Разработка кадровой политики организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 19:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в разработке кадровой политики в ОАО АК «Транснефть».
Задачи этой курсовой работы заключаются:
- рассмотреть основные подходы к определению кадровой политики;
- изучить этапы построения кадровой политики организации;
- рассмотреть и проанализировать проблемы, связанные с реализацией кадровой политики организации, на примере ОАО АК «Транснефть»;
- предложить мероприятия по улучшению ситуации в области кадровой политики.

Содержание

Введение
3
1 Теоретические
аспекты кадровой политики
организации
5
1.1 Роль кадровой политики
в системе управления
персоналом
5
1.2 Содержание, задачи и
принципы разработки
кадровой политики
7
1.3 Типы кадровой политики 15
2 Кадровая политика ОАО АК
«Транснефть»
23
2.1 Экономико-
организационная
характеристика Компании
23
2.2 Оценка кадровой политики
ОАО АК «Транснефть»
32
3 Пути повышения кадровой
политики Компании
37
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

курсач унылая.docx

— 438.40 Кб (Скачать файл)

- отношение  к внутризаводскому движению  кадров и т.д.

На рисунке 2 представлена структура кадровой политики на примере крупных промышленных предприятий.

Исходя  из определения кадровой политики, можно составить общую методологическую систему исследования, представленную на рисунке 3.

При разработке кадровой политики, для всестороннего определения направления деятельности  в организации, необходимо учитывать основные принципы отдельных направлений кадровой политики, а именно:

1) Управление  персоналом организации:

- принцип одинаковой необходимости достижения индивидуальных и      организационных целей – определяет необходимость искать честные компромиссы между администрацией и работниками, а не отдавать предпочтение интересам организации;

Рис. 2 – Структура кадровой политики крупных промышленных предприятий

 

Рис. 3 – Система комплексного исследования кадровой политики

 

2) Подбор  и расстановка персонала:

- принцип соответствия – определяет необходимость соответствия объема заданий, полномочий, ответственности возможностям человека;

-  принцип профессиональной компетенции – определяет необходимость наличия уровня знаний, соответствующего требованиям должности;

- принцип практических достижений – определяет наличие определенного уровня опыта;

-  принцип индивидуальности – определяет наличие индивидуальных качеств   работника, черт характера для выполнения необходимой работы;

3) Формирование  и подготовка резерва для выдвижения  на руководящие должности:

-  принцип конкурсности – определяет необходимость отбирать кандидатов на конкурсной основе;

-   принцип ротации – определяет необходимость планомерной смены должности по вертикали и горизонтали;

-   принцип индивидуальной подготовки – определяет необходимость подготовки резерва на конкретную должность по индивидуальной программе;

4) Оценка  и аттестация персонала:

-  принцип отбора показателей оценки – определяет необходимость составления системы показателей, включающей в себя цель оценок, критерии и частоту оценок;

- принцип оценки выполнения заданий – определяет необходимость оценки результатов деятельности по выбранным критериям;

5) Развитие  персонала:

- принцип повышения квалификации – определяет необходимость периодического обучения персонала в соответствие с индивидуальной стратегией развития сотрудника;

- принцип самовыражения – определяет необходимость наличия самостоятельности, влияния на формирование методов исполнения (для руководителей);

-   принцип саморазвития – определяет необходимость развития при наличии способности к этому;

6) Мотивация  и стимулирование персонала:

-  принцип соответствия оплаты труда объему и сложности выполняемой работы – определяет необходимость наличия эффективной оплаты труда сотрудников;

- принцип соразмерного сочетания стимулов и санкций – определяет необходимость конкретного описания задач, обязанностей и показателей;

-  принцип мотивации – определяет необходимость установления побудительных факторов,  влияющих на индивидуальное стремление выполнения поставленных задач.

Таким образом, основными принципами разработки кадровой политики являются:

- подчиненность  кадровой политики состоянию  и задачам стратегического развития  предприятия и обоснование фонда заработной платы исходя из экономической эффективности управленческих решений;

- баланс  экономических и социальных аспектов  кадровой политики;

- обеспеченность  сотрудников максимально возможными  социальными гарантиями с учетом  развития задач предприятия;

- согласованность  кадровой политики с региональным  рынком труда: по квалификации  работников, по уровню оплаты  труда различных категорий, условиям  труда, темпам развития предприятия  и наличия трудовых ресурсов  и др.;

- согласованность  решений администрации предприятия  вопросов кадровой политики с  трудовым коллективом (профсоюзом) в вопросах кадровой политики  при условии соблюдения действующего  законодательства[2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Типы кадровой политики

 

Тип кадровой политики на предприятии  определяют факторы, представленные на рисунке 4[4].

