Разработка многомерной организационной структуры управления предприятиями ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

Многомерная организация – это организация, которая может адаптироваться к изменениям внешней среды без внутренней перестройки.
Необходимость в организации вытекает из разделения труда. Чем глубже разделение труда, тем большая требуется координация. В типич-ной организационной структуре горизонтальное деление показывает, как разделен труд на каждом из уровней, т. е. как распределяется ответственность. Вертикальное деление показывает, как труд на различных уровнях координируется и интегрируется, т. е. как распределяется власть

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы многомерных организационных структур 5
1.1. Характеристика многомерной организации 5
1.2. Принцип многомерной организационной структуры управления 7
2. Разработка многомерной организационной структуры управления предприятиями ЖКХ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Вложенные файлы: 1 файл

Mnogomernye_organizatsii.doc

— 365.50 Кб (Скачать файл)

Рис. 2. Схема взаимодействия видов деятельности

 

Аналогичным образом можно провести детализацию видов деятельности и программ. Например, операции по изготовлению изделия могут включать производство деталей, узлов и сборку, причем каждая из этих операций может быть разбита на более мелкие операции.

Если число программ, а также основных и вспомогательных видов деятельности (операций и услуг) настолько велико, что руководитель не в состоянии эффективно осуществлять координацию, то может возникнуть необходимость в координаторах в рамках конкретных управленческих функций (рис. 3). Для каждого направления деятельности может потребоваться более одного координатора или координационного подразделения. В тех случаях, когда число координаторов оказывается слишком большим, не исключено использование вышестоящих координаторов или координационных подразделений (в данном контексте « координация « означает именно координацию, а не руководство). Для осуществления координации вполне достаточно группы, состоящей из начальников координирующих подразделений и руководителей. [5]

 

Рис. 3. Структура координации в крупных организациях

 

К программам, как и к функциональным подразделениям, предъявляются определенные требования. Программы и функциональные подразделения могут быть сгруппированы по видам продукции, типам потребителей, географическим районам д. Если потребителей продукции программы оказывается слишком много и они сильно рассредоточены, то возможно нетрадиционное использование характеристик географического положения в качестве дополнительного измерения объемной схемы организационной структуры (рис. 4). В этом случае возникает необходимость в региональных представителях, обязанностью которых является защита интересов тех, кто потребляет продукцию или испытывает влияние деятельности организации в целом. Региональные представители играют роль внешних посредников, которые могут дать оценку программам и различным направлениям деятельности организации в каждом конкретном регионе с точки зрения тех, чьи интересы они представляют. В дальнейшем этой информацией могут воспользоваться руководящий орган, координаторы и руководители подразделений. Получая подобную информацию одновременно от всех региональных представителей, руководитель может составить полное представление об эффективности своей программы на всей обслуживаемой территории и в каждом регионе. Это позволяет ему более рационально распределить имеющиеся ресурсы по регионам. [5]

Однако географическое положение не единственный критерий организации деятельности внешних посредников; могут быть использованы и другие критерии. Например, организации, снабжающая различные отрасли промышленности смазочными материала- ми, целесообразно иметь представителей не по регионам, а по отраслям (это могут быть автомобильная, авиационно-космическая, станкостроительная и другие отрасли промышленности). Организация коммунального обслуживания может определять обязанности своих представителей на основе характеристик социально-экономического положения пользователей.

 

Рис. 4. Трехмерная организационная структура.

 

Разделение ответственности. Рассмотренная « многомерная « организация имеет нечто общее с так называемыми « матричными организациями «. Однако последние обычно являются двумерными и не обладают многими важными чертами рассмотренных организационных структур, особенно в вопросах финансирования. Кроме того, всем им присущ один общий недостаток: сотрудники функциональных подразделений находятся в двойном подчинении, что, как правило, приводит к нежелательным результатам. Именно этот наиболее часто отмечаемый недостаток матричных организаций является причиной так называемой « профессиональной шизофрении».

