Роль менеджмента в развитии современного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 00:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение основных этапов и направлений эволюции менеджмента, его места и роли в развитии экономики и общества на современном этапе.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 82.56 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

В практике управления существуют примеры организаций, возникших в глубокой древности и успешно функционирующих и в настоящее время, благодаря созданию рациональной структуры управления. К их числу относится римская католическая церковь, имеющая наиболее простую структуру управления: папа, кардинал, архиепископ, епископ и приходской священник. Она функционирует и в настоящее время и является более «современной», чем структура многих организаций, появившихся только сегодня. Может быть, это и есть существенная причина того, что она процветает на протяжении многих веков. 

В своей  курсовой работе я постарался рассмотреть факторы совершенствования менеджмента. Также уделил внимание концепции планомерного роста конкурентоспособности и концепции «центральной компетенции организации» и постарался привести основные пути практического повышения способностей организации в России.

Целью работы является определение  основных этапов и направлений эволюции менеджмента, его места и роли в развитии экономики и общества на современном этапе.

Объектом исследования является менеджмент как специфический вид деятельности по управлению предпринимательской  деятельностью.

Теоретико-методологической основой  исследования являются общие принципы объективности, историчности, приоритета фактов, конкретной истины и общечеловеческих ценностей, предусматривающих объективный  анализ событий и явлений на основе научно-критического использования  различных источников.

В работе использованы труды ведущих  российских и зарубежных специалистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. МЕНЕДЖМЕНТ КАК НАУКА УПРАВЛЕНИЯ

1.1 Понятие и сущность менеджмента

 

Прежде чем рассматривать роль и место менеджмента в обществе, необходимо подробнее остановиться на содержании этого слова.

Первый дискуссионный момент - это  семантика понятий "менеджмент" и "управление". Многие исследователи, рассматривая этот вопрос, ссылаются на перевод "менеджмента", данное в Оксфордском словаре английского языка, где рассматривается четыре разных значения этого понятия:

- средство, манера общения с людьми; власть и искусство управления;

- особого рода сноровка и административные навыки;

- орган управления, административная единица.

Таким образом, можно сделать вывод, что даже в английском языке этот термин не рассматривает однозначно. Американский исследователь этой проблемы Друкер подчеркивает чисто американское происхождение этого понятия, а также его полисемантический характер, так как термин "менеджмент" включает в себя и определенные функции, и социальный статус людей, ее выполняющих, и учебную дисциплину, и область научного исследования. В то же время П. Друкер подчеркивает, что "... для организаций, не имеющих отношения к бизнесу, как правило, не говорят о менеджменте и менеджеров".

Итак, понятие "менеджмент" к  понятию "управление", следует  рассматривать как часть по отношению  к целому. И в отечественной  науке сейчас происходит путаница при  обозначении дефиниций "менеджмент" и "управление". Ярко выраженная тенденция  отождествления этих двух категорий, когда  обозначают "управление (менеджмент)". Итак, можно считать, что английское понятие "менеджмент" и русское "управление" и, соответственно "менеджер" и "руководитель" - это одно и тоже? На мой взгляд и да, и нет. В общем смысле пожалуй, - да. Вместе с тем есть и отличия. Во-первых, говоря о понятии "менеджмент", американцы почти всегда понимают фигуру "менеджера" - человека, субъекта управления, действующего в некоторой организации.

В более общем смысле они применяют  термин "администрация", что в  большей степени отражает обезличенную систему управления. Во-вторых, когда  говорят "менеджер", то, по большому счету, имеют в виду профессионального  управляющего, осознающего, что он представитель  особой профессии, а не просто инженер  или экономист, занимающийся управлением. К тому же менеджер - это человек, прошедший, как правило, специальную  подготовку. В культуре развитых капиталистических  стран понятие менеджмент очень  часто соседствует с понятием бизнес. Бизнес - это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции  или услуг. "Управление бизнесом" (business management) - это управление коммерческими, хозяйственными организациями. Термин "менеджмент" применяется к любым типам организаций, но если речь идет о государственных органах любого уровня, более правильно использовать термин "public administration" - "государственное управление".

