Руководитель как организатор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 10:22, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение системы нравственных отношений в коллективе, выявление определений этическим понятиям, используемым в организаторской работе руководителя, его нравственных устоях и принципах в служебном коллективе; рекомендаций по совершенствованию отношений в коллективе и нормальной работы сотрудников. Задачи работы:
1. Дать определение понятиям: теодицея, теономная этика, моральное убеждение, утилитаризм, фатализм, дискриптивная этика, иезуитизм, квиетизм, критика, мещанство.
2. Дать характеристику исторической личности: Джон Стюарт Милль, Н.А. Добролюбов, Фома Аквинский, Эрих Фромм, Августин Блаженный, Анри Бергсон, Вивекананда.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1. Первичный коллектив и его морально-психологический климат ……........6
2. Определение понятий…………………………….............................................8
3. Характеристика исторических личностей.......................................................13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................................21

Вложенные файлы: 1 файл

рук-ль как организатор нравст.отн.в служебн.кол-ве.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

ПЛАН

 

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

1.  Первичный коллектив и его морально-психологический климат ……........6

2. Определение понятий…………………………….............................................8

3. Характеристика исторических  личностей.......................................................13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................20

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................................21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность данной темы обусловлена:

Содержание нравственных отношений различается в зависимости от того, по отношению к кому человек имеет определенные обязанности и какого они рода. Для сотрудника содержание нравственных отношений определяет его отношение к обществу, государству и личности, необходимость защищать их, добросовестно выполнять свои профессиональные обязанности. Формы же моральных отношений сотрудника зависят от того, каким образом он способен реально реализовать нравственные требования: оценить конкретный поступок в конкретной ситуации; определить необходимость тех или иных действий; быть способным к формированию в себе определенных качеств; подчинять свою деятельность нравственному идеалу. Все это преломлялся в особых личностных формах морального отношения: долга и нравственности, чести и достоинства, совести как способа внутреннего самоконтроля личности1.

В ходе подготовки работы были прочитаны известные труды Д. С. Милля2, Н.А. Добролюбова, Эриха Фромма3 и другие работы. Кроме того, в процессе совместной деятельности сотрудники вступают друг с другом в различные отношения, подчиняв требованиям дисциплины, следуют установившимся привычкам и традициям, взаимно оценивают поступки, подавая пример, воздействуют на поступки окружающих силой своего морального авторитета. Во всех этих формах нравственных отношений всегда существуют две стороны — субъект и объект, эти стороны постоянно меняются местами. Так как каждый сотрудник имеет определенные обязанности перед обществом, коллективом и другими людьми, то он выступает как субъект по отношению к ним, а общество, коллектив и другие люди выступают объектами его нравственной деятельности. В то же время этот же сотрудник является объектом нравственных обязанностей для других людей, коллектива и общества. С одной стороны, общество, коллектив определяют обязанности для отдельной личности и оценивают ее поведение и поступки, относятся к ней как субъект к объекту. А с другой стороны, нравственные требования становятся личным долгом и ответственностью каждого человека, осознаются им и активно реализуются в практической деятельности. Чем выше уровень сознательности человека, тем более он способен осуществить контроль своей деятельности, тем в большей мере он является самостоятельным субъектом4.

Объект исследования – руководитель, как организатор нравственных отношений в служебном коллективе.

Предмет исследования - этика: нравственные отношения; выявление специфики руководителя и нравственных отношений в служебном коллективе.

Цель курсовой работы:

Целью данной работы является изучение системы нравственных отношений в коллективе, выявление определений этическим понятиям, используемым в организаторской работе руководителя, его нравственных устоях и принципах в служебном коллективе; рекомендаций по совершенствованию отношений в коллективе и нормальной работы сотрудников.

Задачи работы:

1. Дать определение понятиям: теодицея, теономная этика, моральное убеждение, утилитаризм, фатализм, дискриптивная этика, иезуитизм, квиетизм, критика, мещанство.

2. Дать характеристику исторической личности: Джон Стюарт Милль, Н.А. Добролюбов, Фома Аквинский, Эрих Фромм, Августин Блаженный, Анри Бергсон, Вивекананда.

В контрольной работе предложены различные мнения и точки зрения по заданной теме.

