Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 22:34, курсовая работа
Актуальность темы определяется следующим фактом: в современной российской экономической системе очень велика разница между размерами доходов различных слоёв населения, в этом плане государство берёт на себя роль силы, старающейся сгладить эту разницу, продуманная социальная политика государства – вот что необходимо для уменьшения дифференциации доходов населения. Чем меньше различие в доходах населения, тем стабильнее экономическая ситуация внутри страны.
В работе будут рассмотрены следующие аспекты, характеризующие проблематику доходов населения:
– характеристика доходов населения, а в частности механизм формирования
– доходов и структура доходов населения России;
проблемы неравенства доходов;
Денежные доходы населения, получаемые через финансово-кредитную систему представляются в виде:
– выплат по государственному страхованию;
– банковских ссуд на индивидуальное жилищное строительство, хозяйственное обзаведение молодым семьям;
– процентов по вкладам в сберегательных кассах, начисляемых по итогам года;
– доходов от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей и погашений по займам;
– выигрышей по лотереям;
– временно свободных средств, образующихся в результате покупки товара в кредит.
Прочие денежные поступления включают выручку населения от продажи вещей через комиссионные и скупочные магазины.16
1.2 Распределение доходов
Рыночное распределение доходов без вмешательства государства означает, что доходы всех владельцев факторов производства формируется на основе законов спроса и предложения, а так же предельной производительности факторов производства. Рыночный механизм распределения не учитывает ни возможности, ни острой необходимости, он ни коим образом не даёт гарантированного уровня благосостояния. В реальной жизни распределение доходов в странах с рыночной экономикой осуществляется не только в результате свободной игры рыночных сил, но и на основе государственного регулирования различных потоков доходов путём их перераспределения.
Функциональное распределение дохода характеризует распределение произведённого совокупного дохода общества между факторами производства, иначе говоря оно свидетельствует о том, какая доля национального дохода присваивается соответствующими факторами производства. В результате функционального распределения дохода формируются такие первичные доходы, как заработная плата, процент, рента, предпринимательская прибыль.
При формировании доходов сохраняются условия неравенства их распределения между семьями и группами населения. Это обусловлено тем, что население формирует свои доходы в основном за счёт трёх главных источников: заработная плата, доходы от собственности, доходы в виде социальных выплат17.
В экономической литературе существуют разные методы определения уровня жизни и дифференциации населения по доходам:
1) Закон Энгеля: с ростом доходов семьи удельный вес расходов на пищу снижается; на одежду, жилище, отопление, освещение мало меняется; на удовлетворение культурных потребностей увеличивается.18
2) Кривая Лоренца – отображает неравномерность распределения совокупного дохода между различными группами населения:
Абсолютное равенство, на графике отображено биссектрисой ОЕ. В экономических системах с равным распределением доходов 20% населения получает 20% всего дохода, 40% - 40% дохода, 60% - 60% дохода и т.д. В этом случае кривая Лоренца имеет вид прямой.
Абсолютное неравенство. Оно характеризуется кривой OFE, означающей, что и 20 и 40 и 60% не получают никаких доходов, за исключением одного, последнего в ряду OF человека, который получает 100% дохода.
Кривая распределения доходов. В действительности фактические доходы соответствуют ломаной линии ОАВСD – кривой распределения доходов. Чем больше отклонение кривой от ОЕ, тем больше неравенство распределения доходов
Коэффициент Джини, с его помощью определяется степень дифференциации. Рассчитывается путём деления площади ОАВСDЕ на площадь треугольника OFE. Чем больше величина коэффициента приближается к 1, там больше отклоняется распределение дохода от абсолютного равенства19.
Неравенство в распределении доходов существует во всех странах с рыночной экономикой. Однако степень этого неравенства в различных странах неодинакова.
Согласно оценкам специалистов по социально-экономической стратификации, в нашей стране: а) происходит рост бедности, как по удельному весу, так и по категориям населения (помимо инвалидов, многодетных и неполных семей, а также безработных в данную группу все в большей мере включаются многочисленные категории работающих граждан); б) доля «среднего класса» неоправданно низка, что снижает потенциал реформ; в) на долю 20% наиболее обеспеченных граждан приходится более 50% денежных доходов, а на долю 20% наименее обеспеченных — всего 6%; г) если в развитых странах доля заработной платы и доля социального страхования (т.е. заработной платы, отложенной или зарезервированной на случаи реализации социальных рисков) в ВВП составляют соответственно 45—60 и 12—25%, что в совокупности дает 57—65%, то в России все эти пропорции аномально занижены. Удельный вес заработной платы в ВВП — 26%, а взносов на социальное страхование разных видов — 7,5%. Совокупные расходы на эти два базовых института — чуть больше 33% ВВП, т.е. вдвое меньше, нежели в странах с современной рыночной экономикой.
