Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:41, курсовая работа
Вопрос организационной культуры является относительно новым и мало изученным в нашей стране и за рубежом. Даже в США исследованием этой проблемы начали заниматься лишь в 80-90-х годах, а в России и того позже. Поэтому пришло время серьезно заняться изучением деятельности организации с позиции организационной культуры. Об интересе к этой проблеме свидетельствуют запросы руководителей и специалистов, а также реальные заказы организаций на выполнение исследовательских проектов.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Общие понятия и сущность корпоративной культуры
1.2 Элементы корпоративной культуры
1.2.1 Система ценностей, стандарты поведения
1.2.2 Девизы, лозунги, символы
1.2.3 Мифы, легенды, герои
1.2.4Ритуалы, традиции, мероприятия
Глава 2. КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
2.1 Мировой опыт по формированию корпоративной культуры
2.2 Технологии формирования корпоративной культуры
2.3 Корпоративная культура организаций в России
Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ СЕТИ МАГАЗИНОВ «ДОМАШНИЙ ЭКСПЕРТ».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В качестве примера концентрации
вышеизложенных подходов можно привести
конкретные корпоративные принципы,
которые изложены в правилах корпоративной
жизни одной достаточно известной
организации и помогают ей достаточно
продолжительное время
1.Постоянное развитие
и совершенствование.
2.Оптимизм. Стремление дарить
людям радость. Люди в
3.Считается, что в российском
национальном характере всегда
присутствует некоторая грусть
и безысходность, которая
4. Мы несем ответственность
за то, что говорим и делаем.
Если говорить о сотрудниках,
то по отношению к ним данный
принцип проявляется в «
5. Взаимная поддержка.
Руководствуясь данным
6. Профессионализм. Нет
необходимости расписывать все
параметры хорошей,
Таким образом, для того, чтобы добиться полной идентификации сотрудников с организацией, необходимо проводить целый комплекс последовательных мер, начиная с тщательного отбора кандидатов для приема на работу в организацию. Уже на начальном этапе в ходе отборочных собеседований с кандидатами необходимо выявить тех, чьи личностные черты и система взглядов в значительной мере не отвечают культуре организации или противоречат ей.
Второй шаг делается после
оформления вновь принятых сотрудников
на работу, когда кандидаты занимают
соответствующие должности. Только
что поступившие на работу сотрудники
подвергаются различным
После того, как новый
сотрудник переживет первый «культурный
шок», следующим шагом будет
Следующий этап состоит в скрупулезном анализе, оценке результатов труда работников и соответствующем вознаграждении каждого. Системы анализа трудовой деятельности и вознаграждения должны быть всеобъемлющими и взаимно согласованными. Кроме того, внимание должно быть сфокусировано на тех аспектах, которые тесно связаны с корпоративными ценностями. Обычно в компаниях, обладающих сильной организационной культурой, лица, нарушающие общепринятые нормы, подвергаются различного рода санкциям (от морального осуждения до административного наказания). Эти санкции могут быть выражены и в скрытой форме, например, перевод работника на другое, менее престижное рабочее место.
Идентификация с основными
корпоративными ценностями помогает работникам
примириться с теми неизбежными
жертвами, которые они приносят ради
того, чтобы стать членами
Организация, в свою очередь,
старается оправдать эти
Заключительным шагом
в процессе овладения работником
всей системой корпоративных ценностей
является внутриорганизационное
2.3 Корпоративная культура организаций в России
Одним из ключевых элементов корпоративной культуры российских организаций, активно воздействующих на процессы полноправного вхождения России в мировую систему разделения труда, выступает этика бизнеса.
Деловая этика, или этика бизнеса, сравнительно недавно получила место в системе российского бизнес-образования. Но отечественных разработок и учебников по данной дисциплине недостаточно, и они слабо отвечают требованиям практического характера. Преобладает декларативность и назидательность, деловая этика преподносится в форме поучений и моральных норм, необходимых в бизнесе (доверие, честность, взаимное уважение), что составляет только часть ее предмета — нормативную этику. Много внимания уделяется этикету (как говорить по телефону, вести себя на переговорах, писать деловые письма, правильно одеваться и т.п.)1 . В исследованиях же прикладного характера, например, по управлению персоналом, специфика моральных проблем и решений часто не отражена. В итоге получается, что деловая этика — не инструмент для менеджера, а набор заповедей. И вопрос состоит в том, как их использовать в конкретных ситуациях.
