Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2013 в 08:12, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена тем, что на фоне развития государственной службы в России новый импульс к развитию получила профессиональная этика, в частности этика государственного служащего. Государственная служба предъявляет разнообразные требования к личности государственного служащего. Данный вид деятельности предполагает посто-янный контакт с общественностью, что, в свою очередь, ведет к более высоким требованиям к профессиональным качествам служащего.
Введение .................................................................................................................3
Глава 1. Психологические особенности проведения деловых переговоров…7
1.1 Деловая беседа, как способ общения ……………………………………….7
1.2 Методы и техника ведения деловых переговоров ………………………11
Глава 2. Психологические особенности проведения деловых переговоров ...19
2.1 Деловые переговоры, совещания, дискуссии ……………………………19
2.2 Психологические особенности национальных стилей ведения переговоров………………………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………33
Список литературы…………………………………………………………….
Содержание
Введение ..............................
Глава 1. Психологические особенности проведения
деловых переговоров…7
1.1 Деловая беседа, как
1.2 Методы и техника ведения
Глава 2. Психологические особенности проведения
деловых переговоров ...19
2.1 Деловые переговоры,
2.2 Психологические особенности национальных
стилей ведения переговоров…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Общение является сложным социально-психологическим
процессом взаимопонимания между людьми.
Прагматичный Дж. Рокфеллер, хорошо понимая
значение общения для деловой деятельности,
говорил: «Умение общаться с людьми —
такой же покупаемый за деньги товар, как
сахар или кофе. И я готов платить за это
умение больше, чем за какой-либо другой
товар в этом мире». Но что означает уметь
общаться? Это значит уметь разбираться
в людях и на этой основе строить свои
взаимоотношения с ними, что предполагает
знание психологии общения. В процессе
общения люди воспринимают друг друга,
обмениваются информацией и взаимодействуют.
Специфика делового общения обусловлена
тем, что оно возникает на основе и по поводу
определенного вида деятельности, связанной
с производством какого-либо продукта
или делового эффекта. При этом стороны
делового общения выступают в формальных
(официальных) статусах, которые определяют
необходимые нормы и стандарты (в том числе
и этические) поведения людей. Как и всякий
вид общения, деловое общение имеет исторический
характер, оно проявляется на разных уровнях
социальной системы и в различных формах.
Работа с людьми
– это одна из самых сложных, трудных и
многогранных форм человеческой деятельности.
Но порой она совершенно не берется в расчет,
и руководители уделяют основное внимание
экономическим показателям и технологическим
процессам. Человека же рассматривают
просто как рабочую силу, то есть не как
цель, а средство выполнения планов, заданий.
Это приводит к безынициативности, отчужденности.
Однако создать мощную систему мотивов
и стимулов, побуждающих всех работников
полностью раскрыть свои способности,
плодотворно трудиться и наиболее эффективно
использовать производственные ресурсы,
не возможно без учета психологии человека
и социально-психологических закономерностей развития
Актуальность
темы обусловлена тем, что на фоне развития
государственной службы в России новый
импульс к развитию получила профессиональная
этика, в частности этика государственного
служащего. Государственная служба предъявляет
разнообразные требования к личности
государственного служащего.
Особенность делового
общения заключается в том, что государственный
служащий в деловом общении всегда выступает
как личность, значимая для субъекта; основная
задача такого делового общения - продуктивное
сотрудничество, защита интересов граждан.
Немаловажным фактором здесь является
умение государственного служащего проводить
прием посетителей, вести переговоры, беседы.
Поэтому цель данной
курсовой работы – проанализировать психологические
особенности подготовки и проведения
деловых бесед и переговоров. Объект исследования
– психологические особенности процесса
делового общения. Предмет исследования
– способы делового общения: деловые беседы и переговоры.
Задачи:
- изучение теоретических основ и современных
тенденций процесса делового общения;
- изучение методов и техники ведения деловых
бесед и переговоров;
- анализ психологических особенностей
проведения деловых бесед и переговоров.
Методологической
основой структуры работы и логической
связи в ней вопросов психологии управления
послужили разработки отечественных ученых
в области психологии, организационного
поведения и менеджмента: Столяренко А.Д.,
Прихожана А.М., Александровского Ю.А.,
Базарова Т.Ю. и др. При написании работы
использовались учебные пособия и учебники
по менеджменту, монографии и научные
статьи в периодических изданиях.
Глава 1. Психологические особенности
проведения деловых переговоров
1.1 Деловая беседа, как
Посредством деловой беседы
реализуется стремление одного человека
или группы людей к действию, которое изменит
хотя бы одну из сторон какой-либо ситуации
или установит новые отношения между участниками
беседы. В мире бизнеса или политики деловые
беседы представляют собой устный контакт
между собеседниками, которые имеют необходимые
полномочия со стороны своих организаций
или стран для их проведения и разрешения конкретных проблем.
Структура деловой беседы: 1.
1. Подготовка к
деловой беседе, особенно по решению спорных
и деликатных вопросов, является трудным
и ответственным делом, включает составление
плана беседы, поиск подходящих путей
для решения задач, анализ внешних и внутренних
возможностей, прогноза возможного исхода
беседы, сбора необходимой информации
о будущем собеседнике, отбора наиболее
веских аргументов для защиты своей позиции,
выбора наиболее подходящей стратегии
и тактики общения, давление, манипуляция,
просьбы помощи, сотрудничество.
2. Установление
места и времени встречи для деловой беседы
может осуществляться по-разному в зависимости
от установок-позиций участников. Позиция
«сверху» реализуется примерно так: «Я
жду вас в 16 часов у себя в кабинете», но
на «чужой территории» осуществление
такой позиции затруднено. Позиция «снизу»
осуществляется как просьба: «Мне желательно
с вами посоветоваться, когда и куда мне
подъехать?». Позиция «на равных» звучит
примерно так: «Нам бы надо поговорить.
Давайте, согласуем место и время нашей встречи» [6. 351-
3. Начало беседы
включает встречу и вступление в контакт.