В России налицо также аномальная дифференциация доходов населения в региональном и отраслевом аспектах. Исключительная неравномерность экономического развития субъектов РФ (так, десять регионов-лидеров производят свыше 60% всего объема промышленной продукции, а десять аутсайдеров — чуть более 1%) предопределяет и гипертрофированные различия в доходах граждан, в них проживающих. Если среднедушевой доход в Москве составлял в декабре 2009 г. 39,8 тыс. руб., то в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе — всего 3,4 тыс.; разброс в Центральном федеральном округе — между столицей и Ивановской областью (5,2 тыс. руб.)20.
Мировая практика регулирования доходов демонстрирует значительный набор соответствующих целей и средств. В качестве главных целей обычно провозглашаются создание стимулов к созидательному труду, преодоление бедности и выравнивание доходов трудозанятого населения. Эти цели достигаются при помощи таких инструментов, как: заключение трудовых контрактов, обеспечение минимального (основанного на прожиточном минимуме) уровня заработной платы, применение пропорционального (или прогрессивного) налогообложения личных доходов, выплаты социально уязвимым слоям населения.
По мнению зарубежных и отечественных специалистов, пока эти инструменты в полной мере не задействованы, нет смысла пытаться реализовывать в России сложные схемы и механизмы косвенного регулирования доходов. Исходная задача национального масштаба — повышение минимальной заработной платы до прожиточного минимума. Это связано с тем, что минимальная заработная плата в России втрое меньше прожиточного минимума работающего и составляет около 10% средней заработной платы по стране. Такое положение «раскручивает спираль бедности»: работники, заработная плата которых ниже, приближается или даже несколько выше прожиточного минимума (а это — около 60% трудоспособного населения России), не имеют шансов заработать пенсию, превышающую прожиточный минимум пенсионера, т.е. неминуемо сталкиваются с перспективой бедной старости. Понятно, что данная ситуация дестабилизирует пенсионную систему, перекладывает на нее принципиально не разрешимые ее собственными силами проблемы и затрудняет ее реформирование, необходимость которого крайне остра. Государства с развитой рыночной экономикой принимают меры против засилья дешевой рабочей силы на рынке труда. В Нидерландах, Дании, Германии и Бельгии минимальная заработная плата составляет около 50% среднего ее уровня, а во Франции достигает почти 60%, в то время как в России минимальная заработная плата втрое меньше прожиточного минимума работающего и составляет около 10% . В результате в странах с развитой рыночной экономикой средний класс в целом сохраняет свое доминирующее положение. Его доля в европейских странах составляет около 60%, тогда как доля населения с низкими доходами находится в диапазоне 13—25%.
Как выходить из этого положения? По мнению ряда специалистов, — с помощью мер по выравниванию доходов. В настоящее время прожиточные минимумы в регионах, различаются в несколько раз. Иными словами единый минимальный размер оплаты труда имеет разную значимость в регионах страны. Следовало бы устанавливать на федеральном уровне минимальный размер оплаты труда не в фиксированной (в рублях) сумме, а в долях или процентах среднего по стране прожиточного минимума. В этом случае субъекты РФ, опираясь на заданные параметры минимальной заработной платы (в виде указанных ее соотношений с прожиточным минимумом в среднем по стране), могли бы устанавливать обоснованный ее размер исходя из прожиточного минимума, сложившегося на данной территории.21
Что касается механизма, смягчающего дифференциацию личных доходов, то большинство стран применяют для этой цели следующий набор средств:
а) необлагаемый вычет из дохода (который соотносится с принятым минимальным уровнем заработной платы или с прожиточным минимумом) среднегодового заработка работающего;
б) пропорциональное налогообложение с минимальной (10—30%) его ставкой, а в случае прогрессивного налогообложения — с максимальной ставкой налога (40—50% и более); в) прямые выплаты социально уязвимым слоям населения22.
