Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 17:13, курсовая работа
Объектом исследования данной работы является изучение понятия «жизненный цикл организации»; рассмотрение созданных в разное время моделей развития организаций; подробное описание основных стадий эволюции компании; исследования современных ученых, посвященных данной проблеме. Также в работе будет затронута проблема адаптации теории жизненного цикла организации к российской действительности.
ВВЕДЕНИЕ
Теоретические основы жизненного цикла организации (ЖЦО)
Понятие жизненного цикла
Модели жизненного цикла
Анализ моделей ЖЦО
Развитие предприятия с точки зрения жизненного цикла
Графическая модель И. Адизеса
Этапы жизненного цикла организации
Применение теорий жизненного цикла к российскому рынку
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ
Кафедра
экономической теории и макроэкономики
КУРСОВОЙ
ПРОЕКТ
по дисциплине теория
организации
Тема: Развитие организации
с точки зрения жизненного
цикла
Автор курсовой работы/______/ 6.11.2008г. Г. А. Сидорова
Казань 2008г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Функционирование
организации на любом этапе ее развития
есть процесс адаптации к условиям внешней
среды. Отличительный признак успешной
организации - это равновесие внутренних
характеристик с внешней средой. Внешняя
среда - понятие динамическое, соответственно
равновесие также носит динамический
характер. В случае низкого адаптивного
потенциала организации и, как следствие,
несоответствия организации требованиям
устойчивости, велика вероятность возникновения
организационного кризиса и исчезновения
ее как самостоятельного субъекта экономического
пространства. В целях предотвращения
наступления неблагоприятных последствий
необходима своевременная диагностика
причин, по которым организация оказалась
в кризисе, и разработка соответствующих
мер по их устранению. В этой связи актуальной
проблемой является исследование возможности
прогнозирования траектории развития
организации, определение вероятностных
характеристик ее будущего состояния.
Исследователями было замечено,
что генезис хозяйствующих субъектов
обусловлен определенным алгоритмом,
общим практически для всех типов организаций.
Выявление такого алгоритма позволяет
с определенной долей вероятности осуществлять
прогнозирование наступления кризисных
ситуаций и выбирать инструменты, позволяющие
наиболее эффективно нейтрализовать их
негативные последствия. Это становится
более актуальным в условиях рыночной
экономики, когда происходит активное
формирование рыночных механизмов, разрушение
старых экономических связей и выстраивание
новых отношений с контрагентами. Рассматривая
организацию как экономическую систему
с позиции стадий ее жизненного цикла,
можно достаточно точно прогнозировать
будущие характеристики организации в
целях оптимизации управленческого воздействия.
В
связи с изложенным, представляется логичным
проведение исследования, направленного
на позволит соотнести теорию и практику
на реальном примере, что позволит сделать
выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения
состояния вопроса теоритической части.
Проведение данного исследования
было бы невозможно без соответствующего
анализа трудов И. Адизеса, Л. Грейнера,
Б.З. Мильнера,В. М. Кожухар, Е.В. Глуховой,
Е. Б. Моргунова, В. А. Федорова актуальных
статей руководителей, и экономических
обозревателей Российского рынка.
Эволюционная
теория Л. Грейнера базируется на диалектической
концепции «перерастания количества в
качество». Ученый доказывает, что по мере
развития организации требования к системе
управления меняются, следовательно, и
сами системы управления организацией
должны претерпевать изменения.
Теории, разработанные И.
Адизесом основываются на применении
биологического подхода к генезису организации
с выделением в нем стадий: зарождения,
становления, зрелости и старения. Подобный
подход, по мнению этих исследователей,
позволяет выделить специфику и выявить
индивидуальные черты организации.
Тем не менее, малоизученными
остаются вопросы проявления стадий жизненного
цикла в условиях развития рыночной экономики,
кроме того, существуют некоторые разночтения
в определении направлений совершенствования
управления организациями по стадиям
их жизненного цикла. Главной проблемой
является в данном случае сложность совмещения
выработанных мировой экономической мыслью
подходов с традициями отечественной
научной школы и сложностями развития
современной экономической действительности.
Теоретической основой работы послужили результаты исследований отечественных и зарубежных ученых в области теории систем, корпоративного управления, теорий жизненных циклов организаций и антикризисного управления.
Информационную основу курсовой составили материалы экономической и статистической литературы, тематических материалов периодических изданий, материалы, опубликованные в глобальной сети Internet.
Объектом исследования данной
работы является изучение понятия «жизненный
цикл организации»; рассмотрение созданных
в разное время моделей развития организаций;
подробное описание основных стадий эволюции
компании; исследования современных ученых,
посвященных данной проблеме. Также в
работе будет затронута проблема адаптации
теории жизненного цикла организации
к российской действительности.