Тип контакта «сверху», «снизу», «наравне»,
дружелюбно, нейтрально, агрессивно устанавливается
еще до первых слов, в зависимости от того
как вошел человек, какова его поза, взгляд,
интонация первых фраз, взаимное расположение
в пространстве. Соответственно, «встреча
гостя» может осуществляться по-разному:
от подхода к человеку... до легкого подъема
подбородка, кивка или полного игнорирования
вошедшего, углубившись в свои бумаги.
И приветствие может быть как улыбка, кивок,
рукопожатие, усаживание, либо подчеркнуто
недовольный вид. Все эти невербальные
нюансы вступления в контакт во многом
прогнозируют дальнейшее взаимодействие собеседников[1.
4. Постановка проблемы
и передача информации — важный этап беседы.
Постановка цели беседы может быть различной:
1) цель может быть поставлена как проблема
(обсудить проблему, пригласить к выработке
ее решения), в этом случае
5. Фаза аргументации
естественно переплетается с фазой передачи
информации, здесь формируется предварительное
мнение, занимается определенная позиция
по данной проблеме как с вашей стороны,
так и со стороны собеседника, но еще можно
попытаться изменить складывающееся мнение
(позицию). Для достижения аргументации
важно: 1. Оперировать ясными, точными и
убедительными понятиями, так как убедительность
можно легко «потопить» в море слов и аргументов,
особенно если они неясны и неточны. Аргументы
должны быть достоверными для собеседника.
2. Способ и темп аргументации должны соответствовать
особенностям темперамента собеседника:
лишь холерики и сангвиники способны воспринять
высокий темп и объем аргументов, но и
для них доводы и доказательства, разъясненные
по отдельности, намного эффективнее достигают
цели, чем если их преподнести сразу (для
меланхоликов и флегматиков этот постепенный
подход необходим). Не забывайте, что «излишняя
убедительность» вызывает отпор со стороны
собеседника, особенно, если у него «агрессивная
натура». 3. Избегать перечисления фактов,
а вместо этого излагать преимущества
или последствия, вытекающие из этих фактов, интересующих
6. Фаза нейтрализации
замечаний собеседника, или фаза опровержения
порой играет решающую роль в беседе. Если
на ваши доводы последовали возражения
оппонентов, то: а) выслушивайте сразу
несколько возражений, собеседник раздражается,
если его перебивают, да еще на самом главном;
б) не спешите с ответом, пока не поймете
суть возражения; в) выясните, действительно
ли возражения вызваны разными точками
зрения или может быть вы неточно сформулировали
суть вопроса; г) вопросы задавайте так,
чтобы собеседник оказался перед необходимостью
выбора между двумя вариантами ответа.
Конкретные вопросы заставляют собеседника
высказать то, что нужно сказать, независимо
от его собственного мнения (например,
«Иван Иванович, одним словом, вы даете
добро на нашу инициативу или нет?»; если
последует «нет», уточните, почему?) [1.
15-47с.].
Важно оперативно осуществлять анализ
замечаний и их настоящей причины, выбрать
подходящий прием «нейтрализации» замечаний
(это могут быть ссылки на авторитеты,
цитаты, переформулировка, условное согласие,
одобрение + уничтожение, сравнения, сократовский
метод через поиск частичного сходства
и согласия собеседников по отдельным
вопросам к достижению полного согласия,
«эластичная оборона», отсрочка). Доказательство
бессмысленности замечаний или эмоциональные
реакции партнеров, как правило, приводят
не к нейтрализации возражений, а к росту
конфронтации.
7—8. Фазы поиска
приемлемого или оптимального решения,
а затем принятия окончательного решения
могут осуществляться в стиле сотрудничества,
равноправия и взаимной ответственности,
либо в форме авторитарного принятия решения
одним из партнеров и добровольным либо
вынужденным согласием, подчинением другого
собеседника. Не проявляйте неуверенности
в фазе принятия решения. Если вы колеблетесь
в момент принятия решения, то не удивляйтесь,
если начнет колебаться и собеседник.
Сохраняйте спокойствие, умение анализировать,
исходя из своих позиций.
Всегда оставляйте в запасе один сильный
аргумент, подтверждающий ваш тезис, на
тот случай, если собеседник в момент принятия
решения начнет колебаться. Пользуйтесь
достоверными аргументами, так как лучше,
если собеседник примет решение сейчас,
чем потом. Но если перед вами флегматик,
не раздражайтесь медлительностью принятия
решения или вовсе откладыванием его,
назначением новой встречи (попытки эмоционально
или логически «давить» на флегматика
с целью ускорить принятие решения часто
безуспешны). Помните, что с помощью полуправды
и «тонких манипуляций» можно вынудить
собеседника на какое-то решение, но нельзя
создать корректных деловых отношений.
Не сдавайтесь слишком легко на милость
собеседника до тех пор, пока не испробуете
все возможные методы, либо пока собеседник несколько раз
9—10. Фиксация
договоренности и выход из контакта —
заключительный «аккорд» беседы. Итоги
беседы должны быть резюмированы, полезно
даже сделать записи о сути решения в рабочий
блокнот в присутствии партнера (или даже
составить официальный протокол решения).
Полезно установить конкретные сроки,
способ информирования друг друга о результатах
намеченных действий. Поблагодарите собеседника,
поздравьте его с достигнутым решением.
Выход из контакта осуществляется вначале
невербально — изменяется поза, человек
отводит глаза, встает — и завершается
речевым прощанием «До свидания», «До
встречи», «Всего доброго», «Успеха» и т. п. [6.
11. Самоанализ
итогов и хода встречи позволяет осознать
допущенные просчеты, накопить полезный
опыт на будущее, наметить дальнейшую
тактику общения, при этом полезно ответить
себе на такие вопросы: 1. Последовательно
ли вы вели основную линию разговора? Удалось
ли вам предусмотреть контрдоводы другой
стороны? 2. Не навязали ли вы собеседнику
свои аргументы при выработке решений?
