Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2013 в 23:35, курсовая работа
Значение стратегического поведения, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.
Стратегическое управление - это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производство на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, в соответствии с изменениями окружающей среды и позволяющее добиваться конкурентных преимуществ, что позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
1. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ И ЕЕ АКТУАЛЬНОСТИ, ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ…………………………………………………….
1.1. Стратегическое управление организацией..............................................
1.2. Формулирование стратегий и их виды....................................................
2. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА И ИЗЛОЖЕНИЕ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧИ 13
2.1. Стратегический менеджмент как составная часть управления организацией ………………………………………….......................................
2.2. Стратегическое управление в обеспечении конкурентных преимуществ.........................................................................................................
3. АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ............................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ......................................
ГЛОССАРИЙ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ..............................................................
Определение миссии и целей организации
Миссия – это деловое понятие, отражающее предназначение бизнеса, его философию (данный термин дословно означает «ответственное задание, роль»). Миссия помогает определить, чем в действительности занимается предприятие: каковы его сущность, масштабы, перспективы и направления роста, отличия от конкурентов. Внутри организации миссия дает персоналу понимание целей организации и помогает в выработке единой позиции, способствующей укреплению организационной культуры [15].
Цели представляют собой определенные результаты и итоги, которые необходимо достичь в указанные сроки. Пока планы развития и миссия компании не переведены в плоскость конкретных целей производительности, они остаются красивыми словами, яркими декорациями и бесплодными фантазиями. При постановке целей и разработке стратегии компании руководитель опирается на результаты, полученные при стратегическом анализе. Дели должны отвечать основным требованиям: конкретность, измеримость, достижимость, ограниченность во времени и ресурсах.
Анализ среды
Анализ окружающей
среды необходим при
Анализ окружающей среды предполагает
изучение трех ее составляющих: внешней
среды; непосредственного окружения; внутренней
среды организации.
Анализ внешней среды включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-техническое и технологическое развитие общества, инфраструктуры и т.п.
Выбор стратегии
Стратегия –
это долгосрочное качественно определенное
направление развития организации,
касающееся сферы, средств и формы
ее деятельности, системы взаимоотношений
внутри организации, а также позиции
организации в окружающей среде, приводящее
организацию к ее целям.
Стратегия выбирается с учетом:
Оценка выбранной стратегии заключается в ответе на вопрос: приведет ли выбранная стратегия к достижению фирмой своих целей? Если стратегия соответствует целям фирмы, то дальнейшая ее оценка проводится по следующим направлениям:
Выполнение и контроль стратегии
В книге И. Ансоффа «Стратегическое управление» были сформулированы следующие принципы стратегического контроля:
Стратегии эффективного менеджмента. Построение стратегии пирамиды
Построение
эффективной стратегии
На создание
эффективной стратегии
Рисунок 1. Влияние внешних и внутренних факторов на создание стратегии»
На формирование стратегии организации оказывают влияние многие факторы. Взаимодействие этих факторов носит специфический характер для каждой отрасли и компании и всегда изменяется во времени. Никогда выбор одинаковых стратегий не происходил в схожих ситуациях. Факторы, определяющие стратегию всегда отличались один от другого, и, как правило, очень сильно. Поэтому менеджеру необходимо оценивать всю совокупность внешних и внутренних факторов, прежде чем принимать решение о выборе той или иной стратегии. К основным факторам, формирующим стратегии, можно отнести следующие:
Социальные, политические, гражданские и регулирующие нормы;
Привлекательность отрасли и условия конкуренции;
Специфические рыночные возможности и угрозы;
Сильные и слабые стороны организации, ее конкурентные возможности;
Личные амбиции, философия бизнеса и этические воззрения менеджеров;
Ценности и культура компании.
Следовательно, стратегия - это:
1. Собирательное понятие, объединяющие различные аспекты деятельности компании и находящие свое выражение во всем, что определяет жизнедеятельность организации;
2. Комплекс мероприятий
по достижению намеченных
В крупной дифференцированной компании стратегии разрабатываются на четырех различных организационных уровнях:
1. Корпоративная стратегия (стратегия для компании и сфер ее деятельности в целом).
2. Деловая стратегия (для каждого отдельного вида деятельности компании).
3. Функциональная стратегия (для каждого функционального направления определенной сферы деятельности). Каждая сфера деятельности имеет производственную стратегию, стратегии маркетинга, финансов и т. д.
