Процесс консультирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 10:50, реферат

Краткое описание

Обзор процесса консультирования.
Ценообразование на консалтинговые услуги
Подготовка к управленческому консультированию.
Диагностика.
Планирование действий.
Внедрение.
Завершающий этап консультативных услуг.

Вложенные файлы: 1 файл

tema_5_-_Protsess_konsultirovania.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

Что не включается в предложение. Параллельно составлению предложения клиенту консультант подготавливает внутренние секретные заметки по организации-клиенту и по тому, какой подход намечается использовать. Эти заметки (иногда называемые "обзорные заметки") особенно важны в крупных консультантских организациях, если для планирования и выполнения задания используются разные профессионалы.

Конфиденциальная  информация об организации-клиенте

  1. Имена руководителей, с которыми имелись встречи, и информация о них.
  2. Замечания о взаимоотношениях, стиле управления, культурных ценностях и нормах.
  3. Отношение разных людей к консультантам и возможные реакции на задание.
  4. Наилучшие источники внутренней информации.
  5. Дополнительные комментарии и информация по проблеме, в связи с которой
  6. предлагается задание.
  7. Другие выявленные проблемы, потенциальные проблемы или области дальнейшей работы, не охваченные предлагаемым заданием и не обсуждавшиеся
  8. с клиентом.
  9. Полезная дополнительная информация, которая была получена, но не использовалась в предложении клиенту.
  10. Любые другие предложения рабочей группе, которая будет выполнять задание

 

  1. Диагностика.

Понятие и цель диагноза. Повторное формулирование проблемы. Виды проблем, основные характеристики проблем. Причины возникновения проблем. Основные этапы диагностирования. Выявление необходимых фактов. Сбор и содержание данных, степень их детализации, временный период, обработка данных. Источники и пути получения фактических данных, их анализ. Обратная связь с клиентом. Участие клиента в процессе диагностики.

 

Повторное формулирование проблемы. План задания, подготовленный после предварительного диагноза проблемы, дает общие направления и основной график действий в фазе диагностики. Однако до начала детальных исследований могут потребоваться пересмотр и корректировка. Между окончанием фазы ознакомления и началом диагностической фазы иногда проходит несколько месяцев. Нужно увериться, что первоначальный диагноз проблемы остается все еще правильным и может служить основой для диагностической работы. Полезно заново сформулировать проблему и убедиться, что клиент не передумал и не хочет, чтобы консультант занялся чем-нибудь другим. Можно организовать специальную встречу с клиентом для этого до начала проведения диагноза.

В основном диагностическая  работа должна осуществляться в четыре этапа. Первым этапом является определение структуры.

Вторым  этапом служит выявление фактов или сбор данных.

Анализ  фактов проводится на третьем этапе.

Четвертым и  последним этапом является обратная связь с клиентом, включая составление отчетов и выводы, сделанные на основании диагноза.

Что следует  установить. Это включает определение: проблемы; причин проблемы; других существенных связей; возможностей клиента разрешить проблему; возможных направлений дальнейших действий.

Проблема. Консультанта могут попросить помочь исправить ухудшающуюся ситуацию, улучшить существующую (даже если ее нельзя назвать ухудшающейся) или создать совершенно новую ситуацию (где выявляются и используются новые возможности). Таким образом, имеются три основные категории проблем: коррективные, прогрессивные и созидательные. У них, однако, есть одна общая характеристика: в каждом случае имеются различия между тем, что происходит (или будет происходить) в действительности, и тем, что должно (или может) происходить.

Чтобы определить эту  разницу или расхождение, необходимо сравнить две ситуации. Нетрудно выяснить, что происходит в действительности, т.е. действительную ситуацию. В этой главе мы опишем некоторые методы обнаружения фактов и анализа, которые помогут консультанту это определить. Узнать, что должно происходить, т.е. идеальную или желаемую ситуацию, гораздо сложнее, но это неотъемлемая часть диагноза проблемы, только"" таким путем она может быть описана и проанализирована как .коррективная, прогрессивная или созидательная.

