Проблемы социальной ответственности бизнесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучить социальную ответственность в бизнесе .
Задачи исследования:

1. раскрыть понятие социальной ответственности предпринимательства.

2. выявить роль спонсорства в развитии социальной обстановки в обществе.

3. изучить благотворительную помощь предприятий и организаций: проблемы и пути решения.

4. провести анализ преимуществ и недостатков социальной ответственности .

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

1. Изучение социальной ответственности бизнеса…………………………..…5

1.1 Определение и сущность социальной ответственности……………….…...5

1.2 История развития социальной ответственности бизнеса…………………10

2. Оценка социальной ответственности ……………………………………….23

2.1 Проблемы социальной ответственности бизнеса в Росси……………...…23
2.2 Сравнительный анализ преимуществ и недостатков формирования социальной ответственности………………………………………..………..…27
Заключение……………………………………………………………………….30
Библиографический список………………………………………………..……32

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВИК МЕНЕДЖМЕНТ.docx

— 57.01 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

имени П.А. СТОЛЫПИНА»

 

 

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА  ОРГАНИЗАЦИИ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Основы менеджмента

на тему: «Проблемы социальной ответственности бизнеса»

 

Выполнил:

Студента 4 курса

заочной формы обучения,

специальности  080507.65

Менеджмент организации,

                                                                           Маркова .В.В

Руководитель:

 

 

 

Саратов 2011г.

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

1. Изучение социальной  ответственности бизнеса…………………………..…5

1.1 Определение и сущность  социальной ответственности……………….…...5

1.2 История развития социальной  ответственности бизнеса…………………10

2. Оценка социальной ответственности ……………………………………….23

2.1 Проблемы социальной  ответственности бизнеса в Росси……………...…23

2.2 Сравнительный анализ преимуществ и недостатков формирования социальной ответственности………………………………………..………..…27

Заключение……………………………………………………………………….30

Библиографический список………………………………………………..……32

 

Введение

  • Цель исследования - изучить социальную ответственность в бизнесе .
  • Объект исследования - социальная ответственность бизнеса.
  • Предмет исследования - социальная ответственность в бизнесе .
  • Задачи исследования:

1. раскрыть понятие социальной  ответственности предпринимательства.

2. выявить роль спонсорства  в развитии социальной обстановки  в обществе.

3. изучить благотворительную  помощь предприятий и организаций:  проблемы и пути решения.

4. провести анализ преимуществ  и недостатков социальной ответственности  .

        Социальная ответственность бизнеса в России традиционно складывалась на основе государственного патернализма. Подобные принципы были обозначены и в старом КЗоТе, и в социальном законодательстве, где основополагающую функцию социальной ответственности выполняло государство. В конце концов, это привело к тому, что ответственность работодателя за свои действия не только по обеспечению социального благополучия своих работников, но и простому соблюдению обозначенных законом минимальных социальных гарантий фактически не исполнялись. Государство со своей стороны в переходный период не могло требовать жёсткого исполнения социального и трудового законодательства, что вылилось в задержки по заработной плате, не говоря уже о добровольном социальном страховании для членов рабочего коллектива. Ситуация, когда в стране наблюдалась полная анархия в трудовых отношениях между работниками и работодателями, массовые сокращения штатов и постоянный рост теневого сектора экономики, никак не могла способствовать устойчивому развитию ответственности бизнеса за общественное благополучие в стране.

В то же время, в последние годы получает распространение практика участия хозяйствующих субъектов  в решении актуальных социальных проблем на федеральном и региональном уровнях, что является одним из важнейших  ресурсов для повышения уровня социальной стабильности в обществе. В основе такой практики лежит принятие ценностей  и принципов социальной ответственности  бизнеса. Вмешательство большого бизнеса  в социальные нужды стаёт всё  более и более актуальной задачей  для современного российского общества.

