Реорганизация и нормирования труда управленческого персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 10:39, дипломная работа

Краткое описание

Целью данного дипломного проекта, является рассмотрение организации труда руководителей. То есть, как организовать работу руководителя, чтобы его труд был наиболее эффективным. Но следует помнить, что труд руководителя настолько специфичен, что правильно организовать его довольно проблематично. Умение эффективно руководить, что это, наука или искусство? Однозначного ответа на этот вопрос, наверное, не даст никто. Можно лишь предположить, что это некий синтез науки и искусства управления. И поэтому в данном дипломном проекте будут по возможности рассмотрены все нюансы и пути повышения эффективности работы руководителя.

Содержание

Введение
Раздел 1 Теоретические и методологические основы организации труда управленческого персонала
1.1 Понятие и сущность организации труда
1.2 Особенность трудового процесса управленческого персонала.
1.3 Разделение и кооперация труда в сфере управления
Раздел 2 Организация труда управленческого персонала на примере планово-экономического отдела ОАО «Заинский сахар»
2.1 Общая характеристика и структура управленческого персонала ОАО «Заинский сахар»
2.2 Организация труда управленческого персонала планово-экономического отдела ОАО «Заинский сахар»
2.3 Оценка эффективности организации труда управленческого персонала планово-экономического отдела ОАО «Заинский сахар»
Раздел 3 Разработка мероприятий по усовершенствованию организации труда управленческого персонала в планово-экономическом отделе ОАО «Заинский сахар»
3.1 Выбор метдов и инструментов по усовершенствованию организации труда управленческого персонала в планово-экономическом отделе ОАО «Заинский сахар»
3.2 Использование (внедрение) методов и инструментов организации труда управленческого персонала в планово-экономическом отделе ОАО «Заинский сахар»
3.3 Реорганизация структуры планово-экономическлого отдела ОАО «Заинский сахар»
Раздел 4 Оценка социально-экономических последствий мероприятий по повышению эффективности организации труда управленческого персонала в планово-экономическом отдел ОАО «Заинский сахар»
4.1 Экономический эффект от усовершенствования системы организации труда управленческого персонала в планово-экономическом отдел ОАО «Заинский сахар»
4.2 Социальный эффект от усовершенствования системы организации труда управленческого персонала в планово-экономическом отдел ОАО «Заинский сахар»
Раздел 5 Нормативно-правовое обеспечение организации труда управленческого персонала
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 170.77 Кб (Скачать файл)

Для измерения производительности живого труда применяется ряд  методов, это связано с тем, что  все методы измерения имеют определенные неточности и для различных сфер производства более точным оказываются  различные методы. Все методы измерения  производительности труда относятся  к 3 группам: 1)натуральные методы (производимая работа измеряется в натуральных  единицах (шт, кг, кв/час), 2)стоимостные (выпущенная продукция измеряется в рублях), 3)трудовые (объем работы измеряется в трудовых показателях, т.е. нормах-часах выполняемой работы).

 

1.2 Особенность трудового  процесса управленческого персонала

 

Управление организацией может быть представлено в виде процесса осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации  для достижения ею своих целей  наиболее эффективно8.

Характеризуя понятие "управленческий труд", следует отметить, что сферой его приложения является управление производством или другими объектами.

Управление представляет собой область деятельности, направленную на обеспечение согласованной и  эффективной работы трудового коллектива, создающего материальные ценности или  производящего услуги. Оно включает в себя выполнение различных функций. По своему содержанию эти функции  можно свести в несколько основных групп. Так, применительно к управлению деятельностью коллектива (предприятие, объединение и др.) НИИ труда  выделяет семь групп, различающихся  объектом воздействия, преимущественной стадией его осуществления и  содержанием управленческой деятельности.

Управленческий труд по сравнению  с трудом рабочих имеет свои существенные особенности. Прежде всего это преимущественно умственный труд.

Различают три вида умственного  труда: эвристический, административный и операторный.

