Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 14:31, дипломная работа
Целью дипломного исследования является комплексное исследование правового регулирования отношений по профессиональному обучения и дополнительному профессиональному образованию работников, разработка на этой основе предложений по совершенствованию данного вида трудовых отношений.
Задачами дипломного исследования являются:
– раскрыть сущностные характеристики понятия профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование;
– рассмотреть методы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;
– сформировать предложения по совершенствованию оптимальной системы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования кадров на предприятии;
– рассмотреть опыт по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования кадров на примере Производственного отделения «Талицкие электрические сети» филиала ОАО «МРСК Урала» - «Свердловэнерго».
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РАБОТНИКОВ 6
1.1. Сущность, значение профессионального обучения 6
1.2. Права и обязанности сторон по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию 16
1.3. Ученический договор 19
1.4. Формы и виды подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала 22
2. АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПО «ТАЛИЦКИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ» 31
2.1. Общая характеристика деятельности предприятия 31
2.2. Организация процесса профессионального обучения и дополнительного профессионального образования персонала на предприятии 36
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА 55
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
Стажировка – практическое освоение непосредственно на производстве навыков выполнения работ или группы работ, приобретенных при профессиональной подготовке.26
Перед попуском к самостоятельной работе оперативные руководители, оперативный, оперативно-ремонтный, ремонтный персонал, и рабочие должны пройти стажировку на рабочем месте. Стажировка осуществляется по программам, разработанным для каждой должности и рабочего места. Продолжительность стажировки устанавливается индивидуально с учетом профессионального образования, опыта работы и составляет не менее 2 смен. Стажировка проводится под руководством опытного работника – наставника. Допуск к стажировке руководителей и специалистов оформляется приказом по ТалЭС за подписью директора, а допуск рабочих оформляется распоряжение по ТалЭС за подписью главного инженера. В приказе и распоряжении указывается календарный срок стажировки, а также должность и фамилия ответственного обучающего – наставника. С приказом и распоряжение должны ознакомится под роспись подготавливаемый работник и наставник. В процессе стажировки подготавливаемый работник должен:
– усвоить ПОТ, ПТЭ, ПУЭ, ППБ, ППрБ и иную нормативно-техническую документацию в объеме, предусмотренном должностной инструкцией и научится практическому применению полученных знаний на рабочем месте;
– изучить производственные должностные инструкции и инструкции по охране труда, знание которых обязательно для работы в данной должности;
– изучить схемы электрических сетей, схемы первичных и других соединений подстанций; другие схемы технологического оборудования, установок и процессов, компоновку оборудования;
– отработать четкое ориентирование на своем рабочем месте, приобрести необходимые практические навыки в выполнении производственных операций;
– изучить приемы и условия безаварийной, безопасной и эффективной эксплуатации обслуживаемого оборудования, машин и механизмов.27
Аттестация.
Аттестация – это проверка персонала на знание требований отдельных межотраслевых и отраслевых норм и правил и других нормативно-технических документов.28
Аттестация Руководителей и специалистов ТалЭС в области промышленной безопасности осуществляется постоянно комиссией по аттестации ТалЭС. В аттестационную комиссию ТалЭС входят: главный инженер, начальник планово-экономического отдела, начальник отдела управления персоналом, начальник юридического отдела, начальник службы производственного контроля и охраны труда, председатель профкома, начальник профильной службы, секретарь комиссии. Аттестация руководителей и специалистов проводится совместно с проверкой знаний и подразделяется на первичную и периодическую.
– первичная аттестация проводится не позднее одного месяца при назначении на должность, а также при переводе на другую работу.
– периодическая аттестация проводится один раз в три года.
Аттестация руководителей и специалистов по вопросам безопасности осуществляется с территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Лица подлежащие аттестации, должны быть ознакомлены с графиком и местом проведения аттестации. Результаты аттестации оформляются протоколом. Руководители и специалисты прошедшие аттестацию получают копию протокола заседания аттестационной комиссии и удостоверения об аттестации.
