Реструктуризация управления (на примере ООО «Байкальские информационные кабельные сети»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 06:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – провести анализ существующей организационной структуры, при необходимости предложить мероприятия по разработке плана реструктуризации исследуемого предприятия. В качестве исследуемой организации взято ООО «Байкальские информационные кабельные сети».
Задачами работы, исходя из цели, являются:
- изучение теоретических основ реструктуризации предприятия;
- проведение организационного анализа предприятия;
- разработка мероприятий по проведению реструктуризации на предприятии.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Понятие реструктуризации управления. Основные этапы реструктуризации 5
1.1 Сущность и этапы реструктуризации управления 5
1.2 Организационная структура предприятия: понятие и сущность 9
1.3 Организационный анализ и этапы его проведения 14
Глава 2 Анализ структуры управления ООО «Байкальские информационные сети» 17
2.1 Краткая характеристика ООО «Байкальские информационные сети» 17
2.2 Организация управления на предприятии ООО «Байкальские информационные сети» 18
2.3 Организационный анализ ООО «Байкальские информационные сети» 21
Глава 3 Проведение реструктуризации на предприятии ООО «Байкальские информационные сети» 24
3.1 Рекомендуемые мероприятия по разработке плана реструктуризации 24
Заключение 26
Список используемой литературы 27
Приложения 28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по реструктуризации готово.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

Ключевыми понятиями  структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами организационной структурой управления  могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов организационной структурой управления:

а) в зависимости от состава структурных подразделений  организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.;

б) исходя из характера  общих функций, выполняемых в  процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.

Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято  подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

При двухуровневой структуре  создаются верхние звенья управления (руководство организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры, непосредственно руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в организационной структуре управления  формируется так называемый средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней.

В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Первые - суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Если тому или иному работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия.

Между всеми названными выше составляющими организационной  структуры управления  существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в каждой из них (скажем, числа элементов и уровней, количества и характера связей и полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех остальных.

Увеличение количества элементов и уровней в организационной  структуре управления  неизбежно  приводит к многократному росту числа и сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений; следствием этого нередко является замедление процесса управления, что в современных условиях тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента организации.

К структуре управления предъявляется множество требований, отражающих ее ключевое для менеджмента  значение. Они учитываются в принципах  формирования организационной структуры  управления, разработке которых было посвящено немало работ отечественных  авторов в дореформенный период. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом.

1. Организационная структура управления  должна, прежде всего, отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям.

2. Следует предусматривать оптимальное  разделение труда между органами  управления и отдельными работниками,  обеспечивающее творческий характер  работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.

3. Формирование структуры управления  надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.

4. Между функциями и обязанностями,  с одной стороны, и полномочиями  и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.

5. Организационная структура управления  призвана быть адекватной социально-культурной  среде организации, оказывающей  существенное влияние на решения относительно уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, успешно функционирующие в других социально-культурных условиях, не гарантируют желаемого результата.

Реализация этих принципов означает необходимость учета при формировании (или перестройке) структуры управления множества различных факторов воздействия  на организационную структуру управления.

Главный фактор, "задающий" возможные  контуры и параметры структуры  управления, - сама организация. Известно, что организации различаются  по многим критериям. Большое разнообразие организаций в Российской Федерации  предопределяет множественность подходов к построению управленческих структур. Подходы эти различны в организациях коммерческих и некоммерческих, крупных, средних и малых, находящихся на разных стадиях жизненного цикла, имеющих разный уровень разделения и специализации труда, его кооперирования и автоматизации, иерархических и "плоских", и так далее. Очевидно, что структура управления крупными предприятиями более сложна по сравнению с той, какая нужна небольшой фирме, где все функции менеджмента подчас сосредоточиваются в руках одного - двух членов организации (обычно руководителя и бухгалтера), где соответственно нет необходимости проектировать формальные структурные параметры. По мере роста организации, а значит, и объема управленческих работ, развивается разделение труда и формируются специализированные звенья (например, по управлению персоналом, производством, финансами, инновациями и т.п.), слаженная работа коих требует координации и контроля. Построение формальной структуры управления, в которой четко определены роли, связи, полномочия и уровни, становится императивом.

Важно обратить внимание на сопряжение структуры управления с фазами жизненного цикла организации, о чем, к сожалению, нередко забывают проектанты и специалисты, решающие задачу совершенствования управленческих структур. На стадии зарождения организации управление нередко осуществляется самим предпринимателем. На стадии роста происходит функциональное разделение труда менеджеров. На стадии зрелости в структуре управления чаще всего реализуется тенденция к децентрализации. На стадии спада обычно разрабатываются меры по совершенствованию управленческой структуры в соответствии с потребностями и тенденциями в изменении производства. Наконец, на стадии прекращения существования организации структура управления или полностью разрушается (если фирма ликвидируется), или происходит ее реорганизация (коль скоро данную фирму приобретает или присоединяет к себе другая компания, приспосабливающая структуру управления к той фазе жизненного цикла, в которой она находится).

