Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 14:31, дипломная работа
Целью дипломного исследования является комплексное исследование правового регулирования отношений по профессиональному обучения и дополнительному профессиональному образованию работников, разработка на этой основе предложений по совершенствованию данного вида трудовых отношений.
Задачами дипломного исследования являются:
– раскрыть сущностные характеристики понятия профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование;
– рассмотреть методы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;
– сформировать предложения по совершенствованию оптимальной системы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования кадров на предприятии;
– рассмотреть опыт по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования кадров на примере Производственного отделения «Талицкие электрические сети» филиала ОАО «МРСК Урала» - «Свердловэнерго».
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РАБОТНИКОВ 6
1.1. Сущность, значение профессионального обучения 6
1.2. Права и обязанности сторон по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию 16
1.3. Ученический договор 19
1.4. Формы и виды подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала 22
2. АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПО «ТАЛИЦКИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ» 31
2.1. Общая характеристика деятельности предприятия 31
2.2. Организация процесса профессионального обучения и дополнительного профессионального образования персонала на предприятии 36
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА 55
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
Дополнительное профессиональное образование связано с определенными издержками, как для предприятия (фирмы) так и для работника. Это затраты на оплату преподавателей, аренду помещений, приобретение материалов и т.п. Поэтому дополнительное профессиональное образование и обучение с отрывом от производства, вследствие чего предприятие испытывает временные трудности, должно быть организовано таким образом, чтобы результат от этого – более высокий уровень производительности труда, качества продукции вследствие освоения новых технологий, оборудования, приемов и методов труда – перекрывал издержки.17
Вопрос дополнительного профессионального образования руководителей, специалистов и служащих являются в настоящее время одной из самых актуальных тем современного бизнес - образования. В качестве эталона следует разработать профессиограмму руководителям, специалистам и служащим.
Идеальный руководитель должен обладать следующими качествами:
– высокий уровень коммуникабельности;
– высокий уровень самоконтроля;
– способность вести переговоры, убеждать собеседника;
– позитивное мышление;
– оптимизм.
Проведение курсов по дополнительному профессиональному образованию руководителей, специалистов и служащих требует серьезной работы и подготовки, существенных финансовых вложений, прочных деловых связей в кадровом сообществе, где будет проводиться учеба.18
Дополнительное профессиональное образование является взаимообусловленным процессом, оказывающим влияние, как на эффективность труда, так и на качество кадрового потенциала компании, что находит проявление в следующем:
– в процессе обучения происходит повышение способности персонала адаптироваться к изменяющимся экономическим условиям, что обеспечивает организацию повышение ценности находящихся в ее распоряжении человеческих ресурсов;
– обучение работников позволяет организации более успешно решать проблемы, связанные с новыми направлениями деятельности и поддерживать необходимый уровень конкурентоспособности, что находит проявление в повышении качества обслуживания клиентов и эффективности труда персонала, сокращение издержек;
– повышение квалификации сопровождается ростом приверженности персонала своей организацией, также снижением кадров;
– обучение позволяет поддерживать и распространять среди сотрудников основные ценности и приоритетные организационной культуры, пропагандировать новые подходы и нормы поведения, призванные поддерживать организационную стратегию.
В свою очередь, сотрудник в процессе обучения получает следующие преимущества:
– расширение карьерных перспектив как внутри, так и за пределами организации;
– более высокую удовлетворенность своей работой;
– повышение самооценки;
– повышение квалификации и профессиональной компетентности.
Таким образом, дополнительное профессиональное образование работников в современных условиях становится составляющей процесса управления организацией.