Существуют два подхода к  понятию термина "менеджмент":

- менеджмент как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности;

- менеджмент как наука об управлении человеческими отношениями.

Вся история развития менеджмента  была связана с двумя подходами  к управлению: первый из них акцентировал внимание на управлении операциями (технической стороной производственного процесса), другой - на управлении трудовыми ресурсами, отдавая приоритет психологическим факторам, мотивации и стимулированию человеческой деятельности.

Менеджмент - вид профессиональной деятельности людей по организации достижения системы целей, принимаемых и реализуемых с использованием научных подходов, концепции маркетинга и человеческого фактора.

Менеджмент (управление) - это процесс, направленный на достижение целей организации посредством упорядочения преобразований исходных субстанций или ресурсов (труда, материалов, денег, информации и т.п.) в требуемые результаты (изделия, услуги).

Как известно, менеджеры  влияют прежде всего на главный элемент организации - людей, координируя их деятельность. Эффективность менеджмента определяется как соотношение результатов работы и использованных для их получения ресурсов. Менеджеры, которые осуществляют управление не имея научных знаний, вынуждены полагаться только на опыт, интуицию и везение. Однако опыта многим из них не хватает. Менеджеры лучше управляют и достигают более высоких результатов, если обладают теорией менеджмента и умело применяют свои знания на практике.

Теорию (научную дисциплину) менеджмента можно охарактеризовать как логически упорядоченные знания, которые представляют собой систему принципов, методов и технологий управления, разработанных на основе информации, полученной как эмпирическим путем, так и в результате исследований в различных областях науки. Теория менеджмента отличается следующими особенностями:

- ориентирована на решение практических задач;

- имеет междисциплинарный характер;

- разрабатывается в международном масштабе.

Менеджмент предназначен для решения практических задач. Он нацелен на исследование и разработку правил эффективного управления с целью  достижения высоких результатов, является критерием его качества. Отсюда вытекают следующие требования к теории менеджмента:

- во-первых, она должна предоставлять работникам, занятым практической деятельностью, знания, помогающие им повысить уровень управления;

- во-вторых, способствовать повышению квалификации менеджеров и особенно подготовке претендентов на эти должности;

- в-третьих, определять области и проблемы, требующие дальнейшего изучения и разработки в целях содействия развитию познавательной базы.

Теория  менеджмента - молодая научная дисциплина, систематическая разработка ее основ начата относительно недавно. Она стала предметом академических исследований в основном в XX в. при этом интенсивное изучение началось только после второй мировой войны. Теория разрабатывалась быстро и во многих направлениях. Однако существует ряд нерешенных проблем, касающихся терминологии, масштабов теории, обоснование принципов и т.п. Некоторые утверждения носят общий характер и недостаточно точны. И все же, несмотря на определенные недостатки, современные достижения теории менеджмента в значительной степени могут помочь практике управления.

Итак, понятие менеджмент и управление являются близкими по содержанию, но не тождественными. К тому же менеджмент выступает составной частью науки управления. При этом теория менеджмента - сравнительно молодая наука, которая динамично развивается в последнее время.

 

 

  1. 2. Содержание и функции менеджмента

 

Менеджмент - междисциплинарная отрасль науки. У него есть собственный источник познания (практика), пополняемый знаниями различных научных дисциплин, без которых менеджмент не смог бы развиваться. Междисциплинарность - одна из основных причин, вызвавших информационный взрыв в области управления. Можно выделить следующие источники познания, используемые менеджментом:

1. Сначала и потом в  течение нескольких десятилетий  менеджмент в основном подпитывался информацией, получаемой в ходе управленческой деятельности, иными словами, его источником служили эмпирические знания. Подавляющее большинство авторов публикаций представляли менеджеры, желающие поделиться своим опытом. Опыт менеджеров и сейчас является важным источником познания и содействует созданию теории менеджмента.

