Разработка карты стратегических групп конкурентов (на примере рынка кинотеатров г.Владивостока)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка карты стратегических групп конкурентов (на примере рынка кинотеатров г. Владивостока)
Задачи курсовой работы:
1. Обзор теоретических основ стратегических групп конкурентов;
2. Изучение особенностей рынка кинотеатров г.Владивостока;
3. Разработка карты стратегических групп конкурентов;
4. Определение результатов работы.

Содержание

Введение………………………………………………………..………..….3
Теоретические основы ……………………………..……………….4
Понятие конкуренции ………………………………………………4
Конкурентоспособность и конкурентная среда ……...……….…..5
Стратегические группы конкурентов ………………….………....12
Процедура построения карты стратегических групп конкурентов……………………………………………………………………....14
Разработка карты стратегических групп конкурентов на примере рынка кинотеатров г. Владивостока………...………………………………….16
Характеристика рынка кинотеатров г.Владивостока….……..….16
Анализ стратегических групп конкурентов…...………….………17
Выбор ключевых конкурентных характеристик, отличающих стратегическое поведение фирм ……………………………………………….18
Построение карты стратегических групп на основе критериев «широта ассортимента - географический охват»……………………………..19
Построение карты стратегических групп на основе критериев «используемые технологии - дополнительные сервисы……….……………..21
Заключение………………………………………………….…….………25
Список использованных источников…………………….………..…….26

Вложенные файлы: 1 файл

Разработка карты стратегических групп конкурентов(на примере рынка кинотеатров г.Владивостока).doc

— 3.27 Мб (Скачать файл)

Как правило, большинство ответов на эти вопросы можно получить, производя кабинетные исследования. Результаты таких исследований используются при выработке маркетинговой стратегии. В частности, выбор стратегии зависит от конкурентной структуры рынка.

Выделяют четыре основных типа структуры рынка:

  • совершенная конкуренция. На рынке действует большое количество независимых компаний, ни одна из которых не контролирует существенную долю рынка и не может своей политикой влиять на сложившиеся рыночные цены. Велико количество потребителей (потребители не могут влиять на цены). Товары разных компаний весьма близки по свойствам и качеству. Новые компании достаточно легко могут войти на такой рынок (относительно низкие затраты на вход). Примером рынка, близкого по своей структуре к совершенной конкуренции, является рынок акций крупных компаний, среди акционеров которых много держателей небольших пакетов акций;
  • монополистическая конкуренция. На рынке много продавцов и покупателей. Продавцы предлагают схожие, но не идентичные товары. Компании имеют ограниченную возможность влияния на сложившиеся рыночные цены. В случае существенного увеличения цены на товары компании потребители легко переходят на товары конкурентов (несмотря на некоторые отличия этих товаров от товаров компании). В условиях монополистической конкуренции маркетинговая стратегия фирмы строится, как правило, на основе сегментации рынка. При этом для каждого сегмента разрабатываются отдельные маркетинговые программы и выпускаются специальные модификации продукции. В каждом сегменте производится тщательное позиционирование товара (убеждение потребителей в том, что предлагаемый им товар имеет отличительные особенности, разработанные специально для них, и обладает уникальными преимуществами). Как и в случае совершенной конкуренции, при монополистической конкуренции вход на рынок новых фирм связан со сравнительно низкими затратами. Монополистическая конкуренция встречается достаточно часто. Примерами могут служить рынки спиртных напитков, некоторых пищевых продуктов и др.;
  • олигополистическая конкуренция. Рынок поделен между несколькими крупными компаниями. На таких рынках складывается скорее не ценовая, а технологическая конкуренция. Маркетинговые программы компании сильно зависят от действий конкурентов. Вход новых компаний на рынок затруднен (технологии, используемые конкурентами, защищены патентами и держатся в строгом секрете) и связан с высокими затратами (на создание производства, разработку продукции и т. п.). Характерными примерами олигополистической конкуренции являются рынки автомобилей, электроники и др.;
  • чистая монополия. На рынке действует единственная компания. Она самостоятельно определяет цены на свои товары и услуги и полностью контролирует рынок. При этом отсутствуют товары или услуги, которыми потребители могут безболезненно для себя заменить товары и услуги компании-монополиста. Вход на рынок других компаний практически невозможен или крайне затруднен. Как правило, государство стремится не допустить образования монополий, используя для этой цели специальное антимонопольное законодательство.