4. Операционная стратегия (более узкая стратегия для основных структурных единиц: заводов, торговых региональных представителей и отделов (внутри функциональных направлений).
На одноотраслевом предприятии существуют только три уровня (отсутствует корпоративный курс).
Корпоративная стратегия. Она является общим планом управления для диверсифицированной компании. Корпоративная стратегия направлена на всю компанию и охватывает все направления деятельности, которыми она занимается. Она состоит из действий, которые предпринимаются для утверждения своих позиций в различных отраслях промышленности, и подходов, которые помогают управлять делами компании.
Деловая стратегия (бизнес-стратегия) направлена на обеспечение успешной деятельности в одной специфической сфере бизнеса. Целью деловой стратегии является то, чтобы показать, как завоевать сильные долгосрочные конкурентные позиции в определенном направлении.
Функциональная
стратегия представляет собой план
управления основной и текущей деятельностью
функционального направления
Операционная стратегия относится к еще более конкретным стратегическим инициативам и подходам в руководстве ключевыми оперативными единицами (заводами, отделами продаж, центрами распределения) при решении ежедневных оперативных задач, имеющих стратегическую важность (рекламные кампании, закупка сырья, управление запасами, профилактический ремонт, транспортировка).
Операционные стратегии дополняют и завершают общий бизнес-план работы компании.
Стратегический
план организации есть совокупность
стратегий, выработанных различными менеджерами,
на различных уровнях
Рисунок 2. Составляющие стратегической пирамиды
Стратегические пирамиды в дифференцированных компаниях (а) и одноотраслевых (б) компаниях.
Иерархию этих стратегий можно представить с помощью таблицы [5].
Таблица 1
«Иерархия стратегий»
Уровень |
Ответственный за разработку (принятие решения) |
Содержание разработки |
1 |
2 |
3 |
Корпоративная стратегия |
Исполнительный директор,
ключевые вице-директоры (решение принимается/ |
Создание и управление
портфелем СЗХ. Определение инвестиционных приоритетов и управление ресурсами в наиболее привлекательных СЗХ. Пересмотр/ревизия/унификация основных стратегических подходов шефов СЗХ. |
Стратегия СЗХ |
Главный менеджер/шеф СЗХ (решения принимаются/пересматриваются руководством фирмы) |
Определение действий и
подходов для успешной конкуренции
и в интересах получения Формирование реакции на изменение внешних условий. Унификация стратегических инициатив ключевых функциональных служб. Действия по решению специфических проблем. |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
Оперативная стратегия |
Шефы полевых единиц/менеджеры
более низкого уровня, в том
числе функциональные (решения принимаются/ |
Разработка более узких и специфических подходов и действий в поддержку функциональных и СЗХ стратегий и в интересах достижения целей полевых единиц и функциональных отделов. |
Стратегия характеризует не только управление в макроэкономических масштабах. Любая организация должна иметь собственную стратегию. Это стратегия выживания и развития, повышения конкурентно способности, достижения цели. Поэтому очень важным является правильное поэтапное построение стратегии.
Основные стратегии развития организации
В настоящее время выделяют четыре базовые стратегии развития организации:
1. Ограниченное развитие. Ее выбирает в основном предприятия со стабильной технологией в сложившихся отраслях. Цели развития устанавливаются от «достигнутого» и корректируются при изменении условий. Это самый легкий, наиболее удобный и наименее рискованный способ действий.
2. Рост. Эта стратегия чаще всего применяется в динамичных отраслях с часто меняющейся технологией. Для нее характерно установление ежегодно значительного превышения уровня развития над уровнем предыдущего года.
Различают стратегии концентрированного роста по отношению к базовому рынку или продукту и интегрированного роста, которые связаны с расширением предприятия путем добавления новых структур.
Конкретные стратегии концентрированного роста:
- стратегия усиления позиции на рынке посредством активных действий по продвижению товара, привлечения новых пользователей товаров и т.п.;
- стратегия развития рынка, заключающаяся в поисках новых рынков для уже производимого продукта;
- стратегия развития продукта, имеющая целью рост объема продаж за счет организации производства и реализации нового продукта на уже освоенном рынке.
3. Стратегия сокращения (стратегия последнего средства). Данная стратегия выбирается предприятием реже всего. Для нее характерно установление целей ниже уровня, достигнутого в предыдущем периоде. К стратегии сокращения прибегают в тех случаях, когда показатели деятельности предприятия приобретают тенденцию к ухудшению и отсутствуют эффективные средства изменения такой ситуации.