Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 18:26, курсовая работа
Цель данной работы – вычленить особенности процесса развития и формирования менеджмента в России.
Задачи, которые предстоит решить:
1)описать зарождение менеджмента в России.
2)описать развитие менеджмента в эпоху дореволюционного периода.
3)проанализировать развитие теории и практики менеджмента до 30-х гг. ХХ века.
4)проанализировать, каким образом происходило совершенствование хозяйственного руководства в послевоенные годы.
5)проанализировать процесс перестройки системы управления после 60-х гг. ХХ века.
6)проанализировать принципы формирования менеджмента в России.
7)проанализировать современную концепцию менеджмента.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты менеджмента и их особенности
1.1 Характеристика основных школ менеджмента
1.2 Основные достижения в области менеджмента российских ученых
Глава 2. Методологические принципы формирования российского менеджмента
2.1 Российская экономика и современный менеджер
2.2 Закон соответствия менеджмента и менталитета
Глава 3. Современный менеджмент и проблемы российского управления
3.1 Особенности российского менеджмента
3.2 Проблемы менеджмента в России
Глава 4. Перспективы развития менеджмента в Росии
Заключение
Список использованных источников
Основным недостатком школы управления и классической школы было отношение к человеку. Они признавали значение человеческого фактора лишь в части оплаты труда, экономического стимулирования и установления формальных функциональных отношений.
В ответ на неспособность полностью
осознать человеческий фактор как основной
элемент эффективности
Несколько позже Абрахам Маслоу и другие психологи предположили, что мотивами поступков людей являются в основном не экономические условия, а разнообразные потребности, которые могут быть удовлетворены с помощью денег лишь частично. Они полагали, что, если руководители проявляют заботу о своих работниках, то возрастает уровень их удовлетворенности, что ведет к увеличению производительности их труда. Заложив основы социальной психологии, они разработали методы работы с неформальными лидерами и группами.
Среди наиболее известных ученых более позднего периода поведенческого (бихевиористского) направления следует назвать в первую очередь Криса Арджириса, Ренсиса Лайкерта, Дугласа Мак Грегора и Фредерика Герцберга. Они и их последователи изучали различные аспекты мотивации, характера власти, лидерства, влияние изменения содержания работы и качества трудовых условий на производительность [24, с.87].
Школу поведенческих наук надо считать
преемником школы человеческих отношений.
Она разрабатывала методы налаживания
межличностных отношений. Концепции
поведенческих наук были направлены
на оказание помощи работникам в осознании
собственных возможностей и на повышение
эффективности организации за счет
повышения эффективности
Представители этой школы разрабатывали
методы помощи работнику в осознании
своих собственных возможностей
на основе применения концепций поведенческих
наук, к построению и управлению
организациями. Их главной целью
было повышение эффективности
Школа поведенческих наук значительно
отличается от школы человеческих отношений,
отдав приоритет методам
Примерно с середины 1990-х гг.
в центре внимания оказались разработки
по лидерству. Работы в данном направлении
продолжаются и по сию пору. Однако
бихевиористский подход часто оказывался
несостоятельным в тех случаях,
когда условия отличались от тех,
в которых проводили
Рассмотренные выше школы называются также школами организационного поведения. Параллельно с ними сформировалась прагматическая школа, представители которой утверждали, что управление это не наука, а искусство. Поэтому надо изучать и обобщать накопленный практический опыт.
Все эти школы и подходы к
управлению имеют общий недостаток
– ориентированность только на одну
сторону управления: либо на человека,
либо на производство. Попытка объединения
достижений этих школ произошла в
начале 1960-х гг. сторонниками школы
количественных методов, которые ввели
в практику применение количественных
измерений при принятии решений,
информационных систем управления и
вычислительной техники. Количественные
методы в управлении получили название
«исследование операций». Сторонники
этой школы считают: что любая
организация представляет собой
сообщество людей, объединенных общими
интересами, то есть большую систему;
что формальные и неформальные структуры
дополняют друг друга. Применение к
исследованию больших систем системного
подхода, математической теории исследования
операций и математического
Сторонники той или иной школы полагали, что им удалось решить проблему эффективного достижения целей организации. Однако последующие исследования и неудачные попытки применить на практике достижения той или иной школы показали, что многие ответы на вопросы управления были лишь частично правильными и действовали в ограниченных ситуациях. Но, тем не менее, каждая из школ внесла значительный вклад в теорию и практику управления [20, с.104].
Научный фундамент менеджмента постоянно пополняется новыми знаниями. Большое внимание уделяется изучению методов активизации поведения работников в организации, повышению практической значимости теоретических исследований в области менеджмента.
