Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 08:32, курсовая работа
По этому целью данной работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов конкуренции на рынке гостиничных услуг, а так же определение конкурентной стратегии для действующего гостиничного комплекса и оценка ее эффективности. Объектом исследования в данной работе является ММК «Молодежный» построенный еще во времена проведения олимпиады и приуроченный к ее проведению.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Изучить понятие конкуренции, типы, виды и методы конкурентной борьбы;
Провести оценку состояния рынка гостиничных услуг;
Дать оценку деятельности исследуемой организации и конкурентоспособности ее функций;
Введение.
Глава 1. Понятие и роль конкуренции в развитии гостиничного бизнеса.
Понятие, сущность и виды конкуренции на рынке гостиничных услуг.
Методы оценки конкурентных позиций предприятия на рынке гостиничного бизнеса.
Стратегия и тактика конкурентной борьбы предприятия РГБ.
Глава 2. Оценка конкурентоспособности ММК Молодежный на рынке гостиничных услуг.
2.1. Характеристика общей конъюнктуры рынка гостиничных услуг.
2.2. Анализ функций предприятия и оценка их конкурентоспособности.
2.3. Влияние конкурентоспособности на основные экономические показатели работы ММК Молодежный.
Глава 3. Разработка конкурентной стратегии и тактики ММК Молодежный, оценка ее эффективности.
3.1. Разработка конкурентной стратегии.
3.2. Выбор средств и методов реализации конкурентной стратегии.
Заключение.
Список литературы.
В - третьих, менеджмент в гостиницах должен организовываться на более высоком уровне, поскольку от этого зависит не только конкурентоспособность предприятия, но и эффективность его работы в целом. В свою очередь эффективность менеджмента, во многом будет зависеть, от различных средств стимулирования труда сотрудников – в первую очередь это заработная плата, а так же уровня подготовки персонала.
Причин для повышения конкурентоспособности предприятий отрасли на сегодняшний день множество. По оценкам специалистов, несмотря на высокую степень загруженности московских гостиниц, их конкурентоспособность невелика и конкуренция на данном рынке остается на низком уровне. Тем не менее, организаторам многих гостиничных комплексов следует заранее оценивать свои возможности и готовиться к тому, что этот рынок в ближайшем, будущем начнет активно насыщаться, как это, например, произошло в сфере торговли за последние 10 лет.
2.2. Анализ функций ММК «Молодежный» и оценка ее конкурентоспособности.
Комплекс "Молодёжный" расположен на одной из крупнейших магистралей Москвы - Дмитровском шоссе. Схема размещения представлена в приложении 1.
Московский Международный Комплекс «Молодежный» сегодня - это
отель универсального
Категория
ЗАО Московского Международного
Гостиничного Комплекса «Молодёжный»
согласно Приказу Федерального агентства
по туризму от 21 июля 2005 г. N 86 « Об утверждении
системы классификации гостиниц и других
средств», 3 звезды. В течение многих
лет Комплекс «Молодежный» принимает
гостей из разных стран мира. Здесь созданы
прекрасные условия для туристов и бизнесменов,
для молодежи и семейных пар. К услугам
клиентов предлагаются номера различных
категорий по демократичным ценам: от
недорогих номеров со всеми удобствами
до номеров класса «люкс».
Гостиница рассчитана на полторы тысячи мест. Номера - одно, двух, трёх, четырёх и пятиместные. Рестораны, кафе, бары могут одновременно обслуживать более 2000 туристов. В гостинице работает киноконцертный зал, дискотека и недавно открывшийся молодёжный развлекательный центр "Молодая Гвардия".
С момента строительства 24-этажная гостиница Молодежная была капитально отремонтирована и реконструирована в 1993 и 1999 годах. Без остановки работы гостиничного комплекса в настоящее время проводится третья по счету реконструкция гостиничного комплекса, превращающая его в современный трёх-звёздочный отель с новой категорией номеров (Апартаменты VIP, Люкс VIP king size, Люкс VIP, Двухместный двухкомнатный, Двухместный комфорт, Двухместный стандарт, Одноместный VIP, Одноместный стандарт, Молодёжный 1+1, Молодёжный 2+3, Молодёжный 2+2). В настоящее время комплекс располагает современным прекрасно оснащённым бизнес-центром, конференц-залом, рассчитанным на 350 мест, учебным классом на 50 мест, банкетными залами для проведения различных торжеств. Номерной фонд этой гостиницы составляет 451 место или 247 номеров.
ЗАО ММК «Молодёжный» в настоящее время выполняет главную функцию гостиничного предприятия - предоставление временного жилья, как для индивидуальных клиентов, так и для организованных групп. Их многолетняя популярность среди специфического круга посетителей, готовность создавать максимальный комфорт на достаточно выгодных условиях является главным конкурентным преимуществом гостиничного комплекса. Так, вся организационная структура гостиничного хозяйства определяется назначением гостиницы, её местоположением, спецификой принимаемых гостей.
