Проблемы сбора первичной информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 10:52, курсовая работа

Краткое описание

Исследование систем управления в зависимости от масштаба изучаемой проблемы, целей, задач исследования может носить глобальный или локальный характер.
Глобальные проблемы имеют системный, междисциплинарный характер. Такие проблемы исследуют с использованием общенаучных методов.
Проблемы, ограниченные по своим масштабам, имеющие ярко выраженную специфику или связанные с конкретными субъектом, объектом, чаще исследуют с применением частно-научных методов.

Содержание

Введение 3
1. Понятие первичной информации. Измерения, данные,
информация при исследовании 4
2. Методы сбора первичной информации. 10
3. Проблемы методов сбора первичной информации 18
4. Основные причины возникновения некачественной
первичной информации 20
Заключение 25
Используемая литература 26

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы сбора первичной информации.doc

— 304.50 Кб (Скачать файл)

II вариант: Рис. 1.2. Структурирование информационных основ исследования систем управления по степени их формализации: интуитивные, предметные, формальные данные.

III вариант: Рис.1.3. Структурирование информационных основ исследования систем управления по признаку снятия не определенности в знании об объекте.

По степени достоверности  знания делятся на достоверные (знания, полученные из официальных источников), знания относительной достоверности (полученные из случайных источников), знания с возможным умышленным искажением информации.

Должны исследоваться  действие тайны, конфиденциальности, дезинформации при исследовании систем управления, их влияние на точность и достоверность результата.

Должен проводиться  анализ устойчивости результата исследования к ошибкам в исходных данных. В  моделировании такие исследования называют исследованиями робастности  модели и(или) результата. Если в результате исследования будет выявлена устойчивость (робастность) результата к ошибкам в информационных условиях, то это свидетельствует о пониженном риске. Это должно учитываться при практическом использовании таких результатов.

Рис. 1.1. Структурирование информационных основ по природе условий исследования систем управления: детерминированные, случайные, неопределенные.

Рис. 1.2. Структурирование информационных основ исследования систем управления по степени их формализации: интуитивные, предметные, формальные данные.

Рис. 1.3. Структурирование информационных основ исследования систем управления по признаку снятия неопределенности в знании об объекте.

 

 

Сбор и анализ информации в процессе предпрогнозных исследований во многом определяют как эффективность, достоверность прогноза, так и затраты на него[11, с. 73].

Тщательный анализ информационных условий исследования систем управления соответствует возрастающей значимости информационных ресурсов по отношению  к другим видам ресурсов исследования систем управления, может предопределить выбор и эффективность метода исследования.

 

 

 

 

2. Методы сбора  первичной информации.

 

Если более дешевая  вторичная информация (внешняя и  внутренняя) не позволяет сделать  окончательные выводы по ситуации для  принятия обоснованного маркетингового решения, необходимо собирать первичную информацию. Она, естественно, намного дороже вторичной, так как предполагает большие затраты труда высококвалифицированных специалистов. Первичная информация характеризует в основном клиентов. Таким образом, можно сказать, что логика маркетинговых исследований выражается в последовательном переходе от общего к частному: сначала необходимо сделать SWOT-анализ по всем факторам маркетинга, указанным на рис. 3.2, дать их полную характеристику (в основном по вторичной информации), затем изучить структуру рынка (т.е. произвести его сегментирование) и выполнить позиционирование товара на этом рынке. Только после этого можно приступать к еще более глубокому познанию своих покупателей, используя специфические методы сбора первичной информации об их поведении, образе жизни и т.п. За рубежом такую работу чаще всего осуществляют специальные исследовательские организации. В России таких организаций пока еще очень мало. Но исследования по сбору первичной информации проводить надо. Кто же тогда должен их проводить? Чаще всего сами организации, фирмы — все те, кому такая информация нужна.

В настоящее время  сбор первичной информации организациями, фирмами, испытывающими потребность  в ней, осуществляется следующим  образом. Фирмы составляют анкеты и нанимают посторонних молодых людей (часто студентов) для анкетирования потенциальных покупателей. От приглашенных студентов-исследователей требуется только одно: сдать заполненные анкеты заказчику и получить за это оговоренную заработную плату. Вот они и заполняют эти анкеты сами, а потом сдают их заказчику, как будто провели обследование по-настоящему (автор не писал бы об этом, если бы сам не видел, как подобное делают некоторые нанятые на работу студенты в перерывах между занятиями). Нередко заказчик маркетингового исследования не удосуживается провести хотя бы поверхностный инструктаж нанятых для сбора данных студентов[3, с. 173].

