Прогнозирование и планирование развития потребительского сектора экономики в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:05, контрольная работа

Краткое описание

Прогнозированием, т.е. предвидением будущего развития и последствий возможных сдвигов в экономике на микро- и макроуровнях, занимается каждый агент хозяйственной жизни. Государственным прогнозированием занимаются государственные и муниципальные органы на разных уровнях управления. Экономическое и социальное развитие многогранно, многофакторно и противоречиво. Поэтому прогнозы обычно составляются в нескольких вариантах (сценариях), чтобы была возможность оценить веер возможных перемен

Содержание

Введение 3
Теоретическая часть 7
1. Социально-экономическая сущность потребительского сектора. Состав и структура потребительского сектора экономики. 7
2. Анализ основных тенденций развития и инновационного обновления потребительского сектора экономики. 10
3. Программирование развития основных отраслей потребительского сектора в Р.Ф. 20
Заключение 30
Практическая часть 34
1) Задача 34
2) Тесты 35
Список использованной литературы 37

Вложенные файлы: 1 файл

Кр прогнозир и планир в усл рынка.doc

— 400.50 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ  ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

Факультет менеджмента  и маркетинга

 

 

Контрольная работа

по дисциплине

«Прогнозирование и планирование в условиях рынка»

 

Тема 7. Прогнозирование и планирование развития                                                  потребительского сектора экономики в Р.Ф.

 

 

 

 

Студент    Савинова А. И. (Мамышева)

(Ф.И.О.)

 

Специальность:  ГиМУ

Курс:    5

Форма обучения:  День

Зачетная книжка:           №07МГБ03886

 

Руководитель   к.э.н., старший преподаватель       Гусар С.А. (Уткина) 

                    (ученая степень, звание, Ф.И.О.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Ярославль 2012 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Прогнозированием, т.е. предвидением будущего развития и последствий  возможных сдвигов в экономике  на микро- и макроуровнях, занимается каждый агент хозяйственной жизни. Государственным прогнозированием занимаются государственные и муниципальные органы на разных уровнях управления. Экономическое и социальное развитие многогранно, многофакторно и противоречиво. Поэтому прогнозы обычно составляются в нескольких вариантах (сценариях), чтобы была возможность оценить веер возможных перемен. Это особенно важно в условиях переходных, кризисных этапов в развитии экономической системы, когда она становится неустойчивой, и подчас достаточно случайного стечения обстоятельств, чтобы ситуация резко переменилась. Именно такое положение сложилось в России и других постсоветских странах в 90-е гг., когда в экономике этих стран наблюдались хаотичные, трудно предсказуемые события. Переход от централизованно-плановой к рыночной экономике существенно повысил роль и значимость прогнозирования. Прежде основные решения принимали в союзном центре, который опирался на такие долгосрочные прогнозы, как комплексная программа научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий на 20 лет, генеральная схема размещения и развития производительных сил страны на 15 лет. Теперь центр тяжести находится на уровне предприятия, организации, банка, холдинга, которые принимают хозяйственные решения и несут ответственность за их выполнение и последствия. Спрос на качественные прогнозы резко возрос. Они требуются теперь всем агентам рынка. Однако каждому предпринимателю предвидеть грядущие перемены в национальном и мировом хозяйстве не под силу. Повысилась роль и ответственность государственных органов и научных организаций за обоснованность и надежность прогнозов, обеспечение ими предпринимателей.

Согласно федеральному закону от 20.07.1995 г. №115-ФЗ, государственное прогнозирование находит выражение в разработке Минэкономразвития и представлении Правительством России в Государственную Думу прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (на 10-15 лет), на среднесрочную перспективу (на 3-5 лет) и на очередной год (вместе с проектом федерального бюджета на этот год).

Итак, основы организации  прогнозной работы в России определены Федеральным законом от 20 июля 1995 г. №115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Данный Федеральный закон определяет цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и программ социально-экономического развития Российской Федерации, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и программ. В соответствии со ст. 1 вышеуказанного закона, государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации - система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования. Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической политики государства. Под концепцией социально-экономического развития Российской Федерации понимается система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей. Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р утверждена Концепция 
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Цель разработки Концепции - определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008-2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.

