Разработка миссии организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 21:11, реферат

Краткое описание

Многие российские компании при формулировке миссии с учетом четырех указанных стратегических целей, делают особенный акцент на перечислении сфер своей ответственности, а также целевых групп, перед которыми эта ответственность возникает. Таким образом, с помощью миссии, компании сообщают местному сообществу, какой конкретно вклад они готовы внести в его развитие и за какие аспекты своей деятельности они готовы отвечать собственной репутацией и потенциальным доходом. Примерами удачной формулировки каждой из четырех стратегических целей в миссии компании могут служить фрагменты миссий Сибнефть и ОАО "Газпром".

Содержание

Роль мисси в стратегическом управлении
Цели формулирования миссии
Разработка миссии компании
Виды миссий
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Разработка миссии организации.doc

— 63.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Реферат по менеджменту

           Тема: « разработка миссии организации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:  

  1. Роль мисси в стратегическом управлении
  2. Цели формулирования миссии
  3. Разработка миссии компании
  4. Виды миссий
  5. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.              Роль мисси в стратегическом управлении

 

Миссия организации, означает попытку ответить на вопрос, в чем  состоит конечный смысл деятельности организации. Она обычно довольно широка по масштабу и зачастую выглядит как описание долгосрочных перспектив организации.

 Нет серьезных оснований  искать миссию существования  небольших коммерческих организаций  — парикмахерских, мастерских по  ремонту бытовой техники, магазинов  продовольственных товаров и  им подобных. Для них и им подобных долгосрочная перспектива, как правило, состоит в выживании в жесткой конкурентной среде и, по возможности, укреплении и расширении бизнеса. Для них также не характерно систематическое стратегическое планирование — процесс трудоемкий и дорогой. Так же трудно определять миссию для организаций, деятельность которых строго регламентирована сверху, например, органов муниципального управления. Однако в случае корпораций, крупных организаций бизнеса проблема определения миссии может становиться одной из сложнейших проблем стратегического развития.

 Миссии часто можно найти  в годовых отчетах, а также  встретить в плакатах на стенах  организации, где их стремятся  выразить в форме кратких, эмоционально  окрашенных лозунгов. Они могут  включаться в информацию, распространяемую организацией среди покупателей, поставщиков, кандидатов на занятие вакантных должностей в организации. Они являются базой и точкой отсчета для всех начинаний в организации. Можно привести несколько причин, по которым организация должна сформулировать свою миссию:   сосредоточить сотрудников организации на общей цели; сформулировать основу или стандарт для распределения ресурсов; создать или изменить климат, или культуру организации; обеспечить трансформацию целей организации в рабочую структуру; ввести систему формального планирования в организации. 

Поскольку степень детализации  миссии все-таки зависит от конкретной компании и ситуации на рынках, где  она работает, эксперты рекомендуют, при разработке миссии, учитывать  четыре основных стратегических цели, которые стоят перед любой компанией на любом рынке, и озвучивать приоритеты компании относительно каждой из этих целей:   Общественная. Вклад компании в местное сообщество и решение компанией конкретных общественных проблем. Клиентская (потребительская). Удовлетворение конкретных запросов конкретных клиентов. Учет потребностей поставщиков и партнеров.

Организационная (административно-территориальная). Удовлетворение запросов конкретной организационной (или административно-территориальной) системы, в структуре которой работает данная организация. Предпринимательская. Выполнение условий устойчивого развития бизнеса компании, путем удовлетворения потребностей его участников и совладельцев.   Особенно активно подход четырех стратегических целей используют российские промышленные компании и банки, поскольку их работа в значительной степени затрагивает жизнь и финансовую деятельность населения регионов, в которых эти компании работают, и сопряжена с нанесением вреда окружающей среде.

Многие российские компании при формулировке миссии с учетом четырех указанных стратегических целей, делают особенный акцент на перечислении сфер своей ответственности, а также целевых групп, перед которыми эта ответственность возникает. Таким образом, с помощью миссии, компании сообщают местному сообществу, какой конкретно вклад они готовы внести в его развитие и за какие аспекты своей деятельности они готовы отвечать собственной репутацией и потенциальным доходом. Примерами удачной формулировки каждой из четырех стратегических целей в миссии компании могут служить фрагменты миссий Сибнефть  и ОАО "Газпром"

Газпром - организационная  цель: Высшей целью экономической  стратегии ОАО "Газпром" является повышение капитализации Общества. Предполагается реализовать эту  стратегию через совершенствование законодательства Российской Федерации, либерализацию рынка акций ОАО "Газпром", сближение уровня цен на акции в России и за рубежом, предоставление возможности увеличения иностранного участия в уставном капитале Общества до 20%, облегчение процедуры купли-продажи акций. Этому будет способствовать также совершенствование корпоративного управления посредством разработки нормативных документов Общества, регламентирующих процедуры принятия управленческих решений и взаимоотношения с различными социальными группами.

