Прогнозирование и планирование развития потребительского сектора экономики в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:05, контрольная работа

Краткое описание

Прогнозированием, т.е. предвидением будущего развития и последствий возможных сдвигов в экономике на микро- и макроуровнях, занимается каждый агент хозяйственной жизни. Государственным прогнозированием занимаются государственные и муниципальные органы на разных уровнях управления. Экономическое и социальное развитие многогранно, многофакторно и противоречиво. Поэтому прогнозы обычно составляются в нескольких вариантах (сценариях), чтобы была возможность оценить веер возможных перемен

Содержание

Введение 3
Теоретическая часть 7
1. Социально-экономическая сущность потребительского сектора. Состав и структура потребительского сектора экономики. 7
2. Анализ основных тенденций развития и инновационного обновления потребительского сектора экономики. 10
3. Программирование развития основных отраслей потребительского сектора в Р.Ф. 20
Заключение 30
Практическая часть 34
1) Задача 34
2) Тесты 35
Список использованной литературы 37

Вложенные файлы: 1 файл

Кр прогнозир и планир в усл рынка.doc

— 400.50 Кб (Скачать файл)

3. Программа инновационного обновления легкой промышленности обеспечит повышение качества и конкурентоспособности ее продукции, обновление технологической базы и увеличение загрузки производственных мощностей. Нужно отметить, что легкая промышленность наиболее сильно пострадала за годы кризиса: в 1998 г. объем ее продукции составил 11% к уровню к 1990 г. (сокращение в 9 раз); в 2002 г., несмотря на некоторое оживление - 16%, в том числе текстильная - 21%, швейная - 24%, кожевенная, меховая и обувная - 14%. Рынок промтоваров захвачен импортными товарами, причем качество импортных товаров уступает качеству отечественных. Необходим дифференцированный подход к инновационному обновлению различных подотраслей легкой промышленности с учетом размера их рыночных ниш, возможностей обновления и доли импорта. В первую очередь внимание должно быть уделено швейным изделиям, трикотажным изделиям и обуви. Необходимо не только обновить основной капитал легкой промышленности на базе новых поколений техники, но и развернуть отечественное производство машин и оборудования для этих подотраслей, которое практически свернуто. Соответственно нужно способствовать расширению их экспорта в страны СНГ.

4. Стратегическим приоритетом инновационного развития потребительского сектора является освоение производства новых поколений техники для населения - бытовой радиоэлектроники, часов, автомобилей и других транспортных средств. В перспективе можно ожидать высоких темпов роста спроса на эти товары и периодического обновления их поколений и моделей. Нужно сказать, что рынок современной бытовой радиоэлектроники в настоящее время, в основном, находится под контролем зарубежных компаний. Производство сложной бытовой техники на большинстве оборонных предприятий свернуто, разработка новых ее поколений и моделей прекращена. Необходим поиск конкретных рыночных ниш и использование имеющихся заделов для реализации эффективных инновационных проектов в этой области. Практически прекращено производство отечественных компьютеров, не освоено производство средств мобильной связи. По многим позициям конкурентоспособность утрачена безвозвратно. Однако нужно искать возможности для освоения высокотехнологичным комплексом страны принципиально новых товаров, основанных на отечественных изобретениях. Сложнее обстоит дело с самым дорогим видом техники для населения - легковыми автомобилями. Отечественные марки автомобилей устарели, неэкономичны, и для поддержания их конкурентоспособности на внутреннем рынке приходится вводить высокие таможенные пошлины на ввоз автомобилей. Необходима программа инновационного обновления этой отрасли, перехода на принципиально новые виды энергии (на водородное топливо, сжиженный газ, солнечную энергию и т.п.). Это позволит уменьшить выброс парниковых газов, загрязнение атмосферы в крупных городах.

5. Инновационная трансформация ЖКХ одна из самых сложных социально-экономических проблем, которые в ближайшее время настоятельно необходимо решать, - модернизация жилищно-коммунального хозяйства, которое находится в крайне запущенном состоянии, с предельно изношенными теплосетями и отопительным оборудованием. Следует учитывать значительный объем сконцентрированных здесь основных фондов - 6200 млрд. руб. (200 млрд. долл.) - 24% всех основных фондов страны. Очевидно, что модернизировать ЖКХ на прежней технологической базе невозможно, - для этого не хватит ресурсов, да и прежнее оборудование уже не выпускается. Нужны принципиально новые подходы к технологической реконструкции систем жизнеобеспечения населения, переход к поколениям оборудования пятого и шестого технологических укладов. Для этого потребуется реализовать проекты при значительной государственной поддержке:

  • по разработке типовых проектов и строительству жилых энергосберегающих комплексов новых поколений;
  • по созданию автономных систем энергосбережения жилых домов и кварталов с регулируемой температурой и счетчиками в каждой квартире;
  • по производству и использованию принципиально новых энергосберегающих материалов для строительства жилья;
  • по капитальной реконструкции и модернизации устаревших, предельно изношенных систем энергоснабжения;
  • по использованию в ЖКХ новых экономичных источников энергии, разработке, производству и установке миниэлектростанций и источников тепла.

