Ситуационный метод управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 00:45, реферат

Краткое описание

В основе роста социально-экономического и политического могущества государств, развития мировых рынков продукции и услуг, успеха отдельной организации и человека лежат процессы управления. Практически все население Земли испытывает на себе влияние управляющих воздействий, являясь гражданином государства, налогоплательщиками, бизнесменами или наемными работниками, членами общественных организаций и т.д. именно управлении определяет уровень жизни населения в любой стране. Шеметов, П.В. Менеджмент : управление организационными системами / П.В. Шеметов, Л.Е. Череднекова, С.В. Петухова. - М. : Изд-во «Омега-Л», 2007. - С. 11.
Основными историческими предпосылками управления (менеджмента) служат становление рыночного типа хозяйствования, развитие индустриальной организации производства, переход к менеджменту на основе и с помощью времени.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2 главы.docx

— 47.30 Кб (Скачать файл)

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА.

1.1 История возникновения  ситуационного подхода

В основе роста социально-экономического и политического могущества государств, развития мировых рынков продукции  и услуг, успеха отдельной организации  и человека лежат процессы управления. Практически все население Земли  испытывает на себе влияние управляющих  воздействий, являясь гражданином  государства, налогоплательщиками, бизнесменами или наемными работниками, членами  общественных организаций и т.д. именно управлении определяет уровень  жизни населения в любой стране. Шеметов, П.В. Менеджмент : управление организационными системами / П.В. Шеметов, Л.Е. Череднекова, С.В. Петухова. - М. : Изд-во «Омега-Л», 2007. - С. 11.

Основными историческими  предпосылками управления (менеджмента) служат становление рыночного типа хозяйствования, развитие индустриальной организации производства, переход  к менеджменту на основе и с  помощью времени.

К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые  обеспечили существенное развитие теории и практики управления: с позиций  выделения различных школ, процессный, системный, ситуационный.

Подход с позиций выделения  различных школ в управлении заключает  в себе фактически пять разных подходов. Здесь управление рассматривается  с пяти различных точек зрения. Это школы научного менеджмента, административного управления, человеческих отношений, науки о поведении, а  также науки управления и количественных методов.

Процессный подход рассматривает  управление как непрерывную серию  взаимосвязанных управленческих функций.

Системный подход подчеркивает, что руководители должны рассматривать  организацию как совокупность взаимосвязанных  элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, ориентированных  на достижение различных целей в  условиях меняющейся внешней среды.

 

Ситуационный подход концентрируется  на том, что пригодность различных  методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует большое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации. Цыпкин, Ю.А. Менеджмент / Ю.А. Цыпкин, А.Н. Люкшинов, Н.Д. Эриашвили. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - С. 109-110.

Рассмотрим более подробно историю становления и развития ситуационного подхода в менеджменте.

«Ситуационность» означает, что действия людей определяются контекстом, в котором они осуществляются. Это понятие лежит в основе ситуационной теории управления, изучающей зависимость эффективности методов управления от того, в каком положении находится применяющая их организация.

Теория ситуационности в управлении утверждает, что не может быть единственного универсального набора принципов менеджмента, одинаково эффективных всегда и везде, потому что в разных условиях лучшие результаты приносит использование разных стратегий. Фирмой в кризисной ситуации нельзя управлять так же, как в момент становления, развития или стабильного ограничения роста. Теория управления / Под ред. В.Г. Норина. - Хабаровск : ДВАГС, 2004. -С. 41.

Рассмотрение ситуаций не является новым в теории менеджмента. Еще в 20-е годы ХХ в. Мери Паркер Фоллетт выдвинула «закон ситуации». Она отмечала, что различные ситуации требуют различных типов знаний, и что человек, обладающий знаниями применительно только к одной ситуации, стремится быть в хорошо управляемых деловых организациях, при прочих равных условиях, калифом на час. Следовательно, для эффективного поведения во всем разнообразии жизненных ситуаций требуется синтез разнородных знаний и умение их выбирать в зависимости от специфики конкретных условий.

В 1948 г. Ральф Стогдилл пришел к выводу, что именно ситуация во многом определяет, какие черты и навыки нужны руководителю.

