Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование работников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 14:31, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломного исследования является комплексное исследование правового регулирования отношений по профессиональному обучения и дополнительному профессиональному образованию работников, разработка на этой основе предложений по совершенствованию данного вида трудовых отношений.
Задачами дипломного исследования являются:
– раскрыть сущностные характеристики понятия профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование;
– рассмотреть методы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;
– сформировать предложения по совершенствованию оптимальной системы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования кадров на предприятии;
– рассмотреть опыт по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования кадров на примере Производственного отделения «Талицкие электрические сети» филиала ОАО «МРСК Урала» - «Свердловэнерго».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РАБОТНИКОВ 6
1.1. Сущность, значение профессионального обучения 6
1.2. Права и обязанности сторон по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию 16
1.3. Ученический договор 19
1.4. Формы и виды подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала 22
2. АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПО «ТАЛИЦКИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ» 31
2.1. Общая характеристика деятельности предприятия 31
2.2. Организация процесса профессионального обучения и дополнительного профессионального образования персонала на предприятии 36
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА 55
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Катаевой Н.В. (исправленный).doc

— 437.00 Кб (Скачать файл)

Также обучение проходят работники ТалЭС в сторонних учебных заведениях города Екатеринбурга и Тюмени. Это в основном проходят предаттестационную подготовку специалисты по надзору за безопасной эксплуатацией ГПМ, лица ответственные за безопасное производство ГПМ, ответственные за содержание в исправном состоянии ГПМ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА

 

Один из путей совершенствования системы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования кадров предприятия является – переход от сложившейся практики периодического обучения к непрерывному пополнению и обновлению знаний. Поэтому повышение квалификации руководителей, специалистов и служащих должно стать составной частью государственной системы непрерывного образования с подключением сюда системы высшего и среднего специального образования страны.

Следующим путем по совершенствованию организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования кадров предприятия является улучшение работы по профессиональной ориентации. Профессиональная ориентация необходима для того, чтобы вовремя заметить и развить потенциальные возможности молодежи к труду, чтобы растить таланты в различных областях науки и техники, производства и культуры, чтобы обеспечить защищенность молодежи в условиях рыночной экономики.

Работодатели должны выступить заказчиком в проведении общественной аккредитации программ профессионального образования и обучения, определении качества предоставляемых образовательных услуг и формировании конкурентной среды среди образовательных учреждений, расширяя число поставщиков образовательных услуг на договорной основе.

Деятельность по профессиональной ориентации молодежи преследует несколько целей. Во - первых, она направлена на снижение диспропорции между кадрами и потребностями народного хозяйства и профессиональными ориентациями молодежи. В принципе наличие такой диспропорции в определенных размерах имеет даже положительное значение, ибо ведет к организации здорового конкурса между претендентами на престижные трудовые места. Отсюда вторая функция профессиональной ориентации – обеспечить соответствие между способностями претендентов и требованиями профессий. Для этого нужно не только ознакомить учащихся с бедующей профессией, но и помочь понять себя, свои направленности, испытать себя в выбранной профессии. В идеале профориентационная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы к моменту выбора профессии профессиональный интерес у подростка был сформирован.33

Анализ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования персонала производственного отделения «Талицкие электрические сети» показал, что потребность в обучении выявляется неполно из-за того, что источниками информации являются только результаты аттестации и заявки руководителей. Данный метод вносит ограничения в этап выявления потребностей, для более полного учета различных факторов, необходимо использовать дополнительные пути получения информации о необходимости обучения, а именно:

– проведения анкетирования;

– анализ жалоб клиентов;

– организация сбора заявок на дополнительное профессиональное образование по инициативе сотрудников.

– анализ жалоб клиентов;

– организация сбора заявок на дополнительное профессиональное образование по инициативе сотрудников.

Отделом управления персоналом Талицких электрических сетей должны быть разработаны соответствующие формы внутренних документов для учета получаемой информации (табель учета заявок от сотрудников, журнал учета отзывов клиентов, форма обобщения результатов анкетирования руководителя и др.) Соответствующие изменения вносятся в Положение об обучении персонала. Схема обучения персонала после внесения изменений представлена на рисунке 5.

Рисунок 5 – Обучение персонала после внесения изменений

Увеличение объема работ по оценке потребности в обучении можно считать оправданным, так как более полное и качественное выявление потребности в обучении позволит оптимизировать затраты на обучение и повысить эффективность обучения в целом.

Изменения в схеме обучения персонала утверждается директором производственного отделения «Талицкие электрические сети» и фиксируются в Положении об обучении персонала.

В виду того, что больше всего претензий со стороны клиентов адресованы к сотрудникам, чей стаж работы не превышает двух лет, необходимо внести изменения в программу профессиональной подготовки молодых специалистов. Для повышения качества работы молодых специалистов необходимо увеличить число часов обучения, увеличить длительность периода наставничества. Предлагаемые изменения приведены в таблице 5. Особое внимание следует уделить нетехническому обучению. Во первых оно должно стать обязательным элементом программы обучения, а во вторых должна быть увеличена его продолжительность и расширена тематика.