Вместе с тем современная система бизнес-образования исходит из того, что качество обучения персонала для ююбой организации самым непосредственным образом связано с качеством управления, а значит, и с эффективностью работы компании, и с уровнем ее конкурентоспособности. Особенно возрастет роль обучения в условиях организационных изменений, когда старые подходы к работе, старые управленческие схемы не только становятся менее действенными, но часто оказывают отрицательное воздействие на эффективность труда. В то же время как повышение квалификации, как приобретение знаний, навыков, умений и способов общения, позволяет достичь цели за более короткий срок, поскольку направлено на последовательное совершенствование профессиональных знаний и рост мастерства по имеющейся у работников профессии. Особенности повышения квалификации состоит еще и в том, что слушатели, уже обладая определенными знаниями и практическими навыками выполнения работ, могут в силу этого критически относится к учебному материалу, стремясь получить именно то, что им, прежде всего, нужно для производственной деятельности.19
Современное производство предъявляет высокие требования к обновлению конкретных знаний и навыков не только рабочих, но и других категорий промышленно-производственного персонала.
Главная задача дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов – обеспечить быструю реализацию новых научных, технических, организационных и экономических идей в практику деятельности предприятия.
Дополнительное профессиональное образование служащих и категорий специалистов осуществляется в различных формах. В частности, это могут быть курсы при предприятиях и учреждениях с использованием в качестве преподавателей, как собственных квалифицированных работников, так и специалистов со стороны. Такая форма повышения квалификации носит оперативный характер и обеспечивает достаточную целенаправленность подготовки. Организацию работы курсов осуществляет отдел подготовки кадров, а при его отсутствии – отдел кадров.
Дополнительное профессиональное образование руководителей и специалистов будет более эффективным при соблюдении принципа преемственности обучения и последующего рационального использования кадров с учетом приобретенных ими знаний, умений, навыков и способов общения. Чтобы повысить ответственность и заинтересованность кадров в непрерывном повышении своей квалификации, необходимо обеспечить взаимосвязь результатов повышения квалификации, аттестации, должностных перемещений и оплаты труда работников с качеством знаний и эффективностью их практического использования.
Основным направлением дополнительного профессионального образования является способ повышения эффективности работы любой организации. Одним из подходов направлением дополнительного профессионального образования кадров является – традиционный подход. Он более эффективен – в том плане, что для его претворения в жизнь не требуется кардинальный перестройки структуры компании.
2.1. Общая характеристика деятельности предприятия
В состав Филиала ОАО «МРСК Урала» - «Свердловэнерго» входят 7 структурных, не имеющих статуса юридического лица и расчетных счетов.
Объект исследования – производственное отделение «Талицкие электрические сети» являются одним их структурных подразделений ОАО «МРСК Урала» - «Свердловэнерго».
Талицкие электрические сети (ТалЭС) образовались 1 апреля 1992 года (приказ от 04.02.1992 № 29) на базе пяти районов электрических сетей в целях совершенствования структуры управления электрическими сетями в Юго-Восточной части энергообъединения и в связи со строительством в г. Талица подстанции 500 кВт «Караваевская».
Талицкие электрические сети расположены на площади в 14667 кв.м, с протяженностью ВЛ 4255,2 км.
Обслуживает 49650 абонентов, в том числе:
Промышленных потребителей – 124;
Сельскохозяйственных – 126;
Непромышленных - 409;
Бытовых – 48991.
Цель и задачи предприятия:
1. Передача и распределение
2. Реализация электроэнергии потребителям в соответствии с законодательными договорами.
Правовой статус, Талицкие электрические сети не являются юридическим лицом по законодательству России, они действуют от имени общества на основании утвержденного им положения Талицкие электрические сети имеет текущие счета в банках, круглую печать, угловой штамп со своими наименованиями, а также бланки и другие атрибуты.
Талицкие электрические сети от имени общества осуществляет в арбитражных и иных судах совершение процессуальных действий, полный или частичный отказ от исковых требований, признание иска, изменение предмета или основания иска, заключение мирового соглашения, обжалование судебного акта, получение присужденного имущества или денег.
Талицкие электрические сети несут ответственность по обязательствам Общества, а Общество по обязательствам ТалЭС.
