Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 22:20, дипломная работа
Для России разработка и внедрение в организациях СМК имеет особое значение, т.к. наше отставание в вопросах менеджмента качества составляет как минимум 10 лет. В настоящее время, учитывая относительно стабильный рост экономики, создания рыночных отношений и вступление России в общее Европейское образовательное пространство, а так же согласно обязательному условию аккредитации наличие и эффективность СМК в образовательных учреждениях просто необходимо. Целью дипломной работы является разработка программы внедрения СМК в соответствии с требованиями МС ISO 9001:2000 в образовательное учреждение.
СОДЕРЖАНИЕ 4
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 10
1.1 Основные понятия менеджмента качества 10
1.3 Принципы менеджмента качества 14
1.4 Стандарты серии ИСО 9000 и менеджмент качества 17
1.5 Требования стандартов ИСО 9000:2000 19
1.5.1 Состав семейства стандартов ИСО 9000 версии 2000 года 20
1.5.2 Принципы менеджмента качества согласно стандарту ИСО 9000:2000 21
1.5.3 Процессный подход 22
1.5.4 Общая структура требований стандарта ИСО 9001:2000 24
2 ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ 25
2.1 Основная характеристика организации и основные направления деятельности 25
2.2 Миссия и стратегические направления организации 27
2.3 Стратегические партнеры техникума и система взаимодействия с ними 28
2.4 Результаты работы коллектива техникума за 2006-2008год 29
2.5 Организационная структура управления ФГОУ СПО «Новокузнецкий строительный техникум» 31
3 АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 32
3.1 Анализ проблем среднего профессионального образования 32
3.2 Анализ проблем строительной отрасли Кемеровской области 33
3.3 Анализ основных финансово-экономических и технико-экономических показателей деятельности организации 36
3.4 Оценка действующей системы менеджмента качества в ФГОУ СПО НСТ 38
3.5 Краткие выводы по аналитической части 40
4 ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ 42
4.1 Проект внедрения системы качества на предприятии 42
4.1.1 Организация работ по созданию СМК 42
4.1.2 Реализация проекта СМК 44
4.2 Оценка эффективности проекта 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ А 61
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 89
ПРИЛОЖЕНИЕ В 108
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 109
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 110
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 111
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 112
ПРИЛОЖЕНИЕ З 115
ПРИЛОЖЕНИЕ И 122
ПРИЛОЖЕНИЕ К 126
ПРИЛОЖЕНИЕ Л 127
ПРИЛОЖЕНИЕ М 131
Приложение Н 134
При этом руководство предприятия должно осознавать, что решить проблему обеспечения качества только за счет контроля - не удастся.
Фаза управления процессами. Эта фаза начинается с 20х гг. ХХ века как попытка если не разрешить, то ослабить противоречие в форме, свойственной предыдущей фазе. Статистические методы управления процессами дали в руки управленцев инструмент, который позволил сосредоточить усилия не на том, как обнаружить и изъять негодные изделия до их отгрузки покупателю, а на том, как увеличить выход годных изделий в техпроцессе.
Одним из замечательных достижений практики управления качеством стало создание аудиторской службы по качеству, которая в отличие от отделов технического контроля занималась не разбраковкой продукции, а путем контроля небольших выборок из партий изделий проверяла работоспособность системы обеспечения качества на производстве.
Ядром концепции обеспечения качества на этой фазе стало: "Сохраняется главная цель - потребитель должен получать только годные изделия, т.е. изделия, соответствующие стандартам. Отбраковка сохраняется как один из важных методов обеспечения качества. Но основные усилия следует сосредоточить на управлении производственными процессами, обеспечивая увеличение процента выхода годных изделий".
Для развивающегося предприятия переход к данной фазе - важный, но достаточно болезненный процесс. Основная проблема состоит в том, что для того, чтобы управлять процессом, его сначала необходимо организовать, т.е. и исполнители, и руководители должны осознавать деятельность как совокупность процессов. Если процессы организованы, т.е. известны продукты на входе и выходе процесса, показатели качества этих продуктов, то построить статистическое управление процессами уже относительно не сложно.
