расширение современных электронных средств  расчета, внедрение форм отчетности, облегчающих контроль за движением финансовых средств.

На сегодняшний  день в органах местного самоуправления муниципального образования город  Красноярск действует комиссия по соблюдению требований к служебному поведению  муниципальных служащих в администрации  города Красноярск и урегулированию конфликтов интересов на муниципальной  службе.

Основная  цель комиссии - создание условий недопущения  в органах местного самоуправления конфликтов интересов, коррупции.

Коррупция ведет  к вытеснению населения из сферы  бесплатных обязательных муниципальных  услуг.

Масштабы  коррупции по городу Красноярску  будут сокращаться по мере того, как будет укрепляться право, институт демократии, формироваться  массовый и сильный средний класс, укрепляться духовные и нравственные устои населения при изменении менталитета граждан и отношения к институту коррупции. Другими словами, искоренение коррупции как системы общественных отношений возможно только тогда, когда все - и население и местное самоуправление - станут бороться не только с последствиями коррупции, но и в первую очередь с ее причинами.

Исследования  показывают также, что существенным препятствием для активного участия  гражданского общества в борьбе с  коррупцией является общий низкий уровень  общественной активности. Он обусловлен тем, что россиянам приходится решать, прежде всего, свои собственные жизненные  проблемы. Они объясняют свою пассивность  неверием в то, что они могут  что-то изменить. Однако есть еще одна важная причина, которая ограничивает общественную активность граждан: большинство  оценивают влияние самодеятельных организаций на жизнь страны как  крайне незначительное. Пока люди не увидят и не поверят, что от их мнений или  действий хоть что-то зависит, у нас  не будет сильного независимого в  правовом отношении гражданского общества.

Изучение  проблемы возникновения коррупции  в органах местного самоуправления позволяет выделить конкретные направления, связанные с определением приемов  и методов, обеспечивающих эффективное  противодействие коррупции.

Разделим  их на несколько категорий.

Меры по пресечению коррупции политико-идеологического  характера предусматривают:

введение  открытых конкурсов на муниципальные  заказы и закупки;

информационная  поддержка антикоррупционнных мер, публикация соответствующих материалов в доступных для населения источниках;

материалы, связанные  с коррупционными действиями, при  условии, что они не затрагивают  систему национальной безопасности, в обязательном порядке делать прозрачными  для общественности;

завершить создание долговременной, на 3 года, специальной  муниципальной программы по противодействию  коррупции в органах местного самоуправления;

завершить внедрение  информационной системы, позволяющей  гражданам иметь доступ к информации о состоянии рассмотрения заявок, обращений, жалоб, иных документов; о  должностных лицах и службах, занимающихся их вопросами;

информирование  населения с юридическими комментариями  о возможных действиях, при нарушении  прав граждан обращающихся в органы местного самоуправления.

Правовые  технологии деятельности по предупреждению и пресечению коррупции должны включать:

пересмотр уголовного законодательства и ответственности  за коррупцию (установление запретов на занятие в дальнейшем государственных  должностей, конфискация имущества);

запрет амнистии на лиц, осужденных за коррупционные  преступления, увеличение сроков для  снятия или погашения судимости;

установление  достаточного срока для рассмотрения коррупционных правонарушений, для  более тщательного рассмотрения дел и обеспечения неотвратимости наказания для лиц, совершивших  коррупционное правонарушение;

установление  возможности ограничения права  на неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений  в отношении определенного круга  лиц, находящихся на государственной  службе, поскольку деятельность чиновника  является публичной;

введение  в практику законотворческой деятельности обязательного проведения криминологической  экспертизы крупных законопроектов в области антикоррупционной политики;

отмена презумпции невиновности в отношении чиновников, расходы которых значительно  превышают доходы;

установление  жесткого финансового контроля над  доходами и имуществом должностных  лиц и членов их семей, декларирование доходов государственными служащими  и членами их семей, изучение деятельности членов семей, занятых в предпринимательстве, на предмет использования «властного ресурса» в целях семейного обогащения;

Информация о работе Причины коррупции и методы борьбы с ней в системах муниципального самоуправления