 

  Сибнефть - предпринимательская  цель: Быть устойчивым лидером  в секторах разведки и добычи  нефти, производства и реализации  нефтепродуктов за счет использования  внутреннего потенциала компании  и приобретения новых активов, обеспечивать долгосрочный и прибыльный рост бизнеса с целью увеличения стоимости акций компании и доходов акционеров.   Когда стратегические приоритеты компании и ее ответственность перед целевыми группами определены, возникает вопрос – как избежать превращения миссии компании в "дайджест" ее прошлых достижений и мечтаний о светлом будущем, не отражающий реальное положение вещей? Для соблюдения баланса между реальностью, стремлениями компании и требованиями рынка, руководству компании, после определения подхода к формулировке миссии и четырех стратегических целей, имеет смысл "протестировать" полученную миссию на предмет соответствия трем требованиям. Для удобства запоминания, эксперты российского консультационного центра "Бизнес-Инжиниринг" определили их как "МОГУ", "ХОЧУ" и "НАДО":   Определяется ли миссия компании ее конкурентными преимуществами ("МОГУ"); Отражает ли миссия компании ее ожидания, принципы и ценности ("ХОЧУ"); Основана ли миссия компании на потребностях рынка ("НАДО").

 

                      2. Цели формулирования миссии

Предпосылки для формирования миссии.   Во-первых, миссия дает субъектам  внешней среды общее  представление  о том, что из себя представляет организация, к чему она стремится, какие средства готова использовать в своей деятельности, какова ее философия.

 Кроме того, она способствует  формированию или закреплению  определенного имиджа организации  в представлении субъектов внешней  среды.   Во-вторых, миссия способствует  единению внутри организации  и созданию корпоративного духа. Это проявляется в следующем:   ·        миссия делает ясными для сотрудников общую цель и предназначение организации. В результате сотрудники ориентируют свои действия в едином направлении; миссия способствует тому, что сотрудники могут легче идентифицировать себя с организацией.

 

Для тех же сотрудников, которые  идентифицируют себя с организацией, миссия выступает отправной точкой в их деятельности; ·        миссия способствует установлению определенного  климата в организации, так как, в частности, через нее до людей доводятся философия организации, ценности и принципы, которые лежат в основе построения и осуществления деятельности организации.   В-третьих, миссия создает возможность для более действенного управления    организацией в силу того, что она:      является базой для установления целей организации, обеспечивает непротиворечивость набора целей, а также помогает выработке стратегии организации, устанавливая направленность и допустимые границы функционирования организации;  дает общий подход к распределению ресурсов организации и создает базу для оценки их использования.

 Расширяет для работника смысл и содержание его деятельности и тем самым позволяет применять более широкий набор приемов мотивирования.   Миссия не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать организации. Она задает основные направления движения организации и отношение организации к процессам и явлениям, протекающим внутри и вовне ее.   Очень важно, чтобы миссия была сформулирована предельно ясно, чтобы она была понятна всем субъектам, взаимодействующим с организацией, в особенности всем членам организации. При этом миссия должна быть сформулирована таким образом, чтобы она исключала возможность неоднозначного толкования, но в то же время оставляла простор для творческого и гибкого развития организации.3   Миссия организации как сформулированное утверждение обычно вырабатывается ее высшим руководством.

Часто миссия бывает сформулирована основателем организации. Однако далеко не всегда можно говорить о том, что в организации существует миссия, даже если она и сформулирована и записана в виде так называемого положения о миссии. Для того чтобы можно было реально считать, что в организации существует миссия, необходимо, чтобы сформулированные в положении о миссии утверждения разделялись если не всеми, то большинством сотрудников организации. Поэтому формирование миссии — это отнюдь не только выработка положений миссии, а доведение этих положений до сотрудников и принятие этих положений последними. Организация обретает миссию тогда, когда члены организации согласны с ней и следуют в своей деятельности ее положениям.

 

3. Разработка миссии компании

Для западных компаний наличие  миссии давно уже стало хорошим  тоном. Миссии получают все большее распространение и среди отечественных компаний. Нужно ли начинать выгодный, но "непрофильный" проект? Чему уделять наибольшее внимание в процессе управления - финансовым результатам, удовлетворенности клиентов, отношениям в коллективе? Что наиболее важно для развития компании?