Одним из основоположников ситуационного подхода является крупный американский специалист в  области менеджмента И. Ансофф.

Первой работой в области  ситуационного подхода считается  исследование английских ученых Т. Бернса и Г. Сталкера, которое они провели на 20 фирмах, производящих машиностроительную продукцию, электронное оборудование, искусственный шелк и др. Они рассмотрели работу этих фирм в стабильных и меняющихся условиях и пришли к выводу, что для каждого типа условий характерна своя организационная структура управления: для стабильных условий - «механическая» структура.

«Механическая структура  основана на глубоком разделении труда  и широком применении регламентирующих документов. Для «органической» структуры  свойственно изменение целей, задач  и пр., в зависимости от меняющейся обстановки, ситуации. Семенова, И.И. История  менеджмента / И.И. Семенова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - С. 133-134.

Однако превращение ситуационного  подхода во влиятельную теоретическую  позицию началось лишь в конце 1950-х, в немалой степени благодаря  результатам эмпирических исследований Джоан Вудворд. Именно тогда был осуществлен синтез существовавших ранее концепций на основании теории систем.

В 1970-х гг. за счет привлечения  основных положений теории открытых систем, результатов ориентированных  на практику исследований и применения многовариантной статистики были сделаны  новые шаги. Возникшая в результате концепция объясняла свойства организационной  структуры спецификой ее адаптации  к внутренней и внешней окружающей среде.

Конечной целью исследований было описать алгоритм конструирования  структуры, которая в наибольшей степени отвечала бы требованиям  данной ситуации. В число этих факторов разные ученые включали: технология и  организационная структура (Джоан  Вудворд); состояние окружающей среды (Том Берне, Джордж Сталкер, Пол Лоуренс и Джей Лорш); размеры организации (Дерек Пью, Дэвид Хиксон, Питер Блау, Ричард Шенхер) и ее стратегию (Альфред Чэндлер).

В области изучения лидерства  также наблюдается поворот в  сторону ситуационных теорий. Первая модель такого рода, устанавливавшая  связи между эффективностью стилей лидерства и благоприятностью ситуации, была предложена в 1967 г. Фредом Фидлером. Вскоре эта тема оформилась в самостоятельную область исследований, в которой возникло несколько новых теорий.

Отметим, что ситуационный подход не утверждает, что концепции  имеющихся подходов не верны. Он увязывает  конкретные приемы и концепции с  возникающими конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей  организации наиболее эффективно. Ситуационный подход определяет, каковы значимые переменные ситуации во внешнем окружении и внутри организации и как они влияют на эффективность ее деятельности.

Важно отметить, что ситуационный подход несколько изменил представления  о соотношении искусства и  науки управления в практике менеджмента. До 60-х годов двадцатого столетия считалось, что менеджер должен знать  научные основы теории управления, а умение применять эти основы на практике - это есть искусство  управления.

Согласно ситуационному  подходу анализ ситуации и подбор соответствующих ситуации методов управления переходит в разряд науки, таким образом, сам «подбор подходящих приемов менеджмента сообразно ситуации» входит сегодня в инструментарий менеджмента, тесня то, что до недавнего времени считалось чистым искусством успешного менеджера.

Метод ситуаций положен в  основу методологии обучения в Гарвардской  школе бизнеса - самой престижной в США.

    1. Основные положения ситуационного подхода

«В оригинале contingency approach — вероятностный, зависящий от случайностей, обстоятельств, от ситуации.» [10, стр. 55] 
 
Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время.  
 
Ситуационный подход предполагает, что в деятельности организаций, в особенности родственного профиля, есть много общего. В то же время каждая ситуация индивидуальна и это необходимо учитывать. [6, стр. 215] 
 
Данный подход  не считает, что концепции традиционной теории управления, бихевиористской школы и школы науки управления неверны. Кроме того ситуационный подход тесно связан с системным подходом. Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписывающих руководств, это скорее способ мышления об организационных проблемах и их решениях.[10, стр. 56] 
 
В основе ситуационного подхода лежит ситуационный анализ.  
 
