Разработка миссии и целей организации стратегическом управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 17:48, курсовая работа

Краткое описание

Объектом данной работы является организация, как одно из звеньев экономики и менеджмента.
Предметом данной работы является разработка миссии и целей организации.
Главная цель данной работы - изучить миссию и цели организации, рассмотреть примеры миссий и целей компаний.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи:
- дать определение миссии и определить ее роль в стратегическом управлении предприятием;
- изучить цели организации, их классификацию;
- рассмотреть свойства и требования, предъявляемые к целям организации, определить их свойства;
- рассмотреть разработку миссии компании, привести примеры миссий некоторых крупных компаний.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ МИССИИ И ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ
ХАРАКТЕРИСТИКИ . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.1.Определение миссии организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.2. Значение миссии для организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
1.3. Основные этапы выработки миссии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
1.4. Цели организации и их классификация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
1.5. Свойства целей организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА МИССИИ И ЦЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
2.1.Цели формулирования миссии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
2.2. Разработка миссии и целей организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..38
ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_VE-211_2.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

2. Целевые основы деятельности организации.

Целевая установка миссии должна, вероятно, заключаться в определении и четком формулировании общественного смысла существования и деятельности организации, выявлении того, что именно несет данная организация миру, что такое важное для людей она создает, какую ценность увеличивает. При этом часто можно использовать первоначальные идеи создателей компании, так как именно они определяли область интересов создаваемой организации. Например, их решение "Давайте займемся ремонтом автомобилей", как в случае с одним весьма опытным предпринимателем из города на севере России, реально выглядит так "Предоставление гражданам качественного ремонта для обеспечения безопасности их передвижения".

Показательным примером в определении и четком формулировании смысла существования и деятельности организации, является Группа предприятий ГОТЭК.

Данное предприятие находится в г. Железногорске. Первоначально предприятие существовало как государственная собственность. Его деятельность заключалась в выпуске гофра - картона. Впоследствии, предприятие было приватизировано и выкуплено частным лицом. Новый хозяин предприятия определил цель и миссию дальнейшей деятельности предприятия. За 16 лет ассортимент выпускаемой продукции стал настолько широк, что Группа предприятий ГОТЭК стало известно не только на территории города и Курской области, но и за рубежом. Из одного производственного цикла предприятие разрослось в несколько различных подразделений. Сегодня, не смотря на сложную экономическую ситуацию в стране предприятие продолжает оставаться на плаву.

3. Обеспечение операций.

Организация так должна формулировать свою миссию, чтобы любой ее сотрудник, находящийся на любом уровне, мог, исходя из известной ему и разделяемой миссии организации, спрогнозировать последствия для ее реализации от своих действий и принимаемых им решений и действовать, если необходимо, полностью автономно и самостоятельно. В этом случае организация приобретает гибкость в действиях, падает нагрузка на менеджмент всех уровней, каждый из которых высвобождается для принятия решений более высокого порядка на своем уровне, что приводит к более успешной реализации стратегии компании в результате эффективного прогнозирования и планирования ее деятельности.

4. Критерии деятельности.

Любая организация нуждается в формулировании критериев ее деятельности. Вариантов принятия критериев может быть очень много, и в этом смысле организация при выработке критериев своей деятельности должна сверяться со своей миссией, и, соответственно, миссия организации должна быть такой, чтобы можно было выработать разумные критерии. Основанием же для выбора критериев должны служить функции, которые предполагает выполнять организация. Например, если компания предоставляет транспортные услуги, выступая, как посредник, то ее функции заключаются в выработке ценовой политики, выгодной для потребителей, и обеспечении выполнения перевозок наемными перевозчиками. Соответственно, критериями могут быть "удобство для потребителей" (которое может быть довольно легко измерено и поддается сравнению), и "цены - прибыльность компании". Тогда и миссия может звучать как "Предоставление удобных транспортных услуг по приемлемым ценам".

5. Гармонизация отношений в обществе.

Смысл жизни индивида состоит в гармонизации взаимоотношений со средой и обществом в интересах этого общества, то миссия должна быть ориентирована на оказание содействия этой гармонизации, как с точки зрения индивида, так и с точки зрения организации. Поэтому формулировка миссии должна быть ориентирована на максимально полное удовлетворение потребностей общества в обеспечении развития на основе только конструктивных конфликтов. Именно поэтому большинство телекоммуникационных компаний в той или иной форме указывают в своих миссиях на "обеспечение связи между людьми", на "улучшение связи между людьми", а транспортные компании указывают в различных формулировках на "сокращение расстояний" или на " доступность любых уголков страны/мира".

6. Упорядочение деятельности организации.

