Профессиональные и личностные характеристики современного менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 13:34, курсовая работа

Краткое описание

Адаптация российских предприятий к условиям рынка и их эффективное функционирование в решающей степени зависят от активности и уровня профессионализма их руководителей. Если в начале реформ «фактор руководителя», прежде всего компетентный подход к делу, явно недооценивались, то теперь массовое сознание все в большей степени стало связывать результаты работы предприятия с деятельностью высшего руководителя и его управленческой команды.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические подходы к исследованию личности менеджера
1.1. Менеджер: понятие, личные и деловые качества, цели и функции 5
1.2. Стили управления, как составляющая личности менеджера 16
2. Исследование профессиональных и личностных качеств менеджера в деятельности фирмы 20
2.1.Характеристика деятельности ЧП Дорофеева 20
2.2. Исследование особенностей личностных черт женщины-менеджера 22
2.3.Профессиональные качества, обуславливающие эффективность работы менеджера ЧП Дорофеева 24
3. Улучшение деятельности и профессионального общения менеджера 26
Заключение 28
Список используемой литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Проф и личн. соврем. менеджера.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

                  

           Одним из наиболее распространенных методов руководства является убеждение. Делового руководителя отличает умение переводить любое явление на язык интересов и стимулов, активности и пассивности, выигрышей и проигрышей, затрат и доходов. Этому искусству надо учиться, применяя в деловом общении метод убеждения, а не принуждения. Здесь следует подчеркнуть один существенный момент: искусством убеждения может овладеть только тот, кто предан делу. Если дело и руководитель - не одно целое, напрасно ждать от него убежденности. Только при этом условии можно бороться за дело, отстаивать его, двигать и доводить до конца.

         Требования коммуникабельности и умения работать с людьми — обусловлена связующим положением менеджера в системе коммуникаций на предприятии. Для проведения анализа любой управленческой ситуации менеджер должен обеспечить, как правило, коммуникации между такими субъектами системы, как вышестоящий руководитель, коллеги из родственных подразделений или предприятий, рабочий коллектив (группы, подразделения или предприятия) и отдельные подчиненные сотрудники. Каждого из субъектов управленческой ситуации менеджер должен уметь объективно распознавать, адекватно (в соответствии с его стилем и мотивами работы) реагировать и оптимально воздействовать на него для достижения цели деятельности.

          Способность к коммуникациям в значительной степени зависит от индивидуальных свойств человека, поэтому часто включается в тестирование на профессиональную пригодность и уровень квалификации менеджера в системах управления персоналом на предприятиях.

         Компетентность менеджеров в области специализации предприятия — предусматривает наличие у них специальных знаний в области технологии производственных процессов, теоретических и практических аспектов осуществляемых производств, особенностей их физических процессов. Достижение требуемых профессиональных качеств осуществляется, как правило, в системах переподготовки и повышения квалификации руководящих работников.

          Современными  требованиями к  менеджеру является приятность  и обходительность с подчиненными, доброжелательность, доверие, обязательность  и выручка, открытость. Менеджер  должен уметь идти на компромиссы,  дающие наименьшие отрицательные последствия.

          Эффективно работающему руководителю  необходимо понимать и принимать  тот факт, что выбранное им  решение может иметь недостатки. Однако оно должно быть наиболее  привлекательным с точки зрения  конечного эффекта и не парализовать  волю подчиненных в достижении успеха. В принятии решений необходимо руководствоваться интуицией, знаниями, накопленным опытом, рациональностью. Современная деятельность менеджера предполагает высокую самоорганизацию его действий, он должен быть образцом исполнительной дисциплины и требовательности.

           Современный менеджер должен  обладать следующими качествами: практичность ума, глубина, ясность,  проницательность мысли, активность, инициативность, настойчивость, самообладание,  наблюдательность, самостоятельность, ответственность.

         Современный менеджер должен  обладать организаторским чутьем. Под этим понимается способность  быстро и глубоко вникать в  психологию других людей. Организаторское  чутье позволяет менеджеру определять  способности работников, улавливать изменения взаимоотношений в коллективе, группировать людей в зависимости от симпатии  и антипатии.

         Менеджер обязан в своей деятельности  руководствоваться эмпатией,  развивая  способность к сопереживанию,  должен уметь поставить себя  на место подчиненного.