Проблема может быть определена с помощью пяти основных аспектов или характеристик:

1) сущность или содержание. Следует описать сущность или содержание проблемы (низкая эффективность; растущие издержки производства; нехватка квалифицированной рабочей силы; отсутствие идей относительно вложения неиспользуемого капитала). Следует определить, с чем все это сравнивается и на каком основании. (Почему мы говорим, что эффективность низкая? Низкая по сравнению с каким стандартом?) Необходимо описать также различные симптомы проблемы.

2) организационное и физическое местонахождение. В каких организационных подразделениях (участках, отделах, филиалах) и физических объектах (заводы, здания, склады, конторы) была выявлена проблема? Какие другие подразделения она, возможно, затронула? Насколько широко она распространена в организации?

3) "владение" проблемой. Какие люди (менеджеры, специалисты, клерки, рабочие) затронуты проблемой и более всего заинтересованы в ее решении? Является ли проблема "закрытой" или "открытой"? Это, как мы знаем, очень важно, чтобы определить "настоящих клиентов" и работать с ними на протяжении всего процесса решения проблемы.

4) абсолютная и относительная величина. Насколько важна проблема в абсолютных величинах (например, объем потерянного рабочего времени или денег; объем неиспользуемых производственных мощностей; потенциальная экономия)? Насколько она важна в относительном выражении? Как она влияет на подразделение, в котором обнаружена, и на людей, которые "владеют" ею? Насколько она важна для организации в целом? Что получит организация от ее решения?

5) временная перспектива. С какого времени существует данная проблема? Наблюдалась ли она один раз, несколько раз или возникает периодически? Как часто она возникает? Какова тенденция: проблема стабилизировалась, усиливается или ослабевает? Каковы могут быть прогнозы относительно ее эволюции в будущем?

Причины проблемы. Основная задача диагностики выявить силы и факторы, которые вызывают проблему. В начале работы есть некоторая предварительная информация или предположения о ее возможных причинах. Они помогают выдвинуть гипотезы, причем чем больше, тем лучше, но не поверхностного характера.

Другие существенные взаимосвязи. Любая отдельная деловая или управленческая проблема не обособлена от других, она зависит не только от своих одной или нескольких причин. Например, имеются факторы, которые усугубляют или смягчают проблему, не являясь ее непосредственными причинами.

Способность клиента  решить проблему. Необходимо выяснить, обладает ли он материальными и финансовыми ресурсами, а также технической квалификацией, необходимой для решения проблемы. Важное значение имеет фактор времени. Каков опыт клиента в решении других проблем и осуществлении организационных изменений различного характера и объема? Как культура организации-клиента воспринимает изменения?

Возможные направления  дальнейших действий. Цель диагноза — подготовка к действию. На протяжении всего исследования нужно собирать, регистрировать и анализировать информацию и идеи относительно решения проблемы с такой же тщательностью и упорством, что и данные о ее характере и причинах. Это обеспечивает связь со следующей фазой планирования действии. Предложенные действия должны логически проистекать из диагноза.

.2. Выявление  необходимых фактов

Факты — строительные блоки любой консультационной работы. Значительное количество фактов требуется, чтобы получить ясную картину ситуации, точно определить проблему.

3. Источники и пути получения фактических данных

Источники фактов. В целом консультант может получать фактические данные в трех формах: записи; события и условия; память.

Любые из этих источников могут быть внутренними (в пределах данной организации) или внешними (официальные публикации, статистические отчеты, мнения людей вне организации).

Записи — это факты, хранимые в форме, пригодной для считывания или преобразования. К ним относятся документы (файлы, отчеты, публикации), компьютерные файлы, фильмы, микрофильмы, магнитные ленты, рисунки, фотографии, графики и т.д. Факты из записей выявляются путем поиска и изучения.

События и условия — это поддающиеся наблюдению действия и сопутствующие им обстоятельства.

