Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 15:37, курсовая работа
Целью данной работы является накопление систематизации и закрепление знаний о стратегическом управлении, а также разработки стратегии для некоммерческой организации – ГУМО «НЦРИ».
Задачи:
1. Изучить теоретические основы стратегического управления.
2. Рассмотреть методологические положения концепции стратегиче-ского управления.
3. Проанализировать систему управления изучаемой организации.
3. Выявить проблемы и разработать стратегию на основе результатов
SWOT-анализа и других полученных данных.
4. Ознакомиться с планом мероприятий по реализации стратегии в
Ногинском центре реабилитации инвалидов.
5. Приобрести первичные навыки практического применения основных методов стратегического менеджмента.
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы стратегического управления …………… 7
1.1. Стратегическое управление организацией: сущность, цель и
задачи ………………………………………………………………. 7
1.2. Особенности стратегического управления в некоммерческой
организации ……………………………………………………….. 12
Глава 2. Анализ системы управления ГБУСОМО «Ногинского центра
реабилитации инвалидов» ……………………………………..... 19
2.1. Структура ГБУСОМО «НЦРИ» и основы подсистемы
управления ………………………………………………………... 19
2.2. Анализ внутренней среды ГБУСОМО «НЦРИ» и его конкурент-
ные преимущества. Ранжирование глобальных проблем
организации ……………………………………………………….. 26
Глава 3. Разработка стратегии ГБУСОМО «НЦРИ» …………………….. 30
3.1. Аргументация стратегических идей развития ……………………30
3.2. Мероприятия по реализации стратегии …………………………. 32
Заключение………………………………………………………………….. 35
Список использованной литературы………………………………………. 37
Цель стратегического менеджмента сводиться к формулированию стратегии, реализация которой позволит организации иметь максимальное развитие через определенный промежуток времени.
Основные особенности стратегического менеджмента:
1.Ориентирован на длительную рыночную перспективу (5 и более лет).
2.Предполагает взаимодействие
различных хозяйственных
3.Основные принципы
Алгоритм разработки стратегической политики показан на рис. 1
Рис. 1 Алгоритм разработки стратегической политики
Существует ряд ограничений на использование стратегического управления, которые указывают на то, что и этот тип управления, равно как и все другие, не универсален для любых ситуаций и любых задач.
Во-первых, стратегическое управление уже в силу своей сущности не дает, да и не может дать точной и детальной картины будущего. Вырабатываемое в стратегическом управлении описание желаемого будущего организации - это совокупность качественных пожеланий к тому, в каком состоянии должна находиться организация в будущем, какую позицию она должна занимать на рынке и в бизнесе.
Во-вторых, стратегическое управление не может быть сведено к набору рутинных правил, процедур и схем. У него нет теории, которая предписывает, что и как делать при решении определенных задач или же в определенных ситуациях. Конечно, существует ряд рекомендаций, правил и логических схем анализа проблем и выбора стратегии, а также осуществления стратегического планирования и практической реализации стратегии.
В-третьих, резко усиливаются негативные последствия ошибок стратегического предвидения. В условиях, когда в сжатые сроки создаются совершенно новые продукты, кардинально меняются направления вложений, когда неожиданно возникают новые возможности для бизнеса и на глазах исчезают возможности, существовавшие много лет, цена расплаты за неверное предвидение и соответственно за ошибки стратегического выбора становится зачастую роковой для организации. Особенно трагическими последствия неверного прогноза бывают для организаций, осуществляющих безальтернативный путь функционирования либо же реализующих стратегию, не поддающуюся принципиальной корректировке.
Задачи менеджмента включают:
- эффективную организацию производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей;
- привлечение работников, имеющих высокую квалификацию;
- эффективное стимулирование сотрудников организации путем создания для них комфортных условий труда и системы его оплаты;
- формирование необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
- формирование стратегии развития организации и ее реализацию;
- организацию контроля
за эффективностью
1.2. Особенности стратегического управления в некоммерческой организации
Маркетинг – способ организации внутрифирменного управления, направленный на анализ и изучение спроса и потребностей рынка с целью ориентации производственной деятельности предприятий на производство конкурентоспособных товаров в заранее оговоренных объемах и соответствующих необходимым технико-экономическим характеристикам.
Некоммерческий маркетинг
Клиенты некоммерческих организаций:
- потребители;
- органы власти, спонсоры (те, кто финансирует деятельность некоммерческих организаций).
