Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:57, курсовая работа
Цель работы заключается в анализе и оценке делопроизводственного обеспечения системы управления персоналом предприятия и разработке рекомендаций по её совершенствованию.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования автором были определены следующие задачи:
раскрыть сущность теоретических основ делопроизводственного обеспечения в системе управления персоналом организации;
дать краткую характеристику деятельности изучаемой организации;
провести анализ системы делопроизводственного обеспечения деятельности предприятия;
разработать рекомендации по совершенствованию делопроизводственного обеспечения системы управления персоналом и оценить их эффективность.
Введение ……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы делопроизводственного обеспечения системы управления персоналом …………………….5
1.1 Роль и сущность делопроизводственного обеспечения в системе управления персоналом ……………………………...5
1.2 Унифицированные системы документации подсистемы управления персоналом ……………………………………….8
1.3 Основные требования к организации кадровых служб и оценка эффективности кадрового делопроизводства …..11
2 Анализ делопроизводственного обеспечения системы управления персоналом в ООО «ВИТА» …………………………14
2.1 Общие сведения о предприятии ……………... 14
2.2 Краткий анализ системы управления и хозяйственной деятельности предприятия…………………………………………….15
2.3 Анализ делопроизводственного обеспечения системы управления персоналом ………………………………………...18
3 Совершенствование делопроизводственного обеспечения системы управления персоналом в ООО «ВИТА» …..………24
3.1 Рекомендации по совершенствованию делопроизводственного обеспечения системы управления персоналом организации ……………24
3.2 Оценка эффективности предлагаемых рекомендаций ……………….26
Заключение …………………………………………………………………………30
Список литературы ………………………………………….31
Приложение…………………………………………………………………………32
Общепринятым показателем производительности труда в денежном выражении является объем выпущенной (реализованной) продукции на одного работника ППП (см. формулу 2.1):
,
где ПТ – производительность труда; N – это выручка от реализации товаров, работ и услуг; ЧППП – численность промышленно – производственного персонала.
С 2006 по 2008 год производительность труда увеличилась на 19,9 %. Это позитивный признак, который говорит о повышении эффективности использования трудовых ресурсов для получения большей прибыли.
Одним из показателей, характеризующих кадровый потенциал и качество деятельности по управлению персоналом, является коэффициент текучести.
Коэффициент текучести кадров ( ) определяется как отношение числа работников, уволившихся по причинам, относимым непосредственно к текучести (по собственному желанию, за нарушения трудовой дисциплины), к среднесписочной численности работников:
(2.2)
Где – число работников уволенных по собственному желанию; – число работников уволенных за нарушение трудовой дисциплины; – среднесписочная численность работников за период.
Среднесписочная численность работников предприятия в 2008 г. составила 507 чел., по причинам текучести кадров было уволено 82 чел., тогда текучесть кадров за 2008 г.составляет 16,2%.
Проведенный анализ показал, что по основным показателям хозяйственной деятельности предприятия за 2006-2008 гг. наблюдается определенный рост, однако настораживает сравнительно высокое значение текучести кадров, относительно оптимального значения текучести (до 10%). Это может объясняться недостатками в организации как всей системы управления персоналом, так и в ее делопроизводственном обеспечении.
2.3 Анализ делопроизводственного
обеспечения системы
В изучаемой организации основу системы делопроизводственного обеспечения системы управления персоналом составляет отдел кадров, который организует эту работу как для ОАО «Виктория», так и для ее дочерних предприятий. (см. Рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 – Схема структуры отдела кадров
В отделе кадров работают 3 сотрудника – начальник отдела кадров, старший инспектор отдела кадров и машинистка I категории, которые занимаются ведением документационного обеспечения системы управления персоналом в изучаемой организации.
Начальник отдела кадров с высшим профессиональным образованием (экономическим), инспектор кадров и машинистка со средним профессиональным. Никто из работников отдела образования в области документационного обеспечения управления не имеет. Курсы повышения квалификации по делопроизводству кадровой работы за последние три года проходила только начальник отдела.
Должностные инструкции работников отдела были разработаны 6 лет назад и, по мнению начальника отдела кадров, требуют пересмотра.
Каждый работник отдела на своем рабочем месте имеет компьютер, телефон и общий лазерный принтер. Компьютеры отдела кадров объединены локальной сетью. Данное обстоятельство позволяет работникам использовать общие ресурсы, включенные в ее состав (программы, принтер), обмениваться документами и сообщениями.
Для удобства работы каждый сотрудник имеет необходимый набор канцелярских принадлежностей (дырокол, степлер, ножницы, клей, карандаши, ручки, папки – органайзеры и др.). Кабинет оснащен кондиционером, лампами дневного света.
Начальник отдела кадров имеет доступ в Интернет, факсимильный аппарат находится в приемной генерального директора.
Несмотря на достаточно хорошую техническую оснащенность в отделе кадров, следует отметить, что существуют определенные проблемы в рациональной организации рабочих мест.
Так, к примеру, старший инспектор отдела кадров, имеет один рабочий стол, на котором находится компьютер, телефон, комбинированный канцприбор, лотки для документов и т.п. Стул для посетителей поставлен так, что между ним и инспектором находятся все эти составляющие рабочего места работника отдела кадров. Все это создает определенные трудности для инспектора как при выполнение служебных обязанностей, так и при собеседовании с посетителями.
