Проектирование системы планирования трудовой карьеры работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 11:13, курсовая работа

Краткое описание

Человек планирует свою будущую карьеру, основываясь на своих потребностях и социально-экономических условиях. Нет ничего удивительного в том, что он желает знать перспективы служебного роста и возможности повышения квалификации в данной организации, а также условия, которые он должен для этого выполнить. В противном случае мотивация поведения становится слабой, человек работает не в полную силу, не стремится повышать квалификацию и рассматривает организацию как место, где можно переждать некоторое время перед переходом на новую, более перспективную работу. Целью является попытка детального освещения вопросов рассматриваемой темы, касающихся карьеры и ее планирования, получение практических навыков исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1.УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВОЙ КАРЬЕРОЙ ПЕРСОНАЛА
1.1 Понятие трудовой карьеры, ее цели и этапы…………………………….5
1.2 Управление трудовой карьерой, его цели и механизм………………...10
1.3 Управление служебно-профессиональным продвижением персонала…………………………………………………………………………14
2. ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПЛАНА ТРУДОВОЙ КАРЬЕРЫ
2.1 Сущность планирования трудовой карьеры. Мероприятия по планированию трудовой карьеры……………………………………………....16
2.2 Методы планирования трудовой карьеры………………………………18
3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ КАРЬЕРЫ РАБОТНИКА
3.1 Организация планирования карьеры в российских компаниях……….23
3.2 Планирование карьеры молодых специалистов………………………..24
3.3 Проектно-расчетная часть……………………………………………….26
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..40

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ГОТОВАЯ!.doc

— 266.00 Кб (Скачать файл)

создание и поддержание имиджа;

участие в обучении других, распространении передового опыта;

сотрудничество с непосредственным руководителем [2, c.164-166]

Встречаясь с новым сотрудником, менеджер по персоналу должен учитывать этап карьеры, который он проходит в данный момент. Это может помочь уточнить цели профессиональной деятельности, степень динамичности и главное — специфику индивидуальной мотивации [15]. Краткое описание этапов карьеры в Приложении 2.

 

 

1.2 Управление трудовой карьерой, его цели и механизм

 

Управление деловой карьерой —  это комплекс мероприятий, проводимых кадровой службой организаций, по планированию, организации, мотивации и контролю служебного роста работника, исходя из его целей, потребностей, возможностей, способностей и склонностей, а также исходя из целей, потребностей, возможностей и социально-экономических условий организации.

Управление карьерой следует начинать при приеме на работу. При приеме на работу вам задают вопросы, в которых  изложены требования организации-работодателя. Вам же следует задавать вопросы, отвечающие вашим целям, формирующие ваши требования.

В качестве примера назовем некоторые  вопросы, задаваемые поступающим на работу работодателю:

какова философия организации  в отношении молодых специалистов?

каковы шансы получения жилья?

сколько дней в году уйдет на командировки (в том числе зарубежные)?

каковы перспективы развития организации?

имеется ли скидка при покупке работниками  продукции, выпускаемой организацией?

практикуются ли в организации  сверхурочные работы?

какие системы оплаты труда в  организации?

кто является конкурентом организации?

имеет ли организация свои детские, лечебно-оздоровительные учреждения?

каковы шансы получения более  высокой должности?

будут ли созданы условия для  обучения, повышения квалификации или  переподготовки?

возможно ли сокращение должности и в связи с чем?

в случае сокращения можно ли рассчитывать на помощь организации в трудоустройстве?

каковы принципы формирования пенсионного  фонда, возможные размеры пенсии?

Чтобы эффективно управлять своей  деловой карьерой, необходимо составлять личные планы.

Конкретными целями управления карьерой являются:

формирование, развитие и рациональное использование профессионального  потенциала каждого менеджера и  организации в целом;

обеспечение преемственности профессионального опыта и культуры организации;

достижение взаимопонимания между  организацией и менеджером по вопросам его развития и продвижения;

создание благоприятных условий  для развития и продвижения персонала  в рамках организационного пространства и др.

Управление карьерой сводится к  совокупности мероприятий, осуществляемых кадровыми службами (в том числе и с помощью консультантов), позволяющих выявить лиц с высоким потенциалом продвижения, помочь им раскрыть свои способности и применить их наиболее выгодным для себя и организации способом в соответствии с разработанными схемами перемещения [3, c.124].

