Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 21:15, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Основная цель работы сводится к тому, чтобы изучить понятия и сущность лидерства, провести анализ взаимоотношений между руководителем и подчиненными, а так же попытаться понять, каким лидер должен быть в будущем.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические основы лидерства ..............................................................6
1.1 Понятие и сущность лидерства…….…………………………………....6
1.2 Классические теории лидерства....….......................................……......12
1.3 Современные модели лидерства...……………….……………..….…..15
Глава 2 Роль лидера в управлении организацией.……………..……….……….22
2.1 Роль лидера в управлении организационной культурой..…………...22
2.2 Роль лидера в управлении персоналом....……………………….….....28
2.3 Роль лидера в управлении изменениями..……………………….…....35
Глава 3 Развитие лидерства в Российских компаниях……….……………........37
3.1 Российские условия для развития бизнеса…………………................37
3.2Особенности развитие лидерства в российских компаниях.….…..….40
Заключение……………………..………………………………...........………......43
Список литературы……………………………………………………..……........44
Приложение 1……………………………………………………...…………........46
Приложение 2……………………………..…………………………………….....46
Приложение 3………………………………………………………………….......49
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Теоретические основы лидерства
..............................
1.1 Понятие и сущность лидерства…….…………………………………....6
1.2 Классические
теории лидерства....…................
1.3 Современные
модели лидерства...……………….……………..….….
Глава 2 Роль лидера в управлении организацией.……………..……….……….22
2.1 Роль лидера в управлении организационной культурой..…………...22
2.2 Роль
лидера в управлении персоналом....……………………….….....
2.3 Роль лидера в управлении изменениями..……………………….…....35
Глава 3 Развитие лидерства в Российских компаниях……….……………........37
3.1 Российские условия для развития бизнеса…………………................
3.2Особенности развитие лидерства в российских компаниях.….…..….40
Заключение……………………..…………………………
Список литературы…………………………………
Приложение 1……………………………………………………...…………..
Приложение 2……………………………..……………………………………..
Приложение 3…………………………………………………………………....
Введение
Актуальность темы исследования. При переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления, жесткой системы административного воздействия, практически неограниченной исполнительной власти к рыночным взаимоотношениям, базирующимся на экономических методах. Исходя из этого, становится необходимым принципиально новый подход к приоритетам. Главное внутри организации работники, а за ее пределами потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающего к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к инициативе и не к бездумному исполнению. Следует прейти к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности.
Современная концепция развития производства
заключается в том, что максимальная
производительность, качество и конкурентоспособность
могут быть достигнуты только при
участии каждого сотрудника в
совершенствовании
Цель и задачи исследования. Основная цель работы сводится к тому, чтобы изучить понятия и сущность лидерства, провести анализ взаимоотношений между руководителем и подчиненными, а так же попытаться понять, каким лидер должен быть в будущем.
Достижение цели подразумевало решение следующих поставленных задач:
Объект исследования. Рассмотрение управленческих взаимоотношений, их сущности и особенностей.
Предмет исследования. Изучение стилей лидерства, и применение их в различных ситуациях.
В ходе работы проработана и изучена общая и специальная литература, статьи. Освещенность темы в литературных источниках: О.С. Виханский, Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И.Наумов. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2006., Тэппинг, Д. Четыре стиля лидерства в рабочих ситуациях // Менеджмент и менеджер. –2011. №1. С. 7 11., Коротков, Э.М. Менеджмент: учебник / Э.М. Менеджмент. – М.: Юрайт, 2010.
Основными экспертами в области лидерства являются: А.А. Залезник, Ч. Л. Холломан, С. А. Алыфанов, Г. М. Андреева.
Методологическая база исследования: таблица 1- отличие менеджера и руководителя, таблица 2 - эффективность лидерства, таблица 3 - качества лидеров по Джону Гарднеру, рисунок 1 - стили поведения лидера и принятия им решений по Херси Бланшару.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, 3-х глав, заключения списка литературы и 3-х приложений Основной текст изложен на 40 станицах. Список литературы содержит 18 источников.
Во введении раскрыта актуальность темы, сформулирована цель, задачи, объект и предмет исследования.
В первой главе «Теоретические основы лидерства» определены понятия и сущность лидерства, детально рассмотрены классические стили и современные методы лидерства.
Вторая глава «Роль лидера в управлении организацией»» посвящена рассмотрению лидерских взаимоотношений на предприятии, в главе приведены: характеристика, организационная структура и методы управления, используемые в организации.
В третьей главе «Развитие лидерства в Российских компаниях» был проведен анализ особенностей развития лидерства в российских компаниях
В заключении обобщены исследования и результаты курсовой работы и сформулированы основные выводы.
Глава 1. Теоретические основы лидерства
1.1Понятие и сущность лидерства
Лидерство наиболее изученный и наименее понятный конструкт в социальной психологи (В. Гриффин, 1987). Лидерство это отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений [11, с. 254]. С. А. Алыфанов отмечает, что «синтетические» модели лидерства породили громадное количество экспериментальных работ, число которых возрастало в геометрической прогрессии: если в 1974 г. в своём обзоре по этой проблеме Р. Стогдилл определяет общее количество исследований по лидерству как приближающееся к 3 тыс., то уже в 1981 г. в аналогичном исследовании Б. Басе оценивает общее число работ, как превышающее 7000-й рубеж. Быстрый рост эмпирических исследований происходил на фоне отсутствия солидного теоретического обеспечения, в условиях, когда даже само понятие «лидерство» не было соответствующим образом теоретически интерпретировано. Это привело к парадоксальной ситуации, когда возникло «столько же определений лидерства, сколько существует людей, пытающихся определить это понятие» [1, с. 90].
