Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 18:39, курсовая работа
Актуальность темы настоящей работы обусловлена важностью изучения коррупции в органах местного самоуправления, как социального и антиправового явления: коррупция ведет к нарушениям прав и свобод граждан; субъекты коррупционных преступлений, как правило занимают высокое общественное положение; коррупция как явление приспосабливается к различным условиям, непрерывно видоизменяясь, совершенствуясь и приобретая изощренно-интеллектуальные способы совершения, принося огромный материальный и моральный ущерб государству в целом. Объектом данной работы является коррупция в системе органов местного самоуправления муниципального образования город Красноярск.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. КОРРУПЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ЯВЛЕНИЕ………5
1.1Понятие, признаки, виды и масштабы распространения коррупции в органах государственной, региональной власти и органах местного самоуправления…………………………………………………………………...5
1.2Причины, порождающие коррупцию в российском обществе…………..7
ГЛАВА 2 АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………………..10
2.1 Принципы, методы, способы борьбы с коррупцией в органах муниципальной власти…………………………………………………………..10
2.2 Механизмы противодействия коррупции в органах муниципального управления……………………………………………………………………….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..26
В настоящее время при документировании фактов взяточничества основной упор сделан на выявление преступлений, предусмотренных частью 4 ст. 290 УК РФ, совершенных в группе и в крупном размере. Как результат - за отчетный период на 33 % увеличилось количество преступлений данной категории.
Средний размер взятки по оконченным уголовным делам составил 269 тыс. рублей, что в 1,5 раза превышает показатель по Сибирскому федеральному округу - 170 тыс. рублей - и в 2 раза общероссийский - 136 тыс. рублей.
Среди
наиболее часто используемых способов
борьбы с коррупцией можно отметить
реформы законодательства, которые
включают в себя как ужесточение
наказаний, так и меры для уменьшения
количества ситуаций, предполагающих
возникновение коррупции. Безусловно,
одни государственные реформы без
поддержки общества не будут эффективны.
Следовательно, чтобы достичь реальных
успехов в борьбе с коррупцией,
необходимо добиться увеличения большей
ответственности государства
Опыт
борьбы с коррупцией в других странах
говорит о том, что существенным
способом борьбы есть конфискация имущества
у лица, которого осудили за этот
вид преступления, а так же снятие
депутатской
Президент России Дмитрий Медведев внес на рассмотрение парламента законопроект, в соответствии с которым виновных во взяточничестве будет взиматься штраф до стократной суммы взятки.
Способов много, однако, эксперты склоняются к мысли. Что на сегодняшний день нет стопроцентных методов борьбы с коррупцией.
Новое направление борьбы с коррупцией - стремление не только к эффективности, но и к прозрачности в работе органов местного самоуправления.
Там, где процесс властеотношения стал непрозрачным даже для его собственных управленческих органов, борьба с коррупцией обречена на провал. Нередко это зависит от самих условий доступа к информации и определяет поведение как чиновников, так и тех, кто с ними взаимодействует.
Тем не менее, коррупция - это система. Следовательно, для борьбы с ней также необходимо применять систему. Меры по борьбе с коррупцией в органах власти должны быть взаимосвязаны и должны проводиться в рамках системной концепции предотвращения коррупции.
На эту тему написано значительное количество работ, что сложно выделить какие-либо определенные «рецепты» против коррупции, тем более что пакет мер по борьбе с этим явлением зависит прежде всего от статуса муниципального образования - его уровня экономического благосостояния, институциональных, исторических, географических, культурных факторов. Целесообразным привести примеры удачной стратегии по борьбе с коррупцией - и извлечь из них определенные уроки.