Система управления карьерой включает:

выявление потребностей в управленческих кадрах, их развитии и продвижении; прогнозирование перемещений на ключевых руководящих должностях;

определение вариантов продвижения работника как в данной фирме, так и за ее пределами, а также необходимые для этого меры;

планирование профессионального  развития (учебы, стажировок и др.), процедур оценки и должностного перемещения  менеджеров, а также карьерного процесса по предприятию в целом;

организацию процессов обучения (в  том числе основам самоуправления карьерой), оценки, адаптации и профессиональной ориентации, конкурсов на замещение  вакансий менеджеров;

активизацию карьерных устремлений  руководителей;

регулирование карьерных процессов, предупреждение и профилактику кризисных явлений, отклонений от нормы, в том числе появления карьеризма;

координацию и согласование действий различных звеньев системы управления карьерой;

контроль, оценку эффективности на основе определенной системы показателей [10, c 437].

Эффективное управление деловой карьерой положительно влияет на результаты деятельности организации, что наглядно показано в приложении 3.

Основой управления карьерой в рамках фирмы является Программа развития карьеры сотрудников, создаваемая на основе анализа содержания требования должностей. Программа содержит:

способы выявление сотрудников  с высоким потенциалом роста  и продвижения в долгосрочной перспективе с учетом возраста, образования, опыта, деловых качеств, уровня мотивации;

схемы замещения должностей;

стимулы к созданию индивидуальных планов карьеры;

способы увязки карьеры с результатами оценки деятельности;

пути создания благоприятных условий  для развития (обучение, подбор должностей и разовые задания с учетом личных возможностей, кураторство);

организацию эффективной системы  повышения квалификации;

возможные направления ротации;

формы ответственности руководителей за развитие подчиненных [4, c. 569].

План карьеры — это согласованная с руководителем программа индивидуальной работы сотрудника, позволяющая ему относиться к той не только как к повседневной обязанности, но и как условию карьеры.

Формой планирования карьеры часто  становится так называемая карьерограммой. Это документ, составляемый на 5—10 лет, содержит, с одной стороны, обязательства администрации по перемещению работника (в виде формального перечня должностей, на которые он может реально претендовать), а с другой стороны - его обязательства повышать уровень образования, квалификации, профессионального мастерства [2, c.164]. Пример карьерограммы представлен в приложении 4.

 

 

1.3 Управление служебно-профессиональным  продвижением персонала

 

Служебно-профессиональное продвижение  — серия поступательных перемещений по различным должностям, способствующая развитию как организации, так и личности. Перемещения могут быть вертикальными и горизонтальными. Это и предлагаемая организацией последовательность различных ступеней (должностей, рабочих мест, положений в коллективе), которые сотрудник потенциально может пройти. Под карьерой принято понимать физическую последовательность занимаемых ступеней (должностей, рабочих мест, положений в коллективе) конкретным работником. Понятие «служебно-профессиональное» продвижение и «карьера» являются близкими, но не одинаковыми. Термин «служебно-профессиональное продвижение» является наиболее привычным для нас, так как термин «карьера» в нашей специальной литературе и на практике до последнего времени фактически не использовался. Совпадение намеченного пути служебно-профессионального продвижения и фактической карьеры на практике происходит довольно редко и является скорее исключением, чем правилом.

Система служебно-профессионального  продвижения — совокупность средств  и методов должностного продвижения персонала, применяемых в различных организациях. В практике управления различают два вида должностного продвижения: продвижение специалиста и продвижение руководителя. Последнее, в свою очередь, имеет два направления: продвижение функциональных руководителей и продвижение линейных руководителей. Система продвижения линейных руководителей предусматривает пять основных этапов [7, c.233].

Первый этап — работа со студентами старших курсов базовых институтов или направленных на практику из других вузов.

Второй этап — работа с молодыми специалистами, принятыми в организацию.

Третий этап — работа с линейными руководителями низового звена управления.

Четвертый этап — работа с линейными руководителями среднего звена управления.

Пятый этап — работа с  линейными руководителями высшего  звена управления.

В ряде развитых зарубежных стран имеется интересный опыт управления служебно-профессиональным продвижением управленческих работников, который успешно используется в наших организациях [10, c.444-445].