Фаза менеджмента качества. Начало фазы постоянного повышения качества принято отсчитывать с 1950 г. Поворотным событием стало выступление с лекциями перед ведущими промышленниками Японии доктора Эдвардса Деминга. Им была разработана программа, основной идеей которой было: "Основа качества продукции - качество труда и качественный менеджмент на всех уровнях, то есть такая организация работы коллективов людей, когда каждый работник получает удовольствие от своей работы".
Программа базировалась не на совершенствовании отдельно взятых производственных процессов, а на совершенствовании производственной системы в целом, на непосредственном участии высшего руководства компаний в проблемах качества, обучении всех сотрудников компаний сверху донизу основным методам обеспечения качества, упора на мотивацию сотрудников на высококачественный труд. Место концепции недопущения брака к потребителю и концепции увеличения выхода годных изделий заняла концепция "0 дефектов".
Можно сказать, что именно на этой фазе обеспечения качества сложился менеджмент качества в его современном понимании. Противоречие между повышением качества и ростом эффективности производства в его прежних формах было преодолено - применение новых идей управления позволило одновременно повышать качество и снижать затраты на производство. Потребитель практически во всех странах стал получать товары и услуги высочайшего качества по доступной цене.
Для развивающегося предприятия переход к данной фазе - своеобразная революция в сознании как руководителей, так и сотрудников. Такой переход знаменует вступление предприятия в ряды современных предприятий, устойчиво чувствующих себя на рынке.
Фаза планирования качества. Эта фаза стала зарождаться в середине 60х гг. как развитие идей предыдущей фазы в направлении более полного удовлетворения запросов потребителей и связана с одной стороны, с развитием теории надежности изделий, и с другой стороны, с широким внедрением вычислительной техники в процесс разработки изделий.
Основой концепции новой фазы стали:
В рамках фазы планирования
качества удается практически
В качестве некоего итога развития Менеджмента качества на данный момент можно сформулировать основные принципы менеджмента качества.
Система качества создается и внедряется на предприятии как средство, обеспечивающее проведение определенной политики и достижение поставленных целей в области качества.
Система управления качеством представляет собой согласованную структуру, действующую на предприятии и включающую эффективные технические, управленческие и организационные методы, обеспечивающие наилучшие и наиболее полное взаимодействие всех подсистем предприятия, в том числе людей, машин и информации с целью удовлетворения требований потребителей, предъявляемых к качеству продукции, а также экономии расходов на качество.
Система управления качеством включает в себя 3 ключевых принципа, которые лежат в основе технических, управленческих и организационных методов, обеспечивающих функционирование и развитие системы качества:
Под обеспечением качества понимаются все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, а также действия по предоставлению доказательств качества, необходимые для создания у потребителя достаточной уверенности в том, что поставщик будет выполнять требования к качеству.
Обеспечение качества реализует как внутренние, так и внешние цели обеспечения качества. Внутренние цели обеспечения качества в рамках организации создает уверенность у руководства, в том, что требования заказчиков будут выполнены. Внешние цели обеспечения качества - в контрактных или других ситуациях создает уверенность у потребителей или других лиц, что требования контракта будут выполнены.
Управление качеством – к нему относятся методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству. Управление качеством включает методы и виды деятельности направленные как на контролирование процесса, так и на устранение причин неудовлетворительного функционирования подразделений предприятия на всех стадиях жизненного цикла продукции для достижения экономической эффективности.
Улучшение качества - это постоянная деятельность, направленная на повышение технического уровня продукции, качества ее изготовления, совершенствование системы управления предприятия и производства, а также системы качества.
Объектом процесса улучшения качества может стать любой элемент производства или системы управления предприятием. Идеология постоянного улучшения качества прямо связана и вытекает из тенденции повышения конкурентоспособности такой продукции, которая обладает высоким уровнем качества при более низкой цене.