1.2 Основные
достижения в области
Отечественные ученые внесли значительный вклад в становление и развитие теории и практики управления в нашей стране. В истории менеджмента получают большую известность труды таких ученых, как А.А. Богданов, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, П.М. Керженцев, Н.А. Амосов. Построение социализма в СССР потребовало создания новой общественной организации управления социалистическим производством.
Среди ученых, усилия которых были направлены на поиск новых путей развития научной организации труда, производства и управления в условиях социализма, следует прежде всего назвать А.А. Богданова (1873-1928).
По мнению Богданова, любая управленческая задача, требующая разрешения, состоит из целого ряда элементов. Достижение успеха заключается в нахождении наиболее рационального расположения этих элементов. В этом и состоит содержание организационной деятельности.
Вообще всю управленческую деятельность
Богданов сводил к соединению и разъединению
наличных элементов. Так, например, процесс
труда он сводил к соединению различных
материалов, орудий труда и рабочей
силы, результатом которого является
организационное целое –
В основу всеобщей организационной науки Богдановым был положен механизм, заимствованный из физико-химических наук. Он создал теорию равновесия, согласно которой все явления состоят из совокупности сменяющих друг друга состояний подвижного равновесия, которое устанавливается в результате столкновения различно направленных сил.
Всеобщая организационная
Тектология, по мнению Богданова, носит универсальный характер и может быть одинаково успешно применена для изучении различных явлений как природы, так и общества.
В основу построения всеобщей организационной
науки Богданов положил универсальные
организационные принципы, которые
были одинаково пригодны для всех
сфер человеческой деятельности. К
основным принципам относятся следующие:
рассмотрение части системы по отношению
ко всей системе и рассмотрение всей
системы по отношению к окружающему
ее миру и в соответствии с этим
планомерное распределение
Несмотря на недостатки «всеобщей организационной науки», Богданова можно по праву считать родоначальником новой науки – организации.
Вопросами совершенствования теории и практики организации труда занимался другой известный советский ученый – А. К. Гастев (1882 – 1941). Им сформулирована и обоснована концепция, получившая название «трудовые установки» [20, с.149].
В свое время представители школы научного управления (Ф. Тейлор, Ф. Гилбрет и Г. Гантт) занимались изучением производственной операции и входящих в ее состав трудовых движений. Они стремились найти наилучший состав и последовательность выполнения трудовых движений с целью определения наименьших затрат времени на выполнение операции. Однако в условиях социалистического производства Гастев считал это недостаточным. По его мнению, труд рабочего должен носить творческий характер, а сам рабочий должен быть активным рационализатором производственного процесса.
Основной задачей концепции
трудовых установок Гастев считал необходимость
таким «образом перестроить производство,
чтобы в самой его
Решение поставленной задачи, по Гастеву,
возможно на основе соблюдения им же разработанных
принципов, т.е. принципа инструктирования,
принципа организационной постановки
работы, принципа непрерывного вовлечения
всей рабочей массы в
У рабочего, считал Гастев, должна быть выработана органическая потребность в постоянном совершенствовании своего труда, а также в постоянном улучшении оборудования, приспособлений и пр. А это невозможно без создания определенной методики, формулирующей постоянный подход к этому совершенствованию [20, с.150].
Гастев соглашался с представителями школы научного управления, которые говорили о необходимости разработки стандартов выполнения отдельных операций. Но этого он считал недостаточным, так как выполнение операции в рамках постоянного стандарта может стать тормозом на пути роста производительности труда. Теория трудовых установок требовала описания всей последовательности постоянного совершенствования операции, начиная от ее самого примитивного исполнения и заканчивая самым рациональным. Это, в свою очередь, требовало создания ряда постепенно нарастающих установок по мере роста их сложности и усовершенствования.
Недостатком концепции трудовых установок Гастева являются слабая разработка самой методики трудовых установок, выбор слишком узкой базы исследования, ориентация на индивидуальность рабочего.
Гастев стремился «
Важная роль в развитии научной организации труда и управления в СССР принадлежит видному экономисту О.А. Ерманскому (1866 – 1941), который внес значительный вклад в создание теории социалистической рационализации. Основные положения этой теории раскрыты им в книге «Научная организация труда и система Тейлора», которая вышла в свет в 1922 г. [20, с.151]
В основу теории социалистической рационализации Ерманский положил коренные различия в назначении и принципах осуществления социалистической и капиталистической рационализации. Эти различия он видел в следующем:
Опираясь на народно-хозяйственный подход, Ерманский выделил несколько последовательных ступеней ее осуществления [20, с.152]:
Информация о работе Совершенствование деятельности предприятия по снижению производственных затрат