 

 

2. ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПЛАНА ТРУДОВОЙ КАРЬЕРЫ

2.1 Сущность планирования трудовой  карьеры

 

Планирование карьеры — одно из направлений кадровой работы в организации, ориентированное на определение стратегии и этапов развития и продвижения специалистов. Это процесс сопоставления потенциальных возможностей, способностей и целей человека, с требованиями организации, стратегией и планами ее развития, выражающийся в составлении программы профессионального и должностного роста. Планированием карьеры в организации могут заниматься менеджер по персоналу, сам сотрудник, его непосредственный руководитель (линейный менеджер). Планирование будет работать более эффективно, если в единой службе управления персоналом этой задачей будет заниматься специальный отдел развития и продвижения персонала, в функции которого будет входить:

разработка системы (сроков, форм, технологий) профессионально-квалификационного развития и обучения (подготовки, переподготовки, повышения квалификации) персонала;

организация проведения мероприятий по развитию персонала, в т.ч. руководителей;

оценка эффективности подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников;

развитие шефства-наставничества, организацию производственной практики студентов и учащихся;

разработка и внедрение системы продвижения по службе.

Примерная структура единой службы управления персоналом организации представлена в приложении 5.

Условия карьеры. Продвижение по службе определяется не только личными качествами работника (образование, квалификация, отношение к работе, система внутренних мотиваций), но и объективными, в частности:

Среди объективных условий карьеры:

высшая точка карьеры — высший пост, существующий в конкретной рассматриваемой  организации;

длина карьеры — количество позиций  на пути от первой позиции, занимаемой индивидуумом в организации, до высшей точки;

показатель уровня позиции —  отношение числа лиц, занятых  на следующем иерархическом уровне, к числу лиц, занятых на том иерархическом уровне, где находится индивидуум в данный момент своей карьеры;

показатель потенциальной мобильности  — отношение (в некоторый определенный период времени) числа вакансий на следующем  иерархическом уровне к числу лиц, занятых на том иерархическом уровне, где находится индивидуум [5, c.73].

 

 

Мероприятия по планированию трудовой карьеры

 

Основные мероприятия по планированию карьеры, специфичные для разных субъектов планирования, представлены в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 Мероприятия по планированию карьеры

Субъект планирования

Мероприятия по планированию карьеры

Сотрудник

Первичная ориентация и выбор профессии

Выбор организации и должности 

Ориентация в организации

Оценка перспектив и проектирование роста 

Реализация роста

Менеджер по персоналу

Оценка при приеме на работу

Определение на рабочее место

Оценка труда и потенциала сотрудников 

Отбор в резерв

Дополнительная подготовка

Программы работы с резервом

Продвижение

Новый цикл планирования

Непосредственный руководитель

(линейный менеджер)

Оценка результатов труда

Оценка мотивации

Организация профессионального развития

Предложения по стимулированию

Предложения по росту


 

 

2.2 Методы планирования трудовой  карьеры

 

   Организационное карьерное планирование - это процесс, в ходе которого менеджеры, исходя из интересов организации, пытаются планировать ход карьерного продвижения своих подчиненных. Краткосрочные планы означают программу специфических карьерных перемещений и, возможно, мероприятия по развитию работников, которые должны произойти в течение ближайших 1 -2 лет. Долгосрочные планы включают данные об основных перемещениях, определяющих карьеру работников организации, которые являются желательными, исходя из внутрифирменных целей, за период от 3 до 10 лет.

   Для целей планирования необходимо разделить понятия «потенциальная карьера» и «реальная карьера».

   Потенциальная карьера характеризует тот коридор возможных статусных перемещений, который складывается для конкретного индивида с учетом осознанно выбранного им жизненного пути, ситуации на рынке труда, профессии, перспектив развития сферы приложения труда, состояния здоровья, индивидуальных способностей и склонностей, семейных связей, поведенческих характеристик и т.п. При этом существуют верхние границы этого коридора, когда жизненные планы весьма напряжены, но вполне реальны, и нижние, когда с учетом конкретной жизненной ситуации отнюдь не все ставящиеся цели являются напряженными и человек стремится максимально использовать свой потенциал.

Информация о работе Проектирование системы планирования трудовой карьеры работника