Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 17:21, дипломная работа
Цель дипломной работы – разработка мероприятий повышения конкурентоспособности ресторана «Легенда»».
Задачи дипломной работы:
изучить теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия;
проанализировать конкурентоспособность ресторана ООО «Легенда»;
разработать мероприятия повышения конкурентоспособности.
Таблица 2.6
Расчет параметрических индексов конкурентоспособности по показателю стабильности качества
Показатель |
Балльная оценка, qi |
Ранг пока- зателя аi |
qi * аi | ||||||
«Легенда» |
«Ночное небо» |
«Каприз» |
«Тихий омут» |
«Легенда» |
«Ночное небо» |
«Каприз» |
«Тихий омут» | ||
Число жалоб |
1 |
1 |
1/3 |
1/3 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,13 |
0,13 |
Число рекламаций |
1 |
1/3 |
1/3 |
1 |
0,3 |
0,3 |
0,1 |
0,1 |
0,3 |
Свежесть и качество используемых компонентов |
1 |
1 |
2/3 |
1/3 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,13 |
0,7 |
Соблюдение санитарно-гигиенических норм |
1 |
1 |
1 |
1,5 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,15 |
Сводный индекс конкурентоспособности |
1 |
0,8 |
0,46 |
0,65 |
Оценка конкурентоспособности ресторанных услуг по показателю техничность практически трудно осуществима. Поэтому ограничимся оценкой показателей полезности и этических показателей. Для их оценки был использован метод экспертного опроса поваров и технологов ресторана «Легенда». Всего было опрошено 23 человека.
Таблица 2.7
Определение конкурентоспособности ресторанных услуг по показателям технического уровня
Показатель |
Количественная или качественная оценки |
Балльная оценка по 3-балльной шкале | ||||||
«Легенда» |
«Ночное небо» |
«Каприз» |
«Тихий омут» |
«Легенда» |
«Ночное небо» |
«Каприз» |
«Тихий омут» | |
Целостность художественной композиции при оформлении блюда |
Удовл. с условием |
Удовл. |
Удовл. с условием |
Удовл. с условием |
3 |
3 |
3 |
3 |
Полезность |
Удовл. |
Удовл. |
Удовл.с условием |
Удовл.с условием |
3 |
3 |
2 |
2 |
Наличие примесей |
Удовл. |
Удовл. |
Удовл. |
Удовл. |
3 |
3 |
3 |
3 |
Совершенство кулинарного исполнения |
Удовл. |
Удовл. |
Удовл.с условием |
Удовл. |
3 |
3 |
2 |
3 |
Рассчитаем для каждого изготовителя qi, сравнив каждый товар с товарами ресторана «Легенда». Результаты сведем в таблицу 2.8.
Из данных таблицы видно, что по рассматриваемым показателям ресторанные услуги «Легенда» уступают только услугам ночное небо . Относительно двух других конкурентов услуги ресторана «Легенда» вне конкуренции. Причем, конкурентное преимущество блюд ночное небо зафиксировано по одному техническому показателю: целостность художественной композиции при оформлении блюда.
Таблица 2.8
Расчет параметрических индексов конкурентоспособности по показателям технического уровня
Показатель |
Балльная оценка, qi |
Ранг пока- зателя аi |
qi * аi | ||||||
«Легенда» |
«Ночное небо» |
«Каприз» |
«Тихий омут» |
«Легенда» |
«Ночное небо» |
«Каприз» |
«Тихий омут» | ||
Целостность художественной композиции при оформлении блюда |
1 |
1,5 |
1 |
1 |
0,3 |
0,3 |
0,45 |
0,3 |
0,3 |
Полезность |
1 |
1 |
0,67 |
0,67 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,134 |
0,134 |
Наличие примесей |
1 |
1 |
1 |
1 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
Совершенство кулинарного исполнения |
1 |
1 |
0,67 |
1 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,134 |
0,2 |
Сводный индекс конкурентоспособности |
1 |
1,15 |
0868 |
0,934 |
Оценив конкурентоспособность товаров и услуг ресторана «Легенда» по четырем показателям построим матрицу Мак-Кинзи для определения местоположения ресторана «Легенда» в рамках рассматриваемой стратегической группы. Для этого определим привлекательность рынка, а также оценим относительные преимущества в конкуренции.
Для определения относительного положения каждого из изготовителей на рассматриваемом рынке примем наибольшую оценку (ночное небо ) за единицу оценки, остальных конкурентов пересчитаем относительно оценки ресторанных услуг «Ночное небо» . Имеем:
Ресторан «Легенда» - 0,907 (1 : 1,1024),
Кафе Каприз – 0,809 (0,8928 : 1,1024),
Кафе Тихий омут – 0,783 (0,8632 : 1,1024).
Результаты нанесем на матрицу Мак-Кинзи.
Таблица 2.9
Определение притягательности рынка
Критерий оценки |
Удельный вес |
Качественная оценка |
Оценка в баллах |
Итоговая оценка |
1. Рост рынка |
40 |
В 2013 г. наблюдалось сужение рынка. В I квартале 2014 г. зафиксирован рост |
50 |
20 |
2. Сложность вступительных барьеров |
20 |
Высокая |
60 |
12 |
3. Власть клиентов |
30 |
Высокая |
30 |
9 |
4. Возможность дифференциации цен |
10 |
Высокая |
80 |
8 |
Итого |
100 |
- |
- |
49 |
Из рисунка 2.9 видно, что из рассматриваемых ресторанных услуг кафе «Ночное небо» наиболее конкурентоспособны в рамках рассматриваемой стратегической группы ресторанов. Этот же производитель имеет наибольшую долю.