В современной зарубежной литературе предмет деловой этики представлен иначе. Правила этикета изучаются отдельно, как самостоятельная дисциплина, а наряду с нормативной подробно рассматривается управленческая, прикладная этика. Речь идет о моральных аспектах таких функций бизнеса, как маркетинг и реклама, использование интеллектуальной собственности, конфиденциальной информации, электронных коммуникаций, инвестирование, управление людскими ресурсами, слияния и поглощения, профессиональные услуги, охрана окружающей среды, деятельность транснациональных компаний и др.
Научить российских предпринимателей и менеджеров применять деловую этику в конкретных ситуациях невозможно, если излагать ее только на нормативном уровне. Что касается этикета, то по соблюдению его норм нельзя судить, придерживается ли данный менеджер или организация норм деловой морали. Этикет — правила хорошего тона, которые достаточно просто выучить, а этика предполагает выбор, и подчас весьма сложный, морально оправданного и не противоречащего целям бизнеса решения.
Этика бизнеса действует на трех соподчиненных иерархических уровнях:
o Мировой уровень (гипернормы). Это нормы высшего уровня, основанные на общечеловеческих ценностях и зафиксированные в «Принципах международного бизнеса» — всемирном этическом кодексе, принятом в 1994 г. в Швейцарии представителями ведущих компаний и консультантов бизнеса из США, Западной Европы и Японии.
Гипернормы являются главенствующими по отношению к национальным, отраслевым и корпоративным этическим кодексам и нормам.
2. Национальные нормы (макроуровень, в масштабе отрасли или национальной экономики). Это гипернормы и близкие к ним этические постулаты, реализуемые в отраслевых или в национальных кодексах этики бизнеса (например, «Двенадцать принципов ведения дел в России»). Важнейшими тут являются уважение частной собственности и рыночной конкуренции, достоверность информации, отсутствие несправедливой дискриминации на рынке труда.
3. Корпоративный уровень (микроуровень, в масштабе отдельной фирмы и ее клиентов). Это принципы доверия и отсутствия дискриминации в отношениях между поставщиками и покупателями, персоналом и администрацией, менеджерами и акционерами и т.д. Нарушение данных правил также влечет за собой различные потери (рост накладных расходов, конфликты и конфликтные ситуации и др.). На этом уровне решаются и частные этические проблемы, которые возникают буквально на каждом шагу, особенно в сфере управления людьми.
При формировании конкретного механизма принятия решения, учитывающего этический критерий, объективно возникают трудности, связанные с противоречиями межуровневых коммуникаций и разницей в природе самих норм. Такое положение подтверждают и различия во взглядах исследователей проблемы.
Обращает на себя внимание широкая дисперсия гипотез и выводов, приводимых различными авторами и группами авторов по проблемам, связанным с взаимодействием национальной деловой и корпоративной (организационной) культуры в современном мире.
Так, сторонники одной точки
зрения утверждают, что транснациональная
компания в состоянии формировать
собственную корпоративную
Сторонники другой точки
зрения утверждают, что при несовпадении
подходов и ценностей корпоративной
и национальной деловой культур
в конечном итоге доминирует национальная
деловая культура. Причем попытки
искусственного привнесения корпоративных
правил и традиций, которые не совпадают
с национальной культурой, напоминают
сизифов труд. Даже если персонал филиалов
и дочерних компаний «принимает новые
корпоративные ценности» и
Подтверждением доминирующей
роли национальной культуры и традиций
является ставшая хрестоматийной и
многократно описанная в
Основной подход к формированию культуры бизнеса на корпоративном уровне в условиях глобализации базируется на следующих положениях:
1. Деловая этика является
одной из основ глобализации
экономических процессов.