Если да, то вы посеяли в собеседнике семена
неудовлетворенности, досады, и при дальнейших
встречах они могут возрасти. 3. Основательны
ли были ваши замечания и возражения? Не
были ли они субъективны, не отразилось
ли в них ваше настроение? 4. Удалось ли
вам быть тактичным на всем протяжении
разговора? 5. Сумели ли вы достичь максимальной
пользы для дела? Удалось ли вам достичь
намеченных целей, или, на худой конец,
хотя бы запасной, альтернативной цели?
Если нет, то почему это произошло? 6. Как
следует в дальнейшем строить
Инициатива в деловом
общении определяется тем, кто задал тип
контакта, определил форму постановки
цели, выдвинул принятую идею решения.
Кто подвел итоги обсуждения, тот в большей
степени несет и ответственность за разрешение
1.2 Методы и техника ведения
Для
построения аргументирования используются
основные методы:
Фундаментальный метод представляет собой
прямое обращение к собеседнику, которого
вы знакомите с фактами и сведениями, являющимися
основой вашего доказательства. Если речь
идет о контраргументах, то надо пытаться оспорить и
Важную роль здесь
играют цифровые примеры. Цифры выглядят
более убедительно. Цифровые данные во
всех дискуссиях являются самым надежным
доказательством. Это происходит в известной
мере и потому, что в данный момент никто
из присутствующих не в состоянии опровергнуть
приведенные цифры.
Метод противоречия
основан на выявлении противоречий в аргументации
противника. По своей сущности этот метод
является оборонительным[1. 15-47с.].
Метод извлечения
выводов основывается на точной аргументации,
которая постоянно, шаг за шагом, посредством
частичных выводов приводит вас к желаемому
выводу. При использовании этого метода
следует обращать внимание на так называемую
кажущуюся причинность. Обнаружить ошибку
такого рода бывает не так просто, как
в примере использования кажущейся причинности
на одном уроке физики. Учитель спросил
ученика: «Что ты знаешь о свойствах тепла
и холода?» — «В тепле все тела расширяются,
а в холоде суживаются». «Правильно, —
заметил учитель, — а теперь приведи несколько
примеров». Ученик: «Летом тепло, поэтому
дни длиннее, а зимой холодно — и дни короче».
Метод сравнения
имеет исключительное значение, особенно
когда сравнения подобраны удачно.
Метод «да — но».
Часто партнер приводит хорошо подобранные
аргументы. Однако они охватывают или
только преимущества, или только слабые
стороны. Но поскольку в действительности
у любого явления имеются как плюсы, так
и минусы, то можно применить метод «да
— но», который позволяет рассмотреть
и другие стороны предмета обсуждения.
В данном случае вам надо спокойно согласиться
с партнером, а потом начать характеризовать
этот предмет с прямо противоположной
стороны и трезво взвесить, чего здесь больше —
Метод кусков заключается
в расчленении выступления партнера таким
образом, чтобы были ясно различимы отдельные
части. Эти части можно прокомментировать,
например, так: «Это точно»; «Об этом существуют
различные точки зрения»; «Это и то полностью
ошибочно». При этом целесообразно не
касаться наиболее сильных аргументов
партнера, а преимущественно ориентироваться
на слабые места и пытаться именно их и
опровергнуть[2. 163-170с.].
Метод «бумеранга»
дает возможность использовать «оружие»
партнера против него самого. Этот метод
не имеет силы доказательства, но оказывает
исключительное действие, если применять
его с изрядной долей остроумия. Приведем
пример применения такого метода. Демосфен,
известный афинский государственный деятель,
и афинский полководец Фокион были заклятыми
политическими врагами. Однажды Демосфен
заявил Фокиону: «Если афиняне разозлятся,
они тебя повесят». На что Фокион ответил:
«И тебя, конечно, тоже, как
Метод игнорирования.
Очень часто бывает, что факт, изложенный
партнером, не может, быть опровергнут,
но зато его можно с успехом проигнорировать.
Метод опроса основывается
на том, что вопросы задаются заранее.
Конечно, не всегда целесообразно сразу
открывать свои карты. Но все же можно
задать партнеру заранее ряд вопросов,
чтобы хотя бы в основном выявить его позицию.
Чаще всего вопросы задаются примерно
так: «Каково ваше мнение о...». Используя
этот метод, можно начинать общую аргументацию,
в ходе которой вы преднамеренно вынуждаете
партнера изложить свою позицию[3. 71-
Метод видимой
поддержки. В чем он заключается? К примеру,
ваш партнер изложил свои аргументы, и
теперь вы берете слово. Но вы ему вообще
не возражаете и не противоречите, а, к
изумлению всех присутствующих, наоборот,
приходите на помощь, приводя новые доказательства
в его пользу. Но только для видимости.
А затем следует контрудар, например: «Вы
забыли в подтверждение вашей мысли привести
и такие факты... Но все это вам не поможет,
так как...» — теперь наступает черед ваших
контраргументов. Таким образом, создается
впечатление, что точку зрения партнера
вы изучили более основательно, чем он
сам, и после этого убедились в несостоятельности
его тезисов. Однако этот метод требует
особо тщательной подготовки[1.
Итак, мы рассмотрели методы
Техника преувеличения.
Техника анекдота.
Одно остроумное или шутливое замечание,
сказанное вовремя, может полностью
Техника использования
авторитета. Состоит в цитировании известных
авторитетов, которые зачастую все же
нельзя применять как доказательство
точки зрения, ибо речь может
Техника дискредитации
партнера. Основывается на следующем правиле:
если я не могу опровергнуть существо
вопроса, тогда личность собеседника можно
поставить под сомнение. Что делать, если
ваш партнер опустился до такого уровня?
Конечно, вы не последуете его примеру,
а хладнокровно объясните присутствующим
его вероломство. Рекомендуется даже в
отдельных случаях
Техника изоляции.
