Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:34, реферат
Уже в середине 80-х годов американские корпорации расходовали на образование и профессиональную подготовку 60 млрд. долл., а на принадлежащих им предприятиях обучалось около 8 млн. человек - примерно столько же, сколько в вузах США. Обучение в рамках фирм или специальных учебных центров как бы дополняет знания, полученные в школе или вузе, приспосабливает их к своим производственным нуждам.75% обеспечивают занятый у них персонал программами профессиональной подготовки.
Введение 2
1. Понятия и виды систем обучения 3
1.1 Цели обучения персонала 3
1.2 Методы и методики проведения обучения 7
1.3 Результат обучения - саморазвивающаяся организация 9
2. Создание системы обучения персонала на предприятии 14
2.1 Общие рекомендации по построению системы обучения 14
Заключение 18
Литература 19
4) Практическая работа. Представляет собой практическое освоение обучаемыми каких-либо операций и отработку навыков выполнения этих операций. Примером такой работы может быть работа по освоению компьютерных программ в учебном классе или на выезде у потенциального клиента (для менеджеров по продажам программного обеспечения) в присутствии и под руководством непосредственного руководителя либо более опытного менеджера по продажам.
Также хорошим примером практических занятий являются звонки в режиме телеконференции. Этот способ используется для постановки навыков общения по телефону в период испытательного срока у менеджеров по продажам и заключается в том, что менеджер получает возможность прослушивать профессиональные переговоры по телефону, которые проводит его непосредственный руководитель (или менеджер, эффективно владеющий этими навыками) в режиме online (реального времени), а также, будучи прослушанным, сразу узнать об ошибках, которые он сам допускает при переговорах.
5) Самостоятельная подготовка. Заключается в изучении методических материалов и литературы. Больше всего она подходит для освоения обширных теоретических вопросов и концепций и должна особенно широко использоваться на ранних этапах обучения. Обычно самостоятельную подготовку организуют по следующей схеме.
1. Обучающийся получает список
вопросов для изучения и
2. Для изучения отводится
3. Результаты проверяются
Развитие
персональных компьютеров позволяет
преодолеть недостатки этой формы обучения.
Компьютеризированное обучение с использованием
средств мультимедиа
6) Наставничество. Инструктаж. Разъяснение и демонстрация приемов работы на рабочем месте, которое проводится человеком, давно (или успешно) выполняющим данные функции. Это недорогой и очень эффективный метод развития простых навыков, поэтому широко используется в современных организациях.
Все методы могут быть разделены на две большие группы - обучение на рабочем месте и обучение вне рабочего места. Основные методы на рабочем месте: практические занятия и наставничество; вне рабочего места: лекции, семинары, тренинги.
Таблица 1-Формы обучения персонала
Форма обучения |
Преимущества |
Недостатки |
Лекция |
Можно дать большой объем информации большой аудитории |
Нет обратной связи. Слушатели пассивны |
Семинары |
Возможно провести обсуждение и анализ ситуаций - активная роль слушателей |
Ограниченность аудитории. Вероятность возникновения "спутанности" мнений участников |
Тренинги |
Наиболее приближены к реальной ситуации. Возможность продемонстрировать участникам, к каким результатам приведут их поведение и принятые решения. Очень эффективны для усвоения практических, управленческих и поведенческих навыков |
Ограниченность аудитории. Специфические требования к преподавателям. Дорогостоящие |
Самостоятельная подготовка |
Индивидуальный характер (темп, время). Не требуется помещения, преподавателя и др. ресурсов |
Ограниченность аудитории. Нет обратной связи (контроля) |
Практические занятия |
"Разбор полетов" прямо
на месте, высокая |
Ограниченность аудитории. Нет возможности ошибаться |
Наставничество |
Постоянная поддержка и помощь советами |
Особая подготовка и склад характера наставника |
Сегодня и российские компании начали осознавать, что эффективное обучение должно стать постоянным и целенаправленным процессом. Не секрет, что бизнес в России отличается от бизнеса в развитых странах, поэтому точно копировать методики и разработки иностранных фирм не совсем правильно. Внедрение чего-то инородного (пусть даже очень эффективного) всегда связано с разрушением уже функционирующей системы, а сейчас требуется созидание. Поэтому грамотнее использовать принципы подстройки под имеющиеся бизнес-условия и ведения к намеченной цели, предоставив сотрудникам возможности для реализации выработанных ими же методов перехода к новому. Эффективно обучающейся является такая организация, которая поддерживает процесс обучения во всех областях, поощряет обучение тому, как нужно учиться.
По мнению Питера Сенджа, существует пять "дисциплин", в которых должен практиковаться каждый сотрудник организации, чтобы она стала по-настоящему обучающейся:
Пять "дисциплин" создавали особую среду, корпоративную культуру обучающейся организации. Каким образом?