Пользы от подобных исследований, естественно, никакой. И можно сказать, что отсутствие первичной информации для фирмы предпочтительнее, чем наличие ложной. Поэтому российскому предпринимателю, решившемуся на такое исследование, можно порекомендовать только одно: разработав анкету и наметив круг опрашиваемых покупателей, закрыть на несколько дней фирму, если она небольшая, и всех своих работников, в том числе и себя, направить на анкетирование, на опросы, не забыв объяснить своим работникам, что от качества собранной ими информации зависит будущее фирмы, а следовательно, и их будущее. Если же все-таки фирма для проведения опросов решит нанять студентов, то кроме тщательного инструктирования ей полезно будет провести пилотное (пробное) обследование, в процессе которого можно не только выявить слабые места проекта в целом (например, в содержании анкеты), но и обучить молодых людей на практике правилам сбора данных, указать им на ошибки, которые непременно будут, ибо многие из них впервые столкнутся с такой работой.

Почему же зарубежные исследователи  рынка (консультационные фирмы) не врут своим заказчикам и стараются  обеспечить необходимую точность и достоверность предоставляемых ими данных? Ответ прост. Они живут за счет проведения таких исследований. Это для них единственная и постоянная работа. И если их рекомендации окажутся неверными, то их имидж на рынке таких услуг сильно пострадает — никто не будет к ним больше обращаться с такими заказами. А поскольку в нашей стране таких консультационных фирм пока еще очень мало, наши предприниматели сами должны организовывать исследования по сбору первичной информации, осуществляя постоянный контроль над работой своих подчиненных в процессе обследования, ибо трудно придумать что-нибудь важнее правдивой и точной информации для обеспечения успешного бизнеса.

 

 

Рис. 2.1 Примерная схема процесса сбора первичной информации

 

Примерная схема процесса сбора первичной информации представлена на рис. 2.1. Она может быть и несколько иной, что определяется характером решаемых задач, спецификой рынка и др.

Определение информационных потребностей

Потребность в информации, в том числе и первичной, определяется проблемами, перед решением которых  в силу тех или иных причин встала фирма. Если, допустим, руководство  той или иной коммерческой организации  случайно узнало о том, что в других регионах появилась принципиально новая модель товара, аналогичная той, которую она уже в течение довольно длительного времени продает на своем региональном рынке, то кроме того, откуда эту модель завезли, сколько она стоит, возможна ли в ближайшее время ее доставка и на данный рынок, надо узнать и такие обстоятельства, как к этой модели отнесутся традиционные покупатели товаров данной организации, подойдет ли для них эта модель и т.п. [5, с. 104]

Или другой случай. Фирма  узнала, что на некоем рынке нет товара, производимого ею, и освоение этого рынка может принести неплохие доходы. Фирма может поспешить и сразу же предложить этому рынку свой товар, что будет означать ошибку, иногда весьма серьезную и почти всегда непоправимую. Начинать же следует, каким бы важным ни был фактор времени, с формиррвания информационных потребностей для последующего опроса или анкетирования потенциальных покупателей, т.е. с установления конкретных показателей. Если же фирма выйдет на рынок без предварительного изучения ситуации, ее, скорее всего, постигнет неудача, приводящая ее в ряде случаев к невозвратимым затратам.

Вопросы, которые необходимо прояснить в ходе проведения маркетингового исследования, надо проанализировать для того, чтобы выбрать наиважнейшие для включения их в анкету или опросный лист. В этом и заключается суть первого этапа исследования по сбору первичной информации, схематично представленного на рис. 2.1.

Разработка концепции  сбора первичных данных

Разработка концепции  и других материалов для исследования — второй этап согласно рис. 2.1 — предполагает:

• четкое определение  проблемы, факторов, обстоятельств, влияющих на ее решение;

• формулирование целей  исследования, которые должны быть направлены на решение проблемы;

• описание типов данных, которые необходимо получить в процессе исследования;

• описание методов сбора  данных, техники измерений, моделей, методов анализа данных;

• обоснование времени, необходимого на исследование, составление  календарных планов, графиков для  его участников;

• определение стоимости  исследования.

 

Рис. 2.2 Классификация  первичной информации

 

Таким образом, на данном этапе осуществляется осмысление и описание всего комплекса работ по проведению предстоящего исследования, в том числе и уточнение намеченных на первом этапе перечней показателей, в разрезе которых необходимо осуществить сбор данных.

