Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2014 в 01:19, курсовая работа
Цель исследования: изучение стиля управления, как базиса эффективного руководства, а также рассмотрение стиля управления на конкретной организации.
Для раскрытия цели были поставлены задачи:
1. изучить современную классификацию стилей управления.
2. изучить факторы, влияющие на формирование стиля управления.
3. анализировать стиль управления руководителя строительной корпорации «Авиакор»
4. анализировать результаты моего исследования и дать рекомендации по улучшению отношений между руководителем и сотрудниками.
Введение………………………………………………………………………….3-4
Глава 1.Характеристика стиля управления………………………………………5
1.1.Понятие стиля управления организацией………………………………….5-7
1.2.Классификация стилей управления……………………………………….7-11
Глава 2. Анализ стилей управления на примере СК «Авиакор»……………...12
2.1.Общая характеристика организации…………………………………….12-17
2.2.Структура СК…………………………………………………………..…17-18
2.3. Анализ стиля управления……………………………………………….…..18
Глава 3.Технология выполнения …………………………………………….19-23
Глава 4.Мероприятия по развитию стиля управления в организации……..24-27
Глава 5.Оценка эффективности мероприятий………………………………28-30
Заключение………………………………………………………………….....31-32
Библиографический список………
Выполнил:
студент 1 курса
группы 10.21-Д
Сыромятникова М.С
Научный руководитель:
Профессор кафедры менеджмента
Герасимов Борис Никифорович
Подпись___________
Оценка___________
Дата__________
Оценка личностных качеств и проблем, связанных с отбором руководителей, является одним из самых сложных аспектов управленческой деятельности. Польский журналист-исследователь Д. Пассент писал, что "директор должен быть дипломатом, когда что-то выпрашивает в вышестоящих инстанциях для своего предприятия; жестким, когда требует выполнения своих распоряжений и приказов от подчиненных или выполнения договоров от поставщиков; изворотливым, Когда беседует с представителями прессы; многообещающим при встрече с молодыми работниками; важным государственным деятелем, когда принимает заграничные делегации; святым отцом, когда принимает жалобы от посетителей".
В этих оценках, хотя и шутливых, доля правды весьма существенна. Изучение стиля руководства в последнее десятилетие стало важным направлением в процессе оптимизации деятельности человека, а так же в интегральном изучении личности. Знание стиля руководства позволяет решить проблему профессиональной пригодности административного резерва. Руководителю трудно выработать такой стиль деятельности, который способен удовлетворить всех членов подчиненного ему коллектива. Осознание человеком причин и закономерностей своего поведения может радикально изменить его отношение к производственным ситуациям. Понимание возможного многообразия причин и способов управления, ясное и вместе с тем гибкое видение проблем делают руководителя более свободным, а его деятельность более успешной.
Каждый руководитель в управленческой деятельности выполняет служебные обязанности в определенном, свойственном только ему стиле работы. Честерфилд говорил, что "стиль - одежда мысли". А Бюффон утверждал даже, что "стиль - это сам человек". Справедливость этих афоризмов подтверждается и современным толкованием стиля работы, который оценивается как совокупность типичных и относительно устойчивых приемов воздействия руководителя на подчиненных с целью эффективного выполнения управленческих функций и стоящих задач.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ
Стиль управления - это совокупность приемов, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным. Эффективность того или иного стиля определяется тем, насколько он помогает воздействовать на сотрудников с целью решения существующей в данный момент времени задачи.
Стиль управления - это способ, которым руководитель управляет подчиненными ему сотрудниками, а также независимый от конкретной ситуации управления образец поведения руководителя. С помощью установленного стиля управления может достигаться удовлетворенность работой и поощряется производительность сотрудников. Вместе с тем оптимального стиля управления не существует, и говорить о преимуществе того или иного стиля управления можно только для определенной ситуации управления. Это индивидуально-типические характеристики устойчивой системы методов, способов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью выполнения организационных задач и управленческих функций. Это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации.
Вопросами типологии стилей руководства
занимались психологи в разное время,
начиная с 30-х годов до настоящего времени.
Одно из самых ранних исследований стилей
менеджмента было выдвинуто Куртом Левином.
Его типология индивидуальных стилей
руководства, разработанная еще в 30-е годы,
вместе со своими сотрудниками он провел
эксперименты, и определил три ставших
классическими стили:
• Директивный стиль (авторитарный);
• Демократический стиль (коллегиальный);
• Либеральный стиль (попустительский
или анархический).