Основывается на «выдергивании» отдельных
фраз из выступления, их изоляции и преподнесении
в урезанном виде, чтобы они имели значение, совершенно
Техника изменения
направления. Заключается в том, что партнер
не атакует ваши аргументы, а переходит
к другому вопросу, который по существу
не имеет отношения к предмету дискуссии.
Практически он пытается обойти «горячее
место» и вызвать у вас интерес к другим
проблемам. В этой ситуации вы должны быть
предельно внимательны, чтобы своевременно предотвратить
Техника введения
в заблуждение. Основывается на сообщении
партнером путаной информации. Он сознательно
быстро и основательно все перемешивает
и старается всех сбить с толку и таким
образом уйти от обсуждения нежелательной
для него темы. Как поступить в данном
случае? Конечно, нельзя тушеваться! Следует,
как под микроскопом рассмотреть каждый
пункт выступления такого партнера и спокойно
продолжать дискуссию.
Техника отсрочки.
Ее целью является создание препятствий
для ведения дискуссии или ее затягивание.
Партнер задает уже отработанные вопросы,
требует разъяснений по мелочам, чтобы
выиграть время. Эту технику нельзя считать, безусловно,
Техника апелляции.
Представляет собой опасную форму «вытеснения»
процесса рассуждения. Партнер здесь выступает
не как специалист, а как человек, взывающий
к сочувствию. Воздействуя на ваши чувства,
он ловко обходит деловые нерешенные вопросы
во имя каких-то неопределенных морально-этических
норм. Если партнер применяет эту технику,
вы должны сразу же попытаться повернуть
дискуссию на «деловые рельсы», хотя это
часто бывает очень нелегко сделать, так
как такая техника направлена на чувства сторон и блокирует
Техника вопросов-капканов.
Техника искажения.
Представляет собой неприкрытое извращение
того, что мы сказали, или перестановку
акцентов. К технике искажения очень близка
демагогия, т.е. совокупность приемов,
позволяющих создать впечатление правоты,
не будучи правым. Демагогия находится
между логикой и ложью, отличаясь от логики
отстаиванием неверных суждений, а ото
лжи подведением слушателя к ложным выводам,
не формулируя этих выводов, предоставляя
это сделать самому собеседнику. Демагогия
имеет несколько разновидностей.
Каковы же основные положения тактики
аргументирования? Применение аргументов.
Фаза аргументации имеет три уровня: уровень
главных аргументов, которыми вы оперируете
в процессе самой аргументации; уровень
вспомогательных аргументов, которыми
вы подкрепляете главные аргументы и которые
редко используются более одного раза
(они применяются только в фазе аргументации);
уровень фактов, с помощью которых доказываются
все вспомогательные, а через них и главные
положения (факты имеют статус «боеприпасов»
— ими можно «выстрелить» лишь один раз).
Главные аргументы
вы излагаете при любом удобном случае,
но по возможности каждый раз в новом месте
или в новом свете. Если речь идет о длительных
переговорах, то не следует сразу использовать
все оружие из вашего арсенала — нужно что-то оставить и напоследок.
Выкладывая аргументы, нужно не спешить
принимать решения. (Вольтер сказал: «Слишком
скорые выводы — результат замедленного
размышления».)
Выбор способа аргументирования. В зависимости
от особенностей партнеров выбираются
различные способы аргументирования.
Так, для инженера несколько цифр будут
значить больше, чем сотня слов. В таком
случае следует применить фундаментальный
метод с цифровыми данными.
Устранение противоречий. Важно избегать
обострений или конфронтации. Если же
все это произойдет, нужно сразу же перестроиться
и заключить с партнером мир, чтобы следующие
вопросы можно было рассмотреть без конфликта
и профессионально. Здесь существуют некоторые
особенности:
- критические вопросы лучше рассматривать
либо в начале, либо в конце фазы аргументации;
- по особо деликатным вопросам следует
переговорить с партнером наедине до начала
переговоров, так как с глазу на глаз можно
достигнуть гораздо больших результатов, чем в
- в исключительно сложных ситуациях полезно
сделать перерыв, чтобы головы «остыли»,
а потом вновь вернуться к тому же вопросу[2.
163-170с.].
«Стимулирование аппетита». Удобнее всего
предложить партнеру варианты и информацию
для предварительного пробуждения у него
интереса, а затем (на основе «спровоцированного
аппетита») указать возможные варианты
решений с подробным
Двусторонняя
аргументация. Может применяться, когда
вы указываете как на преимущества, так
и на слабые стороны предлагаемого решения.
В любом случае следует указывать на недостатки,
о которых партнер мог бы узнать из других источников
Односторонняя
аргументация может применяться в тех
случаях, когда партнер менее образован,
или у него уже сложилось свое мнение,
или он открыто выражает положительное
отношение к вашей точке зрения.
Очередность преимуществ и недостатков.
Из психологии известно, что решающее
влияние на формирование позиции партнера
оказывает начальная информация, т.е. во
время аргументации сначала перечисляются
преимущества, а потом
Обратная очередность,
т. е. сначала перечисляются недостатки,
а потом преимущества, неудобна тем, что
партнер может прервать вас до того, как
вы дойдете до преимуществ, и тогда его
действительно трудно будет переубедить[5. 403-450с.].
Персонификация
аргументации. Нужно сначала попытаться
выявить позицию вашего партнера и потом
включить ее в вашу аргументацию или же,
по крайней мере, не допустить, чтобы она
противоречила вашим аргументам. Проще
всего это достигается путем прямого обращения,
например: «Что вы думаете об этом?», «Как,
по вашему мнению, можно это сделать?».
Можно также выразить свое одобрение,
например: «Вы совершенно правы!». Признав
правоту или поддержав партнера, вы тем
заставите его почувствовать себя обязанным.
В результате он примет вашу аргументацию
с меньшим сопротивлением[1. 15-
Во всех случаях
аргументацию следует вести корректно.
Надо всегда открыто признавать правоту
собеседника, когда он прав, даже если
для вас это невыгодно. Это дает вам право
ожидать и требовать такого же поведения
со стороны вашего собеседника. Кроме
того, поступая, таким образом, вы не нарушаете деловую этику.