Один из важнейших этапов подготовки маркетингового исследования — определение и выбор методов его осуществления (третий этап согласно рис. 2.1), т.е. методов сбора информации, которая подразделяется на количественную и качественную.

Качественная и количественная информация

Качественная информация необходима исследователям для более глубокого проникновения в природу людей, совершающих покупки конкретных товаров. Такие исследования имеют своим объектом психологию покупателей в прикладных к торговле аспектах, причем к торговле конкретными товарами (только теми, которыми торгует фирма, проводящая данное исследование). Качественную информацию можно использовать для совершенствования товара, для разработки его потребительных свойств с учетом моральных и этических ценностей покупателей. Качественная информация заставляет производителей и коммерсантов задуматься над истинными ценностями предлагаемых ими товаров, взглянуть на свой товар глазами покупателей. Игнорировать качественную информацию никак нельзя. Полезность ее несомненна, а ее точность и достоверность во многом определяется квалификацией исследователей[11, с. 57].

Количественная информация незаменима для понимания поведения больших  групп людей (потенциальных покупателей). По своей природе она не может  позволить исследователю проникнуть вглубь психологических явлений совершения покупок, но она помогает ему подняться на довольно высокий уровень обобщений по вопросам объемов продаж, отношения больших групп покупателей к потребительным свойствам товара. Выводы, получаемые из количественных показателей, могут иметь весьма широкое применение. Количественная информация, безусловно, дополняет качественную, и весьма существенно. Начинать сбор первичной количественной информации нужно с предпосылки, что предмет исследования измерим и можно получить вполне определенные количественные характеристики его поведения. Не рекомендуется начинать сбор количественной информации, если нет возможности оценить результаты такого исследования с помощью инструментов статистики, если нет возможности сделать надежные обобщения и выводы, представляющие профессиональный интерес для маркетологов, для предпринимателей (заказчиков исследования).

Сбор первичной информации (количественной и качественной) осуществляется посредством  наблюдений, различных опросов (интервью), анкетирования, тестирования, экспериментов. В литературных источниках названы и другие методы или эти же самые, но по-другому. Поскольку в России маркетинговое исследование зачастую отождествляют с анкетированием, и поскольку анкетирование применяется чаще других методов, есть смысл описание методов сбора первичной информации начать именно с анкетирования.

Анкетирование — это письменный опрос реальных и потенциальных  покупателей посредством заполнения последними заранее подготовленных исследователями специальных бланков (анкет) с перечнем вопросов. Суть такого исследования состоит в том, что каждый обследуемый в процессе контакта с исследователем или по почте получает анкету, которую самостоятельно заполняет и лично либо по почте возвращает исследователю.

Составлению анкеты, как правило, предшествует большая аналитическая работа: надо установить границы исследуемого рынка, его структуру по сегментам, численность всей опрашиваемой совокупности покупателей, которая называется генеральной совокупностью, численность сегментов, объем выборки в общем и целом, а также и по сегментам, если они выделены, наметить основные параметры, которые необходимо выяснить в процессе анкетирования, и др. Совокупность ответов должна дать полную характеристику изучаемой проблемы на определенный момент времени, поскольку в результате обработки анкет будет получена качественная и количественная информация, позволяющая установить причинно-следственные связи, имеющиеся в торгово-обменных процессах.

Начинать анкетирование  можно (а иногда и нужно) с определения  объема выборки, под которым понимают часть генеральной совокупности, несущую в себе характеристические черты и признаки всей совокупности обследуемых субъектов (явлений или процессов) и являющуюся по количеству и качеству необходимой и достаточной для вынесения суждений как в целом по всей совокупности, так и по каждому ее элементу в отдельности (разумеется, с определенной степенью точности и достоверности). Определять объем выборки необходимо потому, что обследовать всю генеральную совокупность не представляется возможным — не хватит ни времени, ни средств на такое обследование.

Расчет объема случайной  бесповторной выборки (опрашиваемый выбирается случайно и второй раз уже не опрашивается), которая применяется чаще всего, осуществляется по формуле [12]:

где n — число единиц выборки;

t — коэффициент доверия, вычисляемый по специальным таблицам в зависимости от вероятности, с которой можно гарантировать, что предельная ошибка не превысит t-кратную ошибку (при вероятности 0,990 он равен 3, при вероятности 0,999 — 3,28; на практике чаще берут вероятность 0,954, при которой t = 2);

Информация о работе Проблемы сбора первичной информации