1. Теоретические
основы жизненного цикла
1.1. Понятие
жизненного цикла
Общество состоит из множества организаций, с которыми связаны все
аспекты и проявления человеческой жизни — общества в целом, экономики,
науки, культуры, образования, обороны, даже личной жизни.
Организация представляет собой сознательно координируемое социальное
образование с определенными границами, функционирующее на относительно
постоянной основе для достижения общей цели или целей. Под словами
"сознательно координируемое" понимается управление, под "социальным
образованием" — то, что организация состоит из людей или групп лиц,
взаимодействующих между собой. Модели взаимодействия, которым следуют лица,
являются преднамеренными. Организационные процессы содержат в себе
социальную сущность, а взаимодействие членов групп должно быть
сбалансировано и предполагает необходимость в координации.
Организация имеет относительно определенные границы, которые могут
меняться со временем. Члены организации, на которых возлагаются
определенные обязанности, вносят свой вклад в достижение установленных
целей. Преимущество организованных групп заключается в том, что человек,
входя в состав коллектива, может более успешно достичь своих целей, чем
индивидуально. Поэтому для достижения своих целей он создает
интегрированные, кооперативные системы поведения.
Важно подчеркнуть, что организации заранее проектируются, моделируются
для формирования структуры, подчиненной интересам достижения установленных
целей. При проектировании организации используется представление о ней как
об организме, действующем рационально и целенаправленно, имеющем установленную цель и совершенствующем методы достижения цели.
Проектирование в современных условиях вызвано к жизни увеличивающейся
сложностью управления организациями, необходимостью применения научно
обоснованных методов для выполнения функций управления и специализацией
управленческого труда. Этот подход качественно отличается от широко
распространенных
методов повышения
организационных процедур.
Организации, как и системы, не вечны: они зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и, в конце концов, прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться процветают, негибкие - исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу.
Именно поэтому широко распространено понятие о жизненном цикле
организаций как о предсказуемых их изменениях с определенной
последовательностью состояний в течение времени. Применяя понятие
жизненного цикла, можно видеть: существуют отчетливые этапы, через которые
проходят организации, и переходы от одного этапа к другому являются
предсказуемыми, а не случайными.
Руководитель должен знать о законе циклического развития организации и принимать решения, в соответствии с особенностями того этапа, на котором находится организация. Любая компания, фирма в процессе своего развития постоянно изменяется, но это предсказуемые изменения. Выигрывают те, кто может предвидеть системное поведение организации.
В смысле организационной эффективности закон циклического развития организации, сравнение этапов жизненного цикла организации с жизнью человека: детство, отрочество, ранняя зрелость, расцвет сил, полная зрелость, старение. Жизнь организации не должна состоять из ожидания скольжения вниз или из попыток повернуть события вспять. Современная ситуация на рынке такова, что организации должны уметь работать одновременно на двух кривых: на настоящее и будущее.
Итак,
жизненный цикл организации (ЖЦО) — это
период, в течение которого организация
проходит такие стадии своего функционирования,
как создание, рост, зрелость и упадок.
Сколько организаций, столько и разных
типов жизненного цикла.
1.2. Модели
жизненного цикла
На сегодняшний день известно не менее десяти моделей развития организаций, созданных в разное время. Примечателен тот факт, что большинство моделей появились в США за период с 1967 по 1983г.г. В основе каждой из них предполагаются различные основания для происходящих изменений. Кратко рассмотрим некоторые модели в их исторической последовательности возникновения.
1)А. Даунс: «Движущие силы роста» (1967).
Это одна из самых ранних моделей, возникшая на примере правительственных комитетов. Даунс предложил три основных стадии роста и развития организаций:
первая стадия («борьба за автономию») возникает до формального рождения или сразу же после него и характеризуется стремлением обрести законность и необходимые ресурсы от окружающей среды для достижения «порога выживания»; вторая стадия («стремительного роста») включает быстрое расширение, где подчеркивается инновационность и креативность;
третья стадия («замедления») характеризуется уточнением и формализацией правил и процедур.
В целом эта модель представляет развитие правительственных организаций от установления обоснованности их существования к инновациям и расширению, а впоследствии к формализации и контролю.
2) Г. Липпитт и У. Шмидт: «Управленческое участие» (1967).
Эти исследователи разработали одну из первых моделей жизненных циклов организации, работающей в частном секторе. Они предложили три стадии развития корпораций: рождение, в процессе которого создаются системы управления и достигается жизнеспособность; юность, для которой характерно развитие репутации и устойчивости; зрелость, на протяжении которой деятельность корпорации направлена на достижение уникальности и способности к приспособлению в изменяющихся областях деятельности.
Данная модель описывает шесть основных задач управления, которые изменяются при переходе компании из одной стадии в другую.
Информация о работе Развитие организации с точки зрения жизненного цикла