Любая организация живет и развивается, в противном случае она стагнирует и прекращает свое существование, третьего не дано. Естественно, стоит рассматривать только первый случай. В процессе развития организация проходит различные стадии роста объемов продукта (в качестве которого может рассматриваться товар, услуга, информация или технология; различие двух последних в том, что информация в процессе тиражирования не изменяется, а технология производит новые технологии и сама преобразуется с каждым случаем использования) и роста самой организации. Переход на каждый уровень и даже непрерывное изменение сопровождаются нарушением сложившегося порядка деятельности и переходу к деятельности в новых условиях, в результате чего в компании наступает до некоторой степени хаос и необходимо в срочном порядке налаживать деятельность снова. Вот здесь может помочь четко сформулированная миссия организации, в соответствии с которой производят преобразования в организации, руководствуясь ее смыслом и содержанием для нахождения правильных решений в условиях кратковременно возникающего хаоса в процессе преобразований.

7. Обеспечение долгосрочного развития.

Четкое знание своей миссии позволяет организации планировать свое развитие, а остальному обществу предполагать в долгосрочном плане, какого именно развития стоит от нее ожидать. Такая формулировка миссии дает возможность долгосрочно планировать деятельность и ставить такие цели, которые обеспечивали бы деятельность в рамках миссии. Многие компании изменяют свою стратегию для того, чтобы их деятельность соответствовала заявленной миссии.

8. Бренд и имидж.

Сформулированная и провозглашенная миссия неизбежно вызовет общественный резонанс, и организацию будут оценивать по тому, насколько "брэндообразующей" является эта миссия, т.е. насколько, исходя из нее, могут быть сформулированы четкие отличительные черты деятельности организации. В связи с этим из миссии должно быть четко и ясно видно, чем именно занимается организация, и чересчур обобщенные выражения не могут работать на благо организации и общества в этом смысле. Соответственно, появление устойчивого бренда как следствие разумно сформулированной миссии существенно улучшает положение с имиджем организации, так как все ее высказывания, действия и продукты будут отныне рассматриваться как соответствующие данному бренду, и если он признаваем, то признаваемы на высоком уровне и все остальные признаки, характеризующие организацию.

9. Мотивация персонала.

Корректно сформулированная миссия направлена, прежде всего, "внутрь организации" и должна воздействовать собственно на сотрудников самой организации, стимулируя их к более производительной и эффективной деятельности. [8, С.126]

Иногда оказывается трудно, а подчас и невозможно, сформулировать миссию организации. Это может свидетельствовать о том, что предприятие не сбалансировано, то есть не существует единых целей внутри организации, интересы различных групп находятся в конфликте, фирма "разрывается" между направлениями развития и принимаемые решения не направлены на достижение общекорпоративных целей.

 

 

 

 

Заключение

 

Очень важно, чтобы миссия была сформулирована предельно ясно, чтобы она была понятна всем субъектам, взаимодействующим с организацией, в особенности всем членам организации. При этом миссия должна быть сформулирована таким образом, чтобы она исключала возможность неоднозначного толкования, но в то же время оставляла простор для творческого и гибкого развития организации.

Производными от миссии являются цели и задачи организации. На основании определенных целей и задач формулируются стратегические решения, которые отражают точку зрения руководства, учитывают объемы имеющихся ресурсов и влияния внешней среды.

Определение миссии и целей организации, рассматриваемое как один из процессов стратегического управления, состоит из трёх процессов, каждый из которых требует большой и исключительно ответственной работы. Первый процесс состоит в формировании миссии фирмы, которая в концентрированной форме выражает смысл существования фирмы, её предназначение. Миссия придаёт организации оригинальность, наполняет работу людей особым смыслом. Далее идёт подпроцесс определения долгосрочных целей. И завершается эта часть стратегического управления подпроцессом установления краткосрочных целей. Формирование миссии и установление целей фирмы приводят к тому, что становится ясным, для чего функционирует фирма и к чему она стремится.

Четкое понимание миссии имеет столь огромное значение, что влияет как на дальнейшее развитие организации, так и на само ее выживание. И сейчас в условиях жесткой конкуренции это имеет прямое доказательство: достаточно привести хотя бы такой факт, что все зарубежные, а теперь и крупные российские спонсоры требуют в заявках на благотворительное финансирование указания миссии организации. Спонсоры должны знать, для чего создается организация и к чему она стремится. Иначе им трудно будет принять решение о выделении денег.

Миссии включает в себя внешний образ компании, то есть ее имидж. Он подчеркивает ее экономическую и социальную ответственность компании перед партнерами и потребителями. Имидж компании формируется, прежде всего, для партнеров, потенциальных клиентов и общества. Но знакомство с персоналом предприятия, с теми, кто производит продукт, важно и с точки зрения и партнеров, и клиентов. Следовательно, важен имидж предприятия как и работодателя. Для формирования позитивного имиджа компании необходимо уделять внимание корпоративной культуре и имиджу ее руководителей.