В результате улучшения качества предприятие становится в состоянии обеспечивать качество выпускаемой продукции на более высоком уровне, значительно сократив потери. Зона управления качеством после совершенствования технологий определяется настройкой конкретных процессов в новых условиях. /1, с. 26-27/
Приведенный рисунок относится не только к предприятиям, производящим продукцию, но и вообще к любым предприятиям.
Таким образом, становится очевидным, что система управления качеством охватывает все уровни управления предприятием, а именно: стратегическое управление, оперативное управление и управление на уровне ежедневных транзакций Рисунок 1
Рисунок 1 – Система управления качеством
Стратегическое управление - связано с тем, что обеспечить более высокий уровень качества без совершенствования технологий производства и управления невозможно, а задача такого совершенствования относится к задачам стратегического развития предприятия.
Оперативное управление связано с управлением качеством всех процессов предприятия при достигнутом уровне развития, т.е. зоной управления качеством.
Управление на уровне ежедневных транзакций связано с контролем и мониторингом выполнения процессов, что является исходной информацией для улучшения качества. /4, с. 483/
В начале ХХ столетия Тейлор предложил систему, которая включала понятия верхнего и нижнего пределов качества, поле допуска, вводила измерительные инструменты как шаблоны и калибры, а также обосновывала необходимость независимой должности инспектора по качеству, разнообразную систему штрафов для "бракоделов" и т.д., формы и методы воздействия на качество.
На 2-ом этапе (20-50-е годы) развитие получили статистические методы контроля качества - SQC (Шухарт, Додж, Роминг и др.). Появились контрольные карты, обосновывались выборочные методы контроля качества продукции и регулирования технологических процессов. На западе именно Шухарта называют отцом современной философии качества. Он оказал большое влияние на своих соотечественников Деминга и Джурана, которые известны своими работами в области управления качеством во всем мире.
И Деминг и Джуран не только активно пропагандировали статистические подходы к производству, но первыми обратили внимание на организационные вопросы обеспечения качества, сделали акцент на роли высшего руководства в решении проблем качества.
50-80-е годы (3-й этап) появились внутрифирменные системы, которые называют системами контроля качества. В этот период начинается сближение методов обеспечения качества с представлениями общего менеджмента.
В 80-е годы (4-й этап) появляются системы, в которых управление качеством продукции рассматривается как управление всем производством. Поэтому решение задач качества требует создания такой организационной структуры, в которую должны входить все подразделения, более того - каждый работник компании, причем на всех стадиях жизненного цикла продукции.
Поэтому стандарты ИСО 9000, вышедшие в 1987 году включали в себя требования не только относящиеся к качеству продукции. Эти стандарты вышли за рамки производства, включив в стандарты и другие основания для выполнения заказа, например, анализ контракта и закупки плюс такие основополагающие компоненты как Политика в области качества, потребность в документировании и системе аудита и корректирующие воздействия.
В стандартах, версии 1994 года, требования были расширены в сторону более активной политики качества путем добавления таких процессов, как планирование качества и предотвращающие действия. Состав стандартов и их направленность в версии 1994 года был значительно расширен. Требования к системам качества стали подразделяться в зависимости от того, какую продукцию выпускает предприятие, и работает ли оно по полному или неполному циклу выпуска продукции. Кроме того, в семейство вошел ряд стандартов общего применения, включая стандарты на терминологию.
Стандарт стал предъявлять требования по качеству практически ко всем элементам системы управления предприятия на всех стадиях жизненного цикла выпускаемой продукции или услуги.
Международные стандарты семейства ИСО 9000 описывают элементы, которые должна включать система качества, а не способы внедрения в конкретной организации этих элементов. Эти стандарты не навязывают единообразие систем качества, поскольку система управления организации зависит от задач организации, вида производимой ею продукции и присущего ей конкретного практического опыта, и система качества одного предприятия неминуемо будет отличаться от системы качества другого предприятия. Эти стандарты описывают лишь минимальные требования, которые необходимо выполнить предприятию с точки зрения доказательства производителем своей способности к качеству при поставках.
Редакция стандартов
ИСО версии 2000 года расширяет требования
дальше - через введение таких понятий,
как удовлетворенность
/6, с. 104-107/