Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 18:26, курсовая работа
Цель данной работы – вычленить особенности процесса развития и формирования менеджмента в России.
Задачи, которые предстоит решить:
1)описать зарождение менеджмента в России.
2)описать развитие менеджмента в эпоху дореволюционного периода.
3)проанализировать развитие теории и практики менеджмента до 30-х гг. ХХ века.
4)проанализировать, каким образом происходило совершенствование хозяйственного руководства в послевоенные годы.
5)проанализировать процесс перестройки системы управления после 60-х гг. ХХ века.
6)проанализировать принципы формирования менеджмента в России.
7)проанализировать современную концепцию менеджмента.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты менеджмента и их особенности
1.1 Характеристика основных школ менеджмента
1.2 Основные достижения в области менеджмента российских ученых
Глава 2. Методологические принципы формирования российского менеджмента
2.1 Российская экономика и современный менеджер
2.2 Закон соответствия менеджмента и менталитета
Глава 3. Современный менеджмент и проблемы российского управления
3.1 Особенности российского менеджмента
3.2 Проблемы менеджмента в России
Глава 4. Перспективы развития менеджмента в Росии
Заключение
Список использованных источников
К кейс-технологиям, активизирующим учебный процесс, относятся:
. метод ситуационного анализа;
. ситуационные задачи (СЗ), ситуационные упражнения (СУ);
. анализ конкретных ситуаций (АКС), (кейс-стадии);
. метод кейсов;
. метод "инцидента";
. метод разбора деловой корреспонденции;
. игровое проектирования;
. метод ситуационно-ролевых игр;
. метод дискуссии.
Практические ситуационные задачи могут охватывать широкий круг проблем, с которыми соприкасается будущий менеджер в своей профессиональной деятельности, например: технические, экономические, юридические, производственные, психологические, этические, организационные, социальные и т.п. Содержание учебной ситуации может быть связанно со следующими объектами, процессами, явлениями:
. внедрением новой техники и технологии;
. введением инноваций;
. осуществлением реорганизации;
. созданием новой формы фирмы;
. изменением организационного поведения;
. внедрением новых форм оплаты труда;
. неэффектным стилем руководства и т.д.
Особенность ситуационной задачи заключается в том, что в отдельных случаях ее оптимальное решение у преподавателя уже имеется. Обучаемому менеджеру остается найти его и обосновать, показать, каким образом он его нашел (например, при расчетах) и как его можно реализовать; или обучаемый должен проанализировать готовый вариант решения (ответа), предложенный автором-разработчиком ситуационной задачи.
Внедрение новых технологий предъявляет к преподавателю такие требования, которые позволяют ему одновременно выступать в разных ролях и демонстрировать разные виды компетентности. Преподаватель, работающий с игровыми технологиями, должен в одинаковой степени хорошо владеть многообразными способностями, навыками и умениями, без наличия которых, даже разобравшись в технологии, осуществлять их в аудитории трудно, а рассчитывать на успех не приходится, следовательно, нужно учиться и самому преподавателю, с одной стороны, осваивая инновационные технологии, с другой – развивая самого себя, свой профессиональный и личностный потенциал.
2.2 Закон соответствия менеджмента и менталитета
В настоящие время общепризнанно,
что национальный и региональный
менталитеты – важнейший
Глава 3. Современный менеджмент и проблемы российского управления
3.1. Особенности российского менеджмента
Существует два подхода в
понимании российского
Первый подход - полное отрицание
возможности и необходимости
менеджмента в России из-за особенностей
исторического и национально-
Второй подход - не следует преувеличивать российскую специфику, нужно брать модель менеджмента в готовом виде и использовать ее в управлении экономикой, так как процессы научно-технического прогресса одинаковы во всех странах.
Российский менеджмент - творческое осмысление зарубежного опыта с учетом российской специфики, т.е. синтез мирового опыта эффективного управления и существующего отечественного опыта на базе национально-исторических особенностей нашей культуры. [13.,стр. 13-16]
В ходе реформ в России произошли
коренные изменения во всех областях
жизни и общества, в том числе
и в сфере экономики. Особенно
важны преобразования в различных
сферах управления, поскольку меняется
социально-экономическая
С точки зрения менеджмента, в настоящий момент в России можно выделить три подхода к его пониманию и применению [7, с.74].