Если вы хотите
покритиковать своего собеседника так,
чтобы его не обидеть, укажите на аналогичные
ошибки у других, и не прямо, а косвенно,
или поговорите сначала о собственных
ошибках. Критику всегда легче выслушивать,
если критикующий начинает с признания,
что и он далеко не безгрешен.
Глава 2. Психологические особенности
проведения деловых переговоров
2.1 Деловые переговоры,
В жизненной
практике чаще встречаются малоэффективные
стратегии поведения в спорных вопросах,
такие как: 1) жесткое доминирование одной
стороны и соответственно вынужденное
подчинение, капитуляция другой стороны
либо открытая конфронтация сторон; 2)
«мягкая уступчивость», направленная
на избегание конфронтации и приводящая
к компромиссному решению либо к выигрышу
«жесткого» участника. Сторонники «жесткого»
подхода (Ж) ставят перед собой цель «победить»
любой ценой, требуют от другой стороны
уступок, не доверяя партнерам по переговорам,
угрожают им, ищут то решение, которое
максимально выгодно для самих себя.
Сторонники «мягкого» подхода (М) ставят
цель достичь «соглашения», поэтому делают
уступки для развития отношений, делают
предложения, допускают односторонние
потери для достижения согласия, стараются
быть дружелюбными, доверяют партнерам,
ищут то решение, на которое «пойдут» партнеры
по переговорам. Возможны следующие исходы:
Ж + Ж = разрыв, конфронтация, реже капитуляция;
Ж + М = выигрыш Ж; М + М = компромиссное решение.
Это все разновидности позиционного торга,
и чем более участники защищают свои позиции,
тем труднее им изменить свою первоначальную
позицию, срабатывает «гонор, спасение
своего лица» и достижение согласия становится
все менее вероятным, поскольку позиционный
торг психологически превращается в состязание
воли, чтобы заставить другую сторону
изменить свою позицию[6. 351-366с.].
Максимально эффективны принципиальные
переговоры (по существу дела), направленные
на сотрудничество и поиск разумного принципиального
соглашения. Принципиальные переговоры
предполагают следующие процедуры:
1. Признайте наличие
конфликта, очертите конфликт как «Наша
проблема».
2. Сделайте разграничение
между участниками переговоров и предметом
переговоров: отделить людей от проблемы,
т. е. придерживаться мягкого дружелюбного
уважительного курса в отношениях с людьми,
но стоять на твердой платформе
3. Сосредоточьтесь
на интересах, а не на позициях, поскольку
цель переговоров должна состоять в удовлетворении
подспудных интересов участников. Принятая
на переговорах позиция часто скрывает
то, чего действительно хочет та или иная
сторона, поэтому главное внимание следует
обращать не на позиции участников, а на
анализ общих интересов.
4. Проанализируйте,
какие интересы наиболее важны, в чем объективные
препятствия, отделите их от субъективных
противодействий воли и желаний участников.
5. Старайтесь разработать
взаимовыгодные варианты, которые бы учитывали
общие интересы и примиряли несовпадающие
интересы. Разработайте многоплановые
варианты выбора в ходе дискуссии и выдвижения
альтернативных идей решения проблемы,
но отодвиньте решение на более поздний срок[
6. Осуществите поиск
7. Добейтесь соглашения
и воплощайте план в жизнь. При соблюдении
указанных правил возможно осуществление
переговоров «без поражений».
Нередко бывает, что в процессе ведения
коммерческих переговоров партнер оказывается
манипулятором, т.е. человеком, который
пытается использовать оппонента и его
личные особенности и «слабости» для достижения
своих корыстных целей. Для этого он использует
следующие приемы.
Намеренный обман.
Партнер утверждает нечто заведомо ложное.
Однако в случае, если вы выражаете сомнение,
он изображает обиду и даже оскорбление.
Что же делать в этом случае? Прежде всего
следует «отделить» данного человека
от решаемой вместе с ним проблемы. Если
у вас нет причин доверять ему, не делайте
этого. Но это не означает, что вы должны
назвать его лжецом. Переговоры должны
продолжаться, но уже без доверия.
Поэтому, когда вы почувствуете, что ваш
партнер приводит фальшивые факты, не
старайтесь сразу уличить его во лжи. Заявите
такому партнеру, что вы ведете переговоры
независимо от того, доверяете или не доверяете
вы ему, и собираетесь проверить все его
фактические заявления, поскольку это
ваша принципиальная позиция на переговорах.
Такого рода заявления всегда нужно делать
в очень корректной форме с соответствующими
в таком случае извинениями[3. 71-82с.].
Сомнительность
намерений. Если намерение другой стороны
выполнить соглашение сомнительно, то,
выразив для приличия уверенность в ее
честности и малой вероятности нарушения
условий соглашения с ее стороны, внесите
в договор пункты, обеспечивающие выполнение
обязательств, а еще лучше — конкретные
жесткие санкции в случае несоблюдения
условий договора.
Неясные полномочия.
В тот момент, когда вы считаете, что выработана
твердая договоренность, другая сторона
объявляет вам, что у нее нет полномочий
и прав принимать окончательное решение
и идти на уступки и ей необходимо теперь
получить одобрение другого лица. В этом
случае рекомендуется следующая тактика,
прежде чем приступить к переговорам,
спросите: «А какими именно полномочиями
вы располагаете в данном случае?». Получив
уклончивый ответ, оставьте за собой право
пересмотреть любой пункт переговоров
или требуйте беседы с лицом, обладающим
реальными правами. Если рассматриваемая
ситуация возникла в конце переговоров,
можно вашему партнеру сказать: «Если
ваше руководство одобрит этот проект,
будем считать, что мы договорились. В
противном случае каждый из нас волен,
вносить в проект любые изменения».
Преднамеренный выбор плохого места для
ведения переговоров. Если вы подозреваете,
что окружающая обстановка работает против
вас, что неудобное помещение выбрано
намеренно, чтобы вы стремились побыстрее
закончить переговоры и были готовы уступить
по первому требованию, что же делать в
этом случае? Прежде всего нужно постараться
понять причины ваших неприятных ощущений,
обсудить ваши предложения с другой стороной.