Многомерная организационная структура не порождает трудностей, свойственных матричной организации. В многомерной организации персонал функционального подразделения, результаты деятельности которого покупает руководитель программ, относится к нему как к внешнему клиенту и подотчетен только руководителю функционального подразделения. Однако, при оценке деятельности своих подчиненных руководитель функционального подразделения, естественно, должен использовать оценки качества их работы, данные руководителем программы. Положение лица, возглавлявшего группу функционального подразделения, которая выполняет работу в интересах программы, во многом напоминает положение руководителя проекта в строительной и консультативной фирме; у него нет неопределенности относительно того, кто является хозяином, но ему приходится иметь с ним дело, как с клиентом.

Многомерная организационная структура и финансирование программ. Обычно практикуемое (или традиционное) финансирование программ является лишь способом подготовки сметы расходов функционал подразделений и программ. Оно не связано с предоставлением ресурсов и обеспечением возможности выбора для подразделений, работающих по программам, или с требованием к функциональным подразделением к функциональным подразделениям самостоятельно завоевывать рынки сбыта внутри организации и за ее пределами. Короче говоря, финансирование программ, как правило, не учитывает особенностей организационной структуры и не влияет на ее гибкость. Подобный способ распределения средств между функциональными подразделениями гарантирует только выполнение программ, обеспечивая при этом более эффективное, чем обычно, определение стоимости их реализации. Многомерная организационная структура позволяет сохранить все преимущества традиционного способа финансирования и, кроме того, обладает рядом других. [6]

 

2. Разработка многомерной организационной  структуры управления предприятиями  ЖКХ

 

Одним из ключевых факторов модернизации функционирования отрасли выступает рационализация механизмов и инструментов финансирования жилищно-коммунального хозяйства. Переход на рыночные механизмы финансирования учреждений, предоставляющих населению социально значимые жилищно-коммунальные услуги, должен осуществляться при сохранении возможностей доступа к данным услугам малоимущих категорий граждан. Для этого необходим переход к целевой адресной помощи гражданам с применением механизма жилищных субсидий. В свою очередь, возрастание потребности в средствах на предоставление жилищных субсидий при переходе к бездотационному функционированию объектов жилищно-коммунального хозяйства потребует совершенствования механизма учета этих потребностей в рамках бюджетной системы всех уровней.

Основным инструментом повышения экономической эффективности жилищно-коммунальной отрасли автор считает развитие конкурентных отношений в сфере предоставления коммунальных услуг, способное снижать затраты при одновременном повышении их качества. В управлении жилищным фондом необходимо разграничение функций собственника и профессионального управления и обслуживания. Четкой определенности и ясности требует балансовая принадлежность жилищного фонда, который пока, как правило, находится на балансе муниципальных организаций, в том числе, и его приватизированная часть.

Успешная реализация реформ и существенное улучшение деятельности жилищной сферы невозможны без квалифицированного рабочего и управленческого персонала. Особую роль при формировании конкурсных механизмов обслуживания жилого фонда играет социально-психологическое обеспечение проведения реформы ЖКХ находящее свое проявление в достижении психологической готовности населения и работников принять и поддержать нововведения.

Своевременность и эффективность решения задачи привлечения долгосрочных инвестиционных ресурсов в отрасль становится определяющим фактором дальнейших преобразований, обеспечивающих рост эффективности.

Привлечение частного капитала в жилищно-коммунальный сектор, активно практикуемое во всем мире, позволит не только обновить основные фонды отрасли, но и будет способствовать активизации ресурсосберегающих процессов, сокращению монополизма и росту конкуренции, что приведет к повышению эффективности функционирования ЖКХ.

В целях совершенствования управления жилищно-коммунальным комплексом предлагается вовлекать в управление бизнес-структуры. Следует, однако, иметь ввиду, что реализация такого подхода требует изменения организационно-экономических и финансовых механизмов функционирования жилищной инфраструктуры, а это порождает риск частичной утраты государственного контроля над процессами предоставления коммунальных услуг.

Значительное внимание уделено источникам инвестиций в ЖКХ. Капитальные расходы могут осуществляться за счет тарифа, причем, как непосредственно - определенная часть тарифа изначально полностью направляется на финансирование основных фондов, так и в форме оплаты за счет тарифов расходов по обслуживанию и погашению долга в случае, когда предприятие берет кредит под инвестиционные цели. Однако для обеспечения целевого использования инвестиционных средств механизм тарифного регулирования должен предусматривать инструменты контроля за формированием и расходованием инвестиционных ресурсов. В частности, прибыль должна включаться в тарифы не как установленный заранее процент рентабельности, а в соответствии с инвестиционной программой, мониторинг выполнения которой должен быть неотъемлемой частью регулирования деятельности коммунальных предприятий.

