Разработка стратегического плана развития ОАО «АВТОВАЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 00:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение стратегического планирования в ОАО «АвтоВАЗ».
Основные задачи курсовой работы:
1. разработка миссии, целей организации и стратегий их достижения;
2. анализ возможностей и угроз, сильных и слабых сторон предприятия;
3. изучение организационной структуры и ее совершенствование в соответствии со стратегией, целями, внешними и внутренними условиями деятельности предприятия;
4. определение возможности развития предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДУЕМОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И ОТРАСЛИ 5
1.1. Общая характеристика автомобильной промышленности в России 5
1.2. Характеристика деятельности ОАО «АвтоВАЗ» 9
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ЭТАПОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «АВТОВАЗ» 15
2.1. Формирование миссии функционирование ОАО «АвтоВАЗ» 15
2.2. Формирование и определение цели предприятия 16
2.3. Анализ внешней среды предприятия 22
2.4. Анализ внутренней среды ОАО «АвтоВАЗ» 27
2.5. SWOT – анализ альтернатив развития ОАО «АвтоВАЗ» 30
2.6.Выбор базовой стратегии 35
2.7 Портфельный анализ деятельности предприятия с помощью матрицы БКГ 37
2.8.Разработка и реализация стратегии развития предприятия 40
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 44
3.1. Анализ существующей организационной структуры управления предприятием 44
3.2. Разработка рекомендаций по совершенствованию структуры управления в ОАО «АвтоВАЗ» 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по менеджменту Киндирова.docx

— 229.09 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Таблица 4

Краткосрочные цели ОАО «АвтоВАЗ» на 2013г.

 

Область планирования

Наименование цели

Ответственные

Производство

1)Снизитьрасходы в 2013-2014 г.г. за счет сокращения заводских запасов комплектующих не менее чем на 600 млн. рублей;

2)Выпустить не менее 230 тыс. экземпляров  LadaGranta в 2013 году;

3)Модернизировать сборочные линии для устранения сбоев в работе;

4)Организовать в 2013 году выпуск нового автомобиля хетчбэкGranta;

5)Снять с производство и прекратить продажи классических моделей в конце 2013 года;

6)Модернизировать автомобили путем сокращения их себестоимости за счет внедрения новых, более экономичных материалов и технологий, что должно привести к экономии порядка 2 млрд. руб. в 2013 году.

Генеральный директор

Финансы

1)Увеличить рост рентабельности на 2 % по сравнению с нынешней в 6% в начале 2014 года;

2)Получить беспроцентный займ у госкорпорации «Ростехнологии» в размере 40 млрд 400 млн рублей в 2014 году;

3)Привлечь крупных инвесторов за счет обеспечение прозрачности постоянных публикаций в СМИ о финансовом состоянии;

4)Привлечь финансовые средства у государства путем участия в федеральной целевой программе «Развитие автомобильной промышленности»;

5)Обеспечить стабильность финансовых  поступлений;

6)Снизить себестоимость продукции на 7% в течение 2014 г.


Главный бухгалтер

Кадры

1)Организовать  систему переподготовки, повышение квалификации работников завода;

2)Привлечь молодых специалистов на выгодной основе;

3)Обеспечить социальные гарантии, создающих уверенность в будущем, оплата отпусков, пособий, различных социальных выплат, премирование, обеспечение работников жильем;

4)Увеличить кадровый состав на 50 человек в 2014 г.

5)К концу 2014 г. полностью перевести систему оплаты труда в безналичную форму.

6)Уменьшить число межличностных конфликтов на 20% в 2014 г. по сравнению с 2012 г.

Заместитель директора по кадровым вопросам

Маркетинг

1)Увеличить рекламную деятельность в 2,5 раза к началу 2014 года;

2)2 раза в год проводить мероприятия, направленные на привлечение и удержания клиентов (предоставление различных бонусов, скидок);

3)Осуществить маркетинговые исследований для выявления тенденций рынка в 2013-2014 годах;

4)Увеличить спрос на продукцию на 15 % в третий четверти 2014года;

5)Снизить расход сырья путем применения энергосберегающих технологий до 2014 г.;

6)Увеличить долю рынка на 5% в течение 2014г. по сравнению с началом 2013 г.