Так что же такое социальная ответственность  бизнеса. Это ведение бизнеса  по тем нормам и законам, принятым в той стране, где он находиться. Это создания рабочих мест. Это  благотворительность и создание различных фондов помощи различным  социальным слоям общества. Это обеспечение  защиты окружающей среды своего производства, и многое другое поддерживающие социальный статус в стране.

1. Изучение социальной ответственности бизнеса

1.1 Определение  и сущность социальной ответственности

Под социальной ответственностью следует  понимать взаимоотношения более  властных слоёв общества с менее  властными и нуждающимися слоями. Да, понятно, что государство должно обеспечивать население всеми важнейшими социальными, материальными, в общем, всеми необходимыми вещами для наиболее лучшего его развития, но как оказывается  в реальности не всё так просто как кажется на первый взгляд. Государство  по своей сути играет роль некоторого регулятора в рыночных отношениях, из-за несовершенства последнего. Как  известно общество состоит из отдельных  индивидов, которые в свою очередь  формируются в социальные группы, эти группы затем составляют страну, регулятором которой и является государство.

Регулировать отношения между  людьми необходимо, по причине природы  самих людей. Жадность, жестокость, страх и ещё масса характеристик  людей способствуют их саморазрушению. Поэтому нужно создать систему  контроля во избежание самоуничтожения  и в обретение механизма экономического и духовного роста человечества.  

Государство создаёт механизмы  управления рынком. Формирование государственного бюджета за счёт денежных средств  полученных от налогов, пошлин, таможенных сборов и других источников дохода, идёт на решения ряда проблем. Для  развития страны необходимо учитывать  социальные аспекты. Государством разрабатывается  контрольные механизмы по этому  вопросу называемые социальной политикой.

Социальная политика является одним  из важнейших направлений государственного регулирования экономики. Она –  органическая часть внутренней политики государства, направленная на обеспечения  благополучия и всестороннего развития его граждан и общества в целом. Значимость социальной политики определяется её влиянием на процессы воспроизводства  рабочей силы, повышения производительности труда, образовательного и квалификационного  уровня трудовых ресурсов, на уровень  научно-технического развития производительных сил, на культурную и духовную жизнь  общества. Социальная политика, направленная на улучшение условий труда и  быта, развитие физкультуры и спорта, даёт снижение заболеваемости и тем  самым оказывает ощутимое воздействие  на сокращение экономических потерь в производстве. В результате развития таких систем в социальной сфере, как общественное питание, дошкольное образование, освобождает часть  населения из сферы домашнего  хозяйства, повышается занятость в  общественном производстве. Наука и  научное обеспечение, определяющие перспективы экономического развития страны, также являются частью социальной сферы и их развитие, и эффективность  регулируются в рамках социальной политики. Социальная сфера не только регулирует процессы занятости населения, но и  является непосредственно местом приложения труда и обеспечивает работой  миллионы людей в стране.

Основными задачами социальной политики являются:

1. Гармонизация общественных отношений,  согласование интересов и потребностей  отдельных групп населения с  долговременными интересами общества, стабилизация общественно-политической  системы.

2. Создания условий для обеспечения  материального благосостояния граждан,  формирование экономических стимулов  для участия в общественном  производстве, обеспечение равенства  социальных возможностей для  достижения нормального уровня  жизни.

3. Обеспечение социальной защиты  всех граждан и их основных  гарантированных государством социально-экономических  прав, в том числе поддержка  малообеспеченных и слабо защищённых  групп населения.

4. Обеспечение рациональной занятости  в обществе.

5. снижения уровня криминализации  в обществе.

6. Развитие отраслей социального  комплекса, таких как образование,  здравоохранение, наука, культура, жилищно-коммунальное хозяйство  и т.д.

7. Обеспечение экологической безопасности  страны.

Государство старается контролировать вышеперечисленные аспекты социальной политики, но дело в том, что не хватает  денежных средств и возможностей на обеспечение всего чего нужно. Вмешательство большого бизнеса  в социальные нужды стаёт всё  более и более актуальной задачей  для современного российского общества.

