Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 21:37, курсовая работа
На протяжении последних 10-15 лет российское государство и общество переживают сложный и неоднозначный период реформирования всех сфер жизнедеятельности. Очевидно, что конечная цель этих реформ - ускоренная модернизация, прорыв в социально-экономическое и политическое благополучие, создание сильного, стабильного государства, формирование процветающего общества. Успешность решения указанной проблемы в первую очередь определяется средствами образования, как отраслью выявляющей, развивающей интеллектуальный потенциал нации, обеспечивающей углубление демократизации общества. Сегодня конкурентоспособность страны в меньшей степени определяется наличием природных ресурсов. На первый план выступает “человеческий фактор”, способность создавать и осваивать сложнейшие наукоемкие технологии, обеспечивать принципиально новый технологический уровень производства, адаптироваться к условиям новой информационной среды. Это возможно только при наличии тотальной грамотности, высокого интеллектуального уровня общества, а также при условии результативной государственной политики в области образования. В первую очередь, это утверждение верно для системы профессионального, высшего образования.
Введение………………………………………………………………………...
1. Общая характеристика системы образования
1.1. Структура образования. Ее правовое регулирование…………………...
1.2. Финансирование образования…………………………………………….
1.3. Современные требования к качеству образования…………………….
2. Система образования в России
2.1 Двухуровневая система образования……………………………………
2.2 Развитие системы образования сегодня…………………………………
3. Изменение системы образования в России
3.1 Перспективы развития высшего образования…………………………..
3.2 Реализация требований федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Маневич Л.А. Двухуровневая система высшего образования: за и против - М.: Просвещение, 2008. - 122 с
В Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации определено, что система образования должна быть нацелена на решение таких стратегических для страны задач, как повышение уровня благосостояния граждан, обеспечение социальной стабильности, развития институтов гражданского общества, обеспечение безопасности граждан и государства, сохранение социально-культурной целостности и этнонациональной идентичности российского общества, обеспечение потребности рынка труда в квалифицированных кадрах, участие в развитии национальной инновационной системы и обеспечение конкурентоспособности российской экономики.
В настоящее время приоритетными направлениями государственной политики в области образования должны стать:
Реализация планов модернизации российского образования позволит решить многие давно назревшие проблемы, в том числе, обеспечение роста социального статуса и улучшение качественного состава педагогического корпуса, повышение материального благосостояния работников образования и многие другие.
Вместе с тем значительно более важную роль в развитии образования должно играть общество. Формирование прозрачных механизмов управления образованием и образовательными учреждениями сделает более эффективными различные формы общественной поддержки системы образования в целом.
В «Направлениях…» изложено «важнейшим элементом комплексного преобразования сферы высшего образования является введение следующих уровней высшего образования: бакалавриат (первый уровень), магистратура или подготовка специалиста на базе бакалавриата (второй уровень). Такая система станет основой для формирования адекватной потребностям общества структуры квалификаций и образовательных программ.»
17 октября
2007 года Совет Федерации одобрил
закон, совершенствующий систему
высшего профессионального
Первый уровень - бакалавриат (3-4 года обучения), второй - магистратура (два года после бакалавриата), а по некоторым программам, в частности по медицинским, вузы продолжат готовить специалистов не менее пяти лет.
Каждый из уровней является самостоятельным, для перехода на следующий необходимо сдать экзамены. Студентов-бакалавров будут учить базовым профессиям, предполагается, что бакалавры уже после четырех лет обучения смогут занимать должности, требующие высшего образования. То есть, первая ступень - бакалавриат предусматривает подготовку квалифицированных рядовых сотрудников, которые смогут занять должности, связанные с осуществлением исполнительских функций в производственной или социально-экономической сфере, например, быть линейными менеджерами, специалистами по продажам, администраторами, инженерами, журналистами и.т.д.
Второй уровень высшего образования, с углубленной профспециализацией, - это магистратура или «специалитет». Магистратура готовит специалистов, способных к решению наиболее сложных задач профессиональной деятельности (инженер-атомщик, журналист-телевизионщик) и.т.д. Магистров и специалистов будут готовить к научно-исследовательской деятельности и самостоятельной аналитической работе, исходя из кадровых потребностей экономики и социальной сферы. Срок обучения в магистратуре для граждан, окончивших бакалавриат, - два года, а по программам подготовки специалистов - не менее пяти лет.
Правом поступления в аспирантуру или ординатуру наделяются граждане, получившие диплом специалиста или магистра. Лица, имеющие квалификацию «бакалавр», такого права иметь не будут.
У каждого уровня высшего образования свои государственные образовательные стандарты, самостоятельная итоговая аттестация. Правила приема будет устанавливать Министерство образования и науки РФ, однако они не будут существенно отличаться от ныне действующих. За всеми уровнями образования сохраняется порядок предоставления отсрочки от призыва на военную службу.