Отличительные
черты некоммерческого
- сложность маркетинговых целей, так как деятельность не может измеряться с финансовых позиций;
- возможность обслуживания экономически невыгодных сегментов рынка;
- приоритетность высокого качества обслуживания;
- отсутствие связи с оплатой товаров и услуг потребителями.
Цели деятельности некоммерческих организаций определяют количество клиентов, которых необходимо обслужить, объем оказываемых услуг и их качество.
Технико-организационная сторона социального управления состоит из разработки критериев успеха, выбора необходимых технологий и процедур оперативного управления. Важнейшим условием успеха нововведения считается процедура формирования проектной «команды» и социальное управление. Подбор «команды», основан на неформальных социально-психологических подходах. Здесь важно все: проблемы коммуникации и лидерства; мотивации персонала и гибкое реагирование; управление поведением людей и разрешение неожиданных проблем и конфликтных ситуаций. Задача подбора «команды» ложится, как правило, на руководителя проекта. В его задачу входит подбор специалистов по профессиональным и социально-психологическим качествам.
Наиболее важными принципами функционирования такой «команды» являются единство цели, профессиональная и человеческая солидарность, уверенность в необходимости и полезности своей деятельности вне зависимости от результатов. На основе таких принципов возможно дальнейшее межличностное общение, поддержание благоприятного морального климата, конечно, творчество новаторов.2
Для всех процессов управления можно выделить четыре основные функции управления:
Практический смысл общих функций состоит в том, что они охватывают весь цикл управления, и многообразие конкретных функций связано с выполнением этих общих.
Конкретные функции с разной степенью дробности отражают потребности процесса управления данным объектом, его частью или элементом.
Существует организационный механизм распределения и закрепления функций. Таким механизмом считается организационно-исполнительская система (ОИС). Ее назначение – создание определенности в работе: кто, что и к какому времени должен делать. Элементами ОИС являются:
Конкретные функции управления тесно связаны со спецификой предприятия и основными сферами его деятельности (общее управление, финансовое управление, производство, маркетинг).
Основу для всех управленческих решений обеспечивает стратегическое планирование. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции. На рисунке 2 намечены наиболее существенные управленческие функции, посредством которых планы преобразуются в действие.
В основе стратегического планирования лежат планирование и прогноз возможных событий как в сфере деятельности конкретного руководителя, так и применительно социальной организации в целом. Иными словами, реализация этой функции связана с одной стороны, с выдвижением ближайших планов, а с другой - с определением работы на перспективу.
В теории и практике менеджмента планирование определяют как стремление заблаговременно, по возможности, учесть все факторы, обеспечивающие благоприятные условия для функционирования и развития предприятия.
Рисунок № 2
Миссия организации |
Цели организации |
Оценка и анализ внешней среды |
Управленческое обследование сильных и слабых сторон |
Оценка стратегии |
Реализация стратегии |
Выбор стратегии |
Анализ стратегических альтернатив |
Принципы планирования:
действий.
3. Соразмерность усилий. Затрачиваемые усилия должны быть соизмеримы с желаемым результатом.
Планирование как процесс можно разбить на несколько этапов:
Прогнозирование - это деятельность менеджера, направленная на то, чтобы оценить, предвосхитить и проанализировать развитие будущих событий и условий.
Постановка целей - это деятельность менеджера, направлена на предварительное определение результатов, которые должны быть достигнуты, а так же на то, чтобы определить характер и цель организации. Важность цели:
Цели подразделяются на:
Основная цель - это главный
результат, на достижение
Критические цели являются утверждениями наиболее важных продолжительных результатов, которые должны быть достигнуты в каждой критической деятельности.
Специфические цели должны быть измеримы во времени, затратах, качестве, количестве и так далее. Они будут служить основой для выработки краткосрочных оперативных планов всей фирмы и ее отдельных подразделений.
Очень важно правильно сформулировать специфические цели и определить конечный результат, который должен соответствовать следующим характеристикам и быть:
- четко и сжато сформулирован.
Следующий этап функции планирования - выработка политики предприятия.
Политика предприятия - это сфера деятельности менеджера, когда эффективно используется разработанная инструкция и предложения в решении постоянно возникающих вопросов, которые важны для достижения целей предприятия.
Политика предприятия:
- предопределяет решение основных вопросов;
- использует весь опыт работы предприятия;