Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 11:13, курсовая работа
Человек планирует свою будущую карьеру, основываясь на своих потребностях и социально-экономических условиях. Нет ничего удивительного в том, что он желает знать перспективы служебного роста и возможности повышения квалификации в данной организации, а также условия, которые он должен для этого выполнить. В противном случае мотивация поведения становится слабой, человек работает не в полную силу, не стремится повышать квалификацию и рассматривает организацию как место, где можно переждать некоторое время перед переходом на новую, более перспективную работу. Целью является попытка детального освещения вопросов рассматриваемой темы, касающихся карьеры и ее планирования, получение практических навыков исследования.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1.УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВОЙ КАРЬЕРОЙ ПЕРСОНАЛА
1.1 Понятие трудовой карьеры, ее цели и этапы…………………………….5
1.2 Управление трудовой карьерой, его цели и механизм………………...10
1.3 Управление служебно-профессиональным продвижением персонала…………………………………………………………………………14
2. ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПЛАНА ТРУДОВОЙ КАРЬЕРЫ
2.1 Сущность планирования трудовой карьеры. Мероприятия по планированию трудовой карьеры……………………………………………....16
2.2 Методы планирования трудовой карьеры………………………………18
3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ КАРЬЕРЫ РАБОТНИКА
3.1 Организация планирования карьеры в российских компаниях……….23
3.2 Планирование карьеры молодых специалистов………………………..24
3.3 Проектно-расчетная часть……………………………………………….26
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..40
создание и поддержание имиджа;
участие в обучении других, распространении передового опыта;
сотрудничество с непосредственным руководителем [2, c.164-166]
Встречаясь с новым
1.2 Управление трудовой карьерой, его цели и механизм
Управление деловой карьерой — это комплекс мероприятий, проводимых кадровой службой организаций, по планированию, организации, мотивации и контролю служебного роста работника, исходя из его целей, потребностей, возможностей, способностей и склонностей, а также исходя из целей, потребностей, возможностей и социально-экономических условий организации.
Управление карьерой следует начинать при приеме на работу. При приеме на работу вам задают вопросы, в которых изложены требования организации-работодателя. Вам же следует задавать вопросы, отвечающие вашим целям, формирующие ваши требования.
В качестве примера назовем некоторые вопросы, задаваемые поступающим на работу работодателю:
какова философия организации
в отношении молодых
каковы шансы получения жилья?
сколько дней в году уйдет на командировки (в том числе зарубежные)?
каковы перспективы развития организации?
имеется ли скидка при покупке работниками продукции, выпускаемой организацией?
практикуются ли в организации сверхурочные работы?
какие системы оплаты труда в организации?
кто является конкурентом организации?
имеет ли организация свои детские,
лечебно-оздоровительные учрежд
каковы шансы получения более высокой должности?
будут ли созданы условия для обучения, повышения квалификации или переподготовки?
возможно ли сокращение должности и в связи с чем?
в случае сокращения можно ли рассчитывать на помощь организации в трудоустройстве?
каковы принципы формирования пенсионного фонда, возможные размеры пенсии?
Чтобы эффективно управлять своей деловой карьерой, необходимо составлять личные планы.
Конкретными целями управления карьерой являются:
формирование, развитие и рациональное
использование
обеспечение преемственности профессионального опыта и культуры организации;
достижение взаимопонимания
создание благоприятных
Управление карьерой сводится к совокупности мероприятий, осуществляемых кадровыми службами (в том числе и с помощью консультантов), позволяющих выявить лиц с высоким потенциалом продвижения, помочь им раскрыть свои способности и применить их наиболее выгодным для себя и организации способом в соответствии с разработанными схемами перемещения [3, c.124].
Система управления карьерой включает:
выявление потребностей в управленческих кадрах, их развитии и продвижении; прогнозирование перемещений на ключевых руководящих должностях;
определение вариантов продвижения работника как в данной фирме, так и за ее пределами, а также необходимые для этого меры;
планирование
организацию процессов обучения (в
том числе основам
активизацию карьерных устремлений руководителей;
регулирование карьерных процессов, предупреждение и профилактику кризисных явлений, отклонений от нормы, в том числе появления карьеризма;
координацию и согласование действий
различных звеньев системы
контроль, оценку эффективности на основе определенной системы показателей [10, c 437].
Эффективное управление деловой карьерой положительно влияет на результаты деятельности организации, что наглядно показано в приложении 3.
Основой управления карьерой в рамках фирмы является Программа развития карьеры сотрудников, создаваемая на основе анализа содержания требования должностей. Программа содержит:
способы выявление сотрудников с высоким потенциалом роста и продвижения в долгосрочной перспективе с учетом возраста, образования, опыта, деловых качеств, уровня мотивации;
схемы замещения должностей;
стимулы к созданию индивидуальных планов карьеры;
способы увязки карьеры с результатами оценки деятельности;
пути создания благоприятных условий для развития (обучение, подбор должностей и разовые задания с учетом личных возможностей, кураторство);
организацию эффективной системы повышения квалификации;
возможные направления ротации;
формы ответственности руководителей за развитие подчиненных [4, c. 569].
План карьеры — это согласованная с руководителем программа индивидуальной работы сотрудника, позволяющая ему относиться к той не только как к повседневной обязанности, но и как условию карьеры.
Формой планирования карьеры часто становится так называемая карьерограммой. Это документ, составляемый на 5—10 лет, содержит, с одной стороны, обязательства администрации по перемещению работника (в виде формального перечня должностей, на которые он может реально претендовать), а с другой стороны - его обязательства повышать уровень образования, квалификации, профессионального мастерства [2, c.164]. Пример карьерограммы представлен в приложении 4.