Заместитель директора по маркетингу

Менеджмент

1)В течение 2014 г. заключить договора на поставкуLadaKalina с новыми клиентами;

2) Увеличить объем поставок продукции  на 5% к 2014 г. с целью поддержки  доверительных отношений с клиентами;

3)Определить приоритетные задачи, обеспечивающие получение запланированных результатов

Генеральный директор

Техническое развитие и НИОКР

1)Увеличить расходы на НИОКР в 2 раза: с 908 млн. руб. до 2,02 млрд. руб. в 2014году; 

2)Модернизировать  устаревшее оборудование, совершенствование технологий производства в соответствии с последними тенденциями;

3)Сотрудничать и обмениваться опытом с другими автопроизводителями, особенно альянса «RENAULT-NISSAN»;

4)Завоевать лидирующее положение в отечественном машиностроении по вводу новых видов производства и технологий.

Заместитель директора по техническим вопросам


 

2.3. Анализ внешней среды предприятия

 

 

Одной из самых значимых характеристик организации является ее взаимосвязь с внешней средой. Организация зависит от внешней среды, как в отношении своих ресурсов, так и потребителей, пользователей результатами ее труда. Внешняя среда включает все силы и институты, с которыми организация сталкивается в своей оперативной или стратегической деятельности: экономические условия, законодательство, систему ценностей в обществе, уровень технологий, конкурентов. Внешняя среда никогда не бывает, стабильна, поэтому мало знать свою «среду обитания» и природу ее изменений, надо уметь реагировать на эти изменения. Внешние факторы оказывают влияние на все, что происходит внутри организации.[4]

В связи с этим факторы внешней среды подразделяются на факторы косвенного и прямого воздействия.

Факторы внешней среды косвенного воздействия включают в себя PESTE-анализ. Для ОАО «АвтоВАЗ» анализ политических, экономических, социально-культурных, технологических и экологических представлен в табл. 5.

 

 

Таблица 5

Факторы внешнего окружения ОАО «АвтоВАЗ»

Факторы

Возможности

Угрозы

Политические

(Р-факторы)

- оказание  поддержки со стороны государства  выходящему из кризиса предприятию;

- участие в программе гос. финансирования отрасли машиностроения;

- введение  различных законодательных актов, ограничивающих возможность деятельности 

акционерного общества на внешних рынках;

- высокие таможенные барьеры, визовые  режимы, анархия в тарифах между  странами СНГ, что может оказать  влияние на снижение прибыли.

Экономические (Е-факторы)

- существенное  замедление темпов инфляции;

- повышение уровня жизни населения  в России;

- увеличение заработной платы  по всей России;

- рост экспорта автомобилей в страны СНГ;

-дальнейшее улучшение условий  потребительского кредитования.

- рост  цен на комплектующие изделия;

- увеличение цен на сырье, энергию;

- рост ставки по налогам;

-инфляция;

-рост курса доллара по отношению  к рублю.

Социально-культурные (S-факторы)

- рост  реальных денежных доходов населения;

- рост числа квалифицированных  специалистов вследствие повышенного  внимания молодёжи к образованию.

- рост  суммарной задолженности по заработной  плате;

- социальная незащищённость населения;

-отсутствие благоприятных экономических  условий, позволяющих гражданам  обеспечивать высокий уровень социального потребления.

Технологические (Т-факторы)

- вложение  инвестиций в усовершенствование  технологического процесса и модернизацию оборудования;

- максимально возможное повышение  качества выпускаемой продукции.

- высокая  энергоёмкость продукции;

- низкая инновационная активность  и невысокие темпы развития высокотехнологичного сектора экономики.

- возможность использования конкурентами современных технологий (в том числе информационных), позволяющих занять более выгодное положение по ассортименту продукции и уровню затрат.

Экологические

(Е-факторы)

- повышение  экологической безопасности автомобилей  и технологий производства;

- рост популярности и внедрение  на предприятиях менеджмента экологического;

- рост экологической и социальной  ответственности;

- осознание проблемы экологического  неблагополучия.