Программа социально-экономического развития Российской Федерации - комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров. Данная программа определяет ключевые направления деятельности Правительства Российской Федерации на конкретный период, обеспечивающие достижение таких стратегических целей развития страны, как повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности страны.

Законом определена разработка:

долгосрочных  прогнозов на 10 лет, на основе которых составляется концепция социально-экономического развития Российской Федерации, корректируемая и продлеваемая каждые 5 лет;

среднесрочных прогнозов на 3-5 лет, корректируемых и продлеваемых ежегодно; на их основе правительством разрабатывается программа социально-экономического развития РФ на среднесрочный период;

краткосрочных прогнозов, составляемых ежегодно и служащих основой для подготовки федерального финансового баланса, перечня федеральных про грамм и проектировок госсектора.

Аналогичные прогнозы должны разрабатываться по межотраслевым  комплексам, важнейшим отраслям и по субъектам Российской Федерации.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что состояние отраслей потребительского сектора во многом определяют уровень жизни народа и социально-экономический прогресс. В условиях рынка меняются траектории развития, возрастает альтернативность его вариантов, усиливается интенсивность поиска выходов из нежелательных, негативных ситуаций. Развитая система альтернативных прогнозов позволяет сопоставлять, сравнивать возможные варианты, выбирать оптимальные из них. Кроме того, в рыночной экономике увеличивается число субъектов, которые самостоятельно, под свою ответственность принимают те или иные решения (государственные предприятия и предприятия с иностранными инвестициями, кооперативы, фермерские хозяйства, местные органы власти республик, краев, областей). Каждому из этих субъектов необходимо предвидеть изменения рыночной конъюнктуры, возможные последствия своих решений. Государственное прогнозирование не только позволяет предвидеть перспективы развития, но и предоставляет информацию предприятиям, компаниям о намерениях государства, является координирующим звеном для всех других форм регулирования. Прогнозирование придает рынку более целенаправленное развитие.

Целью работы является: анализ прогнозирования и планирования развития потребительского сектора экономики в Р.Ф.

Для достижения указанной  цели в работе поставлены следующие задачи:

- рассмотреть социально-экономическую  сущность потребительского сектора  экономики, его состав и структуру,  а также его значение для развития страны,

- провести анализ основных показателей и тенденций развития потребительского сектора экономики, а также рассмотреть перспективы инновационного обновления его отраслей,

- рассмотреть программы и проекты развития основных отраслей потребительского сектора экономики (АПК, отрасли социальной сферы, отрасли промышленности и т.д.), разрабатываемых на федеральном и региональном уровнях управления, и отразить их взаимосвязь с социально-экономическим развитием страны.

Объект исследования – объектом исследования является потребительский сектор экономики в РФ. 

Предметов исследования несколько – это социально-экономическая сущность, состав, структура, анализ основных тенденций развития и программирование развития основных отраслей потребительского сектора Р.Ф.

Теоретическая часть

1. Социально-экономическая сущность потребительского сектора. Состав и структура потребительского сектора экономики.

 

  Конечной целью функционирования и развития экономики является удовлетворение постоянно растущих и усложняющихся по структуре потребностей населения. Это определяет ведущую роль в прогнозировании и стратегическом планировании динамики потребительского сектора — совокупности отраслей, производящих товары и услуги (платные и бесплатные) для населения. Именно здесь проявляется социально-экономическая эффективность хозяйственной и инновационной деятельности, ее конечный результат. Для современной России эта проблема имеет первостепенное значение, поскольку потребительский сектор в наибольшей мере пострадал в результате кризиса и трансформаций 90-х годов. В перспективе предстоит произвести в этой сфере радикальные перемены, чтобы оправдать записанный в Конституции Российской Федерации основополагающий принцип социального государства — обеспечить социальную ориентацию рыночной экономики. Потребительский сектор весьма сложен и неоднороден по структуре, поскольку отражает многогранность потребностей населения и общества. Потребительский сектор можно классифицировать по нескольким основаниям.