1.3 Управление служебно-
Служебно-профессиональное продвижение — серия поступательных перемещений по различным должностям, способствующая развитию как организации, так и личности. Перемещения могут быть вертикальными и горизонтальными. Это и предлагаемая организацией последовательность различных ступеней (должностей, рабочих мест, положений в коллективе), которые сотрудник потенциально может пройти. Под карьерой принято понимать физическую последовательность занимаемых ступеней (должностей, рабочих мест, положений в коллективе) конкретным работником. Понятие «служебно-профессиональное» продвижение и «карьера» являются близкими, но не одинаковыми. Термин «служебно-профессиональное продвижение» является наиболее привычным для нас, так как термин «карьера» в нашей специальной литературе и на практике до последнего времени фактически не использовался. Совпадение намеченного пути служебно-профессионального продвижения и фактической карьеры на практике происходит довольно редко и является скорее исключением, чем правилом.
Система служебно-профессионального продвижения — совокупность средств и методов должностного продвижения персонала, применяемых в различных организациях. В практике управления различают два вида должностного продвижения: продвижение специалиста и продвижение руководителя. Последнее, в свою очередь, имеет два направления: продвижение функциональных руководителей и продвижение линейных руководителей. Система продвижения линейных руководителей предусматривает пять основных этапов [7, c.233].
Первый этап — работа со студентами старших курсов базовых институтов или направленных на практику из других вузов.
Второй этап — работа с молодыми специалистами, принятыми в организацию.
Третий этап — работа с линейными руководителями низового звена управления.
Четвертый этап — работа с линейными руководителями среднего звена управления.
Пятый этап — работа с линейными руководителями высшего звена управления.
В ряде развитых зарубежных стран имеется интересный опыт управления служебно-профессиональным продвижением управленческих работников, который успешно используется в наших организациях [10, c.444-445].
2. ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПЛАНА ТРУДОВОЙ КАРЬЕРЫ
2.1 Сущность планирования
Планирование карьеры — одно из направлений кадровой работы в организации, ориентированное на определение стратегии и этапов развития и продвижения специалистов. Это процесс сопоставления потенциальных возможностей, способностей и целей человека, с требованиями организации, стратегией и планами ее развития, выражающийся в составлении программы профессионального и должностного роста. Планированием карьеры в организации могут заниматься менеджер по персоналу, сам сотрудник, его непосредственный руководитель (линейный менеджер). Планирование будет работать более эффективно, если в единой службе управления персоналом этой задачей будет заниматься специальный отдел развития и продвижения персонала, в функции которого будет входить:
разработка системы (сроков,
форм, технологий) профессионально-
организация проведения мероприятий по развитию персонала, в т.ч. руководителей;
оценка эффективности подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников;
развитие шефства-наставничества, организацию производственной практики студентов и учащихся;
разработка и внедрение системы продвижения по службе.
Примерная структура единой службы управления персоналом организации представлена в приложении 5.
Условия карьеры. Продвижение по службе определяется не только личными качествами работника (образование, квалификация, отношение к работе, система внутренних мотиваций), но и объективными, в частности:
Среди объективных условий карьеры:
высшая точка карьеры — высший пост, существующий в конкретной рассматриваемой организации;
длина карьеры — количество позиций на пути от первой позиции, занимаемой индивидуумом в организации, до высшей точки;
показатель уровня позиции — отношение числа лиц, занятых на следующем иерархическом уровне, к числу лиц, занятых на том иерархическом уровне, где находится индивидуум в данный момент своей карьеры;
показатель потенциальной
Мероприятия по планированию трудовой карьеры
Основные мероприятия по планированию карьеры, специфичные для разных субъектов планирования, представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 Мероприятия по планированию карьеры
Субъект планирования |
Мероприятия по планированию карьеры |
Сотрудник |
Первичная ориентация и выбор профессии Выбор организации и должности Ориентация в организации Оценка перспектив и проектирование роста Реализация роста |
Менеджер по персоналу |
Оценка при приеме на работу Определение на рабочее место Оценка труда и потенциала сотрудников Отбор в резерв Дополнительная подготовка Программы работы с резервом Продвижение Новый цикл планирования |
Непосредственный руководитель (линейный менеджер) |
Оценка результатов труда Оценка мотивации Организация профессионального развития Предложения по стимулированию Предложения по росту |
2.2 Методы планирования трудовой карьеры
Организационное карьерное планирование - это процесс, в ходе которого менеджеры, исходя из интересов организации, пытаются планировать ход карьерного продвижения своих подчиненных. Краткосрочные планы означают программу специфических карьерных перемещений и, возможно, мероприятия по развитию работников, которые должны произойти в течение ближайших 1 -2 лет. Долгосрочные планы включают данные об основных перемещениях, определяющих карьеру работников организации, которые являются желательными, исходя из внутрифирменных целей, за период от 3 до 10 лет.
Для целей планирования необходимо разделить понятия «потенциальная карьера» и «реальная карьера».
Потенциальная карьера характеризует тот коридор возможных статусных перемещений, который складывается для конкретного индивида с учетом осознанно выбранного им жизненного пути, ситуации на рынке труда, профессии, перспектив развития сферы приложения труда, состояния здоровья, индивидуальных способностей и склонностей, семейных связей, поведенческих характеристик и т.п. При этом существуют верхние границы этого коридора, когда жизненные планы весьма напряжены, но вполне реальны, и нижние, когда с учетом конкретной жизненной ситуации отнюдь не все ставящиеся цели являются напряженными и человек стремится максимально использовать свой потенциал.
Информация о работе Проектирование системы планирования трудовой карьеры работника