Талицкие электрические сети имеют право сдавать в аренду и предоставлять на договорных условиях во временное пользование имущество, списывать с баланса со 100% износом основные средства с уведомлением при этом правления общества.
Основные средства с остаточной стоимостью списываются с баланса только по приказу ОАО «МРСК Урала» - «Свердловэнерго» и согласованию с комитетом по имуществу.
Средства, поступившие в виде арендной платы, направляются в доход Общества. Убытки, возникающие при передаче фондов в аренду, а также от продажи и списании имущества, покрываются из дохода Общества.
Талицкие электрические сети заключают хозяйственные договора, связанные с деятельностью Общества.
Реконструкция, техническое перевооружение и расширение Талицкие электрические сети осуществляется по планам Общества за счет фонда накопления и износа.
Руководство деятельностью Талицкие электрические сети» осуществляет директор, назначаемый Советом директоров Общества.
Директор Талицких электрических сетей по доверенности действует от имени Общества в пределах полномочий, определяемых настоящим и другими решениями Общества:
– осуществляет оперативное руководство деятельностью Талицких электрических сетей в соответствии с утвержденными Общества планами;
– распоряжается средствами Талицких электрических сетей в пределах предоставляемых ему прав, совершает сделки в рамках предмета деятельности Талицких электрических сетей;
– в пределах имеющихся полномочий издает приказы, распоряжения и указания, обязательные для работников Талицких электрических сетей;
– открывает в банках расчетные и иные счета;
– принимает на работу в соответствии со штатным расписанием, увольняет с работы ПО «Талицкие электрические сети», применяет к работникам меры поощрения и наложения на них взысканий в соответствии с трудовым законодательством РФ и правилами внутреннего трудового распорядка (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Схема управление производством в ОАО «МРСК Урала» - «Свердловэнерго» ПО «Талицкие электрические сети»
Профессиональным обучением и дополнительным профессиональным образованием в ПО «Талицкие электрические сети» занимается Отдел управления персоналом.
Отдел управления персоналом ТалЭС занимается организацией плановой работы по комплектованию предприятия кадрами рабочих и служащих требуемых профессий, специальностей и квалификации в соответствии с целями, стратегией и профилем предприятия, изменяющимися внешними и внутренними условиями его деятельности, а также ведением учета данных о количественном и качественном составе кадров; разработкой и реализацией программ и планов социального развития.
Одним из направлений в деятельности отдела управления персоналом является работа по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию персонала Талицких электрических сетей.
Дополнительное профессиональное образование работников Талицких электрических сетей носит непрерывный системный характер и складывается из различных форм образования.
Профессиональная обучение осуществляется для расширения квалификации специалистов в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности, в том числе с учетом интегрированной системы менеджмента качества и стандартов. (Рисунок 2)
Рисунок 2 – Распределение численности работников ТалЭС по категориям за 2013 год.
Персонал Талицких электрических сетей профессиональное обучение в основном получает в филиале НЧОУ «Учебный центр ОАО «МРСК Урала» -«Екатеринбургский»: (Таблица 1)
Таблица 1 – образовательный уровень персонала ТалЭС за 5 лет с 2009 по 2013 гг.
Год |
Повышение квалификации рабочих (кол-во чел.) |
Повышение квалификации специалистов (кол-во чел.) |
Повышение квалификации руководителей (кол-во чел.) |
Итого (кол-во чел.) |
2009 |
74 |
64 |
49 |
187 |
2010 |
168 |
77 |
52 |
297 |
2011 |
122 |
74 |
43 |
239 |
2012 |
121 |
109 |
73 |
303 |
2013 |
139 |
78 |
54 |
271 |
Итого за 5 лет |
1297 | |||
Аттестовано работников: | ||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
14 чел. |
45 чел. |
23 чел. |
86 чел |
98 чел. |
Итого за 5 лет |
266 человек |