Развитие франшизы на примере компании «МакДоналдс»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 23:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является: охарактеризовать механизм франчайзинга, выявить плюсы и минусы ведения бизнеса таким способом, для чего будут рассмотрены основные виды франчайзинга.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-исследовать историю возникновения и развития франчайзинга;
-раскрыть основные виды и понятия франчайзинга;
-исследовать историю франчайзинга в России;
-рассмотреть развитие франшизы на примере компании «МакДоналдс».

Содержание

Введение 5
1 История развития франчайзинга 7
1.1 Возникновение франчайзинга 7
1.2 Современный франчайзинг 8
1.3 Понятие франчайзинг. 10
1.4 Виды франчайзинга 13
1.5 Виды франчайзинговых систем 16
2 Развитие франчайзинга в России 19
2.1 Франшизы в России 20
2.2 Правовое регулирование франчайзинга в России 22
3 Развитие франшизы на примере компании «МакДоналдс» 24
Заключение 27
Список используемых источников 28

Вложенные файлы: 1 файл

Маркетинг и франчайзинг.docx

— 78.87 Кб (Скачать файл)

МЭСИ 2012(13)

Курсовой проект  Содержание


МЭСИ 2012(13)

Курсовой проект  Введение


МЭСИ 2012(13)

Курсовой проект  История развития франчайзинга


МЭСИ 2012(13)

Курсовой проект  Развитие франчайзинга в России


МЭСИ 2012(13)

Курсовой проект  Развитие франшизы на примере компании МакДоналдс


МЭСИ 2012(13)

Курсовой проект  Заключение


МЭСИ 2012(13)

Курсовой проект  Приложение А


Введение 5

1 История развития франчайзинга 7

1.1 Возникновение франчайзинга 7

1.2 Современный  франчайзинг 8

1.3 Понятие  франчайзинг. 10

1.4 Виды франчайзинга 13

1.5 Виды франчайзинговых  систем 16

2 Развитие франчайзинга в России 19

2.1 Франшизы в России 20

2.2 Правовое регулирование франчайзинга в России 22

3 Развитие франшизы на примере компании «МакДоналдс» 24

Заключение 27

Список используемых источников 28

 

 

 

Введение

Франчайзинг в настоящее  время является одним из самых  действенных способов повышения  эффективности и конкурентоспособности  малого бизнеса и получает все  большее распространение в России. Более шести тысяч российских предприятий используют франчайзинг  в качестве основной модели бизнеса, в том числе, и как наиболее эффективный метод выхода предприятия  на региональный рынок страны.

По своей сути франчайзинг  представляет собой систему взаимоотношений, заключающейся в возмездной передаче одной стороной (фирмой, имеющей, как  правило ярко выраженный имидж и  высокую репутацию на рынке товаров  и услуг) другой стороне (фирме или  индивидуальному частному предпринимателю) своих средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых  работ или услуг (товарного знака  или знака обслуживания, фирменного стиля), технологии ведения бизнеса  и другой коммерческой информации, использование которой другой стороной будет содействовать росту и  надежному закреплению на ранке  товаров и услуг.

На данный момент, франчайзинг  процветает потому, что совмещает  стимул к владению малым предприятием с управленческим мастерством крупного бизнеса. А личная собственность  представляет лучший стимул, когда-либо созданный для побуждения к тяжелой  работе.

Несомненно, от франчайзинга выгадывает не только франчайзи, но и  франшизер, который быстро разрастается, используя денежные средства других людей (франчайзи). В большой степени  именно поэтому такие гиганты, как "МакДоналдс" и "Баскин-Роббинс", стали крупнейшими предприятиями  за такое короткое время. Кроме возможности  быстрого расширения для франшизера франчайзинг позволяет также  франшизеру внедряться в новые географические районы, которые, вероятно, в противном  случае не были бы подходящими для  расширения. Поскольку франшизеру требуется  меньшее количество управляющих, затраты  на заработную плату и проблемы с  персоналом уменьшаются.

Кроме того, франчайзи обладают более сильной мотивацией, чем  наемные руководящие сотрудники компании.

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что франчайзинговый  бизнес можно рассматривать именно как одну из форм обеспечения эффективного развития международного предпринимательства  в условиях интеграции экономики  Российской Федерации в международном  экономическом пространстве.

Целью курсовой работы является: охарактеризовать механизм франчайзинга, выявить плюсы и минусы ведения  бизнеса таким способом, для чего будут рассмотрены основные виды франчайзинга.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-исследовать историю  возникновения и развития франчайзинга;

-раскрыть основные виды  и понятия франчайзинга;

-исследовать историю  франчайзинга в России;

-рассмотреть развитие  франшизы на  примере компании  «МакДоналдс».

 

  1. История развития франчайзинга

    1. Возникновение франчайзинга

Слово «франчайзинг» произошло  от французского «franchise», что означает «льгота, привилегия, освобождение от налога, взноса». Впоследствии это слово  закрепилось в англоязычных государствах. В зависимости от фонетических особенностей языков производные  слова от «franchise» имеют различное звучание, например, франчайзор, франчайзер и др.