Таблица 2.10
Определение относительных преимуществ в конкуренции
Показатель конкурентоспособности |
Уд. вес |
«Легенда» |
«Ночное небо» |
«Каприз» |
«Тихий омут» | ||||
Q |
Общая оценка |
Q |
Общая оценка |
Q |
Общая оценка |
Q |
Общая оценка | ||
1. потребительские |
40 |
1 |
0,4 |
1,26 |
0,504 |
1,087 |
0,435 |
0,993 |
0,3972 |
2. постоянство качества |
20 |
1 |
0,2 |
0,8 |
0,16 |
0,46 |
0,092 |
0,65 |
0,13 |
3. технические |
10 |
1 |
0,1 |
1,15 |
0,115 |
0,868 |
0,0868 |
0,934 |
0,09 |
4. экономические |
30 |
1 |
0,3 |
1,078 |
0,323 |
0,93 |
0,279 |
0,82 |
0,246 |
Итого |
100 |
1 |
1,1024 |
0,8928 |
0,8632 |
Относительное преимущество предприятия в конкурентной борьбе
Рис. 2.1 – Матрица Мак-Кинзи определения позиции ресторанных услуг разных производителей рассматриваемой стратегической группы
Продукция ресторана «Легенда» находится на втором месте, на третьем – кафе «Каприз» и на четвертом – Кафе «Тихий омут» .
Конкурентная политика ресторана «Легенда» должна быть направлена, в первую очередь, на позиции кафе «Ночное небо ».
Наиболее известной маркетинговой моделью описания конкуренции на рынке, используемой в отечественной и зарубежной литературе, является модель пяти сил конкуренции Портера.
Согласно исследованиям известного английского учёного, авторитета в области конкуренции М.Е. Портера состояние конкуренции на определённом рынке можно охарактеризовать пятью конкурентными силами:
Конкурентная ситуация на рынке развивается постоянно, поэтому существует потребность у фирмы в отслеживании конкурентных изменений на рынке систематически. Только при этих условиях фирма может правильно оценить возможности конкурентов и собственные возможности и выработать оптимальную маркетинговую стратегию, которая всегда направлена на создание или поддержание собственного конкурентного преимущества.
Рассмотрим направление деятельности ресторана «Легенда» при помощи пятифакторной модели анализа конкуренции М.Портера (рис.2.2)
Рис. 2.2 – Пять движущих сил конкуренции по М.Портеру
На рисунке 2.2 представлены все 5 движущих сил М.Портера: конкуренция среди существующих фирм, товары-заменители, угроза появления на рынке новых компаний, поставщики и покупатели. Исходя из этого, можно распределить перечисленные выше силы по степени доминирования.
Наиболее важной и влияющей силой отраслевой конкуренции для ресторана «Легенда» является - рыночная власть потребителей (60% влияния). Следующей за ней по значимости идет - конкуренция среди существующих фирм (30% влияния). Остальные три силы, хотя имеют влияние на конкуренцию, в рассматриваемой отрасли, но по сравнению с перечисленными выше двумя не значительное (приблизительно 10%).
Следовательно, основная стратегия маркетинга – борьба за потребителя.
Для портфельного анализа ресторана используются: матрица «рост/доля» и жизненного цикла отрасли.
По осям матрицы «рост/доля» фиксируются темпы роста отрасли и относительная доля рынка. Каждая стратегическая единица бизнеса (далее СЕБ) представлена в виде кружка, размер которого определяется долей прибыли данного СЕБ в общей прибыли корпорации от всех видов деятельности.
Первоначально методология БКГ произвольно делила темпы роста отрасли на высокие и низкие, проводя границу на уровне удвоенного темпа роста ВНП плюс темпы инфляции. Однако, при портфельном анализе ресторана «Легенда» эта граница установлена на 50% уровне, который менеджеры считали приемлемым. СЕБ, с высокими объемами продаж, должны попадать в квадранты с высокими темпами роста. Относительной долей рынка считается отношение доли рынка данной СЕБ к доле рынка, контролируемой основным конкурентом, выраженное в относительных единицах. Если показатель СЕБ > 2, то отрасль считается лидером, если СЕБ < 2, то рыночная доля отрасли небольшая.
Для построения матрицы необходимы показатели каждой СЕБ (табл.2.11).
Таблица 2.11
Расчет показателей для построения матрицы
Название СЕБ |
Относительная доля рынка СЕБ |
Темп роста, % |
1. Холодные закуски |
2,32 |
38 |
2. Горячие закуски |
2,98 |
42 |
3. Первые блюда |
1,34 |
27 |
4. Вторые блюда |
3,26 |
26 |
5. Десерты |
3,73 |
29 |
6. Салаты |
3,08 |
17 |
На основе полученных данных построим матрицу «рост/доля» (рис.2.3)
Рис. 2.3 – Матрица БКГ «рост/доля»
Как видно из построенной матрицы, СЕБ 1, 2 и 5 находятся в квадранте «Звезды». Это означает, что у данных СЕБ – высокие темпы роста, высокая доля рынка. Блюда могут приносить достаточно денег, чтобы поддерживать свое приготовление. Только СЕБ 2 может нуждаться в небольшой финансовой поддержке со стороны ресторанной сети.
Информация о работе Разработка мероприятий повышения конкурентоспособности ресторана «Легенда»