Основными методами достижения цели работы являются:

  1. анализ научной литературы, определение понятий и других научных источников.
  2. сравнительный анализ характеристики исторических личностей.

Важнейший признак коллектива - это социально-позитивная деятельность, отвечающая потребностям общества. Природа отношений в коллективе обладает особым свойством: признанием важнейшей роли совместной деятельности в качестве фактора, образующего коллектив и опосредующего всю систему отношений между его членами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Первичный коллектив и его морально-психологический климат. Руководитель как организатор нравственных отношений в коллективе.

 

Нравственные отношения в первичном коллективе следует рассматривать в единстве различных форм их проявлений, которые вытекают из сути отношений по линиям начальствования. Эти отношения пронизывают всю жизнедеятельность коллективов и в своей сути направлены на поддержание организованности и порядка и четкости в выполнении служебных обязанностей.

На достижение конечного результата деятельности коллектива работают и нравственные отношения, которые требуют постоянного совершенствования системы и получения планируемого результата с наименьшими затратами. Нравственные отношения, как отношения между субъектом управления — руководителем первичного коллектива — объектом — коллективом — начинаются с выработки и принятия управленческого решения субъектом управления. Результатом этой работы являются четко сформулированные положения:

— о целях деятельности и задачах, решение которых обеспечит их достижение;

— о средствах и путях достижения поставленных целей; — о планируемом результате деятельности коллектива.

Названные элементы — цели, задачи, пути и средства, планируемый результат — есть конечные результаты аналитической, интеллектуальной деятельности субъекта управления по выработке и принятию решения. Процесс выработки и принятия управленческого решения является основной функцией управления и носит весьма сложный характер. Он определяется тем, что первичные коллективы, с одной стороны, создаются для выполнения определенных задач, а с другой — их основными исполнителями являются люди, которые вступают в разнообразные отношения между собой, в основе которых лежат их интересы, взгляды, привычки и другие социально-психологические и нравственные качества. Прежде чем первичный коллектив приступит к выполнению решения руководителя, он должен глубоко уяснить и осознать его смысл, значение и необходимость.

Наибольшую сложность здесь представляет то, что при выработке и принятии решения необходимо учитывать как индивидуальные возможности каждого члена, так и состояние социально-психологического и нравственного климата коллектива в целом. Учет нравственных и социально-психологических характеристик коллектива и индивидуальных состояний его членов в решении руководителя как субъекта управления в значительной степени определяет эффективность деятельности первичного коллектива. Субъекту управления — руководителю первичного коллектива — вменяется в постоянную обязанность выполнять работу по определению и распределению конкретных ролей для каждого члена коллектива, отражая и закрепляя их в принимаемых им решениях. Таким образом, решение руководителя коллектива есть не только управленческий, но и социально-психологический, правовой и нравственный акт. В нем заключены интересы и цели общества и коллектива.

Это требует не только уровня профессионализма членов коллектива, но и социально-психологического и нравственного климата коллектива, степени его зрелости и готовности к практической служебной деятельности. Если анализ поставленной задачи руководителем коллектива позволяет определить, что необходимо сделать, какой цели достичь, то анализ “обстановки”, элементом которой выступает первичный коллектив, его социально-психологический и нравственный климат, позволяет определить условия, в которых предстоит выполнить задачу. А эти условия могут в целом способствовать или затруднять ее выполнение.

Состояние первичного коллектива в целом и каждого его члена позволяет определить, какое решение может быть наиболее эффективным в каждом конкретном случае, так как реализация его зависит не только от руководителя коллектива, но и от инициативы, целеустремленности и активности всех членов коллектива, их нравственной зрелости.

Следующим этапом выработки управленческого решения является работа по определению цели деятельности первичного коллектива. Хорошо известно значение и влияние цели, ее нравственный или безнравственный характер на совместную деятельность коллектива: она способна либо сплотить коллектив в интересах выполнения поставленной задачи, либо дезорганизовать его, сделать неуправляемым, а его членов неспособными к совместной деятельности. Цель деятельности определяет руководитель первичного коллектива. Ее важность и значение состоит в том, что окончательная формируемая руководителем коллектива цель деятельности позволяет осознать и понять необходимость предстоящей деятельности для решения поставленной задачи. В то же время цель является важнейшим условием для определения средств и способов ее реализации. Цель субъекта управления как закон определяет способ и характер его действий, которой он должен подчинить еще и свою волю.