Ситуационный анализ — это комплексные технологии подготовки, принятия и реализации управленческого решения, в основе которых лежит анализ отдельно взятой управленческой ситуации.   
 
     Главную роль при ситуационном подходе играет определение ситуационных факторов, так как они  являются  ключом к пониманию ситуации и, следовательно, к принятию эффективных управленческих решений. Однако на ситуацию оказывает влияние, пусть и довольно незначительное очень много факторов (вплоть до семейных проблем руководителя или задержки в производстве какой-либо маловажной на первый взгляд детали), так что отследить их все невозможно. 
 
    Поэтому рассматриваются, как правило, только факторы, наиболее значимые для организации. 
 
В качестве ситуационных факторов могут представляться: 
- потребности и личные качества подчиненных; 
- характер выполняемой работы (задания); 
- требования и воздействия внешней среды; 
- информация, которую имеют руководитель и подчиненные; 
- важность качества выполняемой работы; 
- степень структуризации работы; 
- степень мотивации подчиненных; 
- возможности руководителя использовать вознаграждения за работу.  [9] 
 Ситуационный подход также фокусирует внимание менеджеров на отношениях между внутренней и внешней средой организации. Внешняя среда состоит из социальных, политических и экономических факторов, которые могут влиять на организацию. Внутренняя среда является средой внутри организации.  Менеджерам необходимо знать о взаимодействии между этими средами.  
 
Внутри  организаций  существуют так называемые ограничивающие или сдерживающие факторы. Ситуационный подход признает три основных ограничения:  
 
1.Технологические ограничения - зависят от типа и гибкости организационных средств производства товаров или услуг 
 
 2.Ограничение в постановке задачи - определяется  фактическим  характером работ, выполняемыми рабочими. Одни работники выполняют небольшое число операций, например  в случаях сборочного конвейера. Другие могут быть вовлечены в более комплексные работы, например, выполнение проверки аппаратуры, где им приходится устранять самые различные дефекты в изделиях. 
 
3.Человеческие ограничения - отражают уровни компетенции людей, работающих в организации.  [2, стр. 305] 
 
 Методология ситуационного подхода включает четыре шага:   
 
1. Руководитель должен быть знаком с эффективными средствами профессионального управления, знать системный анализ, методы планирования и контроля. 
 
2. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, — как положительные, так и отрицательные, — от применения данной методики или концепции. 
 
3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию, определять, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и что повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных. 
 
4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями.  [9, стр. 34] 
 
Ситуационный подход имеет ряд преимуществ:  
 
- ситуационные теории управления дают рекомендации относительно того, как следует поступать в конкретных ситуациях, что заметно контрастирует с ранними подходами, которые имели тенденцию к универсальным принципам, часто неприменимым к специфическим ситуациям; 
 
- ситуационный подход помогает  соединить  конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно; 
 
-помогает  принимать решения, основываясь на анализе и понимании ситуации, а, не исходя из принципа проб и ошибок, что позволяет избежать значительных потерь ресурсов и времени; 
 
- используя ситуационный подход  можно не только принимать управленческие решения в конкретной  ситуации, но и  более обоснованно принимать долговременные управленческие решения, вплоть до корректировки стратегических целей организации;  [17] 
 
- позволяет выявить  основные способы  воздействия на развитие ситуации; 
 
Следует отметить, что данный подход к управлению подвергается критике. Некоторые считают, что у него недостаточное теоретическое обоснование, что проявляется в отсутствии базы для познания, недостаточной прогностической способности и инициативности.  
 
Таким образом, используя  ситуационный подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации, так как результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга. 
 
Ситуационный подход  к управленческим решениям в настоящее время является наиболее перспективным. Он не опровергает другие концепции, теории и походы в управленческой науке, а наоборот, синтезирует их, с помощью специальных методов выбирая из них самое лучшее, ценное, а главное, наиболее оптимальное в данных условиях. Для реализации этого подхода руководитель должен уметь ориентироваться в меняющейся обстановке и в зависимости от нее изменять своё поведение. Чтобы разобраться в сложностях процесса руководства, было разработано несколько ситуационных моделей, рассмотрим их далее. 
 