1. Осознание мыслительных карт
и характеристик усвоения
Самый мощный ресурс любой организации
- люди. Найти двух абсолютно одинаковых
людей практически невозможно. Все
мы разные. Каждый обладает своими убеждениями
и ценностями, индивидуально воспринимает
мир и происходящие в нем события,
по-своему думает, усваивает и осмысливает
полученную информацию, то есть имеет
отличающуюся от других мыслительную
карту. С одной стороны, различие
в восприятии и оценке позволяет
добиваться многопланового видения
любой ситуации, находить многовариантные
решения возникающих проблем. Недаром
говорят, что "одна голова хорошо, а
две лучше". С другой стороны, это
различие порождает недопонимание,
провоцирует конфликты. Однако договориться
возможно, если научиться понимать
и принимать друг друга. Первая "дисциплина"
задает новые правила общения
между сотрудниками, формирует атмосферу
взаимопонимания. Во-первых, общение
выстраивается на основании убеждения,
что другой человек обладает знаниями,
которых нет у вас, - это и
обусловливает его позицию. Во-вторых,
чтобы он захотел этими знаниями
поделиться, необходимо согласиться
с ним, уточнив, на чем базируется
его позиция, и лишь затем высказать
свою точку зрения. При таком стиле
общения люди не только говорят об
уважении друг к другу, а открыто
проявляют его. В организациях, где
такие правила общения
2. Поощрение коллективного обучения
Сюда относятся не только уже
ставшие привычными тренинги, но и
новые методы организации командного
взаимодействия. В компании У. Диснея
было принято проводить коллективные
обсуждения проектов на всех стадиях
их реализации. "В процесс должны
быть включены все, начиная от простого
дворника и кончая заместителем директора",
- считал Дисней. Безусловно, это способствовало
образованию команды
Тренинг - еще один успешно зарекомендовавший
себя вид коллективного обучения.
В последнее время особенной
популярностью пользуются VIP-тренинги,
которые могут проводиться
Вторая "дисциплина" позволяет организации взять на вооружение эффективные методики, разработанные как отечественными, так и западными специалистами, обеспечив компании планомерное развитие.
3. Приобретение и поощрение
Сюда относятся материальные и
нематериальные стимулы, побуждающие
персонал к профессиональному росту.
Это могут быть премии за удачную
инициативу (как в организации
Диснея), благодарности, беспроцентные
кредиты на покупку жилья, дополнительные
дни, присоединяемые к отпуску, частичная
и полная оплата обучения, карьерный
рост (путем выделения и
4. Развитие умения видеть
Каждый сотрудник должен уметь
оценивать, на каком этапе профессионального
развития он находится сейчас, куда
нужно стремиться, какие ресурсы
для этого необходимы. Топ-менеджеры
делают это в рамках всей организации.
Четвертая "дисциплина" позволяет
им работать над достижением краткосрочных,
среднесрочных и долгосрочных целей.
Это развивает
5. Развитие способности
Любую организацию можно представить
как группу людей, объединенных общей
целью. Эти люди создают систему,
состоящую из разнообразных функций
и ролей, служащих процветанию компании
и обусловливающих ее успех. Структура
эффективной организации
Почему этими сложными категориями
должен владеть каждый сотрудник, мы
разберем на примере работы отдела
рекламы и маркетинга. Допустим,
отдел предпринимает шаги по внедрению
на рынок нового продукта. Коррекцию
своих шагов маркетологи
Все пять "дисциплин" помогают более эффективно вести бизнес, открывают новые перспективы роста и развития компании. Существуют два пути перехода компании в разряд обучающейся и развивающейся системы. В первом случае руководитель проходит тренинги по построению работы обучающейся организации и по окончании их выполняет роль Уолта Диснея, но уже для своей компании. Во втором случае в компанию приглашается консультант, который совместно с сотрудниками формирует и реализует программу перевода организации на новые принципы работы. Сам Дисней о результатах, полученных в его обучающейся компании, говорил: "Мы можем браться за такие дела, о которых год назад не смели бы и помыслить. Я берусь утверждать, что в этом нет ничего гениального или даже просто выдающегося. Это лишь способ построения любого здорового бизнеса - много пота, разумный подход и любовь к своему делу".
Прежде чем строить какую-либо обучающую систему, необходимо выявить потребности компании. Как правило, они вытекают из ее стратегии и должны быть подчинены целям и задачам, которые она решает на данном этапе.
Если предприятие выходит на новый рынок, то:
У всех растущих компаний обычно есть бизнес-план, предусматривающий поэтапное развитие фирмы. Все цели и задачи прописаны в этом документе на несколько лет вперед. Ориентируясь на этот документ, можно разработать программу обучения кадров на длительную перспективу: