Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 11:49, курсовая работа
Цель исследования – проанализировать развитие малого бизнеса в Украине, выявить основные проблемы его функционирования и предложить конкретные пути решения этих проблем.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих основных задач:
изучить теоретические основы исследования проблем малого бизнеса;
определить факторы, влияющие на развитие малого бизнеса в Украине;
проанализировать динамику развития малого бизнеса в стране.
сформулировать основные проблемы и перспективы малого бизнеса в Украине;
рассмотреть методы поддержки малого бизнеса со стороны государства в мире и Украине.
1.2. Экономические формы организации бизнеса
К экономическим формам организации бизнеса относят различные виды предприятий. Предприятие это основная организационная единица народного хозяйства Украины. Предприятие это, также, самостоятельный хозяйственный уставной субъект, который имеет права юридического лица и осуществляет производственную, научную и коммерческую деятельность с целью получения соответствующей прибыли (дохода).
Предприятие не имеет в своем составе других юридических лиц. Закон Украины «О предпринимательстве» создает равные правовые условия для деятельности предприятий независимо от форм собственности на имущество и организационные формы предприятия. Закон направлен на обеспечение самостоятельности предприятий, определяет их права и ответственность в проведении хозяйственной деятельности, регулирует отношения предприятий с другими предприятиями и организациями, органами государственного управления.
Соответственно формам собственности могут действовать предприятия таких видов:
Соответственно объемам хозяйственного оборота предприятия, численности его работников (независимо от форм собственности) оно может быть отнесено к категориям: малые, средние и крупные. Международная финансовая корпорация (IFC) приводит свои данные, характеризующие предприятия в Украине (табл. №1).
Таблица 1.1.
Характер предприятий в Украине по размерам
Характеристики |
Малые |
Средние |
Крупные |
Численность персонала, чел. |
<50 |
50-1000 |
>1000 |
Годовой валовый доход, тыс. евро |
<500 |
500-5000 |
>5000 |
Предприятия имеют право объединять свою производственную, научную и коммерческую деятельность и создавать следующие объединения:
Законами Украины определены три основных вида предприятий: государственное, коллективное и индивидуальное предприятия. При этом последняя группа имеет возможность создания индивидуального, семейного и частного предприятия. Если более широко рассмотреть данный вопрос, то можно выделить следующие виды предприятий:
Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития в Украине
2.1. Понятие, сущность и роль малого бизнеса в экономике
Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях.
Малые предприятия – юридические лица, - субъекты предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы хозяйствования, в которых среднее количество работников за отчетный (финансовый) год не превышает пятидесяти человек, а объем дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за этот период не превышает семидесяти миллионов гривен. [17]
Малое предпринимательство является неотъемлемой частью мировой рыночной экономической системы как наиболее массовая, динамичная, гибкая форма деловой жизни. На его часть выпадает не менее 50% занятых в общем, количестве работающих и в ВВП.
Роль мелкого бизнеса велика не только количественно, но и функционально, иными словами, по тем задачам, которые он решает в экономике. На мой взгляд, небольшие фирмы образуют своего рода фундамент, на котором вырастают более высокие «этажи» хозяйства и который во многом предопределяет архитектуру всего здания. В первую очередь это относится к интегрирующей, связывающей экономику в единое целое роли мелких компаний (отсюда, кстати, происходит латинизированное обозначение этого типа фирм — коммутанты, т. е. соединители).
Дело в том, что, в принципе, в рыночной экономике наличие платежеспособного спроса на определенный товар должно автоматически рождать его предложение. Но характерной чертой современного эффективного производства является его избирательность: оно экономически оправдано далеко не в любых условиях.
Так, крупное производство обычно эффективно лишь тогда, когда массово выпускается более или менее однотипная продукция. В противном случае крупная фирма по возможности не производит нерентабельные товары. Потенциально это может быть источником глубоких диспропорций в хозяйстве.
Мировой опыт и практика убеждают, что важным элементом рыночной экономики является существование и взаимодействие больших, средних и малых предприятий. При этом малое предпринимательство рассматривается не только как дополнение к большому производству, а как самостоятельная форма функционирования и развития современных продуктивных сил – гибкая, жизнеспособная, эффективная, прогрессивная.
Особенное значение малого бизнеса в переходный к рыночным отношениям период проявляется в структурной перестройке экономики, ускорении научно-технического процесса, формировании нового социального слоя.
Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес – это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства – мышцы, живая ткань хозяйственного организма.
Развитие мелкого бизнеса необходимо еще и потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса.