Сингапурская стратегия. Получив независимость в 1965 г., Сингапур оказался городом-государством с одним из высочайших уровней коррупции во всем мире. Для борьбы с коррупцией были предприняты следующие шаги:
Строгая регламентация действий чиновников, упрощение бюрократических процедур, жесточайший надзор над соблюдением высоких этических стандартов
Создано автономное
Бюро по расследованию случаев
получать
и расследовать жалобы, содержащие
обвинения в коррупции в
расследовать случаи халатности и небрежности, допущенные государственными служащими;
проверять деятельность
и операции, проводимые государственными
служащими с целью
Спустя всего несколько лет после начала антикоррупционной кампании честность стала социальной нормой среди чиновников. Что же касается высоких зарплат, то поначалу они превышали зарплату рабочих в 12-15 раз, однако со временем эта разница снизилась до 2-3 раз.
На сегодняшний день Швеции присвоен первый ранг в Corruption Perception Index. Секрет стратегии кроется в выполнении следующих задач - повышение экономического благосостояния, достижение социального равенства, борьба с бедностью и, что также немаловажно - восприятие честности как нормы поведения чиновника.
Меры по борьбе с коррупцией, перечисленные в этих примерах, в той или иной форме нашли отражение и в стратегиях других государств. Наиболее эффективными являются комбинированные методы «кнута и пряника»; применяемые по отдельности, они вряд ли приведут к значительным результатам, если и вовсе не ухудшат ситуацию и пакет антикоррупционных законов, разработанный Президентским советом по противодействию коррупции, явное тому подтверждением.
В зависимости от механизма действия меры социально-правового контроля, используемые в борьбе с коррупцией, можно также разделить на две группы.
Властные полномочия контролирующих субъектов и корреспондирующие им обязанности контролируемых муниципальных служащих, объективно не ущемляющие конституционные права и свободы.
Примером
таких мер могут служить
Специально
предупредительные ограничения
и запреты, налагаемые на лиц, выступающих
объектом контроля, объективно ущемляющие
конституционные права и
Как показывает практика, коррупцию в органах местного самоуправления порождает большое количество запретов, различного рода разрешительных процедур, не всегда оправданных. Неэффективное, а порой и полное отсутствие механизма правовой защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, контактирующих с муниципальными служащими, также способствует разрастанию коррупции в органах местного самоуправления.
Одним из факторов распространения коррупции в системе органов местного самоуправления является наличие множества формализованных процедур, которые созданы самими муниципальными служащими, неэффективность, а порой и полное отсутствие внутриорганизационного и внешнего контроля за деятельностью муниципальных служащих. В связи с этим отграничить организационные проблемы, вызванные несовершенством действующего законодательства от действий, стимулирующих коррупционное поведение заявителей, практически невозможно.
2.2 Механизмы противодействия коррупции в органах муниципального управления
Применение всех технологий борьбы с коррупцией предусматривает включение в себя комплекс политико-идеологических, правовых, организационно-технических, социально-экономических мер.
К комплексу политико-идеологических мер можно отнести меры, направленные на обеспечение прозрачности принятия решений органами местного самоуправления; реформирование процедуры аукционов, предоставления квот, заказов; правовое воспитание для осознания обществом ущерба от коррупции, признания государством и обществом того, что коррупция - это угроза национальной безопасности.
Среди конкретных мер можно выделить следующие: четкое разграничение функций принятия решений, реализации решений, контроля, предоставления услуг между соответствующими муниципальными структурами; информационная поддержка антикоррупционнных мер, публикация соответствующих материалов, доступно изложенных в наиболее доступных для населения источниках; обеспечение доступа любого гражданина к необходимой для его деятельности и не являющейся секретной административной информации; формирование положительного образа российского чиновника и муниципальной службы, повышение престижа этой работы; активное привлечение общественных организаций, средств массовой информации, ассоциаций журналистов, профсоюзов, аналитических центров.
Среди конкретных мер можно выделить следующие: создание независимого органа для проведения антикоррупционной политики на уровне федерального центра, субъекта федерации, муниципального образования; проведение внеплановых проверок деятельности служащих, в том числе особым независимым органом; создание благоприятных условий для граждан, обращающихся с жалобой на действия того или иного чиновника; обеспечение режима конфиденциальности для предотвращения утечек служебной информации, которой можно воспользоваться в коррупционных целях; введение ежегодной процедуры пересмотра комплекса антикоррупционных мер; разработка системы мониторинга возможного конфликта интересов возникновения коррупционных действий в органах муниципального управления; существенное увеличение денежного содержания муниципальных служащих; организация системы поощрений, позволяющая муниципальному служащему вести себя честно и эффективно в материальном и моральном плане; реорганизация органов местного самоуправления в целях сокращения разросшегося аппарата муниципальных служащих; изменение административно-правовых отношений в системе муниципальной службы на началах конституционного принципа равенства всех перед законом и судом.