Скажите, что вам неудобно. Предложите
устроить перерыв, перейти в другое более
удобное помещение или условьтесь о перенесении
встречи на другое время[1. 15-
Заканчивая рассмотрение
манипулятивных приемов ведения переговоров,
укажем общее тактическое правило противодействия
использованию таких приемов. Суть его
состоит в том, чтобы своевременно распознать
тактику партнера, открыто заявить о ее
наличии в его поведении и подвергнуть
сомнению законность и желательность
такой тактики, т.е. открыто обсудить ее.
Если партнер ведет
себя деструктивно, объявляет о своей
твердой позиции, критикует ваше предложение
и вообще стремится делать только то, что
обеспечивает максимум собственной выгоды,
начинайте переговоры с рассмотрения
тех моментов, которые у вас и у вашего
партнера не вызывают возражений. Во время
обсуждений и аргументации своей позиции
не надо пытаться убедить партнера в ошибочности
его точки зрения. Такое поведение может
вызвать у него только раздражение[5. 403-450с.].
В деловом совещании могут участвовать
7—9, максимум 12 человек, большее количество
участников уже может снижать эффективность
работы. Тема обсуждения должна быть заранее
определена, чтобы участники могли профессионально подготовиться,
продумать свои предложения, даже подготовить
соответствующие доклады. Имеет значение
пространственное расположение участников
в форме «круглого стола» для активизации
взаимодействия., Ведущий совещания вначале
должен высказать надежду, что совещание
будет носить деловой и конструктивный
характер, в течение совещания следить
за регламентом, «удерживая» выступающих
в рамках обсуждаемой темы, вовлекая «малоактивных»,
Выделяют три этапа.
1) Постановка вопроса: введение в курс
дела, формулировка вопроса, формулировка исходной позиции,
2) Формирование мнения о путях решения
вопроса: сбор данных, изучение всех сторон
вопроса, новая формулировка основной
проблемы, поиск альтернативных решений,
выдвижение предложений, подведение предварительных
итогов обсуждения, выработка основных
направлений, обсуждение последствий
различных возможностей решения вопроса.
3) Принятие решения: выводы из 2 этапа,
договоренности, решения.
Следует помнить, что деловое совещание
предполагает возможность критики предметных
позиций, а не личностных особенностей
того, кто ее высказал, причем рекомендуется
соблюдать правило: отметить вначале совпадение
позиций, а затем обсудить различие разных
позиций и подходов к решению проблемы,
убедительно аргументируя достоинства
и недостатки каждой альтернативы. В случае
если вы попали под огонь критики, полезно
перевести атаку на себя в атаку на проблему:
«Я рад, что вас волнует тот же вопрос,
и вы пытаетесь найти наилучшее решение...».
Главное — не победить в споре, а продвинуться
в решении проблемы. Важно отнестись к
своей позиции не как единственно возможной
и единственно верной, а суметь понять
и даже принять иное мнение, быть проницаемым
для иного мнения. В целях снятия пассивности
участников могут применяться: 1) высказывания
по кругу или 2) метод «мозгового штурма».
При конфликте мнений могут быть две формы:
конкурентно-соревновательная и кооперативно-сотрудничающая.
В целях ослабления враждебности при конкуренции
мнений могут создаваться согласительные
комиссии или группы, включающие участников
с противоположными взглядами, которые
должны определить пункты, в которых их
мнения сходятся, найти пункты в чужой
позиции, которые нравятся или могут быть
полезными для оптимального решения проблемы[3. 71-82с.].
Различные формы поведения
а) конструктивная роль: проявление инициативы,
(повторное) изложение проблемы, внесение
предложений, запросы об информации, мнениях,
мыслях, сообщение информации, мнений,
идей, выявление связей между имеющимися данными, оценка
б) способствование ходу собрания: поддержка,
стимулирование выступающих, «расчистка
пути», формулировка и контроль за соблюдением
установленных в группе правил, организация
группового процесса и формирование общественного
сознания, посредничество, поиск компромиссов, снятие
в) отрицательная роль: агрессивное поведение
блокирование принятия решения, «самолюбование»,
соперничество, поиск сочувствия.
Дискуссия — процесс продвижения и разрешения
проблем путем сопоставления, столкновения,
ассимиляции, взаимообогащения предметных
позиций участников (мнений участников
по сути решаемой проблемы). Выделяют этапы
деловой дискуссии: 1. Вступление в контакт.
2. Постановка проблемы (что обсуждается,
зачем, в какой степени нужно решить проблему,
какова цель дискуссии). 3. Уточнение предмета
общения и предметных позиций (мнений)
участников. 4. Выдвижение альтернативных
вариантов. 5. Конфронтация участников.
6. Обсуждение и оценка альтернатив, поиск
элементов сходства. 7. Установление согласия
через выбор наиболее приемлемого или
оптимального решения. Неэффективная
дискуссия часто завершается на этапе
выдвижения альтернативных позиций и
конфронтации участников, не выходя на
уровень совместного решения проблемы.
В дискуссии велика роль
1. сформулировать цель и тему дискуссии
(что обсуждается, зачем нужна дискуссия,
в какой степени следует решить проблему).
Целью дискуссии может быть: 1) сбор и упорядочивание
информации по обсуждаемой проблеме; 2)
поиск альтернативных подходов к решению
проблемы, их обоснование; 3) выбор
2. установить время дискуссии (20—30—40 минут
или более);
3. заинтересовать участников дискуссии
(изложить проблему в виде некоторого противоречия);
4. добиться однозначного понимания проблемы
всеми участниками, проверив это контрольными
вопросами или попросив участников задавать
вопросы;
5. Организовать обмен
6. активизировать пассивных (обратиться
к молчащему с вопросом, с просьбой помочь);
7. собрать максимум предложений по решению
обсуждаемой проблемы (свои предложения
высказать после того, как выслушаны мнения
всех участников);
8. не допускать отклонений от темы (тактично
останавливать, напоминать о целях дискуссии);
9. уточнять неясные положения, пресекать
оценочные суждения о личности участников;
10. Помогать группе прийти к
11. в конце — четкое подведение итогов,
формулировка выводов, спектра решений,
сопоставление целей дискуссии с полученными
результатами, подчеркнуть вклад каждого
в общий итог, похвалить, поблагодарить
участников[1. 15-47с.].