Первый подход: основан на интуиции и смекалке предпринимателей. Большая часть руководителей этих компаний в прежней своей жизни были учителями, программистами, инженерами, врачами. Эти руководители не изучали теорию и практику менеджмента, поэтому принимают управленческие решения исходя из собственной интуиции и смекалки. Этот подход характерен для руководства фирм, выросших из коммерческих структур (кооперативов, оптово-розничных трейдерских фирм). На поверку этот менеджмент оказывается не чем иным, как менеджментом малого и среднего бизнеса: с его простыми хозяйственными и финансовыми операциями, когда вся инновационная активность сводится в лучшем случае к отработке оффшорных или иных юридически чистых способов ухода от чрезмерных налогов; с небольшими активами (особенно основными фондами); со слабоспециализированными функциями управления (что, действительно, зачастую не нужно в малом бизнесе, когда один руководитель может совмещать многие функции); с большой долей неформального документооборота; с быстрым принятием решений и высокой гибкостью хозяйственной политики, когда маркетинг чаще всего сводился к поиску единственного удачного хода (будь то правильный выбор ниши рынка или способа продвижения продукта) [7, с.75].
Чисто коммерческие и финансовые успехи
таких фирм (вполне ожидаемые на
советском и постсоветском
Второй подход представлен западными
фирмами, работающими на российском
рынке. Это попытка адаптирования
западного менеджмента к
Третий подход – «советский»
менеджмент, которого придерживаются
большинство руководителей
Отсюда неоправданно высокие накладные расходы, низкая производительность, лукавое качество продукции, неспособность конкурировать с ведущими фирмами иначе, как "сидя на игле" бюджетных вливаний и примитивно-драконовских мер государственного протекционизма и т.п.
Современная национальная концепция управления фактически отсутствует.
В России есть особенности, связанные с менталитетом российских предпринимателей и их персонала. Многое зависит от национальных особенностей районов и территорий России. Управление в России определяется уровнем развития бизнеса. Преуспевшие на рынке предприятия имеют свои приемы управления [6, с.86].
В современном менеджменте
Именно в этой связи одной из самых острых проблем в России стало обеспечение качества менеджмента, высокого уровня квалификации менеджеров.
Кроме того, для современных условий
России целесообразны не только фундаментальная
подготовка и переподготовка кадров,
но разработка и практическая реализация
специальных антикризисных
Таким образом, отечественный научный менеджмент находится в стадии становления. Аккумулируя в себе достижения российских и зарубежных школ менеджмента, он ищет пути адаптации к специфическим условиям современного российского общества, его экономике, культурным нормам, традициям.
В современной теории управления принято выделять четыре уровня, или стадии, конкурентоспособности. Каждому из них соответствуют свои подходы к организации управления и маркетинга [3, с.113].
Менеджеры предприятий или фирм первого уровня конкурентоспособности рассматривают фактор управления как "внутренне нейтральный". Они считают, что раз уж регулярный менеджмент в их компаниях был когда-то поставлен, то больше управление на конкурентоспособность никак не влияет. Свою роль эти менеджеры видят только в том, чтобы выпускать продукцию без особых затей, не заботясь ни о каких "сюрпризах" ни для конкурентов, ни для потребителей.
Характерными чертами
Компании второго уровня конкурентоспособности стремятся сделать свои производственные и управленческие системы "внешне нейтральными". Это означает, что такие предприятия должны полностью соответствовать стандартам, установленным их основными конкурентами на конкретном рынке (в отрасли или регионе). Они пытаются воспроизвести у себя то, что делают фирмы-лидеры: стремятся максимально заимствовать технические приемы, технологии, методы организации производства у ведущих предприятий отрасли, приобретать сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия из тех же источников, что и их главные конкуренты [3, с.114].
К особенностям предприятий второго уровня конкурентоспособности в РФ относятся:
На определенном этапе прямое заимствование передового опыта уже не прибавляет конкурентоспособности фирме. Перед руководством таких компаний возникает вопрос: если их предприятия имеют другие сравнительные преимущества в конкуренции на рынке, чем их главные соперники, то зачем им нужно обязательно придерживаться общих стандартов организации производства и управления, установившихся в отрасли? Те, кто находит правильные ответы на этот вопрос, обычно "дорастают" до предприятий третьего уровня конкурентоспособности и становятся в один ряд с лидерами отраслей, а не "плетутся у них в хвосте" [18, с.27].
Информация о работе Совершенствование деятельности предприятия по снижению производственных затрат