Реструктуризация предприятия на примере стратегии развития ОАО «Сбербанк России»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 22:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является оценка эффективности процесса реструктуризации на примере конкретной организации.
Задачи курсовой работы:
 Оценить, насколько эффективной может быть реструктуризация предприятия.
 Определить, с какими рисками (проблемами) может столкнуться предприятие при проведении реструктуризации.
 Рассмотреть основные аспекты, на которые необходимо обратить внимание при подготовке к реструктуризации и её осуществлении.
 Рассмотреть этапы проведения реструктуризации.
 На примере конкретного предприятия рассмотреть ход и ожидаемые результаты процесса реструктуризации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
1. Концепция реструктуризации……………………………………………………….5
1.1. Основные положения концепции реструктуризации………………………….5
1.2. Место реструктуризации в пирамиде стратегий……………………………….8
1.3. Этапы реструктуризации………………………………………………………...9
1.4. Методы и средства реструктуризации………………………………………...11
1.5. Основные риски, проблемы и факторы успеха реструктуризации………….12
2. Организация проведения реструктуризации……………………………………...14
2.1. Проект реструктуризации предприятия……………………………………….14
2.2. Разработка программы реструктуризации…………………………………….16
2.3. Основные этапы осуществления проекта реструктуризации………………..19
3. Реструктуризация предприятия на примере стратегии развития ОАО «Сбербанк России»…………………………………………………………………………………22
3.1. Банк сегодня……………………………………………………………………..22
3.2. Стратегия развития……………………………………………………………...24
3.2.1. Стратегические цели Сбербанка на период до 2014 года……………….26
3.2.2. Сотрудники Сбербанка России…………………………………………...27
3.2.2.1. Навыки, обучение и профессиональное развитие………………..27
3.2.2.2. Система мотивации и оплаты труда……………………………….29
3.2.2.3. Управление численностью персонала…………………………….30
3.3. Реализация стратегии…………………………………………………………...31
Заключение…………………………………………………………………………….36
Список использованной литературы………………………………………………....38

Вложенные файлы: 1 файл

КР_Страт.менеджмент.doc

— 216.50 Кб (Скачать файл)

Процесс планирования начинается с первого дня проектного цикла и продолжается до его завершения, методически видоизменяясь сообразно фазе проекта и решаемым задачам.

Также руководство проекта  должно определить процессы управления проектом, провести идентификацию рисков и вероятностей; сформулировать планы управления изменениями, организовать процедуры оптимизации, обзора, одобрения и документирования плана проекта.

Процедура планирования включает следующие шаги:

• выработка стратегии  и разработка плана по вехам;

• разработка сетевых  моделей;

• расчет календарного графика, в том числе с учетом ограничений  на ресурсы;

• анализ стоимостной  информации;

• разработка финансового  плана.

Структуризация проекта

Построение структуры разбиения работ является первым шагом планирования проекта.

Наиболее важным при разработке СРР является построение такой иерархической структуры проекта, которая бы позволяла эффективно поддерживать процедуры сбора информации о выполнении работ и отображать результаты в информационной управленческой системе для обобщения графиков работ, стоимости, ресурсов и дат завершения.

Организация управления проектом реструктуризации

План проекта обеспечивает основу для организации работ  по проекту реструктуризации. Цели организации управления проектом включают:

• обеспечение взаимодействия;

• разделение ролей и  ответственности;

• определение ответственности  за принятие решений;

• обеспечение эффективного распределения информации;

• обеспечение гибкости использования ресурсов.

Основной смысл проектной  концепции управления заключается  в делегировании власти и возложении ответственности за достижение целей определенным руководителям – менеджеру проекта и ключевым членам команды.

Основная проблема проектной  концепции управления заключается  в сложности создания эффективной  временной системы управления, которая должна функционировать совместно с постоянной системой управления в организации.

Финансирование проектов реструктуризации может осуществляться следующими способами:

• самофинансирования, т.е. использования в качестве источника  финансирования собственных средств;

• использования заемных и привлекаемых средств. [1, стр.51]

После планирования проекта  и определения его ресурсных  и финансовых показателей начинается фаза реализации проекта.

Подготовка проекта  реструктуризации к запуску.

Основной задачей этого этапа является обеспечение информирования сотрудников о предстоящих преобразованиях, стимулов для их активного участия в процессе, а также решения задач в каждом подразделении.

Наиболее эффективным методом  решения этой задачи является информирование через руководителей всех уровней.

Управление процессом  преобразований.

Требования к системе контроля за реализацией проектов реструктуризации, включающие состав анализируемой информации, структуру отчетов и ответственность за сбор данных, анализ информации и принятие решений, вырабатываются до начала осуществления проекта с участием всех заинтересованных сторон. [4]

Основные принципы построения эффективной системы контроля заключаются в наличии:

• четких планов;

• ясной системы отчетности;

• эффективной системы анализа  фактических показателей и тенденций;

• эффективной системы реагирования.

