Система социального партнерства за рубежом, её основные модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 05:19, контрольная работа

Краткое описание

Социальное партнерство, перешагнув рамки трудовой сферы, уверенно встраивается в ткань отношений самых разных социальных субъектов, групп, общностей. Все чаще социальное партнерство выступает как инструмент стратегического планирования, комплексного развития территориальных образований, играя важную, подчас определяющую роль в принятии управленческих решений. Говоря о России, можно сказать, что социальное партнерство получило легитимацию в Трудовом кодексе, документах стратегического развития страны, региональных законах о социальном партнерстве, ведомственных нормативных актах, отраслевых методических рекомендациях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1 Понятие социального партнерства
1.1 Исторические и теоретические истоки социального
партнерства…………………………………………………………………4
1.2 Социальное партнерство: сущность, особенности, принципы……...6
1.3 Система социального партнерства, его структура и механизм……..8
2 Социальное партнерство за рубежом
2.1 Модели социального партнерства в зарубежных странах………...11
2.2 Социальное партнерство в Росси……………………………………20
Заключение………………………………………………………………………25
Список используемой литературы……………………………………………...28

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная социальное партнерство.docx

— 69.14 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Хабаровская государственная академия экономики и права»

 

Кафедра экономики труда и управления персоналом

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

По предмету: «Социальная политика государства и управление социальным            

                           развитием организации»

 

На тему: «Система социального партнерства за рубежом, её основные

                  модели»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:                                                                                         

студентка группы УП (мз)-31                                              Белецкая И.Е.

 

Проверил:                                                                                            

                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск 2014

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...2

1 Понятие социального партнерства

1.1 Исторические и теоретические истоки социального

партнерства…………………………………………………………………4

1.2 Социальное партнерство: сущность, особенности, принципы……...6

1.3 Система социального  партнерства, его структура и  механизм……..8

2 Социальное партнерство за рубежом

2.1 Модели социального партнерства в зарубежных странах………...11

2.2  Социальное партнерство  в Росси……………………………………20

Заключение………………………………………………………………………25

Список используемой литературы……………………………………………...28

 

Введение

 

Каждое цивилизованное государство заинтересовано в стабильности существующих в нем общественных отношений в самых различных сферах его жизнедеятельности. В современных условиях преобладающим способом регулирования отношений наемного труда становится способ достижения договоренности между трудом и капиталом, получивший наименование «социальное партнерство».

Всплеск интереса к социальному партнерству в последние годы обусловлен радом факторов. Важнейшим фактором является сравнительная новизна этого явления для социальной практики. Не секрет, что в советский период категория социального партнерства не являлась предметом научного анализа, поскольку противоречила основным постулатам классовой теории, шла вразрез с официальной идеологической доктриной. Социальное партнерство в трудовой сфере отрицалось, характеризуясь как явление, присущее лишь капиталистическому типу общественных, прежде всего, социально-трудовых отношений [9].

Социальное партнерство, перешагнув рамки трудовой сферы, уверенно встраивается в ткань отношений самых разных социальных субъектов, групп, общностей. Все чаще социальное партнерство выступает как инструмент стратегического планирования, комплексного развития территориальных образований, играя важную, подчас определяющую роль в принятии управленческих решений. Говоря о России, можно сказать, что социальное партнерство получило легитимацию в Трудовом кодексе, документах стратегического развития страны, региональных законах о социальном партнерстве, ведомственных нормативных актах, отраслевых методических рекомендациях.

Однако в последние годы можно говорить о социальном партнерстве и в более широком контексте. Социальное партнерство играет все большую роль в обеспечении политической стабильности, формировании новых цивилизованных человеческих отношений, определяет тенденции мирового общественного развития.

Все это означает необходимость глубокого анализа, серьезного осмысления феномена социального партнерства и подтверждает актуальность исследования по теме «Система социального партнерства за рубежом, её основные модели» [14].

Объект данного исследования – трудовые отношения, как совокупность отношений, связанных с установлением контроля над трудовым процессом внутри хозяйственной организации.

Предмет исследования – институт социального партнерства в трудовой сфере за рубежом и в Российской Федерации.