По  составу потребностей, которые он призван удовлетворять:

  • в продовольствии — в разнообразных продуктах питания, которые производятся сельским хозяйством, пищевой промышленностью, личными хозяйствами населения;
  • в непродовольственных товарах— одежде, обуви, мебели, бытовой технике, средствах транспорта и связи, произведениях искусства, медикаментах и т.п.;
  • в услугах жизнеобеспечения — медицинских, жилищно-коммунальных, бытовых, транспортных, страховых и т.п.;
  • в услугах социокультурных — образовательных, культурных, информационных, религиозных (для верующих);
  • в правовых, консультативных и прочих услугах.

По  составу отраслей, которые обеспечивают удовлетворение потребностей населения: сельское хозяйство (включая личные хозяйства населения); пищевая промышленность; легкая промышленность; медицинская и фармацевтическая промышленность; предприятия машиностроения, производящие бытовую технику, личные транспортные средства; химическая, нефтехимическая и нефтеперерабатывающая отрасли промышленности, производящие бытовую химию, горючее для личного транспорта; промышленность стройматериалов, деревообрабатывающая и мебельная промышленность в части производства стройматериалов и мебели для населения; строительство жилья, хозяйственных построек, дач, гаражей для населения; пассажирский транспорт разных видов; связь и телекоммуникационные системы, обслуживающие население; торговля товарами народного потребления; жилищно-коммунальные услуги для населения; бытовые услуги различных видов; медицина и здравоохранение; учреждения образования; учреждения культуры; туризм (въездной, выездной и внутренний).

По  формам собственности потребительский сектор включает разные экономические уклады:

  • государственные предприятия и организации, производящие товары и платные услуги для населения и оказывающие бесплатные услуги (организации образования, здравоохранения, культуры, и т. п.);
  • частный капитализм — крупные и средние частные предприятия, работающие на потребительский рынок на основе привлечения наемных рабочих;
  • мелкотоварный — мелкие предприятия, фермеры, ремесленники, которые производят товары и платные услуги для населения преимущественно на основе собственного труда или с небольшим числом наемных работников;
  • натуральное хозяйство — хозяйства населения, где материальные ценности и услуги производятся для потребления своей семьей, не принимая товарной формы (подсобные хозяйства, индивидуальные сады);
  • общественные некоммерческие организации разных видов деятельности.

По  формам реализации продукции потребительский сектор разбивается на три подсектора:

  • рыночный, в котором произведенные материальные продукты и услуги принимают товарную форму, реализуются на рынках товаров и платных услуг;
  • нерыночный, в котором произведенные материальные ценности и услуги не принимают товарную форму, реализуются без эквивалентного обмена (личное и домашнее хозяйство, основная часть услуг образования, здравоохранения);
  • смешанный, в котором производятся как платные, так и бесплатные услуги (часть учреждений образования, культуры, здравоохранения) [5, стр. 341].

Структура потребительского сектора представлена на рис. 1.


2. Анализ основных тенденций развития и инновационного обновления потребительского сектора экономики.

Можно выделить следующие  закономерности развития потребительского сектора.

1. Потребительский сектор играет ведущую роль в структуре экономики, обеспечивая воспроизводство человеческого капитала и потребляя основную часть ВВП. Главная функция потребительского сектора — обеспечение воспроизводства трудовых ресурсов, функционирования семьи как основной ячейки общества, осуществление инвестиций в человеческий капитал. Нобелевский лауреат Гэри Беккер совершенно справедливо отмечал, что «инвестиции в человеческий капитал являются главным фактором, способствующим экономическому росту». Рабочая сила человека, его знания (интеллект), умения (навыки) занимают ключевое место в системе воспроизводственных ресурсов. Потребительский сектор играет ведущую роль как в создании общественного богатства, ВВП, так и в его потреблении.

Информация о работе Прогнозирование и планирование развития потребительского сектора экономики в РФ