Эвристический труд — творческая составляющая умственной деятельности.

По своему функциональному  назначению он характеризуется как  труд по исследованию, анализу и  разработке различных вопросов (разработка планов и анализ их выполнения, определение  направлений совершенствования  конструкции и состава продукции, технологии, организации производства и труда, решение социальных проблем). По содержанию эвристический труд связан с выполнением аналитических  и конструктивных операций и направлен  на разработку и принятие решений.

Административный труд —  вид умственного труда, функциональным назначением которого является непосредственное управление деятельностью и поведением людей. По содержанию он достаточно разнообразен и включает выполнение различных  организационно-административных операций (координационных, распорядительных, контрольных). Этот вид умственного труда призван обеспечить координацию деятельности отдельных участников и трудовых коллективов (различных отделов заводоуправления, цехов и т. п.).

Операторный труд - это труд по выполнению стереотипных (постоянно  повторяющихся) операций детерминированного (предопределенного) характера.9

По содержанию это информационно-техническая  работа, включающая документационные операции (оформление документов, их копирование, размножение, хранение, обработка корреспонденции  и т. п.), первично-счетные и учетные, ввод данных в ЭВМ, переработка информации по заранее разработанной программе, вычислительные операции.

Преобладание тех или  иных видов умственных нагрузок определяет в значительной степени специфику  организации управленческого труда  в отношении методов выполнения работ, видов норм, способов регламентации, факторов условий труда.

Рассматривая особенности  управленческого труда, следует  подчеркнуть, что, так же как труд рабочих, он является необходимым и  производительным трудом. Но вместе с  тем он имеет особую производительную форму. Занятые управленческим трудом непосредственно не создают материальных ценностей, но, осуществляя техническую  и организационную подготовку производства, совершенствуя методы планово-экономической  работы, формы материального стимулирования, решая коммерческие задачи, они реализуют  свою деятельность в продукте труда  совокупного работника. Без их труда  невозможно современное производство.

Специфичен и предмет  управленческого труда, в качестве которого выступает различного рода информация. В силу этого управленческий труд носит информативный характер. Информация по форме может быть устной и документированной (чертежи, технологические карты, планы, проекты и т.п.), по функциональной принадлежности - технической, трудовой, бухгалтерской, коммерческой, она различается и по используемым носителям (документы, перфокарты, магнитные ленты).

Особенность результатов  управленческого труда состоит  в том, что они трудно поддаются  количественной оценке.

Результаты труда руководителей, как правило, оцениваются косвенно — по показателям производственной деятельности возглавляемых ими  коллективов, труда специалистов и  технических исполнителей — по показателям работы отдела (бюро). Это своего рода конечные результаты, между временем достижения которых и моментом приложения труда существует значительный разрыв.

Нельзя наделять свойствами конечного результата управленческого  труда его промежуточные результаты — расчеты, чертежи, разрабатываемую  техническую и организационную  документацию, другую информацию. Иначе  создается абсурдная ситуация: чем  больше выполнено или подготовлено расчетов, различных документов, тем  плодотворнее труд, а это далеко не так. Отсюда и важное свойство производительной формы управленческого труда: его  эффективность должна оцениваться  не по количеству подготовленных документов и изданных распоряжений, а по результативности и прогрессивности принимаемых технических, организационных, экономических решений — по их влиянию на результаты деятельности работников, непосредственно занятых производством продукции или услуг. Эта специфика определяет такие требования к организации управленческого труда, как необходимость тщательного анализа объема и форм информации, методов и средств выполнения трудовых процессов с целью выявления и устранения документационных излишеств.

Все указанные отличительные  качества управленческого труда  обусловливают особый подход к его  организации.