Инновационная трансформация ЖКХ  потребует крупных государственных инвестиций, особенно в районах Севера и Дальнего Востока. Для этого нужно использовать часть получаемой государством природной ренты. Надеяться, что острейшую не только экономическую и технологическую, но и социально-политическую проблему жизнеобеспечения населения можно решить за счет средств населения и практически лишенных необходимых ресурсов муниципальных образований, - опасная иллюзия, которая может дорого обойтись стране - и далеко не в отдаленном будущем. Ныне государством активно проводится политика вытеснения населения из богатых природными ресурсами районов Севера и Востока страны - видимо, расчищая пространства востока страны для будущей колонизации соседними цивилизациями с избытком населения.

6. Гуманизация информационных систем. Информационная революция является фактом. Приоритетным направлением технологического переворота в этой сфере в ближайшие десятилетия станет гуманизация информационных потоков и сетей, повышение эффективности их использования в интересах воспроизводства и обогащения человеческого капитала, социокультурного подъема. Россия с ее богатейшим научным и культурным потенциалом может занять одно из лидирующих мест в гуманистическом наполнении информационных потоков и систем, прежде всего в области образования, культуры, здравоохранения.

7. Перспективной нишей стратегии инновационного прорыва в потребительском секторе экономики является технологическая модернизация сферы туризма. Россия обладает одним из крупнейших в мире туристским потенциалом, но используется он весьма слабо. Россия имеет шансы увеличивать доходы от туризма и перевозки туристов на 8-10% в год, так что туризм может стать одним из важнейших источников ускорения темпов экономического роста. Однако для этого потребуется осуществить при поддержке государства технологическую модернизацию туристского комплекса и пассажирского транспорта: построить или модернизовать сеть гостиниц, ресторанов; развивать туристско-транспортные маршруты (Север-Юг и Запад-Восток); возродить речной туристский флот, расширить сеть авиатуров; обеспечить маршруты современными средствами связи, транспортного обслуживания; улучшить качество дорог и дорожного сервиса для автотуристов; повысить безопасность пребывания иностранных туристов в стране; создать порталы и сайты Интернета, мультимедийные диски по туристским маршрутам, культурно-историческим центрам, природным ландшафтам, заповедникам и т.п. Потребуется долгосрочная целевая федеральная инновационная программа и соответствующие региональные программы по модернизации технологической базы международного и внутреннего туризма. Необходимо целевым образом использовать весомую часть доходов от туризма для развития инфраструктуры туризма, поддержки учреждений культуры, сохранения и реставрации культурно-исторических памятников. Одним из направлений реализации данного проекта станет информационное обеспечение цивилизационного туризма как синтеза исторического, культурного, экологического и образовательного туризма. Разработка соответствующего многоязычного портала Интернета позволит осуществлять виртуальные туры как средство диалога между цивилизациями, народами, этносами. Это будет также способствовать развитию туристской отрасли как одного из источников ускорения экономического роста, сохранения и обогащения культурного наследия [Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия-2050: стратегия инновационного прорыва. (гл.7 Инновационная трансформация потребительского сектора)].

Указанные ключевые направления инновационного обновления потребительского сектора  убедительно показывают необходимость  и высокую социально-экономическую  эффективность гуманизации инноваций, первоочередного использования достижений современного технологического переворота для повышения уровня и качества жизни населения страны.

 

 

 

 

Заключение

Ни одно хозяйственное, а тем более стратегическое решение  не может быть принято и выполнено  без предвидения их последствий, без выбора стратегических и тактических приоритетов, целенаправленных действий по их реализации. Для этого используются такие испытанные инструменты, как прогнозирование, стратегическое и индикативное планирование и программирование социально-экономического развития страны и ее регионов.

Государственное прогнозирование  представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех  или иных направлениях социально-экономического развития страны. В условиях перехода к рыночным отношениям прогнозирование приобретает весьма большое значение и становится начальной стадией, основой всей системы управления. Это обусловлено тем, что в условиях рынка меняются траектории развития, возрастает альтернативность его вариантов, усиливается интенсивность поиска выходов из нежелательных, негативных ситуаций.

Научной основой социально-экономического прогнозирования является теория предвидения будущего, разработанная выдающимся российским экономистом Н.Д. Кондратьевым. Предвидение будущего развития, согласно Н.Д. Кондратьеву, базируется на познании и практическом использовании закономерностей статики, цикличной динамики и социально-экономической генетики.