В процессе контроля следует  выделить три основных шага:

• отслеживание фактического состояния работ – сбор и документирование   фактических данных;

• анализ результатов  и измерение прогресса (с необходимыми прогнозами);

• корректирующие действия.

Для обеспечения эффективного контроля за содержанием работ проекта  должны быть определены формальные процедуры управления изменениями. Подвергнуться изменениям могут цели, планы и организация проекта, использование ресурсов, контракты, используемые стандарты, внешние факторы, влияющие на проект.

Методика управления изменениями должна регламентировать прохождение изменения через  пять основных стадий: описание, оценка, одобрение, реализация, подтверждение изменения. [1, стр.53]

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Реструктуризация предприятия на примере стратегии развития ОАО «Сбербанк России»

Сегодня большинство  эффективных лидеров компаний придерживаются известной точки зрения, впервые  высказанной Питером Друкером, что  структура вторична, а стратегия первична: сначала необходимо сформировать стратегию развития компании, а только потом осуществлять структурные преобразования.

3.1. Банк  сегодня

Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации  и СНГ. Его активы составляют более четверти банковской системы страны (27%),  а доля в банковском капитале находится на уровне 26% (1 января 2011 г.). По данным журнала The Banker (1 июля 2010 г.), Сбербанк занимал 43 место по размеру основного капитала (капитала 1-го уровня) среди крупнейших банков мира.

Основанный в 1841г. Сбербанк России сегодня - современный универсальный  банк, удовлетворяющий потребности  различных групп клиентов в широком  спектре банковских услуг. Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке  вкладов и является основным кредитором российской экономики. По состоянию на 1 июня 2010 г., доля Сбербанка России на рынке частных вкладов составляла 49%, а его кредитный портфель включал в себя около трети всех выданных в стране кредитов (33% розничных и 30% корпоративных кредитов). 

Сбербанк продолжил работу по улучшению качества клиентского сервиса. Наиболее значимой услугой Сбербанка остается прием платежей населения. Их объем за год вырос в 1,4 раза и достиг 1 621 млрд руб., количество принятых платежей увеличилось на 6,5% и превысило 1 134 млн. Доля платежей, принимаемых по биллинговой технологии, увеличилась за год до 65,7%.

Сбербанк России обладает уникальной филиальной сетью и в настоящее время в нее входят 17 территориальных банков и около 20 000 подразделений по всей стране. Дочерние банки Сбербанка России работают в Казахстане,  на Украине и в Белорусии. Сбербанк нацелен занять 5% долю на рынке банковских услуг этих стран. В соответствии с новой стратегией, Сбербанк России планирует расширить свое международное присутствие, выйдя на рынки Китая и Индии. В целом планируется увеличить долю чистой прибыли, полученной за пределами России, до 5% к 2014г.

Рассматривая международный  вектор как важнейшую составляющую стратегии своего развития, Сбербанк России осуществляет казначейские операции на международном рынке и операции торгового финансирования, поддерживает корреспондентские отношения с более чем 220 ведущими банками мира и участвует в деятельности ряда авторитетных международных организаций, представляющих интересы мирового банковского сообщества. Активная позиция и международный авторитет позволяют Сбербанку России наиболее полно удовлетворять внешнеэкономические запросы своих клиентов, привлекать на выгодных условиях ресурсы с мировых финансовых рынков и соответствовать лучшей практике, принятой в международном банковском сообществе.

Акции Сбербанка России котируются на российских биржевых площадках  ММВБ и РТС с 1996 г. В марте 2007 г. Банк разместил дополнительный выпуск обыкновенных акций, в результате чего, уставный капитал увеличился на 12%, и было привлечено 230,2 млрд. рублей. Средний  дневной объем торгов акциями Сбербанка составляет 35% объема торгов на ММВБ.

Герман Греф, Президент, Председатель Правления Сбербанка  России, стал лауреатом Национальной банковской премии в специальной номинации «Банкир  года». Жюри премии отметило финансовые результаты работы, внедрение современной технологии выдачи кредитов «Кредитная фабрика», развитие Производственной системы Сбербанка. Сбербанк занял первые места в рейтингах узнаваемости и известности российских банков, опубликованных Национальным агентством  финансовых исследований. Согласно данным агентства, узнаваемость  Сбербанка в России составляет 96%, известность – 86%. По информации консалтинговой компании Brand Finance, опубликованной в ежегодном рейтинге «500 самых дорогих брендов в мире», самым  дорогим брендом России признан Сбербанк: его стоимость превысила $12 млрд.

