Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 13:51, контрольная работа
Управление как процесс. Понятие процесса управления, его сущность и содержание. Характеристики процесса управления. Структура управленческого цикла. Схема процесса управления, его этапы и стадии.
Решение в процессе управления. Понятие, сущность и содержание управленческого решения. Требование к управленческому решению. Классификация управленческих решений. Схема процесса разработки, принятия и реализации управленческих решений. Организация разработки, принятия и реализации управленческих решений.
Управленческие ситуации и проблемы.
Связующая функция решений состоит в том, что в процессе их принятия и реализации взаимодействуют все функции менеджмента.
Проблема принятия решения есть проблема анализа, экономиче-ского обоснования и выбора альтернативы из нескольких вариантов достижения цели.
Принятие управленческого
решения в сложных ситуациях
требует тщательного учета и
анализа ряда факторов и представляет
собой многошаговый процесс, состоящий
из последовательности связных этапов.
Эти этапы описывают так
Типовая технология разработки УР включает в себя этапы: информационный, оценки ситуации, определение и диагностики проблемы, разработки и оценки альтернатив, лишь после этого наступает этап принятия решения.
Рассмотрим более подробно основные элементы и последова-тельность шагов процесса принятия решений.
На информационном этапе осуществляется сбор, обработка, сжатие и хранение информационных массивов о состоянии макросреды, мезосреды и микросреды. Основным предметом данного этапа выступает управленческая информация – совокупность сведений о процессах, протекающих внутри организации и ее окружении. Информация может классифицироваться по ряду признаков:
- по назначению;
- одноцелевая - связана с решением конкретной проблемы;
- многоцелевая - используется при решении нескольких разнооб-разных проблем.
Управление, основанное на выявлении ситуаций, их квалификации и выполнении различных преобразований, приводящих к ихразрешению, получило название ситуационного, позволяющего правильно интерпритировать ситуацию, выявить ее переменные, Конкретный набор переменных находит разное толкование у различных авторов, но тем не менее, возможно выделить не более десятка факторов, которые можно сгруппировать по двум основным класса внутренних и внешних переменных.
Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации. В основном, они являются результатом реализации ранее принятых УР. Основные внутренние перемены – цели, структура, задачи, технология и человеческие ресурсы. Существует три основных аспекта человеческой переменной в ситуационном подходе: поведение отдельных людей, поведение людей в группах, характер поведения руководителя и его влияние на поведение отдельных людей и групп.
Критические переменные, которыми могут быть как внутренние, так и внешние, никогда не могут рассматриваться отдельно друг от друга. Значительные изменения одной переменной будут в определенной степени влиять на все остальные переменные.
Один из способов определения внешних переменных состоит в делении на две группы: факторов макросреды и факторов мезосреды, исследование которых базируется на стратегическом анализе.
Наличие и проявление
системной взаимосвязи
1. Исследование причин
и источников возникновения
2. Разработка методов
формирования процедур
- по возможности хранения: финансируемая может храниться практически бесконечно, не подвергаясь искажению и не фиксируемая используемая, используемая в момент получения, подвержена постепенному искажению;
- по степени готовности
для использования: первичная – совокупность
полученных непосредственно из источника
несистемати-зированных данных, содержащих
много лишнего; промежуточная –
сведения, прошедшие через процесс предварительной
«очистки» и систематизации, позволяющей
решить вопрос о конкретных направлениях
и способах их дальнейшего применения;
конечная – информация, используемая
для обоснования решения;
- по полноте: частичная и комплексная (последняя дает всесторонние исчерпывающие сведения об объекте, первая используется только в совокупности с другой информацией);
- по степени надежности: достове
Для выделения состояния системы относительно выбранной в организации цели необходимо сформировать массив достаточной и достоверной информации о состоянии ее ключевых параметров. Именно на этом этапе реализуется принцип постепенного увеличения информации.
Ситуация, сущность, классификация.
На основании информации, полученной в результате выполнения операций первого этапа, происходит оценка ситуации. Ситуация – совокупность условий, возникающих под влиянием внутренних и внешних воздействий. Возникающие ситуации являются результатом различных взаимодействий, происходящих в механизме, структуре и процессе управления, и связаны со статикой и динамикой внешней и внутренней среды организации. Ситуации могут иметь как внешний, так и внутренний источник, то есть являться результатом нарушения взаимодействия подсистем организации между собой и с внешней средой.