Применение прогрессивной шкалы налогов считается необходимым условием функционирования национальных систем распределения доходов. Россия же с 2001 г. отказалась от такого подхода и практикует единую (в виде плоской шкалы) ставку налогов на личные доходы в размере 13%.
Применение единого налога на личные доходы, по сути, представляет собой мультипликатор неравенства, который действует по принципу центробежного распределения доходов: доходы бедных уменьшаются, а доходы богатых увеличиваются. При этом доля населения со средними доходами уменьшается: за ее счет возрастает доля бедных.
2. Социальная политика государства
Рынок не гарантирует право на труд, на доход, на образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров и некоторых других категорий граждан. В связи с этим возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения доходов и формирования соответствующей системы социального обеспечения нуждающихся.
2.1 Социальная политика
Радикальные экономические и социальные реформы последних лет породили в России глубокие социальные изменения. Российское общество более десяти лет находится в процессе преобразований и перехода к иному качественному состоянию. Вследствие ускорения процесса имущественной дифференциации, резко обозначилось социальное расслоение общества, поляризовались возможности и интересы различных групп. Возникли и приобрели характерный облик не только «новые богатые», но и «новые бедные», среди которых, что наиболее драматично, трудоспособные и занятые (в основном, в финансируемых государством отраслях) граждане. Большинство новых богатых - сравнительно молодые мужчины, большинство новых — женщины средних лет, как правило, с детьми.23
Приоритетным критерием эффективности социальной политики необходимо считать развитие человека как цели развития общества. Чрезвычайно важным является согласование интересов экономического развития и интересов населения, сконцентрированных в социальной политике, тем более что возникшая рыночная экономика куда более независима от государства, чем предшествующая социалистическая.
Социальная политика – деятельность государства и/или общества (общественных институтов) по согласованию интересов различных социальных групп и социально-территориальных общностей в сфере производства, распределения и потребления, позволяющая согласовать интересы этих групп с интересами человека и долговременными целями общества. Цель социальной политики — регулирование и согласование интересов для устойчивого и сбалансированного развития общества, достижение социального мира или общественного согласия.24
А. Стребков считает, что государственную социальную политику можно представить как баланс сил, как степень согласия по текущим и перспективным решениям, программам социального устройства и переустройства. В соответствии с этим можно обозначить круг проблем социальной политики. К ним относятся, во-первых, социальные условия жизни различных групп, структура социальных условий, границы минимальных и максимальных условий жизни, проблемы человеческих потребностей и структуры условий жизни. Во-вторых, социальная стратификация общества, ее признаки, ресурсное состояние групп и классов, динамики социально-классовых структур. И, наконец, в третьих, это роль государства в изменении отношений социальных классов к условиям своей жизни или социально-экономическому положению, правовая оформленность этих отношений, проблемы форм собственности.25
Н.Е. Тихонова и О.И. Шкаратан, отмечают, что «…эта политика является своеобразным «фокусом», в котором сходятся интересы нередко противоборствующих в состязании за ограниченные ресурсы социальных групп, и представления о справедливости, и социетальные потребности, связанные с самосохранением «общества и поддержанием его конкурентоспособности в мире глобальной экономики и системы информационных обществ»26.
Совершенно очевидно, что общество устроено так, что нельзя «дать» кому-то что-то, не «отняв» у другой группы населения. Дискуссии о том, какой крен для общей «лодки» выгоднее, бессмысленны: необходимо искать способ держать ее в равновесии.
Социальная политика государства в рыночном хозяйстве должна быть весьма тонким инструментом, с одной стороны, она призвана способствовать социальной стабильности и смягчению социальной напряжённости, с другой – ни коим образом не подрывать стимулов предпринимательства и высокоэффективного труда по найму.
2.2 Социальная политика государства, нацеленная на доходы: задачи и приоритеты
В социальной сфере нет ничего маловажного, но мы остановимся на той её части, которая связана с формированием и распределением доходов населения.
За последнее пятилетие достигнуто существенное повышение жизненного уровня населения по сравнению с кризисным периодом, теперь необходимо выработать такую линию государственной политики, которая позволит сочетать решение социальных проблем с созданием условий для максимально быстрого развития экономики на современной научно-технической основе, причем каждый успех в одном из этих дел должен становиться предпосылкой для успеха в другом.
Информация о работе Рыночный механизм формирования доходов и социальная политика государства