 

2. Опредение понятий

 

Термин "утилитаризм" принадлежит английскому философу Джону Стюарту Миллю (1806-1873)5. Так называлось его основное морально-философское произведение - "Утилитаризм" (1863), в котором он систематизировал и обосновал основные положения, развитые его учителем, Джереми (Иеремия) Бентамом (1748-1832) в трактате "Введение в основание нравственности и законодательства" (1780, опубл. 1789). Благодаря Миллю именно под этим названием он вошел в историю этики как особая разновидность моральной теории, в которой мораль основывается на принципе пользы. Утилитаризм (от лат. utilitas - польза) и означает теорию пользы, точку зрения, основанную на пользе.

Главный моральный принцип утилитаризма конкретизируется в менее общих принципах второго уровня. И если брать моральные обязанности человека, то каждая из них соотнесена с второстепенными принципами. Эти принципы не менее значимы, чем главный принцип, и степень их обязательности такая же, как у главного принципа.

Структура морали у Милля задается иерархией главного принципа (принципа пользы) и производных, или второстепенных принципов, которыми, собственно, и руководствуется человек в конкретных поступках. Таковы, например, принцип справедливости, правила "не вреди", "противодействуй несчастью", "соблюдай интересы ближних"; сюда же, можно отнести заповеди Декалога. На практике люди обходятся второстепенными принципами и нередко даже понятия не имеют о существовании главного принципа. Однако в случае конфликта между различными второстепенными принципами роль общего основания для его разрешения играет главный принцип.

Термин «теодицея» в переводе с (фр. theodicee от греч. theos - бог и dike - справедливость) - теологическая проблема аксиологического совмещения презумпции благости Творца, с одной стороны, и очевидности того факта, что "мир во зле лежит", - с другой, т.е. проблема оправдания Бога в контексте презумпции несовершенства мира.

Обычно теодицея пытается понять две формы людских страданий: естественные и причиненные людьми.

В оправдание бога Аврелий6 утверждал, что зло исходит не от него, а от самого человека, поскольку он несовершенен. Будучи всемогущим, бог, однако, не лишил человека возможности совершать зло, поскольку наделил его свободой выбора и принятия решений. А не наделить человека свободой бог не мог, т.к. сам является абсолютом свободы, и человек как «копия бога» тоже должен обладать этим качеством:

Однако в средние века была распространена и идея равенства божественного и темного начал в человеке – манихейство (проповедовали манихеи), – которая противоречила взглядам Аврелия, считавшего, что все «начала» в человеке от Бога.

Термин «Теономная этика» – это этическое учение христианства, рассматривающее нравственность исключительно как сферу взаимоотношения человека с богом, в отличие от «мирской» морали служения обществу и людям. Идея «Т. э.» наиболее развернутое обоснование получает в  неопротестантизме.

Учение о «Т. э.» является попыткой очистить христианскую мораль от того утилитарно-торгашеского духа, к-рый ей придается в буржуазном об-ве. Но в конечном итоге это приводит к трактовке нравственности как пассивного отношения человека к социальной действительности. «Т. э.» отражает в себе кризис совр. христианства.

Термин «моральное убеждение»

Моральное убеждение определяется как процесс принятия решения, во время которого оценивается правильность или неправильность действия. Следовательно, моральное убеждение — это то, как человек оценивает определенное действие, то есть, является ли оно с его точки зрения правильным или неправильным (например, тренер нарушает правила НССА, оплачивая перелет спортсмена к его умирающей матери). С другой стороны, развитие характера — процесс приобретения опыта, благодаря которому человек учится рассуждать с позиций морали. И, наконец, нравственное поведение представляет собой осуществление действия, которое считается правильным или неправильным.

Термин «фатализм» произошел (от лат. fatalis — роковой, fatum — рок, судьба), мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеч. поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность. Можно выделить три осн. типа Ф. Мифологич., а позднее бытовой, обывательский Ф. понимает предопределение как иррациональную, тёмную судьбу, теологич. Ф.— как волю всемогущего божества; рационалистич. Ф. (сливающийся с механистич. детерминизмом) — как неумолимое сцепление причин и следствий внутри замкнутой каузальной системы.

Информация о работе Руководитель как организатор