В целом переход к двухуровневой системе высшего образования дал возможность России стать полноправным партнером государств - участников Болонского процесса, что будет способствовать расширению доступа к европейскому образованию, дальнейшему повышению его качества и привлекательности, расширению мобильности студентов и преподавателей посредством принятия сопоставимой системы ступеней высшего образования, применения системы учебных кредитов (ECTS), выдачи выпускникам вузов общеевропейского Приложения к диплому, а также обеспечению трудоустройства выпускников вузов за счет ориентирования на европейский рынок труда.
Что же касается развития современной системы непрерывного профессионального образования, то в «Направлениях…» изложены основные принципы реализации, такие как:
Увеличение объемов инвестиций и повышение эффективности их использования - одно из важнейших направлений при осуществлении в России экономических реформ, включая сферу образования. Увеличение привлекаемых инвестиций во многом зависит от активизации в сфере образования инновационной деятельности, широкого внедрения новых, отвечающих современным требованиям технологий обучения, нацеленных на кардинальное повышение качества образования. Это обусловлено во многом реализацией инновационных программ в образовательном процессе.
Несмотря на возрастающий объем вложений, коренной модернизации отрасли образования пока не произошло. Расходовать деньги надо «по-умному», тратить их прежде всего на поддержку лучших преподавателей, школ и вузов, практически внедряющих инновационные программы.
Все это свидетельствует о том, что важное значение в условиях перехода российской экономики к формам хозяйствования придается на разных уровнях управления, в том числе в сфере образования, работе применительно к инвестиционной деятельности, а именно:
Для российской экономики (включая сферу образования) относительно новым является понятие (термин) «инвестиции». Ранее, в период централизованного планового хозяйства, использовалось понятие «капитальные вложения» - затраты, связанные с воспроизводством основных фондов (строительством и капитальным ремонтом).
Нестерова, Д. Инвестиции в человеческий капитал в переходный период в России - М.: РПЭИ, 2008. - 80 с.
С переходом к рыночным формам хозяйствования стало употребляться более широкое понятие - «инвестиции».
Сегодня инвестиции -- это денежные средства, целевые банковские вклады, ценные бумаги, патенты, лицензии, ноу-хау, любое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в проекты инвестиционной деятельности в целях достижения положительного результата, в том числе в сфере образования.
Инвестиции в сфере образования нацелена на совершенствование образовательного процесса с применением новых технологий обучения в целях существенного повышения качества образования, обновления основных фондов образовательных учреждений, повсеместного внедрения современных средств информации и коммуникации, реализации мероприятий по укреплению здоровья и усилению социальной поддержки обучающихся и педагогов.
При этом используются средства соответствующих бюджетов (на безвозвратной и платной возвратной основе), а также средства из внебюджетных источников, в том числе привлекаются средства частных российских и иностранных инвесторов, спонсоров, физических лиц (по договорам).
За последние годы существенно возросли вложения государства в развитие и модернизацию образования.
В 2011-13 учебном году российские вузы переходят на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения.
Их разработка осуществлялась в соответствии с Комплексом мероприятий по реализации Приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации на период до 2010 года и Планом мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005 – 2010 годы.
Основные направления работы:
- внедрение
в образовательный процесс
- методологические
аспекты разработки и
- методические
и методологические аспекты
- проектирование
примерных и основных
- проблемы стандартизации образования и пути их решения;
- общественно-профессиональная аккредитация – новый подход к оценке качества образования.
Шапошников Л.Г. Приоритетные национальные проекты РФ // Российская газета - 2010. - № 144. - С. 17-18.
Образование в Российской Федерации - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней.
Структура образовательной системы РФ состоит из двух основных звеньев - общеобразовательного образования и профессионального. Оба звена государство финансирует за счет средств федерального , регионального и местного бюджетов. Также финансирование производится на добровольной основе - спонсорами, родителями и т.д.
Построение современной системы управления качеством образования неразрывно связано с изменением существующего содержания образования и образовательных технологий. Место предметных знаний и предметной обученности должны занять ключевые компетенции. Усвоение школьных предметов перестает быть единственной и главной целью обучения.
Основой успешного осуществления реформы в системе образования России является разработка, утверждение и внедрение стандартов всех уровней образовательных услуг.
Высшее образование не является самоцелью, оно представляет собой необходимый фактор обеспечения хорошо оплачиваемой, интересной работы, достойных условий труда, возможностей самовыражения и самореализации, гарантии от бедности и безработицы. Если не будет связи рынка образовательных услуг с рынком труда, неизбежен будет рост безработицы среди выпускников вузов. Поэтому расширение доступности высшего образования для всех категорий населения должно сопровождаться научно обоснованным анализом и прогнозом спроса на труд.
Процедура проведения единого государственного экзамена нуждается в дальнейшей проработке и совершенствовании, прежде чем можно будет утверждать, что именно ЕГЭ обеспечивает объективную оценку знаний выпускников средних школ.
Оценивая развитие высшего профессионального образования, то следует отметить, что переход в РФ к двухуровневой системе высшего образования дал возможность России стать полноправным партнером государств - участников Болонского процесса, что будет способствовать расширению доступа к европейскому образованию, дальнейшему повышению его качества и привлекательности, расширению мобильности студентов и преподавателей посредством принятия сопоставимой системы ступеней высшего образования.