Так как развиваться социальное партнерство начало именно за рубежом, следовательно, целью данного исследования стало изучение социального партнерства в трудовой сфере за рубежом и сравнение его с социальным партнерством в России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить исторические и теоретические истоки социального партнерства;

2. Рассмотреть сущность, особенности, принципы социального партнерства;

3. Описать систему социального партнерства, его структуру и механизм;

4. Охарактеризовать модели социального партнерства в зарубежных странах;

5. Описать основные особенности формирования социального партнерства в Российской Федерации на современном этапе.

Контрольная работа состоит из введения, двух частей: теоретической и практической части, заключения, списка использованных источников.

Далее приступим к рассмотрению теоретических вопросов контрольной работы.

 

 

 

1 Понятие социального партнерства

1.1 Исторические и теоретические истоки социального партнерства

 

Когда прекращение первобытных, традиционных отношений разрушило солидарность, основанную на "кровном родстве" либо на разделении труда (например, солидарность охотников или ремесленников), все больше стала обнаруживаться беззащитность людей, антагонистичнее становились их отношения, более массовыми и грозными конфликты.

Историческое развитие рыночной экономики и соответствующих ей отношений все очевиднее вело к конфликтности участвующих сторон, особенно работников и работодателей. Так, все чаще возникали забастовки как одна из распространенных форм социального протеста, выраженного в отказе от работы с предъявлением работодателям определенных требований (экономических либо политических). Высшей формой забастовочной борьбы стала всеобщая политическая стачка, используемая в фазе революционного подъема пролетариата. К концу ХIХ-началу ХХ в. забастовочное движение было практически постоянным явлением в мире.

В крупных западных странах в ХХ в. забастовочное движение приобрело значительный размах. В США, например, в период 1948-1957 гг. ежегодное число забастовок составляло 3-5 тыс. с числом бастующих по 2-4 млн человек. Большое распространение забастовки получили и в Европе, особенно во Франции и Италии. В 1948 г. во Франции, к примеру, в забастовках участвовали более 6 млн человек. И, по сути, каждый год было по 1,5-3 тыс. забастовок.

Социальная конфликтность, возникшая много раньше, давно привлекала внимание мыслителей. В числе первых на эту проблему обратил внимание английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626). В своих работах он показал, что к возникновению конфликтов в обществе ведет пренебрежение интересами и мнениями разных социальных сословий.

Необходимость поиска согласия стала сутью идеи об "общественном договоре", которую широко развивал известный философ-просветитель Жан-Жак Руссо (1712-1778). Такой договор, по мысли философа, способен вернуть людям общее согласие и мир.

Немецкий философ И. Кант (1724-1804) был активным сторонником компромисса в общественно-экономических отношениях. Человеческие отношения он рассматривал как взаимные действия, полезные для обеих сторон и поэтому требующие взаимных уступок, компромисса [7].

В России идеи социального мира, "товарищества" распространял в своих трудах экономист и социолог В. В. Берви-Флеровский (1829-1918). В работе "Положение рабочего класса в России" он резко критиковал полный произвол хозяина по отношению к работнику, ужасающие условия быта рабочих и их детей. Но выход ученый видел не в противостоянии, а в солидарности, в товариществе. Он писал, что "борьбе за существование" нужно противопоставить "союз за существование".

Еще выразительнее эти идеи звучат у русского экономиста Н. Х. Бунге (1823-1895), бывшего одно время Председателем Кабинета Министров. Он подчеркивал, что взаимодействие в производстве и отношения предпринимателей и рабочих – стороны одного процесса. Поэтому не враждуя, а подавая руку друг другу они могут добиться общего успеха. Формулой успеха он считал участие рабочих в прибылях.

Важную роль государства и законодательства в регулировании и согласовании противоречивых интересов работников и капиталистов раскрывал в своих работах В. П. Литвинов-Фалинский, изучавший промышленное развитие России в начале ХХ в. Именно государство должно заниматься балансированием интересов работников и собственников, считал он [13].

Итак, теоретической основой социального партнерства явилось углубляющееся понимание того, что процесс производства и воспроизводства объективно осуществляется на базе взаимодействия труда и капитала, он невозможен при столкновении и несовместимости интересов его сторон – работодателей и работников. Но это понимали в то время только теоретики.

Резкое нарастание реальных противоречий и противостояний привело к тому, что в начале ХХ в. оказались непримиримыми и две теории: первая доказывала необходимость революционного переустройства капитализма; вторая обосновывала необходимость его реформирования на основе компромиссов [8].