 

 

Рис. 4 - Факторы, определяющие кадровую политику предприятия

 

В то же время эффективность кадровой политики определяется дополнительным набором факторов, как это показано на рисунке 5.

 

Рис. 5 – Факторы эффективности кадровой политики

 

На основе анализа существующих в конкретных организациях кадровых политик выделяют два основания для их группировки.

Первое основание может быть связано с уровнем осознанности тех правил и норм, которые лежат в основе кадровых мероприятий и, связанным с этим уровнем, непосредственного влияния управленческого аппарата на кадровую ситуацию в организации.

По данному  основанию можно выделить следующие  типы кадровой политики:

- пассивная; 

- реактивная;

- превентивная;

- активная.

По уровню влияния управленческого  аппарата на кадровую ситуацию, выделяют пассивный и активный типы кадровой политики.

Пассивная кадровая политика. Само представление о пассивной политике кажется алогичным. Однако мы можем встретиться с ситуацией, в которой руководство организации не имеет выраженной программы действий в отношении персонала, а кадровая работа сводится к ликвидации негативных последствий. Для такой организации характерно отсутствие прогноза кадровых потребностей, средств оценки труда и персонала, диагностики кадровой ситуации в целом. Руководство в ситуации подобной кадровой политики работает в режиме экстренного реагирования на возникающие конфликтные ситуации, которые стремится погасить любыми средствами, зачастую не пытаясь понять причины и возможные последствия.

Активная кадровая политика. Если руководство имеет не только прогноз, но и средства воздействия на ситуацию, а кадровая служба способна разработать антикризисные кадровые программы, проводить постоянный мониторинг ситуации и корректировать исполнение программ в соответствии с параметрами внешней и внутренней ситуацией, то мы можем говорить о подлинно активной политике.

Но механизмы, которыми может пользоваться руководство в анализе ситуации, приводят к тому, что основания  для прогноза и программ могут  быть как рациональными (осознаваемыми), так и нерациональными (мало поддающимися алгоритмизации и описанию).

В соответствии с этим мы можем  выделить два подвида активной кадровой политики: рациональную и авантюристическую.

При рациональной кадровой политике руководство предприятия имеет как качественный диагноз, так и обоснованный прогноз развития ситуации и располагает средствами для влияния на нее. Кадровая служба предприятия располагает не только средствами диагностики персонала, но и прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный и долгосрочный периоды. В программах развития организации содержатся краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный прогнозы потребности в кадрах (качественной и количественной). Кроме того, составной частью плана является программа кадровой работы с вариантами ее реализации.

При авантюристической кадровой политике руководство предприятия не имеет качественного диагноза, обоснованного прогноза развития ситуации, но стремится влиять на нее. Кадровая служба предприятия, как правило, не располагает средствами прогнозирования кадровой ситуации и диагностики персонала, однако в программы развития предприятия включены планы кадровой работы, зачастую ориентированные на достижение целей, важных для развития предприятия, но не проанализированных с точки зрения изменения ситуации. План работы с персоналом в таком случае строится на достаточно эмоциональном, мало аргументированном, но, может быть, и верном представлении о целях работы с персоналом.

Проблемы при реализации подобной кадровой политики могут возникнуть в том случае, если усилится влияние  факторов, которые ранее не включались в рассмотрение, что приведет к  резкому изменению ситуации, например, при существенном изменении рынка, появлении нового товара, который  может вытеснить имеющийся сейчас у предприятия. С точки зрения кадровой работы необходимо будет провести переобучение персонала, однако быстрая  и эффективная переподготовка может  быть успешно проведена, например, на предприятии, обладающем скорее молодым  персоналом, чем на предприятии, имеющем  очень квалифицированный, хорошо специализированный персонал пожилого возраста. Таким  образом, понятие “качество персонала” включает еще один параметр, который, скорее всего, не был учтен при  подготовке плана кадровой работы в  рамках данного типа кадровой политики.