 

Ликвидировать ли подразделение, в котором постоянно возникают  проблемы, или продолжать им заниматься? И, наконец, как ответить на вопрос ребенка, чем занимается его папа или мама ("деньги зарабатывает"?) - такие или похожие вопросы ежедневно возникают перед руководителями и сотрудниками любой организации. Ситуация постоянно меняется, внешняя среда предлагает множество более или менее выгодных возможностей и таит явные и скрытые угрозы. На предприятии постоянно возникают проблемы и конфликты - чью сторону принять, как конструктивно решить вопрос, а не уйти в бесконечное разбирательство, кто прав, кто виноват?

 

 Для решения этих  и других вопросов уже давно  предлагается ряд более или менее общих решений, одним из которых является разработка миссии компании.   Надо отметить, что формулировка миссии должна быть краткой, афористичной и привлекать внимание. Поэтому многостраничные миссии не могут считаться оптимальными, прежде всего с позиции восприятия. К концу второй страницы, читатель совсем забывает то, с чего он начал читать первую страницу.   Какого-либо определенного и универсального набора правил для формулирования миссии, подходящего для любой конкретной организации, не существует.

 

В разных организациях ее содержание, объем, форма и уровень  детализации будет отличаться. Однако для решения этой задачи существуют все-таки некоторые общие идеи и  рекомендации.   Начальным этапом работы с миссией должно являться формирование менеджером собственно понимания целей и возможностей четкого формулирования миссии организации и проведения связанных с ней PR-мероприятий. При этом необходимо учитывать следующие аспекты деятельности организации: Мораль, этика и ценности. В последнее время этому вопросу уделяется большое внимание, поэтому работу с миссией лучше начинать именно с этих понятий.

 

Мораль организации  должна сочетаться с принятыми в  обществе этическими нормами, что, на практике, соблюдается не всегда. Организация  много 

выигрывает в глазах общества, если не только четко формулирует и доводит до сведения общественности свой этический кодекс, но и периодически дает сигналы, свидетельствующие о том, что этот кодекс компанией неукоснительно соблюдается. Ценности компании обязательно должны найти отражение в этом кодексе, а его влияние благотворно сказывается на отношении общества к данной организации, и, соответственно, в предпочтении продукта компании потенциальными потребителями. В частности, один из крупных металлургических холдингов, готовясь к принятию этического корпоративного кодекса, решил провести его широкое обсуждение среди персонала предприятий и внести по результатам обсуждения необходимые коррективы. Целевые основы деятельности организации.

Очень часто, особенно от начинающих предпринимателей, можно услышать "Цель организации - в извлечении прибыли", или "Цель организации - в создании достойных условий жизни для ее участников/менеджеров/собственников и т.д.". Целевая установка такого рода делает организацию компанией "хищников", чья деятельность не только неинтересна для общества, но и активно им осуждается. Целевая установка миссии должна, вероятно, заключаться в определении и четком формулировании общественного смысла существования и деятельности организации, выявлении того, что именно несет данная организация миру, что такое важное для людей она создает, какую ценность увеличивает.

 

При этом часто можно  использовать первоначальные идеи создателей компании, так как именно они определяли область интересов создаваемой  организации. Например, их решение "Давайте займемся ремонтом автомобилей", как в случае с одним весьма опытным предпринимателем из города на севере России, реально выглядит так "Предоставление гражданам качественного ремонта для обеспечения безопасности их передвижения".

 

 

5. Виды миссий

 

Миссия организации  – выражение ее философии и  смысла существования. Миссия обычно декларирует  статус предприятия, принципы его работы, намерения руководства. Она устремлена в будущее и не должна зависеть от текущего состояния организации. Миссия формируется высшим руководством организации, которое несет полную ответственность за ее воплощение в жизнь путем постановки и реализации целей организации. Таким образом, центральным моментом миссии является ответ на вопрос: Какова главная цель организации?

 

  Профессор В. Баранчеев  в статье "Стратегический анализ: Технология, инструменты, организация"  дает следующее определение миссии: миссия — это "первый шаг  в снижении неопределенности  представлений о фирме, прежде  всего, у собственников, руководства и персонала, а затем у всех тех, кто имеет и хотел бы иметь с ней дело. Это инструмент стратегического управления, способ выделения данной фирмы среди конкурентов, способ распознавания потребителями ее продукции". Автор рассматривает три вида миссии: Миссия-предназначение — узкое, но конкретное понимание и обозначение вида деятельности, характера продукции и услуг и круга их потребителей; первое представление о причине возникновения и смысле существования предприятия. Миссия-ориентация — широкое, развернутое представление о системе ценностей, которых придерживается руководство и персонал фирмы, что хотя бы в общих чертах позволяет судить о поведении фирмы, об ее отношениях к потребителям и партнерам.

 

Миссия-политика — концентрация главных целей и более четкое представление о поведении фирмы на ближайший период и на перспективу, т.е. "видение" будущего состояния фирмы. Можно продолжить этот список. Приведем еще одно определение, данное профессором О.

Информация о работе Разработка миссии организации