В рамках социально-экономических
мер представляется необходимым
выполнение следующих действий: расширение
современных электронных
На сегодняшний день в органах местного самоуправления муниципального образования город Красноярск действует комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих в администрации города Красноярск и урегулированию конфликтов интересов на муниципальной службе.
Основная цель комиссии - создание условий недопущения в органах местного самоуправления конфликтов интересов, коррупции.
Коррупция ведет к вытеснению населения из сферы бесплатных обязательных муниципальных услуг.
Масштабы коррупции по городу Красноярску будут сокращаться по мере того, как будет укрепляться право, институт демократии, формироваться массовый и сильный средний класс, укрепляться духовные и нравственные устои населения при изменении менталитета граждан и отношения к институту коррупции. Другими словами, искоренение коррупции как системы общественных отношений возможно только тогда, когда все - и население и местное самоуправление - станут бороться не только с последствиями коррупции, но и в первую очередь с ее причинами.
Исследования
показывают также, что существенным
препятствием для активного участия
гражданского общества в борьбе с
коррупцией является общий низкий уровень
общественной активности. Он обусловлен
тем, что россиянам приходится решать,
прежде всего, свои собственные жизненные
проблемы. Они объясняют свою пассивность
неверием в то, что они могут
что-то изменить. Однако есть еще одна
важная причина, которая ограничивает
общественную активность граждан: большинство
оценивают влияние
Изучение проблемы возникновения коррупции в органах местного самоуправления позволяет выделить конкретные направления, связанные с определением приемов и методов, обеспечивающих эффективное противодействие коррупции.
Разделим их на несколько категорий.
Меры по пресечению
коррупции политико-
введение открытых конкурсов на муниципальные заказы и закупки;
информационная поддержка антикоррупционнных мер, публикация соответствующих материалов в доступных для населения источниках;
материалы, связанные с коррупционными действиями, при условии, что они не затрагивают систему национальной безопасности, в обязательном порядке делать прозрачными для общественности;
завершить создание долговременной, на 3 года, специальной муниципальной программы по противодействию коррупции в органах местного самоуправления;
завершить внедрение информационной системы, позволяющей гражданам иметь доступ к информации о состоянии рассмотрения заявок, обращений, жалоб, иных документов; о должностных лицах и службах, занимающихся их вопросами;
информирование населения с юридическими комментариями о возможных действиях, при нарушении прав граждан обращающихся в органы местного самоуправления.
Правовые технологии деятельности по предупреждению и пресечению коррупции должны включать:
пересмотр уголовного законодательства и ответственности за коррупцию (установление запретов на занятие в дальнейшем государственных должностей, конфискация имущества);
запрет амнистии на лиц, осужденных за коррупционные преступления, увеличение сроков для снятия или погашения судимости;
установление
достаточного срока для рассмотрения
коррупционных правонарушений, для
более тщательного рассмотрения
дел и обеспечения
установление
возможности ограничения права
на неприкосновенность частной жизни,
тайну переписки, телефонных переговоров,
почтовых, телеграфных и иных сообщений
в отношении определенного
введение в практику законотворческой деятельности обязательного проведения криминологической экспертизы крупных законопроектов в области антикоррупционной политики;
отмена презумпции невиновности в отношении чиновников, расходы которых значительно превышают доходы;
установление
жесткого финансового контроля над
доходами и имуществом должностных
лиц и членов их семей, декларирование
доходов государственными служащими
и членами их семей, изучение деятельности
членов семей, занятых в предпринимательстве,
на предмет использования «
Информация о работе Причины коррупции и методы борьбы с ней в системах муниципального самоуправления