 

 

 

 

Таблица 5 – Программа совершенствования обучения молодых специалистов

Вид обучения

До мероприятия

После мероприятий

Длительность периода наставничества

1 год

2 года

Периодичность профессиональней оценки (помимо годовой и квартальной)

Каждые 150 часов

Каждые 80 часов

Техническое обучение в период адаптации

120 часов

150 часов

Техническое обучение в период адаптации

18 часов за квартал

25 часов за квартал


 

Итак, исходя, из выше перечисленного можно сделать вывод, что в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании рабочих, руководителей, специалистов и служащих нуждается каждый персонал. Подготовка кадров заключается в обучении трудовым навыкам, нужным для качественного выполнения работы. Для эффективности непрерывного обучения нужно, чтобы работники были в нем заинтересованы. Администрации нужно создать климат, благоприятствующий обучению.

Проблема профессионального обучения и дополнительного профессионального образования рабочих кадров, способных конкурировать в условиях рыночных отношений, по ряду важных причин приобретает ныне особую актуальность. Во первых, сказываются неблагоприятные тенденции на рынке рабочей силы. Современное производство предъявляет все более жесткие требования к профессиональным качествам рабочих кадров. Идет сокращение численности рабочих мест. Во вторых, обостряется конкуренция за рабочие места внутри трудовых коллектив. Идет объективный процесс отторжения рабочих кадров с низкими профессиональными качествами. В третьих, профессиональное образование и квалификация в личном плане не просто выступают характеристиками того или иного рабочего, но и становятся для него гарантией специального благополучия, условием его конкурентоспособности на рынке труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

Профессиональное образование и дополнительное профессиональное обучение работников

Занятие разработано для учащихся 11 классов МОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа № 50»

Курс: Трудовое право

Форма занятия: лекция

Методы обучения: словесные

Цель: Комплексное исследование правового регулирования отношений по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию в контексте обеспечения права на труд и права на образование, постановка и решение теоретических и практических вопросов, разработка на этой основе предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы в обозначенной сфере.

Задачи:

1. Раскрыть понятия  профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников.

2. Рассмотреть методы профессионального  обучения.

3. Рассмотреть цели деятельности  предприятия в области обучения.

План лекции: (90 мин.)

1. Организационная часть

1.1. Тема и цель занятия

1.2. Актуальность темы занятия

2. Содержание занятия – (70 мин.)

2.1. Представление материала по теме: «Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование работников» и рассмотрение статей Трудового кодекса РФ, Федеральных законов РФ, Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики РФ (30 мин.)

2.2. Имитационная игра « Методы  обучения на предприятии»  (25 мин.)

2.3. Моделирование. Работа в группе  по выдвижению предложений на  тему - какие цели можно поставить  перед отделом управления персоналом  предприятия для улучшения подготовки  кадров и повышения их квалификации.

3. Подведение итогов (10 мин.)

Ход лекции

1. Организационная часть

1.1. Тема сегодняшнего урока: Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование работников.

1.2. В процессе работы мы должны  рассмотреть: понятие профессиональное обучение, дополнительное профессиональное образование работников, методы профессионального обучения и каковы цели деятельности предприятия в области обучения. В течение занятия, на основе полученных теоретических знаний вы в конце урока, составите перечень профессиональной подготовки сотрудника энергетической профессии.

Актуальность темы занятия заключается в том, что профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, обучение смежным и вторым профессиям является одним из важнейших процессов в деятельности и развитии организации.

2. Содержание занятия

2.1. Обращаясь к статьям Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральных законов Российской Федерации и Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики, объясню права работника на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации и раскрою понятия профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Профессиональная подготовка это ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях, в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии. Также можно воспользоваться услугами специалистов, обладающих соответствующей квалификацией, в порядке индивидуальной подготовки. Работник может самостоятельно получить профессиональную подготовку в указанных выше учреждениях и подразделениях, а также его может направить и работодатель причем как уже работающего сотрудника, так и потенциального работника, ищущего работу у данного работодателя.34

Подготовка новых работников это первоначальное профессиональное и экономическое обучение лиц, принятых в организацию и ранее не имеющих профессии. Она осуществляется на основе ученического договора, заключаемого между работодателем и работником.

Профессиональная переподготовка является самостоятельным видом дополнительного профессионального образования. Она проводится с учетом профиля полученного образования работника, направляемого на переподготовку. Может осуществляется образовательными учреждениями повышения квалификации и подразделениями образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования. Для профессиональной подготовки разрабатываются дополнительные профессиональные образовательные программы.

Существует два типа программ:

1. программы, которые обеспечивают  совершенствование знаний специалистов  для выполнения нового вида  профессиональной деятельности.

2. программы, существующие для получения дополнительной квалификации.

Согласно п. 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования специалистов, целью профессиональной переподготовки специалистов является получение дополнительных знаний и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.35

Профессиональная подготовка осуществляется также для расширения квалификации специалистов в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности.

В результате профессиональной переподготовки специалисту может быть присвоена дополнительная квалификация на базе полученной специальности.

Повышение квалификации рабочих – это обучение, призванное последовательно совершенствовать их профессиональные и экономические знания, умения и навыки, повышать мастерство по имеющимся профессиям.

Для повышения квалификации рабочих организуются производственно-экономические курсы, курсы целевого назначения, школы передовых приемов и методов труда, курсы бригадиров.

Целью повышения квалификации специалистов является обновление их теоретических и практических знаний в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов.36

Повышение квалификации работников энергетических организаций должно носить непрерывный характер и складывается из различных форм профессионального образования. Ответственность за организацию повышения квалификации персонала возлагается на руководителя организации.

Информация о работе Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование работников