Зачастую фирмы концентрируют свое внимание на разработке производства, применение нового оборудования и использования новых технологий, ради повышения дохода. В погоне за прибылью, производители не заостряют внимание на миссии организации, хотя в ней заключена главная цель производства.

Для принятия решений в стратегическом управлении компанией разрабатывается миссия компании и определяются ее цели. При формировании менеджером собственно понимания целей и возможностей четкого формулирования миссии организации и проведения связанных с ней мероприятий учитываются следующие аспекты деятельности организации:  мораль, этика и ценности; целевые основы деятельности организации; обеспечение операций; критерии деятельности; гармонизация отношений в обществе; упорядочение деятельности организации; обеспечение долгосрочного развития; бренд и имидж; мотивация персонала.

Корректно сформулированная миссия воздействует на сотрудников самой организации, стимулируя их к более производительной и эффективной деятельности.

Таким образом, миссия организации - это не только то, что мы есть, это и то, чем мы хотим быть, и каким образом мы хотим такими стать. Поэтому выработка миссии является исключительно важным решением для организации - для ее настоящего и будущего.

 

 

Список литературы

 

1. Алексеева, М.М. Планирование  деятельности фирмы М.М. Алексеева. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 253с.

2.  Ахмедова Е.А. Менеджмент организации: Современные технологии: Учеб. пособие для студентов вузов / Ахмедова Е.А., Анопченко Г.А. – Ростов Н/Д: Феникс, 2004. – 479с.

3. Белянский В.П. Воронин А.Г. Пономаренко Б.Т. Муниципальное управление и поддержка предпринимательства; Учебное пособие / Ю.П. Алексеев, А.Н. Алисов, Н.Б. Багрова и др.; Под ред. В.П. Белянского, А.Г. Воронина, Б.Т. Пономаренко. – М.: Логос, 2005 - 392 с.

4. Вершигора Е.Е. Менеджмент 2-изд. / Е.Е. Вершигора – М.: ИНФРА-М, 2005. – 283 с.

5. Виханский О.С. , Наумов А.И. Менеджмент 2-е изд. / О.С. Виханский – М.: ИНФРА-М, 2005. – 295 с.

6.Воробьев С. Я., Варфоломеев  В. И. Принятие управленческих решений [Текст] / С. Я. Воробьев , В. И Варфоломеев. - М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2003. – 180 с. - ISBN 5-16-4585006-6.

7. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. / А.Г.Воронин, В.А. Лапин, А.Н. Широков - М.: 2003- 420 с.

8. Гладышев А.Г. Правовые  основы местного самоуправления. / А.Г. Гладышев - М.: Юнити, 2003 – 180 с.

9. Грейсон Дж. К. Мл., О’Делл  К. Американский менеджмент на  пороге ХХI века. - М.: Иностр.лит., 2005. – 267 с.

10. Гринберг Р., Рубинштейн А. Социальная экономика / Р. Гринберг, А. Рубинштейн // Российский экономический журнал. – 2004. - № 5.– С.10.

11. Дафт Р.Л, Менеджмент – СПб.: Изд-во «Питер», 2003. – 83с. (серия «Теория и практика менеджмента» )

12. Драчева Е.А. Менеджмент: Учебное пособие для студ./ Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. – 2-е изд.., стер. – М.: Издательский центр «Академия»: Мастерство, 2004. – 288с..

13.Комментарий к Конституции  Российской Федерации. Председатель  редакционной коллегии Л.А. Окуньков. - М.: Юристъ, 2004 - 1007 с. Редакционная коллегия: Л.А. Окуньков (руководитель), М.Я. Булошников (отв. секретарь), Б.С. Крылов, А.В. Мицкевич, А.С. Пиголкин, А.Е. Постников. -

14. Конституция Российской Федерации. Основной Закон .Издательство АСТ, 2006 – 63 с.

15. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. Учебник для вузов. – М.: Русская Деловая Литература, 2007. – 768с.

16. Ладанов И.Д. Практический менеджмент / И.Д. Ладанов – М.: Издательство «Элник», 2006 – 265 с..

17. Лескин А.А., Мальцев В.Н. Системы поддержки управленческих и проектных решений. / А.А. Лескин, В.Н. Мальцев - Л.: Машиностроение, 2006 - 544 с.

18. Липсиц И.В. Секреты умелого руководителя. / И.В. Липсиц – М.: Прогресс, 2003. – 125 с.

19. Ли Якокка Карьера менеджера. / Ли Якокка – М.: Экономика, 2004. – 198с.

20. Льюис Р., Райфа X. Игры и решения. Пер. с англ / Под ред. Д. Б. Юдина. - М.: Иностр. лит., 2003 - 360 с.

 


Информация о работе Разработка миссии и целей организации стратегическом управлении