Многие исследователи этой проблемы стремятся разграничить понятия «лидерство» и «руководство», «лидерство» и «власть». Для одних авторов эти понятия являются синонимами. Они доказывают, что лидером нельзя стать, не будучи эффективным руководителем, и наоборот. Другие отделяют лидера от руководителя совершенно отчетливо. Для них руководство определяется как набор действий, основанных на использовании заранее заученных техник и средств, в то время как лидерство является загадкой, основывающейся прежде всего на личности и самозванно возникающей из процессов влияния и власти. Власть – способность и возможность личности или группы (класса, нации, партии, государства и т. д.) осуществлять свою волю с помощью авторитета, права, насилия и других средств, оказывая направляющее воздествие на деятельность, поведение и жизнь людей в обществе. В. Г. Крысько отмечает, что интерес психологической науки к проблеме власти обусловлен тем, что любой человек так или иначе стремится к власти над другими людьми, так как чувствует в себе определенные внутренние силы для этого и часто испытывает превосходство над ними. Иногда все это происходит неосознанно, но еще чаще человек находит в этом личное удовлетворение и в большинстве случаев упорно стремится к достижению власти.
В то время как лидерство это, прежде всего, социально-психологический процесс, в ходе которого один член группы, общности, общества (лидер) организует и направляет других к достижению конкретной общей цели. Руководство рассматривается при этом как процесс управления малой группой, осуществляемый руководителем как посредником между социальной властью и членами общности на основе правовых полномочий и норм, данных ему (В. Г. Крысько, 2001).
А. Залезник считает, что лидеры и руководители различаются с точки зрения их личностных особенностей, отношения к целям организации, представлений о работе, отношений с другими и представлений о самом себе. Но если организации заинтересованы в лидерах, то они могут формировать их точно так же, как сейчас формируют руководителей.
Ч. Холломан операционально разграничивает
управляющее руководство и
О.С Виханский выделяет такие различия менеджера и руководителя:
Таблица 1. Отличие менеджера и руководителя.
Менеджер |
Лидер |
Администратор |
Инноватор |
Поручает |
Вдохновляет |
Работает по целям других |
Работает по своим целям |
План — основа действий |
Видение — основа действий |
Полагается на систему |
Полагается на людей |
Использует доводы |
Использует эмоции |
Контролирует |
Доверяет |
Поддерживает движение |
Дает импульс движению |
Профессионален |
Энтузиаст |
Принимает решения |
Превращает решения в реальность |
Делает дело правильно |
Делает правильное дело |
Уважаем |
Обожаем |
Б. Д. Парыгин называет следующие различия лидера и руководителя:
Г. М. Андреева отмечает, что самым большим упрощением проблемы лидерства и руководства является представление о необходимости обязательного совпадения при всех обстоятельствах в одном
человеке и лидера, и руководителя. В рамках этой идеи можно рассмотреть и деление на «официальных» и «неофициальных» лидеров, когда под «официальным» лидером понимается как раз руководитель.
С. А. Алыфанов выделяет несколько подходов к определению лидерства:
1. Лидерство как образ (когнитивный подход).
2. Лидерство как процесс (интеракционистский подход).
3. Лидерство как пограничная роль (теория систем) [1].
Приложение идей когнитивного подхода к лидерству, осуществленное в последнее время, было направлено на решение двух основных вопросов:
Линия когнитивного подхода к лидерству отражена в работах Дж. Пфеффера и Б. Калдера. Дж. Пфеффер рассматривает причинное приписывание лидерства определенному лицу. Лидерство, по его мнению, является обыденным конструктом, который широко распространен и часто употребляется. Для исследования представляет интерес, когда и при каких обстоятельствах люди приписывают его поведению других [2].
Согласно Б. Калдеру, лидерство – «ярлык», который наклеивается на поведение других людей (и на свое собственное). Лидерство является ненаблюдаемым качеством, которое выводится из наблюдаемого поведения по мере того, как определенные последствия ассоциируются с этим поведением. В данном случае важна общераспространенная «вера, что качество, определенное как лидерство, производит определенное поведение. Эта вера преобразуется в ожидание того, что образец такого поведения будет предполагать существование качества». Из этого следует вывод, что необходимо изучать факторы, которые люди рассматривают, когда приписывают определенные результаты лидерству.
В рамках социально-когнитивного подхода также работали Р. Лорд, Дж. Филлипс, Дж. Фотис, Г. Аллигер и К. Дэ Вадер, которые доказывают, что теории лидерства являются не чем иным, как системой категорий определенного типа. Эти категории используются для разграничения лидеров и нелидеров. Они определяются через обращение к прототипам обобщенной совокупности свойств, наиболее общих для членов категории. Социальная перцепция включает приложение характеристик стимулов к соответствующим прототипам воспринимающего индивида.