Включение инвестиционных затрат в тариф при прочих равных условиях уменьшит прямые бюджетные расходы на капиталовложения в коммунальную инфраструктуру, но в связи с ростом тарифов возрастут бюджетные расходы на льготы, жилищные субсидии, а также на оплату коммунальных услуг бюджетных учреждений.

Альтернативным вариантом финансирования капитальных затрат служит выведение инвестиционных расходов из структуры тарифа и осуществление их непосредственно из бюджета в виде целевых программ.

Привлечение заемных ресурсов малыми частными компаниями ограничивается масштабами их собственных капиталов, и недостаточной развитостью региональных и муниципальных рынков публичных заимствований. Перспективным механизмом повышения кредитоспособности коммунальных предприятий для инвестора могло бы стать предоставление гарантий по займам местной или региональной администрацией.

Меры государственной поддержки частных инвестиций в коммунальном секторе должны предусматривать разработку стандартов кредитования на обновление основных фондов, минимизирующих риски инвесторов. Федеральный гарантийный фонд ЖКХ будет капитализировать достаточно большие бюджетные средства и предоставлять частичные или полные (в начальный период деятельности) гарантии по займам тех компаний, чьи инвестиционные проекты соответствуют выработанным стандартам кредитования. Такой механизм в перспективе будет иметь мультипликативный характер.

Еще одним источником инвестиционного капитала в отрасли ЖКХ выступает корпоративный капитал. Перспективным источником финансирования мероприятий капитального характера в жилищно-коммунальной сфере, реализуемых муниципальной властью, служит привлечение средств с рынка капитала путем выпуска муниципальных облигаций и использования внутренних и внешний займов

Предложенные в работе механизмы инвестирования пока не получили широкого распространения. Реально инвестиции осуществляются из различных источников, носят несистематизированный характер и не позволяют обеспечить условия для стабильного воспроизводства в жилищно-коммунальном секторе.1

Переход к двухставочным тарифам представляется необходимым условием создания благоприятного инвестиционного климата в отрасли ЖКХ. При обоснованном регулировании инвестиционной составляющей в ходе роста стоимости жилищно-коммунальных услуг, этот инструмент позволит адекватно регулировать соотношение интересов производителей и потребителей, позволяя населению оплачивать фактически потребленные ресурсы, а производителям -получать соответствующую экономию при изменении объемов потребления и снижении ресурсных потерь. Инвестиционную составляющую в двухставочном тарифе целесообразно ограничить определенной величиной, не зависящей от нормы прибыли, и эту величину необходимо закрепить законодательно.

В мировой практике управленческие схемы организации работы коммунального комплекса формируются в зависимости от передачи прав собственности на инженерную и коммунальную инфраструктуру ЖКХ частному бизнесу. Однако во всех случаях коммунальная инфраструктура продолжает оставаться сферой прямой ответственности местной власти. Наиболее распространенным механизмом управления ЖКХ выступают государственно-частные партнерства и концессионные соглашения (или договора о государственно-частном партнерстве), заключаемые между муниципальными (или региональными) органами власти и частными компаниями.2

В коммунальной сфере государственно-частные партнерства являются по своей природе партнерствами между муниципальными властями и предприятиями - инвесторами частного сектора в целях эффективной эксплуатации или строительства объектов коммунальной инфраструктуры и коммунальных систем. В основу государственно-частного партнерства заложено не просто финансирование инвестиционных потребностей инфраструктуры, но более эффективное оказание услуг. Государственно-частное партнерство в сфере ЖКХ реализуется в следующих основных формах: сервисные контракты, контракты на управление, договоры аренды.

Характерные черты механизма управления коммунальной сферой городского хозяйства схематически изображены на рис. 5.

 

Рис.5. Схема управления объектами коммунального хозяйства в городе

 

1. Соглашение о передаче муниципального имущества.

2. Предоставление гарантий по  участию муниципалитета в финансировании проекта в части бюджетных средств (если это предусмотрено проектом).

Информация о работе Разработка многомерной организационной структуры управления предприятиями ЖКХ