Дублирование – управление энергоустановкой или несение других функций на рабочем месте, исполняемые под наблюдением лица, ответственного за подготовку дублера.29
Дублирование проходят работники категории: оперативные руководители, оперативный или оперативно-ремонтный персонал после их первичной проверки знаний, а также перерыва в работе или других случаях по усмотрению директора ТалЭС. Допуск к дублированию на рабочем месте оформляется распорядительным документом. В документе указываются сроки дублирования, а также должность и фамилия лица, ответственного за подготовку дублера. Распоряжение о допуске к дублированию доводится до сведения ответственного за дублирование и дублера под роспись. Продолжительность дублирования работника после аттестации устанавливается решением комиссии по аттестации в зависимости от его уровня профессиональной подготовки, стажа, опыта оперативной работы и должна составлять:
– для оперативных руководителей – не менее двенадцати рабочих смен;
– для других профессий – не менее одной рабочей смены.
Продолжительность дублирования персонала имевшего перерыв в работе определяется руководителем структурного подразделения и должна составлять:
– при перерыве в работе от 1-ой до 2-х недель (включительно) в течении рабочей смены;
– при перерыве от 2-х до 4-х недель (включительно) в течении двух рабочих смен;
– при перерыве в работе от 4-х недель до 6-и месяцев (включительно) в течении двух – шести рабочих смен;
– при перерыве в работе более 6-и месяцев в течение шести – двенадцати рабочих смен.30
За все действия дублера на рабочем месте отвечает в равной мере, как основной работник, так и дублер. Дублирование осуществляется по программа утвержденным в ПО «Талицкие электрические сети». Если за время дублирования работник не приобрел достаточных производственных навыков или получил неудовлетворительную оценку по контрольной тренировке, допускается продление его дублирования, но не более основной продолжительности, и дополнительное проведение контрольных противоаварийных тренировок. Продление дублирования оформляется распоряжение по ТалЭС. Если в период дублирования установлена профессиональная непригодность работника к деятельности, он отстраняется от подготовки распорядительным документом. Вопрос о его дальнейшей работе решается в установленном законодательством порядке.
Вновь принятые работники или имевшие перерыв в работе более 6 месяцев получают право на самостоятельную работу после прохождения в полном объеме установленного порядка допуска.
В ПО «Талицкие электрические сети» регулярно проводятся инструктажи по безопасности труда и пожарной безопасности; контрольные противоаварийные, противопожарные и специальные тренировки; пожарно-технический минимум; специальная подготовка; специальное обучение по охране труда; обучение приемам и методам освобождения пострадавших от действия электрического тока и оказания первой помощи при различных травмах.
Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование персонала ПО «Талицкие электрические сети» носит непрерывный характер и складывается из различных форм профессионального образования. Ответственность за организацию дополнительного профессионального образования персонала возлагается на директора ТалЭС.
Краткосрочное обучение руководящих работников, руководителей структурных подразделений и специалистов проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 года по месту работы или в Учебном комбинате.31 Продолжительность обучения составляет до четырех недель. Длительное обучение руководящих работников, руководителей структурных подразделений и специалистов должно проводится не реже одного раза в пять лет. Обучение проводится в Учебном центре или в другом образовательном учреждении, имеющем лицензию на право проведения профессиональной подготовки.
С целью закрепления на предприятии молодых специалистов разработано Положение о кадровом резерве молодых специалистов ОАО «МРСК Урала» и внешнем кадровом резерве из числа учащихся профильных образовательных учреждений.
Формирование и работа с кадровым резервом молодых специалистов осуществляется в целях:
– создания возможностей для профессионального развития и карьерного роста молодых специалистов организации;
– содействия в повышении уровня профессиональной и менеджерской подготовки молодых специалистов организации;
– обеспечения организации высококвалифицированными и результативными специалистами и руководителями;
– своевременного и качественного укомплектования высвобождающихся и вновь вводимых должностей в организации.
Основополагающими принципами формирования кадрового резерва молодых специалистов организации являются:
– единство требований, предъявляемых к кандидатам для включения в кадровый резерв молодых специалистов;
– доступность информации об условиях формирования кадрового резерва молодых специалистов;
– объективность и прозрачность процедуры формирования и работы с кадровым резервом молодых специалистов;
– добровольность включения кандидатов в кадровый резерв молодых специалистов.
