Роль менеджмента в развитии современного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 00:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение основных этапов и направлений эволюции менеджмента, его места и роли в развитии экономики и общества на современном этапе.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 82.56 Кб (Скачать файл)

В мире бизнеса инновации осуществляются посредством реализации инновационных  проектов. Принято считать, что инновационный  проект занимает промежуток времени  от выдвижения идеи (продукта, услуги, технологии) до выведения нового продукта на рынок. На известной S-образной кривой, характеризующей жизненный цикл товара, инновационному проекту принято отводить начальный участок, деятельность на котором часто предполагает проведение исследований и разработок.

Серьезные задачи стоят перед российским бизнесом в части развития его  правовой основы. Несогласованность  федеральных и местных законов  нередко ставит предприятия в  сложное положение и даже приводит к банкротству.

Особая проблема для нашего менеджера  — создание новой дисциплины, нового отношения к труду (достаточно вспомнить феномен бывшей ГДР, которая, несмотря на значительные финансовые «вливания» и относительно небольшой срок пребывания в социалистическом блоке, все еще далека от своих бывших западных соседей по производительности труда).

Предлагается семь стратегий организационных  преобразований, составляющих суть организационной  демократии, являющейся, по мысли авторов, концом эпохи шаблонных решений  и альтернативой менеджменту. 
Стратегия 1: сформируйте содержание ценностей, этических вопросов, целостности. 
Стратегия 2: сформируйте живую, эволюционирующую сеть ассоциаций. 
Стратегия 3: сделайте лидерство связующим звеном, обеспечьте его проникновение во все организационные сферы. 
Стратегия 4: сформируйте самоуправляемые команды с инновационным мышлением. 
Стратегия 5: внедрите упрощенные открытые процедуры и процессы, облегчающие совместную деятельность. 
Стратегия 6: создайте комплексную, самокорректирующуюся систему. 
Стратегия 7: осуществите стратегическую интеграцию, трансформирование самого способа изменений.

Предполагается, что реализация упомянутых стратегий сделает организацию  более демократичной, самоуправляемой  и придерживающейся принципов сотрудничества. Все это должно, по мысли авторов, обеспечить процесс трансформации  самой сути организации, имеющий  революционное значение. Рассмотрим последствия становления организационной  демократии.

Последствия демократических изменений, влияющих на общество и политику. Процесс  демократизации организаций дает право  надеяться, что будет обеспечено более высокое качество условий  труда для всех категорий сотрудников, что будет создано более интегрированное, демократичное, равноправное общество, претворены наконец в жизнь те обещания, которые были даны в Афинах еще 2,5 тысячи лет назад.

Ответственность перед обществом  и организацией. Со сменой парадигмы  труда должны смениться особенности, определяющие организацию, а вслед  за ними и ответственность за социальные последствия решений и за формулирование организационных ценностей. Эти  ценности должны признавать приоритет  человеческих нужд над экономической  выгодой, необходимость преобразования организации в объединение сотрудничающих сообществ. Нужно придавать социальному  вкладу и ответственности перед  окружающей средой большее значение, чем задаче достижения конкурентного  преимущества. Развитие понимания ответственности  в более широком смысле, как  ответственности перед всем обществом, а не как простого «пригляда» за своей организацией, командой, семьей, собой лично, имеет самые ошеломляющие результаты, влияющие на всю инфраструктуру, в которой действует организация. К таким эталонам в США, например, относят министерство по развитию строительных работ (WPA ), созданное в период Великой депрессии, Движение корпораций за социальную ответственность и др. Из истории бывшего СССР известна масса аналогичных примеров (определенная часть которых, впрочем, была чистой воды пропагандистским вымыслом).