2.2 Психологические особенности
национальных стилей ведения переговоров
Американский
стиль ведения переговоров отличается
достаточно высоким профессионализмом.
В американской делегации редко можно
встретить человека, некомпетентного
в тех вопросах, по которым ведутся переговоры.
При этом по сравнению с представителями
других стран члены американской делегации
относительно самостоятельны при принятии
решений. При решении проблемы они стремятся
обсудить не только общие подходы, но и
детали, связанные с реализацией договоренностей.
Для них характерны открытость, энергичность
и дружелюбие. Таким партнерам импонирует
не слишком официальная атмосфера ведения
переговоров.
Одновременно с этим американцы нередко
проявляют эгоцентризм, считая, что при
ведении переговоров их партнер должен
руководствоваться теми же правилами,
что и они. В результате может возникнуть
непонимание со стороны других участников
переговоров. Поэтому, если при ведении
переговоров вы ничего не знаете об информации,
которую вам излагают, то примите ее как
уже известную вам. Американцы быстро
реагируют на все и требуют от партнера
того же. На переговорах с американской
стороной вы должны четко сказать, что
делаете и почему вашему партнеру выгодно
вести переговоры с вами, а не с другими
фирмами. Если вы этого сделать не сможете,
то американцы не будут терять времени
на выяснение ваших преимуществ. Им проще
и быстрее найти другую альтернативную
компанию, знающую о себе все. В процессе
переговоров фиксируйте свое внимание
на целях вашего американского партнера
и на оказании ему помощи в достижении
этих целей. Если ваши предложения помогут
в их достижении, то он обязательно заинтересуется
вами. Но эти предложения обязательно
должны быть реальными и
Чаще всего американские
партнеры при заключении коммерческих
соглашений проявляют слишком большую
напористость, и даже агрессивность. Это
можно объяснить тем, что они, как правило,
обладают достаточно сильной позицией,
что не может не сказаться на ходе ведения
переговоров. Эти партнеры довольно настойчиво
пытаются реализовать свои цели, любят
торговаться, а в случае невыгодной позиции
увязывают различные вопросы в один «пакет»,
чтобы сбалансировать интересы сторон.
Английский стиль ведения коммерческих
переговоров характеризуется тем, что
английские партнеры вопросам подготовки
уделяют очень мало времени. Они подходят
к таким переговорам с большой долей прагматизма,
полагая, что в зависимости от позиции
партнера на самих переговорах и может
быть найдено наилучшее решение. При этом
они достаточно гибки и охотно отвечают
на инициативу противоположной стороны.
Английским партнерам свойственны прагматический
подход к делу, эмпиризм. Традиционным
для них является умение избегать острых
углов. Английские бизнесмены — одни из
самых квалифицированных в деловом мире
Запада. Они выработали определенный ритуал
делового общения, которого нужно строго
придерживаться. Так, прежде чем приступить
к переговорам с ними, необходимо хотя
бы в общих чертах выяснить фирменную
структуру рынка того или иного товара,
примерный уровень цен и тенденцию их
движения, а также получить сведения об
особенностях нужной вам фирмы и о людях,
которые в ней работают. И только после
этого можно договариваться о встрече[3. 71-82с.].
Переговоры с английскими
партнерами лучше начинать не с предмета
обсуждения, а с чисто житейских проблем:
погода, спорт, дети и т.д. Постарайтесь
расположить их к себе, покажите им, что
для вас общечеловеческие ценности если
не выше коммерческих интересов, то, по
крайней мере равны им. Необходимо подчеркнуть
ваше доброе расположение к британскому
народу и идеалам, которые он разделяет.
Все вопросы должны быть выдержаны и корректны.
Во время беседы постарайтесь распознать
наклонности и привычки вашего партнера.
Не менее важно не забывать оказывать
внимание тем, с кем вы когда-либо встречались
или вели переговоры. Англичане особое
внимание на коммерческих переговорах
уделяют длительности периода контактов
с партнерами. Чем длительнее взаимоотношения,
которые к тому же подкреплены чисто дружескими
отношениями к партнеру, тем легче английскому
бизнесмену заключить сделку, если не
в ущерб себе, то с очень небольшой выгодой.
Французский стиль ведения коммерческих
переговоров отличается тем, что французские
коммерсанты стараются избегать официальных
обсуждений конкретных вопросов «один на
На переговорах
французские партнеры очень следят за
тем, чтобы сохранить свою независимость.
Однако их поведение может кардинальным
образом измениться в зависимости от того,
с кем они имеют дело.
Такие партнеры большое внимание уделяют
предварительным договоренностям и предпочитают
по возможности заранее обсудить те или
иные вопросы. По сравнению с представителями
американской стороны французы менее
самостоятельны при принятии окончательных
решений.
Французские участники переговоров традиционно
ориентируются на логические доказательства
и исходят из «общих принципов». Они достаточно
жестко ведут переговоры и, как правило,
не имеют «запасной» позиции. Чаще всего
они выбирают конфронтационный тип взаимодействия,
хотя стремятся при этом сохранить традиционные
для французской нации черты поведения:
учтивость, вежливость, любезность и склонность
к шутке и непринужденности в общении.
Немецкий стиль
ведения коммерческих переговоров в отличие
от французского стиля характеризуется
большей сухостью и педантичностью. Кроме
того, немецкие партнеры всегда очень
расчетливы. Они вступают в переговоры
только тогда, когда уверены в возможности
нахождения решения.