          Весьма важное значение в деятельности  менеджера имеет избирательное  стимулирование персонала  постоянная  требовательность к подчиненным,  умение найти в сотрудниках  способности, отыскать то, что  каждый может делать лучше  других.

            Необходимые качества современного  менеджера также: смелость, терпение, добрая зависть, способность к  сомнению, осторожность, скромность,  искренность, сострадание, совестливость.  Смелость противостоит боязни  неудач и страху движения к  успеху. Терпение менеджеру необходимо для того, чтобы достичь успеха, так как мгновенно его добиться невозможно. Только упорство и осознанное  преодоление трудностей ведет к цели. Чувство досады, вызванное благополучием, успехам другого человека, должно быть доброжелательным и освобождающим от злости.  Скромный менеджер видит себя составной частью окружающего. Искренность является основой уверенности в себе. Жалость, сочувствие  другим увеличивает энергию человека.

          Эффективный и обученный менеджер точно знает, какие потребности работника может удовлетворить непосредственно он, какие можно удовлетворить за счет лучшей организации труда на рабочем месте, а что необходимо требовать от руководства компании. Таблица 1.1.2. как раз помогает установить диапазон своих возможностей и выбрать подходящий стиль руководства. Что происходит, когда не удовлетворяются элементарные условия труда и социальная справедливость в оплате? Если уровни образования и притязаний работников невысоки, люди как бы уйдут в себя, станут пассивными (как это было у нас в годы застоя). Но если такие показатели высоки, а общество не употребляет репрессивных средств, то неминуема забастовка.          

                                                                                                                 Таблица 1.1.2.

Удовлетворение  потребностей на работе

Производ-ственная

среда

Физические

Безопас-ность

Социальные

Оценка

Самореали-зация

Рабочее

Место

 

 

 

Организа-ция

 

 

 

 

 

Лидер

Чистота

на рабочем

месте

 

 

Приемлемый

уровень

заработка

 

 

 

Позволять,по

необходимости делать

перерывы

и паузы

Безопасные

условия

труда

 

 

Система

пенсии

 

 

 

 

Быть

защитой

для

рабочих

Хорошее

взаимодействие

с товарищами

 

 

Общие

собрания,

коллективный

отдых за

счет компании

 

Создавать

дружественную атмосферу

Работа,

бросающая

вызов

 

 

Как можно

меньше

правил и

инструкций

 

 

По достоинству

оценивать

результаты

труда

Проекты с

высоким индивидуальным вкладом

в общество

Стимулирова-ние

индивидуаль-ного участия в

управлении

 

Побуждать

к творчеству

и выдвижению

новых

идей


           Каждому менеджеру, от президента транснациональной корпорации до

мастера цеха или  старшего клерка, требуются четко  сформулированные цели. Из этих целей должно быть понятно, чем занимается руководимое им подразделение. Должно быть понятно, какой трудовой вклад требуется от его подчиненных и от него лично, чтобы другие подразделения смогли достичь своих целей. Наконец, должно быть понятно, на какой трудовой вклад со стороны других подразделений может рассчитывать менеджер для реализации поставленных перед ним целей. Иными словами, с самого начала акцент должен делаться на коллективной работе и коллективных результатах.

          Эти цели всегда должны вытекать из общих целей предприятия. Иногда

целесообразно, чтобы каждый менеджер самого нижнего уровня досконально

знал не только свои собственные цели, но и цели всего производственного

подразделения и всей компании. Даже когда масштабы компании столь велики, что дистанция между задачами менеджера низового уровня (например, сменного мастера) и производственными результатами компании в целом кажется просто астрономической, такой подход дает ощутимый экономический результат. И это естественно, если мы действительно верим, что сменный мастер является "частью менеджмента предприятия". Из самого определения менеджера вытекает, что во всех своих действиях он несет ответственность за судьбу компании в целом — иными словами, выкладывая камни, он "строит храм".