Ценности, глобализация, пределы применимости экономической выгоды. Глобализация представляет собой процесс экономической  экспансии, призванной уничтожить практически  любые препятствия на пути конкурентного  экономического обмена. В рамках этого  процесса вырисовываются ключевые ценности, которые преимущественно состоят  из принципов, поддерживающих гонку  за экономическое превосходство  и безусловное финансовое доминирование. На практике эти ценности превращаются в неконтролируемое стремление наращивать производство, сокращать расходы  на оплату труда и защиту окружающей среды, пренебрегать социальными программами  и другими приоритетами, хотя они  и не ведут к увеличению прибыли. К сожалению, гуманитарные ценности, социальные нужды, экономическая стабильность, защита окружающей среды, искусство  и культурные традиции отходят на второй план перед целью максимизации экономического преимущества и генерации  прибыли. Чтобы противостоять этой разрушительной силе, необходимо создать  такие новые формы экономической  организации, которые были бы одновременно основаны на ценностях и на производственной эффективности и могли бы производить  высококачественные, конкурентоспособные  товары и услуги, не разрушая окружающей среды, не принижая ценности человеческой жизни, не уродуя местные, самобытные культуры. Принципы конкурентной экономики строятся на обладании и делании, тогда как основа таких ценностей, как сотрудничество, демократия и стабильность окружающей среды, состоит в том, чтобы быть или являться. Важно и то и другое, но в условиях глобализации мерилом успеха является, к сожалению, только первое.

Постмодерн в менеджменте. Постмодернистская  теория менеджмента отвергает господство каких-либо определенных структур или  авторитетов, стирает грани между  повседневной жизнью и ее отображениями, отказывается от абсолютизации объективности  и универсальности, утверждает права  малых структурированных общностей. Следует заметить, что обсуждение этого направления носит в  России в основном теоретико-методологический характер, не реализуясь на практике (даже возможности канонического менеджмента  используются не более чем наполовину).

Последствия становления организационной  демократии. За прошедшие несколько  сотен лет капитализм сделал человеческий труд весьма эффективным. В то же время  капитализм породил систему менеджмента, которая способствует формированию враждебных отношений между трудом и управлением, ожесточению конкуренции, организационной изолированности, делению людей на владельцев, менеджеров и работников. С ростом производительности труда накопление богатства становится зависимым не только от технологического оснащения, но и от применения принципов сотрудничества, всепроникающего лидерства, самоуправления — другими словами, от организационного самоуправления. Соответственно теряет свое значение и менеджмент. Сочетание независимых децентрализованных услуг, инновации в технологическую сферу, отношения на основе сотрудничества, процессы саморегулирования и принцип самоуправляемости команд доказали высокую эффективность в решении текущих проблем, постепенно делая менеджмент избыточной роскошью. Соответственно контроль над экономикой и политической сферой становится все более демократичным, переходя в руки команд работников и связующих лидеров, которые не просто имеют к работе непосредственное отношение, но чья жизнь напрямую зависит от принимаемых решений.

Рассмотрим проблемы управления в  условиях динамичности среды решений. Неопределенность в современном  бизнесе может принимать четыре формы — четыре уровня неопределенности.

К числу основных относятся три  перечисленные ниже проблемы. 
1. Технологии приспособления к динамичной среде посредством установления контроля за экономической средой. Эти технологии включают: 
а) кооперацию хозяйственных связей и объединение усилий в производстве, основанные на размывании границ этих связей и границ фирмы. Образование квазифирм; 
б) формирование сети обслуживающих структур: финансовых, торговых и прочих фирм (образование обслуживающих отраслей без формирования системы управления на межорганизационном уровне); 
в) создание межорганизационных структур управления для реализации контроля за формированием рынков, образованием промыт ленных отраслей, законодательными инициативами, инвестиционными процессами конкурирующих фирм и т.д.

2. Метатехнологии (принятия решений) — технологии управления, направленные на модификацию систем принятия решений посредством их приспособления. При этом корректируется и сама система управления. Первостепенную важность имеют системы принятий оперативно-технических, финансово-сбытовых, оперативных производственных решений и принятия стратегических решений по продуктивным инновациям, систем планирования ликвидности товаров и планово-контрольных систем принятия решений.

3. Комбинированные технологии, достигающие  стратегии приспособления и установления  контроля, на основе корректировки  систем управления и систем  принятия решений в интерактивном  режиме.

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

Ни одна организация, ни одно предприятие  не может добиться успеха без управления. Но управление, как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в  настоящее время, появилось не сразу.

Как только доисторические люди стали  жить организованными группами, у  них появилась необходимость  управления. На первом этапе, когда  группы людей были невелики, управление во всех сферах жизнедеятельности осуществлялось одним человеком – вождём этой группы. Он решал, кому смотреть за жилищем, кому за подрастающим поколением, кому добывать пищу, и он же решал, кого поощрять, а кого наказывать. Но по мере того, как разрасталась группа, вождю всё  сложнее было одному решать все насущные вопросы - ему понадобились помощники. Появилась необходимость разделения труда и дифференциация функций. Но на это понадобились века.