Учредитель и основной акционер Банка — Центральный банк Российской Федерации (Банк России). По  состоянию на 16 апреля 2010 г., ему принадлежит 60,3 % голосующих акций и 57,6% в уставном капитале Банка. Остальными акционерами Сбербанка России являются более 263 тысяч юридических и физических лиц. Высокая доля иностранных инвесторов в структуре капитала Сбербанка России (более 32%) свидетельствует о его инвестиционной привлекательности.

Надежность и безупречная  репутация Сбербанка России подтверждаются высокими рейтингами ведущих рейтинговых  агентств. Агентством Fitch Ratings Сбербанку  России присвоен долгосрочный рейтинг дефолта в иностранной валюте “BBB”, агентством Moody’s Investors Service - долгосрочный рейтинг депозитов в иностранной валюте “Baa1”. Кроме того, агентство Moody’s присвоило Банку наивысший рейтинг по национальной шкале [4].

3.2. Стратегия  развития

21 октября 2008 года Наблюдательный совет Сбербанка России единогласно одобрил Стратегию развития Сбербанка до 2014 года.

Основные  направления преобразований:

  • Максимальная ориентация на клиента и превращение Сбербанка в «сервисную» компанию по обслуживанию индивидуальных и корпоративных клиентов.
  • Технологическое обновление Банка и "индустриализация" систем и процессов.
  • Существенное повышение операционной эффективности Банка на основе самых современных технологий, методов управления, оптимизации и рационализации деятельности по всем направлениям за счет внедрения Производственной Системы Сбербанка, разработанной на базе технологий Lean.
  • Развитие операций на международных рынках, прежде всего в странах СНГ.

Цели и задачи до 2014 года

 

Реализация Стратегии  развития позволит Банку укрепить позиции  на российском рынке банковских услуг  и достичь финансовых и операционных показателей, соответствующих уровню высококлассных универсальных мировых финансовых институтов [4].

 

 

 

 

 

3.2.1. Стратегические  цели Сбербанка на период до 2014 года

Реализация стратегии  развития позволит Банку укрепить позиции  на российском рынке банковских услуг  и достичь финансовых и операционных показателей, соответствующих уровню высококлассных универсальных мировых финансовых институтов. В рамках стратегии Банк ставит перед собой цели по четырем основным направлениям:

  1. Финансовые результаты: увеличение объема прибыли к 2014 году более чем в три раза при снижении отношения операционных затрат к чистому операционному доходу на пять процентных пунктов, что позволит поддерживать рентабельность капитала на уровне не ниже 20%.
  2. Положение на российском рынке: укрепление конкурентных позиций на основных банковских рынках (привлечение средств физических лиц, кредитование населения, привлечение средств и кредитование юридических лиц).
  3. Качественные показатели развития («здоровье» банка): лучшие в России навыки в области клиентской работы, лидерство по качеству обслуживания, современная система управления рисками, сопоставимые с лучшими мировыми аналогами управленческие и операционные процессы и системы, адекватная требованиям и масштабам бизнеса ИТ-платформа, корпоративная культура, разделяемая всеми сотрудниками Банка, нацеленная на самосовершенствование и рост производительности труда, высокопрофессиональный заинтересованный персонал, узнаваемый «позитивный» бренд, высокая степень лояльности клиентов.
  4. Операции на зарубежных рынках: поэтапное увеличение объема и значимости международных операций за счет роста на рынках стран СНГ и Восточной Европы, постепенного увеличения присутствия на рынках Китая и Индии. Увеличение доли чистой прибыли, полученной за пределами России, до 5—7%, в том числе за счет дополнительных приобретений.

Успешное достижение поставленных целей будет способствовать росту рыночной капитализации и выдвижению Банка в число лидирующих финансовых институтов мира.

 

3.2.2. Сотрудники  Сбербанка России

Коллектив Сбербанка  был и останется основным активом  и конкурентным преимуществом Банка. Масштаб и сложность изменений, которые ждут Банк в рамках реализации стратегии, потребуют приобретения коллективом новых навыков, а также изменения менталитета, ценностных установок и корпоративной культуры. В связи с этим все аспекты работы Банка со своими сотрудниками потребуют существенной модернизации и развития.

 

3.2.2.1. Навыки, обучение  и профессиональное развитие

Планируемые изменения  в системах, процессах и организации  работы окажут существенное влияние  на требования, которые Банк будет  предъявлять к своим сотрудникам, и приведут к увеличению спроса подразделений на высококвалифицированные кадры, углублению специализации сотрудников и перераспределению функций между подразделениями. В частности, Банку потребуется большое количество сотрудников, обладающих навыками продаж и культурой общения с клиентами на массовом рынке, и персонал, обладающий специфическими знаниями, навыками и культурой индивидуального обслуживания (в частности, в связи с введением института клиентских менеджеров и расширением продуктовой линейки).

Информация о работе Реструктуризация предприятия на примере стратегии развития ОАО «Сбербанк России»