Для экономики в целом деятельность мелких компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития мелкого бизнеса специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.
2.2. Становление и необходимость развития малого бизнеса в Украине
Одним из решающих условий углубления проведенных в Украине экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого бизнеса. Малый бизнес создает основу экономического баланса, по его развитию в мире оценивается общий уровень развития каждой страны.
В реальной экономической системе вопрос о необходимости развития малых и средних форм предпринимательства гораздо более сложен, нежели может показаться на первый взгляд. На эту разновидность бизнеса возложены задачи по модификации социальных и экономических преобразований в развитии государства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способный быстро реагировать на любые смены рыночной конъюнктуры, заполнять ниши, которые образуются в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является главным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проведенных реформ.
Понятие «малый бизнес» в Украине с 1991 г. претерпело определённую трансформацию, связанную со сменой критериев отношения к такой сфере деятельности хозяйствующих субъектов. В целях реализации Национальной Программы содействия развитию малого предпринимательства, утверждён Закон Украины «Про Национальную Программу содействия развитию малого предпринимательства в Украине» от 21 декабря 2000 года. В первом квартале 2001 года была намечена разработка проектов законов Украины про внесение изменений к Законам Украины «Про предпринимательство», в которых предусматривалось определить понятия «большое», «среднее», «малое предпринимательство», «микро предпринимательство» и « субъект малого предпринимательства». Это осталось невыполненным. И только через три года в новом Хозяйственном кодексе, который вступил в силу с 1 января 2004 года, к малым предприятиям отнесены фирмы, которые имеют менее чем 50 наёмных работников, а к большим – компании, где работают более 1000 работников (Хозяйственный кодекс Украины от 16 января 2003 г).
Практически в любой цивилизованной стране малый бизнес начинается с собственного, семейного капитала. В конце 80-х – начале 90 гг. у украинцев было отобрано 89 млрд рублей, вложенных в виде вкладов в Сбербанке. Этих средств хватило бы для развития европейского уровня малого бизнеса. Отсутствие семейного капитала продолжает оказывать отрицательное воздействие. В последнее время отмечено сокращение количества предпринимателей в некоторых регионах. Зафиксированы случаи уменьшения количества субъектов предпринимательской деятельности – представителей малого бизнеса: например, в Виннице и Винницкой области, в Черкассах, особенно в сельской местности. В частности, в Винницкой области сельский предприниматель платит налог 100 гривен и торгует всего 2 раза в неделю, что не дает возможности полноценного развития бизнеса.
Можно привести ряд аргументов относительно того, что, кроме успешных макроэкономических мероприятий, употреблённых в постсоциалистических странах, общий экономический прогресс стал следствием того духа предпринимательства, который в этот процесс принес именно малый бизнес. Сила предпринимательства как образа жизни дала толчок, который активизировал появление новых отношений собственности, изменения в социальном сознании и экономическую эффективность.
Такие страны, как Польша, Венгрия, Словения и Чехия уже находятся на третьем этапе саморегуляции рынка. Можно привести ряд аргументов, в частности, таких, что эти страны уже имели основу для развития, их экономика находилась на высшем этапе развития, и они имели лучшие отношения с другими странами со свободной рыночной экономикой. Невзирая на эти факторы, анализ развития в Украине показывает, что главной причиной неэффективности экономики является отсутствие гибкой и приспособленной к новым условиям политической среды. Такое наблюдение можно легко объяснить и подтвердить высокой долей теневой экономики в Украине.
При нынешней ситуации в Украине развитие малого бизнеса должно стать решающим фактором для совершенствования экономических механизмов. Только энергичное развитие малого предпринимательства обеспечит социальную реструктуризацию общества и переход в цивилизованный рынок.
Следовательно, развитие малого бизнеса в Украине крайне необходимо. Его становление имеет позитивное значение для национальной экономики, что в значительной мере обусловит создание современной рыночной экономики с социальной направленностью.
2.3. Правовые основы функционирующих и организация новых мелких фирм
Основные формы предпринимательства приобретают конкретные организационно-правовые формы ведения хозяйства. Их правовой статус, регламентация деятельности определяются законами Украины «Про собственность», «Про предпринимательство», «Про предприятия Украины», «Про хозяйствующие товарищества», «Про сельское (фермерское) хозяйство», «Про коллективное сельскохозяйственное предприятие», «Про потребительскую кооперацию», «Про объединение граждан», «Про банкротство» и другими законодательными и нормативными актами и внесёнными к ним соответствующими изменениями.
Информация о работе Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в Украине