Большинству сегодняшних гостиниц придется не просто развиваться, а выживать на развивающемся рынке. К числу таких можно отнести и ЗАО ММК «Молодежный». Стремление «оставаться на плаву» заставляет руководство гостиничного комплекса активно развиваться, применяя самые доступные и необходимые маркетинговые решения, повышающие конкурентоспособность функций предприятия:
Участие гостиничного комплекса в отраслевых конкурсах имеет немаловажное значение в работе по продвижению. Так за период 1998 – 1999 гг. ММК «Молодежный» был удостоен премиями «За качество» (Париж, 1998г.), «Хрустальная ладья» - за активное участие в развитии молодежных туристических программ (1998г.), Международный приз «За технологию и качество» (1999г.)
Как уже отмечалось ранее ЗАО ММК «Молодежный» работает в сегменте гостиниц категории «три звезды». Согласно данным, представленным в Интернете в том же самом сегменте на территории города Москвы работает около 42 гостиничных комплексов. Для сравнения и оценки конкурентоспособности важно дать их общее краткое описание.
Во – первых, важно отметить такую тенденцию, что большая часть гостиниц класса «три звезды» располагаются в основном в отдаленных от центра районах города. Это во многом определяет уровень гостиничного сервиса, а так же стоимость проживания в сутки. Если сравнивать стоимость проживания в центре и на окраинах Москвы, то разница будет превышать в десятки раз.
Во – вторых, то, что касается уровня проживания в номерах гостиниц категории «три звезды». Каждая гостиница предлагает своим посетителям 7 – 10 категорий номеров. Это одноместные, двухместные номера различных категорий, а так же люксы и полулюксы. Некоторые гостиницы в зависимости от оснащенности и отделки номера предлагают апартаменты. Но это делают не многие, так как физическое состояние некоторых гостиниц требует ремонта и серьезных финансовых вложений. Как показывает практика материально – техническое состояние гостиниц многих из них уже не подлежит ремонту. Так, например, московские власти решили отказаться от реконструкции гостиницы "Останкино" и построить на ее месте новый отель и деловой комплекс. На данный момент проект почти готов и находится на утверждении в Москомархитектуре. По мнению участников рынка, новый отель станет одним из крупнейших в столице. Сейчас пальма первенства принадлежит гостинице "Измайлово", в которой 5000 номеров, и гостинице "Космос" с количеством апартаментов 1770. Однако недостатком проекта является удаленность "Останкино" от центра города и метро. Смущает и сумма требуемых инвестиций. Поэтому эксперты сомневаются, что найдется много желающих профинансировать новое строительство.
Важным фактом сегодня является то, что гостиницы, которые обращают особое внимание на качество проживание в отеле, принимают меры по ремонту и реконструкции помещений способных оставаться наиболее конкурентоспособными.
В–третьих, не маловажным фактором, влияющим на конкурентоспособность предприятий является уровень цен за услуги размещения. По оценкам руководства гостиницы за период 2004 – 2005 гг. она возросла в среднем на 40 %, при этом стоимость услуг по московским меркам можно оценить как среднюю, что делает посещение гостиницы приемлемым для большего круга лиц. Результаты ценового мониторинга среди гостиниц категории «три звезды» представлены в таблице:
Таблица 3.
Стоимость проживания в ММК «Молодежный» на 2005-2006 г.
Категория номера |
Цена |
Молодежный 1+2 |
1436 руб. |
Молодежный 2+2 |
1840 руб. |
Молодежный 2+3 |
1700 руб. |
Двухместный стандарт |
2500 руб. |
Одноместный стандарт |
2118 руб. |
Двухместный комфорт |
3064 руб. |
Одноместный VIP |
2960 руб. |
Двухместный двухкомнатный |
2620 руб. |
Люкс |
4200 руб. |
Люкс VIP, с кроватью king size |
4200 руб. |
Апартамент VIP 2-местный |
7840 руб. |
Для сравнительной характеристики необходимо представить цены аналогичных по уровню гостиниц (таблица 4 ). В таблице представлена минимальная стоимость оплаты за номер в сутки.
Таблица 4.
Гостиницы Москвы данной ценовой группы на 2005-2006 г.
Гостиница |
Цена |
Гостиница Адмирал Бич Отель |
1500 руб. |
Гостиница АСТ Гоф |
2145 руб. |
Гостиница Бега |
2000 руб. |
Гостиница Звездная |
2090 руб. |
Гостиница Измайлово Альфа |
2000 руб. |
Гостиница Измайлово Бета |
1590 руб. |
Гостиница Измайлово ВЕГА |
1650 руб. |
Гостиница Измайлово Гамма Дельта |
1515 руб. |
Гостиница Космос |
75 $ |
Гостиница Металлург |
1200 руб. |
Гостиница Рус-Отель (гостиничный комплекс "СОЛНЕЧНЫЙ") |
60 $ |
Гостиница Салют |
1150 руб. |
Гостиница Спутник |
1930 руб. |
Гостиница Учебно-Тренинговая |
1400 руб. |
Гостиница Царицыно |
1900 руб. |
Гостиница Шереметьево-2 (Гостиничный комплекс) |
1600 руб. |
Из двух выше представленных таблиц можно сделать вывод о том, что по стоимости проживания ММК «Молодежный» можно отнести к среднеценовому сегменту в категории «три звезды». Этот факт является одним из важнейших преимуществ в работе гостиничного комплекса, поскольку стоимость проживания для тех, кто выбирает эту категорию, будет являться важнейшим критерием выбора.