 

Принятие на себя ответственности  и привлечение к ответственности  являются необходимыми следствиями  выполнения задач различными лицами с разделением труда между  ними.

Ответственность - это необходимость, обязанность отдавать кому-либо отчет в своих действиях, поступках. Ответственность может быть официальная и личная (чувство ответственности как черта характера).1

Социальная  ответственность является свойством (чертой) характера личности наряду с чуткостью, скромностью, смелостью, щедростью, настойчивостью, гордостью и т.д. Ответственность личности - это черта характера, приобретаемая в результате воспитания и учета моральных норм общества.

Социальная ответственность менеджера  отражается в его решениях, поставленных целях и их приоритетах, средствах  и методах реализации решений.

Она реализуется в конкретных делах  компании и менеджера (руководителя), направленных в первую очередь на помощь в создании приемлемого уровня жизнеобеспечения своих работников, членов их семей и социально незащищенных групп населения. 2

Эта помощь может реализоваться  в прямом или косвенном виде. В  прямом виде помощь может оказываться  в форме бесплатных обедов; продажи  товаров по пониженным ценам; производства экологически чистой продукции; установления квот на прием безработных, выпускников  учебных заведений, инвалидов и  т.д. В косвенном виде - это благотворительные  взносы, поддержка социальных инициатив  других компаний или государства  и т.п. На практике иногда социальная ответственность вторична по отношению  к благосостоянию компании согласно девизу: Сначала преуспевание, а  потом благотворительность".

Социальная ответственность компании явно или неявно отражается в ее уставных документах. Особенно это  проявляется в миссии и основных целях компании. Если основная цель компании направлена на максимальное удовлетворение потребностей и интересов  персонала и клиентов, то это высшее проявление социальной ответственности. Если же основной целью является получение  максимальной прибыли в интересах  учредителей, то это означает минимальную  социальную ответственность компании. При этом руководители компании будут  сильно ограничены в попытках расширить  свою социальную ответственность.

Важными параметрами социальной ответственности  являются широта, временной интервал, придаваемое значение и вовлеченность  персонала.

Широта определяет диапазон функций  производства и управления, по которым  компания берет на себя социальную ответственность, например, техническую  безопасность, своевременную оплату труда, социальную справедливость и  др.

Временной интервал - это период устойчивого внимания и конкретных действий по соблюдению моральных норм во всем диапазоне заявленных функций производства и управления компании. Временной интервал может быть бессрочным и на заданный срок, например, на период выполнения определенного задания.

Придаваемое значение - это важность социальной ответственности перед технологическими целями компании. Для этого в приоритетном порядке выделяются ресурсы для реализации важнейших социальных целей компании. Например, для уменьшения профессиональных заболеваний руководство компании решило закупить технологию, в которой не используется асбест в качестве наполнителей для строительных блоков, при этом строительство нового технологического корпуса решили "заморозить". Вовлеченность персонала - уровень участия персонала компании в реализации социальных целей. Существуют два основных варианта организации выполнения социальных целей:

• путем формирования отдельных  коллективов в составе компании;

• путем участия всего коллектива компании на общественных началах во внеурочное время.3

Взаимодействие социальной и юридической  ответственности.

Процесс гармонизации общества и компании идет через реализацию социальных инициатив  и юридических требований. Обычно часть социальных инициатив является предвестником юридических требований, другие социальные инициативы признаются морально необходимыми, но не оформляются  директивными актами государственного или муниципального управления. Иногда закон опережает появление социальных инициатив и тогда он предусматривает  юридическую и социальную (моральную) ответственность руководителя или  компании. Например, законодательные  акты о предельных концентрациях  вредных выбросов в атмосферу  или в водную среду регулируют технологию производства и возлагают  социальную ответственность руководителей  перед населением. Обычно социальная ответственность предусматривает  более жесткие требования на параметры  концентраций вредных выбросов.

Информация о работе Проблемы социальной ответственности бизнесса