Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:41, курсовая работа
Вопрос организационной культуры является относительно новым и мало изученным в нашей стране и за рубежом. Даже в США исследованием этой проблемы начали заниматься лишь в 80-90-х годах, а в России и того позже. Поэтому пришло время серьезно заняться изучением деятельности организации с позиции организационной культуры. Об интересе к этой проблеме свидетельствуют запросы руководителей и специалистов, а также реальные заказы организаций на выполнение исследовательских проектов.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Общие понятия и сущность корпоративной культуры
1.2 Элементы корпоративной культуры
1.2.1 Система ценностей, стандарты поведения
1.2.2 Девизы, лозунги, символы
1.2.3 Мифы, легенды, герои
1.2.4Ритуалы, традиции, мероприятия
Глава 2. КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
2.1 Мировой опыт по формированию корпоративной культуры
2.2 Технологии формирования корпоративной культуры
2.3 Корпоративная культура организаций в России
Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ СЕТИ МАГАЗИНОВ «ДОМАШНИЙ ЭКСПЕРТ».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Работа по формированию корпоративной культуры в сети магазинов «Домашний эксперт» проводилась в несколько этапов:
- сбор данных о наличии
корпоративной культуры в
- анализ собранных данных;
- оценка реального состояния корпоративной культуры.
Сеть магазинов «Домашний эксперт» сравнительно молодая организация. Она занимается продажей товаров для дома (бытовая химия, посуда, товары для бани, текстиль) Она существует на рынке города Кунгура около 3-х лет. Построение корпоративной культуры велось с создания организации. Изначально закладывались организационные ценности, стандарты поведения, регламентирование различных ситуаций.
Итак, как уже говорилось
выше, в первую очередь были проведены
интервью с продавцами магазинов
и операторами 1с, анкетирование
непосредственно директора
Общие вопросы
1. Существует ли в компании корпоративная культура?
2. Можно ли сказать,
что корпоративная культура
3. Равномерно ли распределено
влияние корпоративной
4. Каким образом корпоративная
культура влияет на
5. Что происходит в
случаях нарушения кем-либо
Система ценностей, стандарты поведения
6. Каково предназначение компании (ее миссия)?
7. Существует ли у компании стратегия?
8. На сколько лет рассчитана стратегия компании?
9. Какие существуют ценности в компании?
10. Существует ли в компании
кодекс этических норм и
11. Какие из вышеперечисленных
элементов корпоративной
12. Насколько хорошо сотрудники
компании осведомлены о
13. Знают ли об элементах
корпоративной культуры за
Девизы, лозунги, символы
14. Существуют ли в компании девизы или лозунги?
15. Выражают ли девизы/лозунги ценности (цели, задачи, философию, миссию) компании?
16. Существует ли у компании фирменный знак (символ)?
17. На каких носителях
информации используются
- Рекламные носители
- Документация
- Подарки, сувениры
- Церемонии
- Средства массовой информации
- Другие
18. Насколько педантично соблюдается фирменный стиль компании, существует специальный документ, в котором описан фирменный стиль?
Ритуалы, традиции, мероприятия
19. Как празднуются в
компании национальные
20. Как празднуются в
компании личные праздники
21. Имеет ли компания собственные праздники?
22. Отмечаются ли успехи
и достижения компании и
23. Какие традиции и ритуалы существуют в компании?
24. Все ли традиции и
ритуалы поддерживаются
25. Насколько демократичны традиции и ритуалы компании (все ли вовлечены в мероприятия и др.).
26. Существуют ли специфические, характерные только для вашей компании традиции, ритуалы или мероприятия?
27. Мероприятия компании
имеют официальный,
Стиль управления, иерархия, структура компании
28. Стиль управления компанией ближе к демократическому или жесткому (авторитарному)?
29. Существуют ли в компании
должностные инструкции для
30. Может ли каждый сотрудник
компании точно указать место
другого сотрудника в
31. Каков идеальный образ руководителя компании?
32. Каков идеальный образ подчиненного в компании?
33. Принято ли среди
сотрудников помогать друг
34. На каком уровне обычно
преодолеваются конфликты
35. В компании за результаты
отвечают только руководители
или ответственность
36. Наказание и поощрение
является следствием воли
37. Существует ли в компании
практика общего собрания
Корпоративную культуру организации
можно охарактеризовать как иерархическую.
В организации четко
Директор
Заведующие магазинами
Операторы 1с Продавцы
Рис. 4 Иерархическая структура сети магазинов «Домашний эксперт».
Руководитель выступает в роли координатора. Он управляет календарными графиками, осуществляет работу с поставщиками и крупнооптовыми покупателями, контролирует выполнение планов продаж.
Организацию объединяют формальные
правила и официальная
С каждым новым сотрудником проводиться собеседование, на котором разъясняются сформулированные ценности организации. Таким образом руководство поддерживает единую культуру сети магазинов «Домашний эксперт». Каждый новый сотрудник проходит период адаптации, который длиться около месяца. В это время новичку разъясняются тонкости фирменного обслуживания клиентов магазинов «Домашний эксперт»:
- стандарт, предъявляемый
к внешнему виду. В торговой
зоне магазина требуется
- стандарт рабочего места. Выкладка на витринах должна осуществляться в соответствие со стандартами мерчендайзинга и фирменным стилем торговой точки. Витрины должны быть чистыми. Наличие ценников с достоверной информацией – обязательно под каждым товаром. Товар должен располагаться лицевой стороной к покупателям.