Франчайзинг имеет большую  историю. В Британии этот термин относился  к праву сбора налогов на определенных территориях, а для граждан предоставлялось  право осуществлять на рынках продажу  своих товаров за определенную плату. В США в настоящее время  термин «франшиза» используется. в  различном для нас понимании, например, «избирательная франшиза», т.е. право граждан на участие в  выборах.

Появление франчайзинга относят  к началу 1800 годов, к так называемой системе “связанных домов”, используемой британскими пивоварами. В 1860 г. по схеме, очень близкой к франчайзингу работала фабрика «Singer» в Соединенных  штатах Америки, специализирующаяся на производстве швейных машинок. Франшиза передавалась фирмам, осуществляющим сбыт и обслуживание швейных машин  на определенной территории.

Стимулом к развитию франчайзинга послужило принятие законодательства, регулирующего товарные знаки. В 1870 году в США вышел закон, регулирующий регистрацию товарных знаков, однако закон был признан противоречащим Конституции и регистрация не осуществлялась до выхода нового закона 1881года. В 1875 году в Британии был  принят закон о товарных знаках, предоставляющий владельцу зарегистрированного  знака монопольное право на его  использование и привлечение  к суду лиц, неправомерно использующих знак. После принятия закона знаки  подлежали публикации, что давало возможность проверки на схожесть используемых знаков. В 1888 году, появилось законодательство, регулирующее товарные знаки в Японии, в 1894 году- в Германии. В 1891 году было подписано Мадридское Соглашение о международной регистрации знаков.

Для прорыва на рынке с 1898 г. в своей практике стала активно  использовать систему франчайзинга компания «General Motors». Разработанный аптекарем в 1886г. рецепт и его продажа в 1900  привела к мощному толчку в развитии франчайзинга и система стала стремительно распространяться под известной всем до настоящего времени маркой “Coca Cola”. Rexall Drugstores (аптеки) - 1902г., Western Auto - 1909г., Ben Franklin (магазины) - 1920г., A&W established “walk up” (пиво), Howard Johnson (мороженое) - 1938г. и другие компании вышли на рынок с использованием концепций франчайзинга и к 50-м годам XIX века в США насчитывалось около 100 компаний.

В США франчайзинг зарекомендовал себя как эффективный метод распределения  продукции и услуг, а принятый в 1946 году Закон о товарных знаках способствовал дальнейшему развитию франчайзинга в США.  В середине 50-х годов на рынок вышли такие известные в настоящее время в мире компании как Baskin-Robbins(мороженое), Duraclean (уборка и чистка ковров), McDonald’s и к  60-м годам в США  насчитывалось более 900 компаний с 200 тысячами франчайзи. Оценкам американских специалистов франчайзинговый сектор с 1975 по 1990 год возрос на 300 процентов.

    1.  Современный франчайзинг

 

Современная концепция франчайзинга появилась после второй мировой  войны с возвращением миллионов  американских военнослужащих и с  последовавших за этим гигантским ростом рождаемости. В тот момент появилась  огромная потребность в различного вида товарах и услугах. В этих условиях франчайзинг проявил себя как идеальная модель для ускоренного  развития гостинично-туристического сектора  и индустрии общественного питания.

В 1950 год началась эра  современного франчайзинга. Ее открыл Рэй Крок, коммивояжер - продавец аппаратов  для производства молочных коктейлей . Однажды посетив паркинг-ресторан быстрого обслуживания "Сан Бернадино", управляемый братьями МакДональдами, впечатленный вкусом сытного картофеля - фри, Крок выкупил права на франчайзинг  их бизнеса. Так появилась одна из самых успешных компаний в истории  американского бизнеса.

60 - 70ые годы - период наибольшего  подъема франчайзингового бизнеса,  однако в это же время разразилась  масса скандалов, которые могли  скомпрометировать саму идею  франчайзинга. Причиной тому послужило  существование огромного числа  "липовых" франчайзинговых  компаний, которые попросту собирали  деньги и исчезали. Другой причиной  являлось наличие фирм с недостаточной  капитализацией и слабым менеджментом, которые достаточно скоро разорялись, оставляя после себя вереницу  рухнувших франчайзи и разорившихся  людей. Для обеспечения справедливых  франчайзинговых взаимоотношений  были созданы Международная Ассоциация  Франчайзинга и Европейская Ассоциация  Франчайзинга . Также во многих  странах появились национальные  франчайзинговые ассоциации.

Франчайзинг признан в  мире как наиболее прогрессивная  форма ведения бизнеса и широко  распространен в зарубежной практике

В России франчайзинг получил  известность с приходом на рынок  таких крупных компаний как «Pizza Hut», «Kodak», «McDonalds», «Coca-Cola» и других хорошо известных в мире компаний. Однако, существующая система экономики  и отсутствие правового регулирования  этого направления не позволило  развивать этот формат в России до 1996 года.

В 1996 году вступила в действие  II часть Гражданского Кодекса РФ, в которой появилась глава  «Коммерческая концессия». Несмотря на то, что многие специалисты и  участники франчайзингового сектора  считают ее крайне неудачной, можно  признать ее началом правового регулирования  франчайзинга в России.