Изучение конкурентов не только дает компании представление о том, на каком рынке она работает, но и позволяет ей сравнить собственные показатели с показателями конкурентов. Такое сравнение весьма полезно, поскольку дает компании возможность определить, на каких направлениях она должна сосредоточить свои усилия и средства, чтобы добиться преимуществ перед конкурентами или ликвидировать свое отставание от них.

Анализ характеристик конкурентов и сравнение их с соответствующими характеристиками компании обычно проводят по пяти основным группам параметров:

  • товары и услуги (качество, престиж торговой марки, упаковка, срок службы, гарантийный срок, уровень послепродажного обслуживания, технические характеристики, стиль, надежность, удобство в эксплуатации, универсальность, размеры и др.);
  • цена (прейскурантная цена, условия предоставления скидок, размер скидок, условия расчетов, сроки платежей и др);
  • каналы распределения (наличие доставки товара, сети региональных складов, посредники, охват рынка каналами распределения и др.);
  • продвижение (реклама, СВЯЗЬ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ, стимулирование сбыта, личные продажи).

Достижение успеха компанией связано с постоянным поддержанием высокой конкурентоспособности. Конкурентоспособность не является абсолютной величиной. Она складывается из комплекса указанных выше параметров, каждый из которых берется в сравнении с аналогичными параметрами конкурентов. Высокая конкурентоспособность обеспечивается постоянным опережением конкурентов: в выводе на рынок новых товаров, в уровне обслуживания потребителей, снижении издержек производства, во внедрении новых маркетинговых приемов и т. п. Для Интернет-компаний важно опережение конкурентов в таких областях, как удобство оплаты товара (применяемые платежные системы), скорость обработки заказа и доставки товаров, удобство навигации по сайту, дизайн сайта, разработка и внедрение новых приемов привлечения и удержания посетителей и др. Для этого компания должна постоянно быть в курсе состояния дел основных конкурентов.

Таким образом, исследование конкурентной среды должно быть непрерывным и отражать не только текущее состояние дел, но и складывающиеся тенденции. Трендовый анализ данных, полученных в результате таких исследований, компания должна использовать для прогнозирования изменений в конкурентной среде и заблаговременно планировать ответные ходы на возможные неблагоприятные изменения ситуации.

 

 

    1. Стратегические группы конкурентов

 

Фирма может не обращать внимания на конкурентов. Однако знание конкурентов, их товаров и методов работы на рынке может помочь повысить конкурентоспособность предприятия даже при небольших изменениях в работе. Конкуренция присутствует почти во всех сферах деятельности, это самый очевидный фактор внешней среды предприятия. Но, несмотря на свою очевидность, это наименее изученный фактор. Важность наблюдения за деятельностью конкурентов определяется тем, что это в некотором смысле зеркальное отображение собственной деятельности предприятия.

Анализ конкурентов необходим для определения границ, в пределах которых возможно стратегическое продвижение конкурентов, а также для оценки возможной реакции и стратегического потенциала конкурентов. Осуществление такого анализа связано с обработкой обширной информации, которую необходимо добыть, обобщить и на ее основе сделать соответствующие выводы. Естественно, что создание системы по изучению конкурентов требует немалых вложений средств.

При анализе конкурентов важны следующие факторы:

  • выявление их сильных/слабых сторон, исходящих от них угроз;
  • прогноз будущих стратегий и решений конкурентов;
  • предсказание реакции конкурентов на стратегию и действия фирмы;
  • определение влияния конкурентов на преимущества фирмы.

Главные проблемы при анализе конкурентов связаны с тем, что сложно выявить всех конкурентов, также сложно наблюдать за всеми, поскольку конкурентов может быть очень много. Предложенная М. Портером идея выделения стратегических групп конкурентов, а по сути -- сегментации конкурентов может сделать процесс анализа конкуренции управляемым. Данный подход полезен в тех случаях, когда отрасль состоит из нескольких групп конкурентов, причем каждая из них занимает четко различаемую покупателями, отличную от других позицию на рынке и имеет собственные способы работы с покупателями.

Стратегическая группа конкурентов - это множество соперничающих фирм в определённой отрасли, имеющих общие черты. Такими чертами могут быть стратегии конкуренции, одинаковые позиции на рынке, схожие товары, каналы сбыта, сервис и другие элементы маркетинга.

Установить стратегическую группу -- значит определить барьеры, которые отделяют одну группу от другой. Такими барьерами могут быть размер предприятий, дифференциация товаров, специализированная рабочая сила, уникальные технологии, наличие патентов и т. д.