- стандарт, предъявляемый к поведению персонала в торговом зале, общению с покупателем. Продавцу запрещается оставлять торговую зону магазина, без согласования с заведующей. Желательно равномерно распределяться по торговому залу, чтобы клиент всегда мог обратиться к ближайшему продавцу. Необходимо всегда использовать вежливые слова и формы при общении с клиентом. Необходимо всегда проявлять к клиенту внимание, независимо от того принял он предложение о помощи или отказался от него.
В организации существует
система вознаграждений за качественное
исполнение своих должностных
Существует система штрафов за нарушение норм и ценностей организации:
- опоздание на работу
в первый раз – устный выговор,
- не выход на работу без уважительной причины в первый раз – 500руб., повторный – увольнение.
- отсутствие бейджа – 50руб.
- неопрятный внешний вид, отсутствие форменной одежды – 100руб.
- ненадлежащее содержание
рабочего места – устный
- некорректное общение
с покупателем – устный
Штрафы взимаются в конце месяца, они вычитаются из ежемесячной премии.
Однако, несмотря на то, что в организации разработана и существует система штрафов, она применяется довольно редко. Только при регулярном нарушении тех или иных норм. Основным наказанием является устный выговор руководителя. Этого вполне достаточно для того, чтобы сотрудник понял свои ошибки и впредь не совершал их.
Теперь обратимся к системе ценностей организации. Формирование системы ценностей началось с определения миссии организации и ее стратегических целей. В настоящее время, в условиях глобального финансового и экономического для любой организации жизненно важно иметь четко сформулированные миссию и стратегические цели.
Миссия организации задает основное направление развития организации. Поэтому очень существенным, а, может быть, и самым важным решением в стратегическом управлении является проектирование миссии.
Миссией сети магазинов «Домашний
эксперт» выступает обеспечение
покупателей самым широким
Стратегические задачи организации:
1. Получение стабильной прибыли
2. Качественное обслуживание клиентов
3. Постоянное расширение
спектра предлагаемых групп
4. Создание новых рабочих мест путем открытия новых магазинов
Реализация миссии и стратегии организации нашли свое воплощение в символике организации. В процессе коллективного обсуждения сотрудников организации был выбран девиз: «Самый тщательный отбор». Самый тщательный отбор осуществляется не только в отношении товара и поставщиков, но также и при наборе новых сотрудников в организацию.
Далее был разработан логотип
организации. Им стала лупа, которая
и символизирует самый
Фирменным цветом стал оранжевый. Продавцы магазина носят футболки оранжевого цвета. В оранжевом цвете оформлены карточки для предоставления скидки постоянным покупателям. Все рекламные буклеты и информационные листовки выполняются в оранжевом цвете.
Корпоративная культура начинается
с разработки руководством организации
целей, задач и принципов работы.
Эти понятия объединяются в общую
философию, на основании которой
разрабатывается
Формирование философии шло в несколько этапов. На первом этапе были сформированы принципы организации.
1. Организация – коммерческое
предприятие, главной цель
2. Каждый клиент, пришедший
к нам, должен получить
3. Товар, предлагаемый
магазином должен быть
Жесткость в постановке целей
привела к необходимости
1. Ненормативная лексика;
2. Объединяться в группы по несколько человек;
3. Слишком громко разговаривать или смеяться в торговом зале;
4. Выносить за приделы магазина неоплаченный товар;
5. Общаться в торговом зале по мобильному телефону.
Также в организации хорошо развита внутренняя корпоративная культура. В организации закреплены официально несколько праздников.
Во-первых, праздничным признан день открытия сети магазинов «Домашний эксперт». Ежегодно за месяц до празднования все клиенты получают скидку на весь ассортимент товаров 5%, те покупатели, которые набираю товара на определенную сумму получают лотерейный билет. Лотерея проводиться каждый год 5 июня в День рождения сети.
Не остался без внимания и День торговли. Его празднуют выездом всего коллектива на природу. Корпоративные вечера организуются и на Новый год, 8-е марта и 23 февраля.
В магазинах отмечают Дни рождения сотрудников. Руководство организации имениннику дарит подарок из ассортимента магазина.
Некоторые элементы корпоративной культуры получили документальное закрепление.
Наша корпоративная культура базируется на следующих принципах:
Принципы управления:
- Эффективная совместная
работа руководителя и
- Совместная разработка целей и их достижение.
- Контроль и проверка
прогресса в достижении
- Консультирование и поддержка
сотрудников при выполнении
- Привитие сотрудникам ценностей организации.
- Создание благоприятных рабочих условий, чтобы труд и усилия сотрудников давали наибольший эффект.
Принципы взаимодействия:
- Постоянный и систематический обмен информацией.
- Вежливость и корректность сотрудников по отношению друг к другу.
Принципы работы с клиентами:
- Сотрудники организации
обязаны вести себя с каждым
покупателем вежливо,