Всю работу по управлению можно
разделить на две части:
- управление деятельностью
фирмы,
- управление людьми (персоналом)
(рис. 1).
Руководитель должен иметь:
- широкое общее представление
о положении дел за пределами своего подразделения,
осознание изменений во внешней среде
и возможностях их использования,
- чуткость к ситуациям внутри
и вне фирмы,
- творческий подход и умение
мотивировать себя и персонал,
- желание и способность сотрудничать,
- понимание результатов, умение
планировать и выполнять планы,
- способность идти на риск,
- способность принимать решения,
- готовность дать оценку полученным
результатам и определить программу развития
фирмы и ее персонала.
В повседневной работе руководитель должен постоянно (а не случайно) получать результаты, иметь личный план работы, четко планировать деятельность подчиненных, делегировать им необходимые права и ответственность, обеспечивать четкую оценку деятельности подчиненных, обеспечить деятельность подразделения независимо от себя (например, подготовив заместителя), гордиться собою и подчиненными, желать сотрудничать, разрешать конфликты и т.д.
Рисунок 1. Основные виды управления
Стиль руководства - явление строго индивидуальное, так как он определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решения именно данной личности.
В процессе трудовой деятельности формируется некоторый строго индивидуальный тип, «почерк» руководителя, действия которого повторить в деталях практически невозможно. Заметим, что важнейшим элементом современного стиля деятельности является именно умение менять стиль работы в зависимости от актуальных требований момента.
В руководстве подчиненными нет абсолютных истин, так как поведение людей не только рационально, но и иррационально, поэтому существует большое множество разновидностей стилей управленческой деятельности.
Назовем наиболее встречающиеся стили.
1. Авторитарный стиль, характерной
особенностью которого
2. Коллегиальный стиль. Девиз руководителя
- коллективиста можно
3. Дипломатический, основанный на
способности руководителя к
4. Либеральный стиль, состоящий
в предоставлении подчиненным
полной свободы действий в
границах заданного
5. Авральный стиль, в соответствии
с которым работа
6. Деловой стиль в принципе
противоположен авральному. Деловой
стиль - это стиль действия в
оптимальном режиме. Руководители,
умеющие трудиться по-деловому, за
одно и то же время выполняют
намного больший объем работы,
чем другие. Никакой опасности
в деловом стиле нет, если руководитель
постоянно контролирует свои
действия по критериям
7. Конструктивный стиль. Его главная
особенность - поиск и создание
условий для полезных
8. Документальный стиль, складывающийся у работника на основе веры в то, что «хорошая бумага» (правильно составленный документ) сама дело сделает. Строго говоря, в позитивном смысле это вовсе и не стиль руководства, а лишь выражение неспособности или нежелание руководителя эффективно вести управленческий процесс.
9. Компромиссный стиль. Его основу
составляет способность
10. Демонстрационный стиль хорошо
работает как средство
На практике эти стили в чистом виде в работе руководителей встречаются крайне редко. Скорее их следует отнести к элементам составляющим тому, что мы называем стилевой структурой деятельности работника.
Наиболее распространенными и универсальными на практике считают выделенные немецким психологом К. Левиным три «классических» стиля руководства: авторитарный, демократический и попустительский (либеральный) [10]. Важнейшим общим основанием выделения этих стилей послужил характер принятия управленческих решений и отношение руководителя к подчиненным. Рассмотрим эти стили подробней.
Авторитарному стилю присущи единоличное принятие руководителем всех решений, а так же слабый интерес к работнику как личности. Руководитель сам, без обоснования перед подчиненными, определяет цели, распределяет задания и строго контролирует их выполнение. Он убежден в том, что лучше понимает цели организации и пути их достижения, более компетентен по сравнению с подчиненными, хотя на деле это часто бывает не так. Решения начальника имеют характер приказов, которые должны беспрекословно выполняться подчиненными, в противном случае им следует ожидать санкций. Статусные символы поддерживают властную позицию руководителя. Он вознаграждает и наказывает сотрудников по собственному усмотрению, без каких-либо твердо установленных и известных всем критериев оценки. Применение авторитарного стиля, хотя и обеспечивает высокую производительность, но не формирует внутренней заинтересованности исполнителей в эффективном труде. Изменение дисциплинарных мер вызывают в человеке страх и злость, уничтожают стимулы к работе.