Управленческая ситуация – это характеристика сложившегося состояния производственной организации, которое с точки зрения субъекта управления, может быть удовлетворительным или не удовлетворительным. В последнем случае ситуация становиться проблемной, она характеризует реальные несовпадения желаемого и действительного уровней удовлетворения потребности субъекта.
3. Выявление последовательности,
объема и содержательного
При выявлении признаков
возникающих ситуаций главным элементом
должна стать целевая направленность
в описании деятельности объекта. Все
ситуации связаны, в первую очередь
либо с реализацией ранее
После выявления признаков ситуации, следующим шагом является ее корректное описание. В этой связи необходимо найти приемлемую для этой цели классификацию информационных потоков.
Первым признаком классификации является разбиение информа-ции по шкалам:
- номинальная, позволяющая определить черты объекта в множестве других сообщений;
- порядковая, дающая представление о доминировании объектов в ряду сообщений;
- количественная, которая
устанавливает единицы
Второй признак - логическое содержание сообщений об объектах, их свойствах и отношениях.
Третий признак
– отношений информационных потоков
к целевой функции
Четвертый признак – отношение информационных потоков к данной системе управления. По этому признаку выделяют внутренние и внешние сообщения.
Пятый признак – характер преобразований относительно рассматриваемой системы. На его основе все сообщения относятся к следующим видам процедур: эврестическим, расчетным, моделиро-вания; параметрам: времени, субъектам и объектам управления; типу преобразований: агрегирование, фильтрование и др.
Шестой признак – временной, он характеризует состояние хозяйственных систем относительно времени событий, цикла управления и периодичности поступления сообщений.
Приведенная классификация
позволяет описать как
Для полного раскрытия содержания и определения класса ситуаций возникает необходимость их моделирования. Разработка моделей возникновения и развития управленческих ситуаций позволяет заранее оценивать их возможные параметры и выбирать пути разрешения ситуаций.
Учитывая иерархическую
природу возникновения и
- стратегии «Снизу вверх» - моделирование процессов возникнове-ния ситуаций, начиная с нижнего уровня;
- стратегии «Сверху
вниз» - формирование моделей
ситуации высшего уровня, а затем
их разукрупнение и
- комбинированная
стратегия – создание моделей
как сверху, так и снизу. Она
требует особого внимания к
понятийному единству и
Для выбора адекватной стратегии моделирования ситуации необходимо четко представлять к какому типу они относятся. Для этого необходимо провести классификацию ситуаций по ряду признаков:
- по отношению
к источникам возникновения:
- по причине появления:
ситуации, связанные с сохранением
нормального функционирования
- по содержанию: производственные, экономические, технические, организационные, социальные и психологические;
- по масштабу: общественные, подсистемные и элементные;
- по сложности: простые и сложные;
- по степени структуризации:
структурированные и трудно
- по времени: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные;
- по оценке субъекта управления: удовлетворительные и проблемные.
Проблемная ситуация характеризует реальные несовпадения же-лаемого и действительного уровней удовлетворения потребностей субъекта.
Таким образом, проблемная ситуация выступает с одной стороны как совокупность целей субъекта, а с другой стороны – как состояние субъекта, объекта и внешней среды. Для разрешения подобной ситуации необходимо решить возникшие проблемы.
Проблема: сущность и внутренние характеристики.
Существует несколько подходов к определению понятия «проблема».
Во-первых, проблема понимается, как расхождение между действительным и желаемым при неизвестных способах преодоленияэтого расхождения. Такого рода проблемы возникают когда цели деятельности организации не достигнуты. Такие проблемы называют проблемами функционирования.
Во-вторых, проблема
может рассматриваться как
Распознание и формулирование проблемы занимает важное место в методологии организации ПРУР. Проблема определяет выбор методов исследования, подведения результатов. Проблема – это преграда, противоречие, которое несет в себе элементы новых, неизвестных ранее изменений. Не следует путать понятия проблема и задача. Решение первой всегда требует творческого подхода, решение задачи предполагает знание алгоритма ее разрешения.
Проблему как предмет исследования характеризуют такие параметры: реальность, актуальность, ресурсосообеспеченность, ценность предполагаемого результата.
Чтобы ее решить необходимо ее сначала определить, т. е. «увидеть» возникшее противоречие. Определение – это сложная процедура, состоящая из нескольких фраз, основными являются:
- выявление проблемы,
т. е. определение ее
Информация о работе Роль и функции решения в процессе управления