          Цели каждого менеджера должны четко определять его вклад в достижение целей компании во всех ключевых сферах бизнеса. Очевидно, не

каждый менеджер непосредственно влияет на все сферы  деятельности компании. Например, вклад, который вносит маркетинговый отдел в производительность предприятия, может быть весьма незначительным. Но если предполагается, что работа менеджера, и его подразделения, не затрагивает какую -  либо сферу, влияющую на успех предприятия в целом, то этот факт стоит однозначно оговорить. Менеджеры должны понимать, что результаты коммерческой компании в целом зависят от координации усилий и результатов работы ее подразделений. Координация необходима и для того, чтобы достичь высокого мастерства в каждом отделе, и для того, чтобы предотвратить возникновение автономий и нарастания противоречий, ревности и подозрительности между различными подразделениями. Чтобы добиться сбалансированной работы, цели всех менеджеров на всех уровнях и во всех сферах необходимо учитывать как при краткосрочном, так и при долгосрочном планировании. И, конечно же, все цели должны отражать как материальные, так и нематериальные цели предприятия, касающиеся работы и развития менеджмента, производительности рядового персонала и отношений с ним, а также ответственности перед обществом. Все остальное — несущественно.

           Основная функция менеджера заключается в обеспечении продуктивной работы своего учреждения и эффективных действий своих подчиненных. Любое коммерческое предприятие (или любое иное учреждение) располагает лишь одним подлинным ресурсом — людьми. Коммерческое предприятие добивается успеха, обеспечивая необходимый уровень производительности. Другими словами, оно добивается своих целей через работу. Таким образом, важной функцией менеджера становится обеспечение производительного использования трудовых ресурсов. Но в то же время учреждения в современном обществе все чаще играют роль средств, с помощью которых человек зарабатывает себе на жизнь и обретает определенный социальный статус, что, в конечном счете, служит благу не только отдельного человека, но и общества в целом. Таким образом, важность обеспечения и поддержания высокой производительности трудовых ресурсов постоянно возрастает и становится мерой эффективности соответствующего учреждения. И решать эту задачу приходится именно руководству учреждения.

         Таким образом, менеджеры занимают различные позиции в организации, решают далеко не одинаковые задачи, выполняют разные функциональные обязанности.

Организация не может существовать без менеджеров, так как они  выполняют следующие  функции:

-устанавливают связи между отдельными операциями в организации;

-обеспечивают выполнение организацией ее основного предназначения;

-осуществляют руководство коллективом организации или подразделения;

-выступают в роли лидера, способного вести за собой подчиненных, используя авторитет, высокий профессионализм и положительные эмоции;

-разрабатывают и реализуют стратегию  и тактику деятельности организации;

-несут ответственность за результаты деятельности организации или подразделения;

-обеспечивают интересы лиц и органов, которым принадлежит организация;

-выполняют роль основного звена по связи организации с внешним окружением (властью, партнерами и т.п.);

-создают коллектив и направляют его развитие в нужное русло, воспитывают членов коллектива, обладая высокими нравственными качествами;

-выступают в роли инноватора, понимающего роль науки в современных условиях, умеющего ценить и без промедления внедрять в производство (коммерцию) то или иное изобретение или ноу-хау;

-генерируют идею, находят в ней сильные и слабые стороны, стремятся заглянуть в суть проблемы, добраться до истины;

-анализируют, оценивают сделанное, намечают и  реализуют меры по улучшению положения дел;

-представляют организацию в различных мероприятиях[11, с.366].

В зависимости от позиции  менеджеров в организации, решаемых ими задач данные функции могут быть присущи им в большей или меньшей степени. Однако каждый менеджер обязательно принимает решение, работает с информацией и выступает руководителем организации (подразделения).

Причем, какую бы управленческую функцию руководитель ни выполнял в определенный момент времени, все остальные функции присутствуют в его текущих действиях в виде интеллектуальных операций, условий, способов или средств деятельности, т.е. простым перечислением управленческих функций нельзя определить действительную сущность деятельности руководителя.

            

1.2. Стили управления  как составляющая личности менеджера    

         Люди, говорил Макиавелли, обычно неблагодарны, непостоянны, лживы, боязливы и алчны. Умный правитель должен уметь пользоваться страстями, играя на них, как музыкант. Чтобы не попасть в неудобное положение, ему лучше не питать иллюзий и заранее предполагать всех людей злыми. Хорошо, если действительность опровергнет его точку зрения, и он встретит добро. Тогда его успех только окрепнет. Но если исходить из противоположного мнения, то действительность, оказавшись иной, разрушит его замыслы.

Информация о работе Профессиональные и личностные характеристики современного менеджера