Сегодня предприниматели  всего мира знают франчайзинг  как безопасный способ, чтобы:

-помогать человеку вести  бизнес самостоятельно, но не  быть в нем одиноким;

-помогать компаниям эффективно  расширяться, не неся больших  затрат на создание и поддержание  массивного административного комплекса  и не испытывая трудностей  в управлении широкой сетью  корпоративных предприятий; 

-помогать компаниям превратить  свою существующую сеть в эффективно  работающий, сильный бизнес, в котором  работают преданные делу люди.

    1. Понятие франчайзинг.

 

В отечественной экономической  литературе термин «франчайзинг» уже  не редкость. Первые публикации, посвященные  франчайзингу, появились более десяти лет тому назад, однако разные специалисты  обращали внимание на различные аспекты  франчайзинга и, как результат, формулировали  свои определения.

Проработав различные  формулировки и суммируя выделенные в них признаки, можно сформулировать следующее определение:1

Франчайзинг - это форма  предпринимательства, основанная на системе  взаимоотношений, закрепленных рядом  соглашений, при которых одна сторона (франчайзор) предоставляет возмездное право действовать от cвоего имени (реализовывать товары) другой стороне (франчайзи), способствуя тем самым  расширению рынка сбыта.

 Франчайзи обязуется  продавать этот продукт или  услуги по заранее определенным  законам и правилам ведения  бизнеса, которые устанавливает  франчайзор. В обмен на осуществление  всех этих правил франчайзи  получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки. Таким образом, выполнение правил не является недостатком, наоборот, следование правилам означает, что франчайзи имеет прекрасную возможность сделать прибыль и понять выгодность своего вложения. Для того чтобы стать франчайзи, необходимо заключить с компанией - основателем контракт, где оговариваются все права и обязанности обеих сторон. В соответствие с документом франчайзи получает возможность использовать товарный знак, но ни в коем случае не владеть им. Право сохраняется до тех пор, пока главная компания получает от него ежемесячные взносы, размер которых отмечается в контракте. Сотрудничество может быть расторгнуто, если франчайзи своими действиями наносит урон репутации главной компании и собственному бизнесу.

Франчайзор - это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Например, франчайзор создает успешный продукт или услуги, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания. Франчайзор исследует, и развивает  бизнес, тратит деньги на продвижение  бизнеса, создает хорошую репутацию  и узнаваемый имидж (так называемый «брэнднэймг»). После того, как компания доказала работоспособность своей  бизнесконцепции и успешную воспроизводимость  этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые  хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу

При покупке франшизы –  полной системы ведения бизнеса, франчайзи может организовать компанию без наличия специального образования  или особых навыков. Более того, его  успех на рынке практически обеспечен, причем с минимальными финансовыми  вложениями. Известно, что стоимость  франшизы намного ниже открытия нового бизнеса, который требует самоутверждения  и долгого продвижения для  достижения положительных результатов.

Франчайзинг затрагивает  почти все промышленные сферы  и виды бизнеса, поэтому франчайзи  может выбрать наиболее привлекательный  для него сегмент рынка и организовать достойную компанию. Главное, найти хорошего франчайзера с перспективами и большим опытом, который позволит рассчитывать на долгосрочное сотрудничество. Так же надо брать во внимание условия заключения контракта. Они должны полностью удовлетворять обе стороны, участвующие во франчайзинге.

  Франшиза -  это бизнес - пакет, который состоит из  документации по ведению франчайзинговых  работ и торговли. Бизнесмен покупает  его у франчайзера, главного  производителя товаров и вместе  с этим получает право на  осуществление коммерческой деятельности  с применением данной торговой  марки. Так же договор о покупке  бизнес-системы предусматривает  право использования деловой  репутации компании-производителя  и ее опыта делопроизводства. Однако это возможно только  на определенной территории, которая  обозначается франчайзером, что  необходимо во избежание столкновения  нескольких компаний, входящих во  франчайзинговую систему и использующих  аналогичные торговые знаки.     

Франшиза стоит дорого. Ее отличие от самостоятельного бизнеса  заключается в быстрой окупаемости  расходов и в скорой раскрутке, так  как бизнесмен использует уже  готовый и апробированный бизнес - план, подготовленный компанией-производителем. Однако вернемся к стоимости франшизы, которая формируется франчайзером по определенным параметрам, а именно, к сумме, которая устанавливается  в зависимости от предполагаемой прибыли франчайзи. Так вот, она  называется паушальным взносом и  рассматривается, как вознаграждение компании-производителя и возмещение финансовых затрат на рекламу и продажу  франшизы. Кроме стоимости бизнес-пакета есть еще ежемесячные выплаты, которые  предприниматель должен совершать  на счет франчайзера. Они меньше, чем  стоимость франшизы и составляют около 15% от прибыли новообразованной компании. С другой стороны, некоторые  производители устанавливают фиксированную  сумму, которую ожидают от франчайзи  каждый месяц. Соглашаясь на такие правила, предприниматель должен быть уверен в перспективности франшизы и в ее скором финансовом успехе.

Информация о работе Развитие франшизы на примере компании «МакДоналдс»