Реактивная кадровая политика. В русле этой политики руководство предприятия осуществляет контроль за симптомами негативного состояния в работе с персоналом, причинами и ситуацией развития кризиса: возникновение конфликтных ситуаций, отсутствие достаточно квалифицированной рабочей силы для решения стоящих задач, отсутствие мотивации к высокопродуктивному труду. Руководство предприятия предпринимает меры по локализации кризиса, ориентировано на понимание причин, которые привели к возникновению кадровых проблем. Кадровые службы таких предприятий, как правило, располагают средствами диагностики существующей ситуации и адекватной экстренной помощи. Хотя в программах развития предприятия кадровые проблемы выделяются и рассматриваются специально, основные трудности возникают при среднесрочном прогнозировании.

Превентивная кадровая политика. В подлинном смысле слова политика возникает лишь тогда, когда руководство фирмы (предприятия) имеет обоснованные прогнозы развития ситуации. Однако организация, характеризующаяся наличием превентивной кадровой политики, не имеет средств для влияния на нее. Кадровая служба подобных предприятий располагает не только средствами диагностики персонала, но и прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный период. В программах развития организации содержатся краткосрочный и среднесрочный прогнозы потребности в кадрах, как качественный, так и количественный, сформулированы задачи по развитию персонала. Основная проблема таких организаций — разработка целевых кадровых программ.

Вторым  основанием для дифференциации кадровых политик может быть принципиальная ориентация на собственный персонал или на внешний персонал, степень открытости по отношению к внешней среде при формировании кадрового состава. По этому основанию традиционно выделяют два типа кадровой политики -  открытую и закрытую.

Открытая  кадровая политика характеризуется тем, что организация прозрачна для потенциальных сотрудников на любом уровне, можно прийти и начать работать как с самой низовой должности, так и с должности на уровне высшего руководства. Организация готова принять на работу любого специалиста, если он обладает соответствующей квалификацией, без учета опыта работы в этой или родственных ей организациях. Таким типом кадровой политики характеризуются современные телекоммуникационные компании или автомобильные концерны, которые готовы “покупать” людей на любые должностные уровни независимо от того, работали ли они ранее в подобных организациях. Такого типа кадровая политика может быть адекватна для новых организаций, ведущих агрессивную политику завоевания рынка, ориентированных на быстрый рост и стремительный выход на передовые позиции в своей отрасли.

Закрытая  кадровая политика характеризуется тем, что организация ориентируется на включение нового персонала только с низшего должностного уровня, а замещение происходит только из числа сотрудников организации. Такого типа кадровая политика характерна для компаний, ориентированных на создание определенной корпоративной атмосферы, формирование особого духа причастности, а также, возможно, работающих в условиях дефицита кадровых ресурсов.

Сравнение этих двух типов кадровой политики по основным кадровым процессам иллюстрирует таблица 1.

 

Таблица  1 -  Сравнительная характеристика двух типов кадровой политики

Кадровый

процесс

Тип кадровой политики

открытая

закрытая

Набор персонала

Ситуация высокой конкуренции  на рынке труда 

Ситуация дефицита рабочей силы, отсутствие притока новых рабочих  рук 

Адаптация персонала

Возможность быстрого включения в  конкурентные отношения, внедрение  новых для организации подходов, предложенных новичками

Эффективная адаптация за счет института  наставников (“опекунов”), высокой  сплоченности коллектива, включение в традиционные подходы

Обучение 

и развитие персонала

Часто проводится во внешних центрах, способствует заимствованию нового

Часто проводится во внутрикорпоративных  центрах, способствует формированию единого  взгляда, общих технологий, адаптировано к работе организации 

Продвижение персонала

Затруднена возможность роста, так как преобладает тенденция  набора персонала 

Предпочтение при назначении на вышестоящие должности всегда отдается сотрудникам компании, проводится планирование карьеры 

Мотивация и стимулирование

Предпочтение отдается вопросам стимулирования (внешней мотивации)

Предпочтение отдается вопросам мотивации (удовлетворение потребности в стабильности, безопасности, социальном принятии)

Внедрение инноваций

Основной механизм инноваций - контракт, определение ответственности сотрудника и организации

Необходимость специально инициировать процесс разработки инноваций, высокое  чувство причастности, ответственности  за изменения за счет осознания общности судьбы человека и предприятия 

Информация о работе Разработка кадровой политики организации