На рынке финансовых услуг можно выделить, например, такие группы:

  • местные банки;
  • филиалы крупных иногородних банков;
  • небанковские учреждения.

Обычно анализ стратегических групп конкурентов проводится в дополнение к общему анализу межфирменной конкурентной борьбы.

Можно сделать выводы на основе этого анализа:

  1. Фирмы одной стратегической группы являются более очевидными конкурентами, чем фирмы разных групп. Обычно жесткая конкурентная борьба идет внутри группы.
  2. Фирмы в различных стратегических группах будут иметь разные конкурентные преимущества и потенциальную прибыльность. Часто они испытывают различную степень угрозы со стороны товаров-заменителей.
  3. Изменение рыночных условий нередко может иметь различный эффект для разных групп, в том числе может стимулировать фирмы к переходу в другие стратегические группы.
  4. Увеличение числа стратегических групп в отрасли может усиливать конкуренцию.

 

 

1.4 Процедура построения карты стратегических групп конкурентов

 

Процедура составления карты стратегических групп конкурентов можно представить следующим образом:

1) Установить весь спектр характеристик, которые отличают фирмы одной отрасли между собой. Типичными характеристиками являются:

  • диапазон цен и качества (высокий, средний, низкий)
  • территориальный охват (местная, региональная, национальная или глобальная);
  • степень вертикальной интеграции (частичная, полная или интеграция отсутствует);
  • диапазон ассортимента продукции (узкий, широкий);
  • использование каналов распределения (один, несколько, все);
  • степень предлагаемого обслуживания (минимальное, ограниченное, полное).

Рыночные факторы, которые выбираются для изображения на осях, наилучшим способом должны показывать различие в том, как соперники рассредоточились в конкуренции.

2) Нанести фирмы на карту с двумя переменными (по осям карты), используя пары этих различных характеристик.

3) Объединить фирмы, попавшие примерно в одно стратегическое пространство, в одну стратегическую группу.

4) Нарисовать окружности вокруг каждой стратегической группы. которые должны быть по диаметру пропорциональны доле этой группы в общем объеме продаж отрасли.

Рекомендации:

  • переменные полей карт не должны сильно коррелировать;
  • переменные должны показывать большие различия в позициях, занимаемых фирмами в конкурентной борьбе;
  • переменные не должны быть ни количественными, ни непрерывными величинами;
  • использование окружностей разного диаметра позволяет отразить относительные размеры каждой стратегической группы;
  • несколько карт дают различные представления о конкурентных позициях.

Можно нанести стрелки, указывающие движение групп в другие позиции.

Попытки конкурирующих фирм войти в новую стратегическую группу почти всегда приводят к возрастанию интенсивности конкуренции.

Чем ближе группы на карте друг к другу, тем сильнее конкуренция.

По карте можно определить связаны ли различия в потенциальной прибыльности отдельных категорий групп с сильной или слабой позицией каждой из них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Разработка карты стратегических групп конкурентов на примере рынка кинотеатров г.Владивостока

 

    1. Характеристика рынка кинотеатров г.Владивостока

 

Для написания работы «Разработка карты стратегических групп конкурентов» мною был выбран рынок кинотеатров г.Владивостока.

Данный рынок развивается очень динамично. Кино остается самым доступным видом досуга для населения.

Объем рынка кинотеатров по-прежнему растет. Каждый год российские и зарубежные кинопроизводители ускоряют развитие рынка кинотеатров, увеличивая размеры целевой аудитории. Появляющиеся результаты исследований аудитории показывают, что чаще всего в кинотеатры ходят люди в возрасте 22-30 лет. Приведем некоторые статистические данные. Мужчины (35 %) и женщины (33 %) одинаково часто ходят в кинотеатры. Молодежь, как мы уже указали ранее, более активно посещает кинотеатры. В свою очередь, менее активными посетителями являются россияне старше 35 лет. В возрастной группе (45 +) практически половина (48 %) ни разу не были в кино за последние три месяца. Среди респондентов от 35 до 45 лет доля тех, кто не посещал кинотеатров за тот же период - 42 %, что значимо больше, чем в среднем по выборке. А из тех, кому от 18 до 25 лет, такой вариант ответа выбрали всего четверть (25 %) участников опроса. Нельзя забывать о том, что частота посещения кинотеатров напрямую связана с ростом доходов населения.

Информация о работе Разработка карты стратегических групп конкурентов (на примере рынка кинотеатров г.Владивостока)