Кроме этого осмотр помещения отдела кадров показал, что следует переустановить мебель, оборудование, стеллажи для сортировки документов так, чтобы ими было более удобно пользоваться
Отдел в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:
Порядок работы работников отдела кадров регулируется:
В
отделе кадров ведутся следующие системы
документации: плановая система документация; первичная
учетная система документации; отчётно-статистическая
система документации; документация по социальному
обеспечению; организационно-
Анализ динамики организационно-
Таблица 2.2 – Сводка учёта организационно-
Год |
Количество организационно – распорядительных документов системы управления персоналом |
2006 |
875 |
2007 |
936 |
2008 |
1031 |
Схема документооборота, связанного с делопроизводственным обеспечением системы управления персоналом в ОАО «Виктории» представлена на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 – Схема документооборота в системе управления персоналом
Схема наглядно демонстрирует ключевое значение отдела кадров в организации делопроизводственного обеспечения системы управления персоналом в ОАО «Виктория».
Контроль за исполнением документов в отделе кадров осуществляется вручную в журналах регистрации входящих, исходящих и внутренних документов.
Анализ на соответствие требований к основополагающим видов документов по управлению персоналом (по О.Н. Шинкаренко) показал, что из 16 различных видов документов присутствует только 11: личные дела; личные карточки; трудовые книжки, пенсионные дела, трудовые договоры; приказы по кадровым вопросам (о приеме на работу и увольнении, переводе, перемещении, о награждении и т.д.); положение об аттестации; положение об обучении; положение о материальном и нематериальном стимулировании персонала; положение о подборе и отборе персонала; правила внутреннего трудового распорядка; план работы кадровой службы; табель форм документов по работе с персоналом.
Большинство положений (6 из 9 необходимых), регламентирующих различные направления работы по управлению персоналом, оказались отсутствующими: положение о персонале; положение о материальной помощи работникам предприятия; положение о работе с резервом кадров; положение о контроле за состоянием социально-психологического климата; положение об управлении карьерой.
Определим коэффициент уровня разработанности Положений в системе управления персоналом ОАО «Виктория», который определяется по формуле 1.2, если где N1 = 3 (количество Положений. которые разработаны) и N2 = 9 (необходимое количество Положений).
КУР = N1/N2 = 3/9 = 0,33.
Используя данный подход, можем определить и уровень наличия на предприятии необходимых документов (КНД) по управлению персоналом (по О.Н. Шинкаренко):
КНД = NД1/NД2 = 11/16 = 0,69,
где NД1 = 11 (количество имеющихся видов документов в системе управления персоналом); NД2 = 16 (количество необходимых документов в системе управления персоналом).
Проведенный анализ кадрового документооборота в исследуемой организации показал, что в целом он организован грамотно, но при этом были вскрыто ряд недостатков (изложенных выше), с которыми согласились работники отдела кадров.
В заключении начальнику отдела кадров было предложено провести самооценку уровня организации кадрового делопроизводства КОД (см. формулу 1.1), т.к. количественных данных по направлениям делопроизводства представлено не было. Им было определено, что К1 = 0,85 (уровень оперативности работы с документами и другими источниками информации); К2 = 0,9 (уровень оперативности размножения документов); К3 = 0,8 (уровень оперативности работы с письмами).
Тогда,
КОД = (К1 + К2 + К3) / 3 = 0,85 + 0,9 + 0,8 = 2,55/3 = 0,85.
Проведенный анализ делопроизводственного обеспечения системы управления персоналом ОАО «Виктория» дает основания в новом разделе сформулировать рекомендации по совершенствованию изучаемого процесса и оценить их эффективность.
3. Совершенствование делопроизводственного обеспечения системы управления персоналом в ОАО «Виктория»
3.1 Рекомендации по совершенствова
Проведенный анализ документационного обеспечения системы управления персоналом в ОАО «Виктория» позволяет выделить основные направления совершенствования этой деятельности, к которым следует отнести:
В первом разделе было установлено, что существует определенный перечень документов, определяющий основные направления деятельности по управлению персоналом (по О.Н. Шинкаренко). В ходе анализа делопроизводственного обеспечения системы управления персоналом исследуемого предприятия было установлено, что ряд рекомендуемых Положений не разработано и поэтому не применяются в практике управления персоналом.
Для приведения в соответствие
с рекомендуемым списком
Это приведет как к созданию всех необходимых Положений в системе управления персоналом, так и выполнения требования по наличию всех документов в этой системе.
Должностная инструкция - это руководство к действию для самого работника: в ней сообщается, каких действий от него ожидают и по каким критериям будут оценивать результаты труда, она дает ориентиры для повышения уровня профессиональной квалификации работника.
В современных условиях прежние отделы кадров, которые занимались лишь кадровым делопроизводством, быстро превращаются в центры делопроизводственного обеспечения всей системы управления персоналом. При этом меняются как функции, выполняемые отделами, так и задачи выполняемыми их работниками. Эти изменения стремительны, поэтому и возникает необходимость изменения должностных инструкций работников отдела кадров на изучаемом предприятии.
Начальнику отдела кадров
следует получить второе высшее образование
(или пройти переподготовку) по специальности
«Документоведение и