- темпы  снижения производства намного  опережают темпы сокращения его  «давления» на природную среду.

- рост удельной энерго-, материало-, природоемкости производства.

- отечественные изношенные основные  фонды, «дряхлеющая» в ходе реформ инфраструктура --источник роста числа техногенных аварий.

- рост нарушений природоохранных  норм.

- недостаток мер экологического  характера со стороны Правительства.


 

В результате проведенного PESTE – анализа можно сделать вывод о том что, каждое изменение отдельного фактора может оказать определенное влияние на предприятие. PESTE -анализ позволяет отследить такие изменения, чтобы предприятие смогло адекватно на них отреагировать. Большое влияние на организацию оказывают политические и экономические факторы. У организации есть возможности, которые оно в силах реализовать, если правильно направит на это свои сильные стороны, а также, если сумеет использовать эти возможности для усиления своих слабых сторон.Наименьшее влияние на компанию оказывают социальные факторы. Они представляют наименьшую угрозу для организации.

Факторы внешней среды прямого воздействия включают в себя анализ потребителей, конкурентов и поставщиков.

Анализ потребителей как компоненты непосредственного окружения организации в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией.[6]

Клиентами ОАО «АвтоВАЗ» являются:

  • Организации;
  • Частные лица.

Основу анализа среды непосредственного окружения предприятия составляет анализ конкурентов.

В качестве основных конкурентов рассматриваются крупные автомобильные заводы, расположенные на территории России.

Среди наиболее крупных конкурентов можно выделить такие бренды как:

  • Kia;
  • Chevrolet;
  • Nissan;
  • другие.

Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, от которых зависит эффективность работы предприятия, себестоимость и качество производимого продукта.[15]

ОАО «АвтоВАЗ» работает с большим числом поставщиков многих соседних городов, а также других странах, наиболее крупные из них:

  • ОАО «ЗиТ» является основным поставщиком электрооборудования на все отечественные автомобильные конвейеры;
  • ЗАО «Концерн «ПРАМО» - один из ведущих производителей автомобильного и моторного оборудования в России;
  • ОАО «Владимирский электромоторный завод»- крупнейший российский производитель асинхронных электродвигателей;
  • ОАО "АвтоВАЗАгрегат"
  • MUBEA-HZP s.r.o. Чехия
  • прочие поставщики.

Влияние этих факторов в ОАО «АвтоВАЗ» представлено в табл.6.

Таблица 6

Анализ внешней среды прямого воздействия ОАО «АвтоВАЗ»

Факторы

Возможности

Угрозы

Поставщики

-получение скидок на запчасти и комплектующие;

- смена поставщика резинотехнических и пластмассовых изделий;

- относительная независимость  от политики поставщиков и  возможность выбора более выгодного  сотрудничества.

- несвоевременное выполнение условий  поставок запчастей и оборудования.

- рост цен на запчасти;

-риск поставки некачественных комплектующих.

Конкуренты

- уменьшение ввоза поддержанных иномарок;

- Уход с рынка фирм-конкурентов;

- Повышение цен конкурентами на свою продукцию.;

-развитие сборочных предприятий  иностранных производителей в  России.

- возможность внедрения конкурентами  новых технологий при выпуске  автомобилей.

- ведение нечестной конкурентной  борьбы.

- конкуренты постоянно  расширяют ассортимент выпускаемых автомобилей;

-рост количества конкурентов  на рынке.

Потребители

- расширение круга потенциальных  покупателей.

- рост спроса на отечественные автомобили.

- завоевание у потребителей  имиджа как поставщика качественной  продукции.

- переключение потребителей на конкурентов;

- приверженность потребителей  к маркам иностранных производителей.

- снижение спроса на автомобили, выпускаемые АвтоВазом.

- нестабильное финансовое положение потребителей;

-изменение вкуса и  предпочтения потребителей.


 

 

С учётом факторов внешней среды прямого воздействия также можно сделать вывод о том, что внешняя среда организации имеет скорее благоприятный характер.