На формирование структуры управления оказывают влияние изменения  организационных форм, в которых  функционируют предприятия. Так, при  вхождении фирмы в состав какого-либо объединения, скажем, ассоциации, концерна и т.п., происходит перераспределение управленческих функций (часть функций, естественно, централизуется), поэтому меняется и структура управления фирмы. Впрочем, даже если предприятие остается самостоятельным и независимым, но становится частью сетевой организации, объединяющей на временной основе ряд взаимосвязанных предприятий (чаще всего для использования благоприятной ситуации), ему приходится вносить в свою управленческую структуру ряд изменений. Это связано с необходимостью усиления функций координации и адаптации к системам менеджмента других компаний, входящих в сеть.

Важный фактор формирования управленческих структур - уровень развития на предприятии  информационной технологии. Общая тенденция  к децентрализации "электронного интеллекта", то есть к росту числа  персональных компьютеров при одновременном расширении использования на уровне предприятия локальных сетей, ведет к ликвидации или сокращению объема работ по ряду функций на среднем и низовом уровнях. Это относится прежде всего к координации работы подчиненных звеньев, передаче информации, обобщению результатов деятельности отдельных сотрудников. Прямым результатом использования локальных сетей может быть расширение сферы контроля руководителей при сокращении числа уровней управления на предприятии.

В этом контексте стоит отметить, что современное развитие информационных систем приводит к формированию нового типа предприятий, которые в западной литературе получили название "виртуальных" компаний (организаций). Под ними понимают совокупности независимых (чаще всего небольших по размерам) предприятий, являющихся как бы узлами на информационной сети, обеспечивающей их тесное взаимодействие. Единство и целенаправленность в работе этих фирм достигаются благодаря гибкой электронной связи на базе информационной технологии, которая пронизывает буквально все сферы их деятельности. Поэтому границы между входящими в них организациями становятся "прозрачными", и каждая из них может рассматриваться представителем компании в целом.

 

1.3 Организационный анализ  и этапы его проведения

Организационный анализ проводится по следующим этапам:

  1. Определение миссии организации
  2. Определение бизнес-направлений организаций
  3. Определение функции для обеспечения бизнес-направлений
  4. Определение исполнителей функций
  5. Построение матрицы организационных проекций

Миссия организации  – выражение ее философии и  смысла существования. Миссия обычно декларирует  статус предприятия, принципы его работы, намерения руководства.

На втором этапе строится дерево бизнес-направлений. Построение бизнес-направлений предполагает использование двух критериев:

  1. продукт
  2. рынки или клиенты

Можно строить одно или  несколько деревьев (отдельно по продукту, рынку и т.д.) В конечном итоге  цель одна – наиболее полно показать всю деятельность предприятия. Дерево нужно строить до тех пор, пока выделяемые бизнес-направления остаются технологически различимы.

На третьем этапе  строится дерево работ, функций и  бизнес-процессов. При его построении необходимо помнить, что данные работы, функции и бизнес-процессы прямым или косвенным способом поддерживают бизнес-направления компании.

При построении дерева работ  целесообразно использовать родительские и дочерние работы. Работа, которая  декомпозируется на работы нижнего  уровня, называется родительской по отношению  к работам, из которых она состоит. Следовательно, работы, которые получились в результате декомпозиции, называются дочерними по отношению к работе родительской.

При построении дерева необходимо соблюдать определенные правила:

  1. Работы нижнего уровня являются способом достижения работ верхнего уровня
  2. У каждой родительской работы может быть несколько дочерних, достижение которых автоматически обеспечивает достижение родительской работы
  3. У каждой дочерней работы может быть только одна родительская
  4. Декомпозиция производится по одному критерию, в качестве которого могут выступать:

-результаты деятельности

-ресурсы и связанные  с ними функциональные виды  деятельности

-элементы организационной  структуры

-время, циклы, периоды

  1. На первом уровне дочерние работы, декомпозирующие родительскую, должны быть равнозначны. Критерии равнозначности:

-объемы

-время

-сложность выполнения  работ

  1. При построении иерархической структуры работ на различных уровнях применяются различные критерии декомпозиции. При этом последовательность критериев следует выбирать таким образом, чтобы как можно большая часть зависимостей оказалась на самых нижних уровнях дерева работ. На верхних уровнях работы должны быть автономны
  2. Декомпозиция прекращается тогда, когда работы нижнего уровня удовлетворяют следующим условиям:

-когда работы ясны  и понятны сотрудникам компании

-когда понятны конечные  результаты работы и способы  его достижения

-когда временные характеристики  и ответственность за выполнение  работ могут быть однозначно  определены с точностью до  сотрудника

Таким образом, организационный анализ необходим для выявления возможных причин неэффективной работы предприятия.

Информация о работе Реструктуризация управления (на примере ООО «Байкальские информационные кабельные сети»)