2. К началу 50-х годов  наука мало способствовала развитию  менеджмента. Однако эти десятилетия  ознаменовались ее бурной активностью.  Теорию менеджмента обогатили  различные научные дисциплины. Наибольший  вклад внесли психологи, социологи,  антропологи, математики (прежде  специалисты в области исследований  операций и "науки управления"). Эти ученые считают менеджмент важным социальным феноменом, а менеджеров - существенным элементом общества. Они стремятся понять и объяснить менеджмент с точки зрения своей науки. Развитию теории также способствовали философия, политические науки, история, право, экономика, логистика, бухгалтерский учет, наука о вычислительные машины, технические науки и другие отрасли знаний.

Информационный взрыв  в области управления оказал положительное  влияние на теорию менеджмента, но одновременно имел и негативные последствия. Представители  различных отраслей науки не только ставили новые вопросы, предлагали постулаты, методы исследования и решения  задач, но и начали интерпретировать менеджмент в соответствии со своими представлениями и даже выдвигали  отличные от общепринятого понимания  теории менеджмента. В теории менеджмента  наступила путаница, в результате чего ситуацию в начале 60-х годов, стали характеризовать как "настоящие  джунгли". В этой связи многие авторы констатировали, что единой универсальной теории менеджмента  не существует. Эта точка зрения распространена и сейчас. История  развития и современное состояние  менеджмента свидетельствуют об определенной неясности в теории. Однако можно утверждать, что главное положение завоевал интегральный подход к менеджменту.

Теория менеджмента становится предметом международных исследований, приобретая все более интернациональный характер. Эта тенденция вызвана прежде всего расширением сферы деятельности транснациональных компаний и распространением ее на новые страны. В этой связи возникает необходимость разрабатывать методы управления людьми, товарами и средствами в новых условиях, чему способствует освоение "ноу-хау" менеджмента других стран. Это важный, но часто не учитываемый фактор роста производительности и экономического развития.

Обмен техническими достижениями между странами осуществляется достаточно легко. В отличие от этого некоторые  знания в области менеджмента  с трудом переносятся на новую  почву. Существуют различные мнения о возможности трансплантации чужих "образцов" менеджмента. При этом есть сторонники концепции как единообразия, так и разноплановости менеджмента в различных странах. Те, кто придерживается идеи единообразия, утверждают, что практика менеджмента имеет универсальный характер. При этом в качестве примера приводится метод управления по целям (management by objectives). Сторонники концепции разноплановости считают, что для успешного освоения "чужого" опыта менеджмента необходимо адаптироваться к специфическим условиям тех стран, где он накоплен.

Наиболее значительным достижением  классического подхода является признание менеджмента как важного  феномена организованной деятельности.

Представители бихевиористской науки рассматривают менеджмент как процесс взаимодействия людей. Они считают, что его задачи сводятся к изучению межличностных отношений. Ученые-бихевиористы в значительной степени способствовали изучению человеческого аспекта менеджмента и в первую очередь функций руководства людьми. Они исходят из того, что менеджеры выполняют свою работу, взаимодействуя с людьми и поэтому должны использовать достижения психологии и социологии. Отсюда делается правильный вывод, что менеджер должен уметь работать с людьми, т.е. быть эффективным руководителем.

Однако в действительности сфера менеджмента гораздо шире. Проблемы поведения человека составляют лишь одну его часть. Бихевиористский подход исключает понимание организации как единого целого, на которую работники влияют и которая в свою очередь влияет на них. В результате возведения менеджмента к взаимоотношениям людей игнорируются такие его основные функции, как планирование, организация и контроль. Чтобы человек стал эффективным менеджером, недостаточно иметь психологическую или психологически-социологическую подготовку. При всей ее важности необходимы знания и в других областях.

Информация о работе Роль менеджмента в развитии современного общества