Согласно составленному анализу наибольшую угрозу для компании представляют конкуренты и экономические, политические факторы. Компании стоит в первую очередь в отношении этих факторов применить свои сильные стороны, которые должны помочь преодолеть существующие угрозы. В наибольшей степени благоприятное влияние на организацию оказывают технологические факторы и потребители, со стороны которых нет каких-либо существенных угроз. То же можно сказать и о поставщиках, экологических и социальных факторах внешней среды. Таким образом, именно данными возможностями и, прежде всего со стороны потребителей и поставщиков предприятие должно воспользоваться для преодоления своих слабых сторон.

Для успешного функционирования предприятия необходимо проводить активную рекламную политику, должна быть оказана поддержка со стороны государства, инвесторов и партнеров, повышать уровень сервиса, расширять ассортимент выпускаемой продукции и оказываемых услуг и совершенствовать технологии производства.

 

2.4. Анализ внутренней среды ОАО «АвтоВАЗ»

 

 

Анализ внутренней среды представляет собой управленческое обследование функциональных зон организации с целью определения ее сильных и слабых сторон. Информация о внутренней среде фирмы необходима менеджеру, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на который фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели и задачи, стоящие перед организацией.[15]

Для анализа внутренней среды ОАО «АвтоВАЗ» необходимо исследовать следующие направления:

  • производство,
  • финансы,
  • кадры,
  • маркетинг,
  • менеджмент,
  • организационную культуру.

Все вышеуказанные составляющие внутренней среды должны находиться в тесной зависимости между собой для более эффективного функционирования предприятия.[5]

В табл.7. представлено соотношение сильных и слабых сторон ОАО «АвтоВАЗ» с данными позициями предприятия.

Таблица 7

Анализ потенциала ОАО «АвтоВАЗ»

Фактор

Сильные стороны

Слабые стороны

Производство

-Модернизация производственных мощностей;

-У  ОАО «АвтоВАЗа» имеется крупнейший в стране научно- технический центр для испытаний автомобилей;

-По объему производства входит в двадцатку ведущих мировых автопроизводителей;

-Повышение  качества продукции.

- Старый модельный ряд, не соответствующий западным образцам;

-Устаревшие технологии производства продукции;

-Невысокое качество продукции;

-имеется  часть неиспользованных резервов;

-несоответствие  цены и качества.

Финансы

-Невысокая стоимость продукции;

-Дешевизна в обслуживании и эксплуатации;

-Развитая система кредитования.

-Недостаточное количество финансовых средств;

-Неспособность финансировать необходимые изменения в стратегии.

Маркетинг

-Значительная доля рынка;

-Узнаваемость  бренда;

- Связи с потребителями и поставщиками;

-Обширная дилерская сеть.

-Слабый имидж бренда;

-Отсутствие системы исследования рынка и продвижения продукции;

-Ниже среднего маркетинговые способности;

-Жестокая  конкуренция со стороны зарубежных  производителей.

Кадры

-Дешевая рабочая сила;

- Подготовка рабочих по техническим специальностям наиболее востребованным на заводе;

- Предприятие проводит осмысленную социальную политику, разнообразные социальные льготы и гарантии, социальные программы и программыпомощи работникам.

-Низкая производительность труда;

-Увеличение текучести кадров.

Менеджмент

- Самодостаточная для настоящего  времени организационная структура  управления.

- Координация  и контроль управленческих решений, обеспечение исполни-тельной дисциплины на предприятии.

-Узкая сеть отношений с клиентами.

- Неорганизованность информационного обеспечения каждого звена управления на предприятии.

Организационная культура

-Наличие корпоративного духа и высокой сплоченности коллектива;

-За хорошую работу учреждаются премии, выдаются путевки в дома отдыха, устраиваются различные вечера по случаю юбилеев своих сотрудников;

-Предприятие имеет свою корпоративную философию.

-Отдельные части организации неспособны прийти к согласию между собой: представлены в основном различные точки зрения, отсутствует цельная картина;

-В ситуации финансовых трудностей руководство выбирает вариант: сокращение сотрудников,  а не сокращение части часов при сохранении состава.

Информация о работе Разработка стратегического плана развития ОАО «АВТОВАЗ»