Формирование и работа с внешним кадровым резервом осуществляется в целях:
– обеспечения организации молодыми специалистами-выпускниками профильных образовательных учреждений, знакомыми со спецификой деятельности распределительного сетевого комплекса;
– мотивирования учащихся профильных образовательных учреждений на глубокое освоение выбранной специальности, развитие своих профессиональных компетенций;
– своевременного и качественного укомплектования высвобождающихся и вновь вводимых должностей в компании.
Кадровый резерв молодых специалистов организации формируется из числа молодых специалистов филиала, производственного отделения включая работников районов электрических сетей, соответствующих требованиям к кандидатам для выдвижения в состав кадрового резерва молодых специалистов.32 В состав молодых специалистов ТалЭС входит 86 сотрудников из них 6 руководителей, 38 специалистов и 42 рабочих.
Внешний кадровый резерв формируется из числа:
– студентов профильного ВУЗа, направленных организацией для целевой подготовки в соответствии с Положением о целевой подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием ОАО «МРСК Урала»;
– студентов, обучающихся по специализированным программам подготовки, организованным с участием организации;
– студентов опорных для организации ВУЗов, соответствующих требованиям, предъявляемым к членам внешнего кадрового резерва молодых специалистов.
В 2013 году было выдано 6 целевых направлений для поступления в Уральский Федеральный Университет.
В производственном отделении «Талицкие электрические сети» в основном работают специалисты, которые получили образование в Уральском Федеральном Университете и ГОУ СПО «Екатеринбургский энергетический техникум.
На базе МУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа № 5» и МУ «Пионерская средняя образовательная кола № 64» созданы профильные классы, где ученику получают азы энергетического образования. Ученики данных образовательных учреждений без особых трудностей поступают в ведущие ВУЗы области.
Требования к кандидатам для включения в состав кадрового резерва молодых специалистов:
– возраст до 35 лет;
– высшее профессионально образование (в состав кадрового резерва могут быть включены работники со средним профессиональным образованием);
– мотивация на профессиональное и карьерное развитие, готовность к переменам, соответствие ряда компетенций работника требуемому уровню.
Дополнительно приветствуется:
– наличие у кандидата нескольких высших образований, ученой степени, профессиональной переподготовки по специальности, соответствующей направлению его деятельности;
– участие кандидата в общественной жизни организации (участие в корпоративных и спортивных мероприятиях, работа в советах молодежи);
– работа в составе научно-технических советов и рабочих групп организации;
– наличие рационализаторских, изобретательских и инновационных предложений.
ТалЭС на регулярной основе проводит мониторинг вакантных должностей и в случае необходимости формирует предложения по выдвижению кандидатур резервистов для их замещения.
Молодой специалист – член внешнего кадрового резерва назначается на вакантную должность в профильное структурное подразделение ТалЭС на старших курсах на неполную занятость, либо после успешного окончания ВУЗа. С момента поступления на работу молодые специалисты, бывшие членами внешнего кадрового резерва, могут претендовать на участие в конкурсе формирования кадрового резерва молодых специалистов организации.
Основной частью обучаемых работников (примерно 27%) являются оперативно-диспетчерский персонал, который обязаны ежегодно проходить специальную подготовку (тренировка на тренажерах) в специализированном учебном заведении. В среднем в год до 10 рабочих получают вторую профессию «Стропальщик». Массово посещают в Учебном центре такие краткосрочные курсы как: «Рабочий люльки», «Персонал, имеющий право работать с бензопилой и кусторезом», «Безопасность труда при работе на высоте и при верхолазных работах». На два последних курса в 2013 году было организовано выездное обучение на территории АБК ТалЭС. Часто посещаемый курс руководителей и специалистов «Обучение по охране труда», который весь руководящий состав должны проходить с периодичностью 1 раз в 3 года. (Рисунок 3, 4)
Рисунок 3 – Образовательный уровень персонала ТалЭС за 2013 год по подразделениям
Рисунок 4 – Образовательный уровень персонала ТалЭС в сравнении с 2009 по 2013 годы
Также работника ТалЭС проходят много краткосрочных и длительных тематических курсов, так как согласно Правилам работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации краткосрочное и длительное периодическое обучение руководящих работников и специалистов должно проводится по мере необходимости, но не реже 1 раза в 3 года в образовательных учреждениях, которыми разрабатываются программы обучения, его продолжительность и утверждаются в установленном порядке.