Память  — это вся информация, хранящаяся в памяти людей, которые работают в организации-клиенте, связаны с ней или просто могут дать информацию, полезную для консультанта (например, для сравнения). Эта "энциклопедия знаний" охватывает бесспорные доказанные факты, опыт, мнения, убеждения, впечатления, предубеждения и догадки.

Для кого обеспечивается обратная связь? В принципе обратная связь должна предназначаться для того, от кого консультант ожидает получить дальнейшую помощь; дополнительную информацию или какие-либо действия, связанные с рассматриваемой проблемой. Часто подчеркивается, что, если обратная связь носит слишком ограниченный характер (предназначена для отдельных лиц или небольших групп высшего руководства), нельзя ожидать, что у других людей сохранится или даже усилится интерес и желание помочь консультанту. Некоторые авторы считают это вопросом этики консультирования: если люди с готовностью предоставляют информацию и проявляют интерес к выполнению задания, они имеют право получать по каналу обратной связи сведения о том, что было сделано с их информацией.

Форма обратной связи. Многие консультанты используют индивидуализированную устную обратную связь с ведущими клиентами организации-клиента. Другая форма — письменная информация, например промежуточные отчеты и памятки. Распространенная форма — встречи с различными группами в организации-клиенте, которые могут дать ценную дополнительную информацию и помочь консультанту сконцентрировать исследование на основных вопросах. Они всегда выявляют отношение к рассматриваемой проблеме и применяемому подходу.

Завершение  диагностической фазы. Окончание диагностической фазы дает хорошую возможность для обратной связи. Прежде чем представить диагностический отчет, консультант может счесть целесообразным предложить провести одну или несколько встреч для рассмотрения основных результатов; это может помочь ему выявить и заполнить последние пробелы в анализе, а также подготовить клиента к выводам, которые потом будут официально ему представлены.

Даже если задание будет продолжено, т.е. становится ясно, что произойдет плавный переход от диагностической фазы к планированию действий, а затем к фазе осуществления, целесообразно в конце предполагаемого конца стадии выявления фактов и диагностики представлять отчет о состоянии работ.

 

  1. Планирование действий.

Цель стадии планирования. Поиск идей для возможных решений. Использование методов творческого мышления. Разработка и оценка альтернатив. Предъявление клиенту предложений по осуществлению изменений. Степень участия клиента в планировании действий организации, структурного подразделения.

 

Если задание продолжается, необходимо получить согласие клиента  на переход к фазе планирования действий (например, на выполнение тщательной и обширной работы по разработке новой схемы и планированию ее внедрения).

Очень желательно, чтобы клиент участвовал в планировании действий еще активнее, чем в диагностической фазе. Это объясняется несколькими причинами:

ни к чему делать лишнюю работу по определению  теоретической основы, проектированию и планированию одного или небольшого числа альтернативных решений, если нет уверенности, что клиент хорошо знаком и полностью согласен с выбранным подходом и сможет воспользоваться рассматриваемыми альтернативными решениями; это согласие лучше всего достигается путем совместной работы с людьми, которые способны определить, что будет принято организацией-клиентом и может быть осуществлено;

для планирования действий нужно мобилизовать все  таланты и изучить все разумные идеи; планирование не будет эффективным, если в этой работе не участвуют талантливые сотрудники организации-клиента;

как и при  постановке диагноза, служебный персонал клиента может под руководством консультанта провести большую часть  работы по проектированию и планированию, снижая, таким образом, стоимость проекта;

участие в процессе планирования вырабатывает чувство ответственности, которое будет так необходимо на стадии внедрения (осуществления);

наконец, планирование действий дает клиенту новые возможности обучения; они, несомненно, пропадут, если консультант будет работать сам.

1. Поиск идей для возможных решений

Клиент ожидает, что консультант найдет и покажет  оптимальное решение его проблемы.

Контрольный список предварительных вопросов для  рассмотрения

I.Чего следует добиться  с помощью новых мер: какого  уровня производительности? какого качества продукции? каких новых изделий, видов услуг или родов деятельности?

Информация о работе Процесс консультирования