Содержание и набор  действий и функций, осуществляемых в процессе управления, зависят от типа организации (деловая, административная, общественная, образовательная, военная  и т.д.), от размеров организации, от сферы ее деятельности (производство товаров, оказание услуг), от уровня в  управленческой иерархии (высшее руководство, управление среднего уровня, нижний уровень  управления), от функции внутри организации (производство, маркетинг, кадры, финансы) и от многих других факторов. Однако, не смотря на все разнообразие, как на это обратил внимание еще в 1916г. А. Файоль, для всех процессов управления в организации характерно наличие в общем-то однородных видов деятельности. Роль управления в организации была определена им следующим образом: предвидеть, организовывать, руководить, координировать и контролировать. В настоящий момент этот перечень может быть дополнен и выглядеть в виде следующей логической цепочки действий:

-установление целей —  определение будущего состояния  организации;

-формирование стратегии  — определение способов достижения  цели

-планирование работы  — определение задач конкретным  исполнителям;

-проектирование работы  — определение рабочих функций  исполнителей;

-мотивирование деятельности  — целенаправленное воздействие  на работника;

-координация работ —  согласование усилий исполнителей;

-учет и оценка работы  — измерение результатов работы  и их анализ;

-контроль хода работы  — сопоставление результатов  с целями;

-обратная связь — корректировка  целей10.

В выполнении данных функций  управляющие в процессе организации  труда должны достигать наибольшей эфективности. Но достижение эффективности в современных условиях становится все более трудной задачей. Если управляющие не будут стремиться к максимальной эффективности в своей работе, они просто превратятся в чиновников, отсиживающих положенные часы, либо вовсе останутся не у дел. Давайте рассмотрим деятельность интеллектуального работника, чей труд не зависит от той организации, в которой он работает.

Так, перед врачом не стоит  задача эффективности. Вместе с пациентом  в кабинете врача появляется все  то, что делает аффективными или  реализует проблемы последнего. Во время осмотра пациента доктор, как  правило, концентрирует на нем все  свое внимание. В это время доктор как бы остается один на один со стоящей  перед ним задачей и ему  практически ничего не мешает. Задача, которую должен решить доктор, вполне очевидна. Подходы к ее решению  зависят от истории болезни пациента. Иными словами, доктор имеет перед  собой заданную цель: восстановить здоровье больного или по крайней  мере улучшить его самочувствие.

В целом врачам не свойственны ни самоорганизация, ни организация своего труда. Тем не менее для них обычно не составляет труда быть эффективными.

Управляющий какой-либо организации  находится совершенно в иной позиции. Он постоянно сталкивается с четырьмя главными проблемами, или обстоятельствами, которые ему практически неподконтрольны. Каждая из них присуща любой организации  и работе управляющего. Поэтому ему  приходится мириться с неизбежным. Однако каждая из этих проблем тормозит достижение положительных результатов в работе.

Управляющий не принадлежит  самому себе. В функциональном смысле управляющий - пленник своей организации. Каждый волен занимать его время, что чаще всего и происходит.

Фактически управляющий  не в силах изменить подобную ситуацию. Он не может поступить по примеру  доктора, который дает распоряжение медицинской сестре- в течение ближайших тридцати минут никого не пускать к нему в кабинет. Управляющему не дают возможности сконцентрироваться на решении той или иной поставленной задачи: то ему звонят по телефону, то он вынужден выслушивать претензии серьезных клиентов, то его вызывают к начальству или в муниципалитет.

Управляющие вынуждены постоянно  находиться во "включенном" состоянии  до тех пор, пока не изменят ту реальность, в которой живут и работают.