В практике социально-экономического прогнозирования преобладает линейно-экстраполяционный  подход. На основе статистического анализа выявляются тенденции и параметры развития системы в прошлом и переносятся на будущее. Такой подход дает более или менее надежные результаты в период инерционного развития системы, но он приводит к крупным ошибкам в периоды перелома тенденций, изменения факторов движения при переходе от одной фазы цикла к другой, особенно в периоды кризисов. Научно обоснованные, более надежные и достоверные прогнозы можно выстроить лишь с использованием теории циклов и кризисов, разработанной Н.Д. Кондратьевым и другими российскими и зарубежными учеными.

Прогнозирование является неотъемлемым элементом функционирования механизма экономического управления, нерасторжимо связанным с другими  элементами этого механизма - рынком и планом. Без прогноза невозможно принять обоснованные рыночные и плановые решения, добиться успеха в хозяйственной деятельности, государственном регулировании воспроизводства и развития.

Можно выделить три основные функции, которые выполняет прогнозирование  в системе экономического управления: предвидение тенденций развития и взаимосвязей прогнозируемого объекта; прогнозное обоснование принимаемых решений; прогнозное сопровождение выполнения решения.

Реализация функций  социально-экономического и территориального прогнозирования осуществляется через систему прогнозов, которые можно классифицировать по четырем основаниям: объект прогноза, его горизонт, характер и уровень управления. При обосновании прогнозов используют разнообразный набор инструментов - от простой экстраполяции на будущее сложившихся тенденций до построения сложных экономико-математических и имитационно-эвристических моделей.

Основы организации  прогнозной работы в России определены Федеральным законом от 20 июля 1995 г. №115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Данный Федеральный закон определяет цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития России и программ социально-экономического развития Российской Федерации, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и программ.

 

 

 

  В работе рассмотрены наиболее острые проблемы развития отраслей потребительского сектора экономики Р.Ф. Значительный удельный вес на потребительском рынке занимают импортные товары (продовольственные товары, текстиль, текстильное сырьё и обувь, кожевенное сырьё и пушнина). Зарубежные фирмы и ТНК практически почти полностью контролируют отечественные рынки медикаментов, табачных и парфюмерно-косметических изделий, вычислительной техники, средств связи, видеомагнитофонов. В динамике сферы услуг, относящихся к потребительскому сектору, наблюдаются две противоположные тенденции. Если услуги, ориентированные на внутренний рынок, на отечественных производителей (бытовые услуги, жилищно-коммунальное хозяйство), находятся в состоянии кризиса, длительного спада, маскируемого повышением тарифов, то отрасли, ориентированные на экспорт или находящиеся под контролем ТНК (информационные услуги, международный туризм, особенно выездной), переживают экономический подъем даже в условиях общего экономического кризиса, хотя в их динамике наблюдаются цикличные колебания. Тяжелые времена пережила сфера бесплатных услуг, финансируемых за счет федерального, региональных, местных бюджетов: объем затрат на здравоохранение, образование, культуру, социальное обеспечение многократно упал, что ухудшило условия воспроизводства человеческого капитала. Объем платных услуг населению сократился почти в 4 раза за 1991-1995 гг. и с тех пор практически находится в состоянии стагнации, с небольшими колебаниями в ту и другую сторону. За десятилетие произошло вымывание бытовых услуг, доля которых сократилась в 2,5 раза (а по сравнению с 1990 г. - значительно больше). Почти в таком же масштабе выросла доля жилищно-коммунальных (включая гостиничные) услуги - в основном за счет опережающего роста цен и тарифов. Доля услуг пассажирского транспорта несколько снизилась, зато резко - в 2,5 раза - выросла доля услуг связи, особенно электронной. Увеличилась доля платных социокультурных услуг - с 10,7% до 16%, в основном за счет повышения платности образовательных услуг, доля которых выросла с 2,4% в 1993 г. до 6,7% в 2002 г. Однако не будем забывать, что эти структурные сдвиги происходили на фоне почти четырехкратного падения общего объема платных услуг населению (в физическом выражении) за годы кризиса. В современной структуре платных услуг ведущее место занимают услуги пассажирского транспорта и связи: суммарно 39% - 424,5 млрд. руб., или 13,7 млрд. долл. Именно здесь складывается наиболее благоприятная рыночно-инновационная ниша для освоения новейших  поколений техники и технологии. Почти четверть сферы платных услуг занимают жилищно- коммунальные услуги, где наблюдается наиболее высокий уровень физического износа основных фондов и самый низкий коэффициент их обновления: 0,8% - в коммунальном хозяйстве при 1,6% - в целом по экономике, 3,5% - в связи, 3,8% - в торговле и общественном питании к 5,1% в информационно-вычислительном обслуживании. Хотя здесь условия для инноваций крайне неблагоприятные, но только на их основе можно преодолеть масштабный кризис важнейшей сферы жизнеобеспечения населения. Неменьшее значение имеют инновации в социокультурной сфере, где преобладают бесплатные услуги и где государство должно взять на себя основную тяжесть инновационного обновления сферы воспроизводства человеческого капитала.

Информация о работе Прогнозирование и планирование развития потребительского сектора экономики в РФ