Египетские пирамиды, построенные  до нашей эры, являются ярким свидетельством не только египетской культуры, но и  их управленческого искусства. Строительство  пирамид требовало чёткого планирования и искусного управления.

У древнегреческого учёного Сократа  даётся понимание управления как  особой сферы человеческой деятельности. Он говорит о том, что главным  в управлении является, умение поставить  нужного человека на нужное место  и добиться поставленных перед ним  задач.

Я думаю, что предпосылками и  источниками формирования менеджмента, как управления особого рода является развитие рыночных отношений, основными  элементами которых являются спрос, предложение и цена.

Отсутствие рыночных отношений  в нашей стране долго не создавало  необходимых предпосылок для  теории и практики менеджмента.

Менеджмент – это самостоятельный  вид профессиональной деятельности, предназначенный для достижения целей организации в условиях рыночных отношений в экономике. Направленность менеджмента на получение  прибыли предполагает участие всего  персонала в организованной и  успешной деятельности. Поэтому менеджмент изначально ориентирован на успех организации, вернее на создание условий для успеха.

В настоящее время, когда мы живём  в эпоху рыночных отношений, роль менеджмента очень значима.

Если в советскую эпоху рядовой  парикмахер был ориентирован на то, что бы на своей работе пробыть 8 часов и ему платилась заработная плата независимо от количества клиентов. Он не был заинтересован в привлечении  клиентов, не задумывался о качестве работы, не беспокоился о конкурентах. То в настоящее время, зная, что  клиент придёт к нему, чтобы получить качественные услуги, то настоящий  мастер своего дела будет постоянно  повышать сваю квалификацию и заботиться о качестве выполненной работы. Ему нужно будет позаботиться, чтобы о нём и его работе узнали потенциальные клиенты. Чтобы слава о нём «бежала впереди него», он должен позаботиться о качественной рекламе и о презентации своей работы. И чтоб его деятельность была успешной он должен работать в команде. Сделав стильную красивую молодёжную причёску, ему нужно будет договориться с профессиональным фотографом, чтоб запечатлеть свой шедевр. Затем создать свой альбомчик. Чтоб клиенты могли полистать. Если появился достаточный опыт с молодёжью, то можно будет договориться с каким-нибудь молодёжным клубом о презентации своей работы. Работая с клиентами старшего возраста, необходимо продумать другое направление. Люди этого возраста консервативны, если они получили один раз качественные услуги, то скорее всего будут ходить, но для того чтобы сохранить стабильное число клиентов приобрести новых, ему всё же нужно внести некоторые новшества, привлекательные для клиентов. Например, запись к мастеру по телефону. Для постоянных клиентов, которые посещают более года небольшая праздничная скидка. Эти затраты окупятся тем, что на праздник число клиентов возрастёт, для клиентов, которые обращаются к нему более трёх лет - бесплатное обслуживание в честь дня рождения. А для клиентов, которые сотрудничают с ним более 5 лет - бесплатное обслуживание на день рождения и к 8 марту (23 февраля). Организация, которая желает успешно развиваться, заинтересована в предприимчивом менеджере. Поэтому, на данном этапе, есть спрос в квалифицированном менеджере. А спрос рождает предложение. Многие ВУЗы готовы выполнить социальный заказ гражданского сообщества на подготовку квалифицированных кадров. Так как, в нашей стране небольшой опыт рыночных отношений, то учебным заведениям, готовящих менеджеров, стоило бы сотрудничать со странами, имеющими богатый опыт в этом деле.

Квалифицированный специалист стоит  дорого, ВУЗам, чтобы окупить свои затраты стоило бы сотрудничать, в  свою очередь с организациями, нуждающимися в грамотных и компетентных менеджерах. И организация, рассчитывающая на успешную деятельность на рынке труда, должна вкладывать солидные деньги в образование  своего специалиста. Таким образом, роль менеджмента в современную  эпоху для успешной деятельности организации очень велика.

Информация о работе Роль менеджмента в развитии современного общества