Для Соединенных Штатов достаточно характерна такая ситуация, при которой  президент компании (или другое должностное  лицо) вынужден непосредственно заниматься проблемами маркетинга и производства, в то время как в его задачу входит осуществление общего руководства  предприятием. Многие склонны объяснять  это тем, что большинство американских управленцев имеют за плечами  богатый опыт практической деятельности и не могут избавиться от укоренившихся  привычек. Вместе в тем, эта же самая проблема существует в тех странах, где деятельность управляющего несколько отличается от американской модели. Например, в Германии, Швеции или Дании руководители высшего звена являются выходцами из так называемых головных секретариатов, где они набираются опыта "общего руководства". Несмотря на это, эти управляющие часто подвергаются критике за то, что тратят много времени на "текучку". Иными словами, в этом отношении не существует большой разницы между американскими и европейскими руководителями. Более того, проблема "текучки" характерна не только для работников управления высшего звена, но и для управляющих любого уровня. Следовательно, отнюдь не послужной список управляющего и не прочность человеческой натуры являются первопричиной этого явления. В центре проблемы лежит реальность, или обстановка, в которой функционирует управляющий. Если он не найдет в себе силы сознательно изменить ее, то будет вынужден плыть по течению. Зависимость от хода событий характерна для врачей, и в этом нет ничего предосудительного. Врач, обращающийся к вошедшему в его кабинет с вопросом "На что жалуетесь?", ожидает услышать адекватный ответ. Если пациент говорит: "Доктор, у меня бессонница. Я уже три недели не могу заснуть", - он тем самым предоставляет врачу ключевую информацию. Если даже доктор придет к выводу, что бессонница это всего лишь один из симптомов более серьезного расстройства здоровья, то он все равно сможет помочь пациенту провести несколько ночей более или менее спокойно.

Для управляющих же события  не несут в себе конструктивной информации, они ничего не говорят ему о  возникшей проблеме. Для врача  важны жалобы пациента именно потому, что они важны и для последнего. Наоборот, внимание управляющего не может концентрироваться на чем-то одном. В этом случае события сами по себе не несут в себе информации. Они даже не являются симптомами в том смысле, в каком жалобы пациента несут в себе первичную информацию для лечащего врача.

Если управляющий позволит себе плыть по течению, то все его  усилия будут в конечном счете растрачены по мелочам. Он может быть прекрасным человеком и работником и тем не менее впустую растратит свои знания и способности. Разбрасываясь в текущей работе, он выхолащивает свою эффективность. Чтобы быть эффективным, управляющему необходимо иметь критерии, которые позволят ему сосредоточиться на самом важном, на вкладе в успех своей организации, на конечных результатах. Вполне возможно, что эти критерии находятся вне текущих дел.

3. Третьим обстоятельством,  препятствующим эффективности, является  тот факт, что руководитель действует  в пределах организации. Это  означает, что эта эффективность  проявляется только в том случае, если его замыслами и решениями  воспользуются его коллеги. Известно, что в задачу организации как  таковой входит соединение и  размножение усилий отдельных  ее членов. Организация использует  знания отдельного работника  как источник, мотивацию и ориентиры  для других работников умственного  труда. Последние редко объединяются  в одну производственную цепочку  именно потому, что их деятельность  связана с интеллектуальной сферой. Каждый из этих работников  обладает своими собственными  навыками и ставит перед собой  собственные задачи. Один интересуется  налогообразованием, другой - бактериологией или подготовкой управленческого персонала для городской администрации. Для кого-то представляют интерес расчеты по производственным затратам, для других - экономика больничного хозяйства или распоряжения городских властей. Каждый должен иметь возможность использовать результаты труда других.

Обычно эффективность  управляющего зависит не от людей, над  которыми он имеет непосредственный контроль, а от тех, кто работает в других областях, или от непосредственного  начальства. Деятельность управляющего будет неэффективной, если он не будет  взаимодействовать с этими людьми и вносить свой вклад в их работу.

4. Наконец, управляющий  действует в пределах организации.  Каждый действует в определенной организации, будь то промышленное предприятие, исследовательская лаборатория, государственное учреждение, крупный университет и т. д. На все, что находится вне его организации, он смотрит как бы сквозь толстые, искажающие действительность линзы, и о внешних событиях, как правило, узнает не из первых рук. Прежде чем попасть в зону его внимания, вся информация о внешнем мире проходит сквозь фильтр определенных отделов и в конце концов принимает рафинированную и абстрактную форму, соответствующую критериям данной организации.

Информация о работе Реорганизация и нормирования труда управленческого персонала