В-четвертых, на уровень сервиса и конкурентоспособность гостиницы большое влияние будет оказывать перечень предоставляемых услуг. Как показывает проведенный в работе анализ набор услуг для гостиниц категории «три звезды» достаточно стандартный. К ним можно отнести:
- 24-часовое обслуживание в
- Паркинг;
- Депозитный сейф для хранения денег;
- Конференц-залы для проведения семинаров,
конференций;
- Ресторан и другие предприятия общественного
питания;
- Заказ такси;
- Заказ авиа- и железнодорожных билетов;
- Камера хранения для хранения вещей и
др.
В последнее время одним из популярных направлений в привлечении посетителей и повышении доходов предприятий гостиничного комплекса становится организация и проведение разного рода тренингов и семинаров посредством функционирования конференц – залов и бизнес – центров. Предложение гостиниц в этом направлении непрерывно возрастают, поскольку это является эффективным способом привлечения дополнительных посетителей, и повышения его конкурентоспособности.
Немаловажное значение имеет развитие на территории гостиниц предприятий общественного питания, причем не только для комплексного обслуживания проживающих гостиницы, но и для проведения банкетов, концертов и дискотек.
Таким образом, гостиницы категории «три звезды» для поддержания своей конкурентоспособности стараются уделять особое внимание дополнительному сервису.
Итак, для того чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, руководство предприятий гостиничного комплекса должны уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на их пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для организации. Поэтому стратегическое планирование, изучая внешнюю среду, концентрирует внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда. Для оценки конкурентоспособности ММК «Молодежная» и последующего определения перспектив развития в данном сегменте гостиниц необходимо использовать классическую модель SWOT-анализа.
Методология SWOT-анализа предполагает, во-первых, выявление внутренних сильных и слабых сторон фирмы, а также внешних возможностей и угроз, и, во-вторых, установление связей между ними.
Ранее проведенный в работе анализ гостиничных услуг категории «три звезды» позволил выделить следующие основные факторы, которые целесообразно учитывать в SWOT-анализе ММК «Молодежная» (Табл. 5 ).
Таблица 5.
Факторы, учитываемые в SWOT-анализе ММК «Молодежная».
Потенциальные внутренние сильные стороны: |
Потенциальные внутренние слабые стороны: |
Многолетний опыт работы в сфере гостиничных услуг |
Отсутствие анализа информации о потребителях |
Сравнительно низкие цены |
Проблема в привлечении квалифицированных кадров |
Наличие специализации |
Пассивная роль маркетинга (слабая политика продвижения гостиничных услуг) |
Возможность работы в нескольких сегментах рынка |
Сравнительно узкий перечень дополнительных услуг |
Расположение гостиницы |
Отсутствие анализа степени влияния используемой рекламы на покупателей |
Гибкая ценовая политика с учетом категории номеров |
Слабо развитая материально – техническая база |
Наличие постоянных посетителей и партнеров |
Потеря некоторых аспектов компетентности управленческого и исполнительного персонала |
Частичная реконструкция и обновление основных производственных фондов |
Низкая скорость принятия решений |
Наличие собственного производства и предприятий общественного питания |
Отсутствие чётко выраженной стратегии |
Наличие рекламы в Интернете |
Слабая экономическая эффективность деятельности |
Упрощенная система бронирования номеров посредства Интернета | |
| |
Продолжение таблицы
| |
Потенциальные внешние благоприятные возможности: |
Потенциальные внешние угрозы: |
Выход на новые сегменты рынка |
Низкие барьеры входа на рынок – появление новых конкурентов |
Возможность обслуживания дополнительных групп потребителей |
Динамичное изменение платежеспособности и вкусов посетителей гостиниц |
Развитие услуг сервиса в гостинице |
Ожесточение конкуренции с динамичным развитием рынка |
Возможность установления более эффективной связи с посетителями |
Отсутствие внешнего финансирования |
Повышение квалификации обслуживающего персонала, внедрение программ стимулирования сотрудников |
Чувствительность к нестабильности внешних условий бизнеса |
Маркетинговые исследования рынка |
Текучесть кадров, низкая мотивация сотрудников |
Влияние развития туризма, гостиничного бизнеса и города Москвы, как крупного международного бизнес - центра |
Недостаток комфортабельных и оснащенных номеров, соответствующим современным требованиям |