1.3 Характеристика ситуационного подхода

Сущность ситуационного  подхода заключается в определении  понятия ситуации, под которой  подразумевается конкретный набор  обстоятельств, переменных, оказывающих  влияние на организацию в определенное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя указанный подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

Ситуационный подход, разработанный  в конце 60-х гг., не считает, что  положения школ научного менеджмента  и административной школы, поведенческого подхода и подхода с точки  зрения человеческих отношений, а также  школы количественных методов неверны. Системный подход, с которым ситуационный тесно связан, пытается интегрировать  различные частные подходы. Он также  подчеркивает неразрывную взаимосвязь  между управленческими функциями  и не рассматривает их по отдельности.

Ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств, это скорее способ мышления об организационных проблемах и  их решениях. В нем, например, сохранена  концепция процесса управления, применимая ко всем организациям. Но ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс  одинаков, специфические приемы, которые  должен использовать руководитель для  эффективного достижения целей организации, инвариантны.

Важно отметить, что заслуга  школы науки управления заключается  в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию. Различные  авторы называют огромное количество переменных, от которых зависит эффективность  работы организации. Но главных переменных, воздействующих на деятельность организации, не более десяти.

К основным внутренним переменным организации относятся ситуационные факторы, действующие внутри организации. Это - цели, задачи, структура, техника и технология, люди. Внутренние переменные являются результатом управленческих решений, принятых людьми, создавшими организацию.

Внутренние переменные изучались  различными школами, при этом каждая школа акцентировала свое внимание на разных факторах внутренней среды  организации. Так, например, школа научного управления обращала основное внимание на задачи и технологию управления; школа психологии и человеческих отношений - на трудовые ресурсы (людей) организации; классическая (административная) школа - на структуру управления. По мнению представителей этих школ, достижение целей организации полностью  зависело от внутренних переменных и  поэтому они не уделяли никакого внимания факторам, находящимся вне  организации.

Для эффективного функционирования современных организаций им явно недостаточно учитывать влияние  только внутренних переменных. В настоящее  время организации испытывают значительное влияние факторов внешней среды, которые, в свою очередь, оказывают  большое воздействие на внутренние переменные организации.

Мысли о необходимости  учета влияния внешней среды  на деятельность организации появились  в конце 50-х гг. Ситуационный подход расширил взгляд на организацию как  систему управления, подвергающуюся воздействию как внутренних, так  и внешних факторов. Необходимость  учитывания изменений во внешней среде особенно актуальна в настоящее время. Выживание организации и сохранение эффективности ее работы в подавляющем большинстве случаев зависит от того, сумеет ли организация приспособиться к изменениям окружающей ее среды.

Ситуационный подход определил  внешние переменные: факторы, находящиеся  вне организации, которые оказывают  серьезное влияние на ее успех. Впоследствии все факторы внешней среды  были разделены на две группы: переменные прямого воздействия - поставщики (трудовых ресурсов, материалов, капитала), потребители, конкуренты, законы и государственные органы и переменные косвенного воздействия - состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные факторы (жизненные установки, традиции, обычаи и др.), политические факторы, международные события. Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое же влияние операций организации. Факторы косвенного воздействия не оказывают немедленного воздействия на операции, но тем не менее их следует учитывать. Степень их влияния определяется сферой деятельности и внутренними возможностями организации. Семенова, И.И. История менеджмента / И.И. Семенова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - С. 134-135.

Ситуационный подход предполагает, что пригодность различных методов  управления определяется конкретной ситуацией. Наиболее эффективным в реальной позиции выступает метод максимально  соответствующий ее условиям. При  ситуационном подходе выявляются основные внутренние и внешние факторы, которые  воздействуют на функционирование организации. Для практических целей менеджеры  рассматривают только те факторы, которые  оказывают воздействие в каждом конкретном случае. Уткин, Э.А. История  менеджмента / Э.А. Уткин. - М. : ЭКМОС, 1997. - С. 31.

Школа науки управления установила, что все переменные (факторы) как  внутренней, так и внешней среды  взаимосвязаны и взаимозависимы. Изменение в одной из них вызывает изменения во всех других.

Информация о работе Ситуационный метод управления предприятием