Ведя переговоры
с немецкими коммерсантами, необходимо
учитывать их пристрастие к точности,
пунктуальности и строгой регламентации
поведения. Нужно обращать внимание на
приверженность к титулам. Поэтому еще
до начала переговоров следует уточнить
все титулы каждого члена немецкой делегации[2.
В процессе обсуждения
с такими партнерами их и своих позиций
надо стремиться к ясности, четкости и
краткости и не употреблять пустых, ничего
не значащих слов и выражений. Все предложения
и замечания должны носить сугубо деловой и
Японский стиль
ведения коммерческих переговоров характеризуется
тем, что японские представители, когда
им делают большие уступки, отвечают тем
же. На любых переговорах с ними угрозы
дают очень малую эффективность, хотя
сами японцы на переговорах с более слабыми
партнерами могут использовать угрозы
как прием давления. Во время официальных
переговоров японская сторона стремится
избегать столкновения позиций. Для нее
не характерны особые подвижки в позиции
или значительные изменения в тактике
ведения переговоров. В то же время японские
бизнесмены уделяют много внимания развитию
личных отношений с партнерами. Поэтому
не следует разбирать человеческие проблемы
холодно и безучастно, ибо тем самым вы
можете затронуть эмоциональный настрой
японского партнера. Показывайте, что
вы доброжелательны и искренни. Эти черты ему
При проведении
переговоров с корейцами надо иметь в
виду, что им никогда не хочется показывать
свое непонимание или отказывать собеседнику.
И если кто-либо из них кивает головой,
это вовсе не означает согласие. Во многих
случаях гордость и боязнь «потерять лицо»
просто не позволяют им обнаружить непонимание.
Именно потому так часты ситуации, когда
стороны искренне убеждены, что достигли
договоренности, однако каждый понимает ее по-своему,
Переговоры с китайскими
партнерами включают технический и коммерческий
этапы. На первом этапе успех переговоров
зависит от того, насколько удастся убедить
партнера в преимуществах сотрудничества
с вами. Поэтому в состав участников переговоров
необходимо включать высококвалифицированных
специалистов, способных на месте решать
сложные технические вопросы, а также
хорошего переводчика, знающего специфические
термины вашего дела. Затем начинается
коммерческий этап переговоров. Китайские
компании обладают, как правило, хорошо
подготовленными в коммерческом отношении
и опытными кадрами, располагают обширной
конъюнктурной информацией и в процессе
переговоров часто ссылаются на ранее
заключенные с большой выгодой для себя
контракты. Ваша коммерческая позиция
должна основываться на хорошем знании
конъюнктуры мирового рынка и подкрепляться
грамотными технико-экономическим
Арабский стиль
ведения коммерческих переговоров предполагает
установление доверия между партнерами.
Для бизнесменов арабских стран Персидского
залива характерны чувство собственного
достоинства, уважение и корректное отношение
к своим коллегам. Перед тем как сообщить
мнение по тому или иному вопросу, они
предпочитают демонстративно посоветоваться
и выразить коллективную точку зрения,
а не выпячивать свою роль в принятии решений
и ведении переговоров.
Одним из условий достижения успеха в
переговорах с арабами является соблюдение
и уважение местных традиций. При решении
любой проблемы они не столько предугадывают
развитие событий, сколько ориентируются
на прошлое, постоянно обращаются к своим
корням. Основная черта их поведения —
продолжение исторических традиций своей
страны. Из всех типов взаимодействия
с партнерами они предпочитают торг.
Для таких партнеров большое значение
имеет уровень, на котором ведутся переговоры,
поскольку большинство арабов — сторонники
сильного правления и административных
правил поведения. Они также предпочитают
предварительную проработку деталей обсуждаемых
вопросов. В их поведении очень сильны
исламские традиции, которые оказывают
существенное влияние на ход и
Российский стиль
ведения коммерческих переговоров сейчас
представляет весьма большой интерес
для зарубежных предпринимателей, поскольку
за последние годы контакты между ними
и нашими бизнесменами резко расширились
во всех областях и будут расширяться
в будущем. По мнению американских бизнесменов,
основная отличительная черта российского
стиля ведения переговоров состоит в том,
что мы обращаем внимание в основном на
общие цели и относительно мало внимания
уделяем тому, как их можно достичь[5.
В то же время вопросы,
как достичь той или иной цели, являются
ключевыми, например, для американских
участников переговоров. Такое расхождение
в отношении деталей может затягивать
выработку совместных договоренностей,
а в некоторых случаях — вообще тормозить
переговорный процесс. При решении проблем
на переговорах российские бизнесмены
предпочитают действовать осторожно,
не рисковать. В случае если есть выбор
между более или менее рискованными вариантами
решения, наверняка будет выбран второй
вариант. Боязнь риска влечет за собой
и ограничение инициативы. Поэтому, по
крайней мере, до недавнего времени наши
участники переговоров в основном реагировали
на то, что предлагал партнер, а не выдвигали
Российская тактика
ведения переговоров отличается еще и
тем, что наша сторона часто в начале переговоров
старается занять прочную позицию, характеризующуюся
значительным завышением требований.
Затем после длительных дискуссий и уступок
происходит сближение позиций сторон.
При этом компромисс нашими бизнесменами
рассматривается как проявление слабости,
поэтому к нему они прибегают весьма неохотно.
Часто используются приемы, направленные
на получение преимуществ в ходе переговоров.
Большинство бизнесменов в нашей стране,
которые совсем недавно начали вести свое
дело, часто подходят к переговорам довольно
странно, с точки зрения их зарубежных
коллег. «Когда два канадца обсуждают
деловое предложение, они рассуждают так:
«Мы объединимся, чтобы увеличить размер
пирога, и тогда каждый получит больше».
У наших менеджеров психология другая.
Они считают, что размер пирога известен,
и задача — оттяпать себе кусок
Особенностью
поведения российских участников переговоров,
отмеченной американскими исследователями, является
быстрая смена настроений и установок
в отношении партнера: от крайне дружеского
расположения до официального, исключающего
Информация о работе Психологические особенности проведения деловых переговоров