 

1.2 Социальное партнерство: сущность, особенности, принципы

 

Понятие "социальное партнерство" в литературе все еще определяется по-разному. Одни исследователи рассматривают социальное партнерство достаточно четко и узко – как метод регулирования конфликтных социально-трудовых отношений. Другие же трактуют его расширительно, представляя как сложный, многоплановый общественный процесс.

Тем не менее, и при разбросе мнений, очевидно, что социальное партнерство – это определенные взаимоотношения между людьми. Это во-первых. Во-вторых, очевидно и то, что существуют три основных субъекта этих отношений: работодатели, работники и государство. В-третьих, объектами таких отношений обычно являются условия труда, уровень доходов, социальное положение субъектов, их место, роль и права в создании и распределении произведенного продукта. Главной же целью отношений социального партнерства можно считать учет и сбалансированность интересов основных его субъектов.

Необходимость возникновения и развития социального партнерства обусловлена объективно. Она связана с тем, что основные субъекты – работодатели и наемные работники не могут реализовать свои интересы друг без друга, без взаимодействия.

Ни работодатель, ни работники не смогут получить: одни – прибыль, а другие – средства для жизни, если не объединятся в одном процессе производства. При этом субъектов соединяет общий интерес. Но одновременно их роли и функции – разные. Это ведет к существенным различиям в их положении и личных (групповых) интересах, которые могут, как показано выше, разрастись до масштабов серьезных противоречий и даже вооруженных конфликтов. Здесь-то и возникает осознание необходимости обеспечения оптимально возможного сбалансирования интересов субъектов, т. е. выхода на путь социального партнерства [9].

Насколько долго и трудно складывались в истории сами партнерские отношения, настолько непросто и небыстро (известным методом проб и ошибок) формировались принципы социального партнерства. Переходя к их рассмотрению, подчеркнем, что главная цель социального партнерства состоит в достижении социального согласия, а значит, и мира. Исходя из этого можно назвать пять основных принципов партнерства в социальной сфере:

1) взаимное признание  интересов сторон (партнера) как  важных и правомерных; 2) паритетность на всех стадиях партнерских отношений, в том числе и при принятии решений; 3) социальную справедливость при регулировании интересов и действий, особенно в сфере труда и распределения доходов; 4) поиск и нахождение компромисса при решении спорных и конфликтных вопросов, преследующие главную цель партнерства – достижение социального согласия; 5) взаимную ответственность сторон за исполнение (и неисполнение) согласованных решений.

Практическая реализация принципов социального партнерства – трудная задача. Она предполагает учет не только своих интересов, но в равной степени интересов партнеров. А это требует немалых усилий, терпения, умения идти на компромисс. Достижение же такой согласованности интересов и действий приносит весьма ощутимые и ценные плоды – сглаживается поляризация общества, повышается экономическая активность всех участников созидательного процесса, растет устойчивость как политическая, так и социальная, создаются условия для прогрессивного развития [5].

 

1.3 Система социального партнерства, его структура и механизм

 

Главный результат социального партнерства – социальное согласие и мир в обществе. Его достижение требует решения ряда сложных задач.

Первой из них является выделение и четкое определение субъектов партнерских отношений, а также тех институтов (организаций), которые могут правомерно их представлять.

С исторической точки зрения, первая структура субъектов партнерства была представлена двумя сторонами: работник(и) – работодатель. Такое двустороннее партнерство впоследствии получило название "бипартизм". Затем структура субъектов-партнеров претерпевает существенные изменения, так как в переговорном процессе начинает участвовать и государство. Возникшее трехстороннее партнерство стали называть "трипартизмом".

Модель трехстороннего соглашения была закреплена в Конвенции Международной организации труда (МОТ) под номером 144. По этой Конвенции государство также становится социальным партнером и подписывает общенациональное партнерское соглашение-договор наряду с союзами работников и работодателей.

Наконец, субъектная структура социального партнерства усложнилась еще больше – было введено многоуровневое сотрудничество. Оно означало, что принцип трипартизма должен соблюдаться не только на общенациональном уровне, но и на отраслевом, а также на уровне предприятия. Это ведет к тому, что при заключении договора на предприятии партнеры должны учитывать содержание отраслевого договора, а при принятии отраслевого договора следует учитывать позиции, закрепленные в общенациональном договоре о социальном партнерстве.

Информация о работе Система социального партнерства за рубежом, её основные модели