Совершенствование организационной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 23:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей курсовой - раскрыть понятие организационной культуры как эффективного стратегического инструмента для управления персоналом.
В задачи моей работы входит:
выявить проблему и необходимость культурных изменений;
раскрыть смысл организационной культуры;
показать методы и пути диагностики и совершенствования организационной культуры.

Содержание

Введение……………………………………………………………….……...3
Введение в проблему изменения организационной культуры.……..5
1.1.Необходимость управления организационной культурой .....5
1.2.Смысл организационной культуры……………………………7
1.3.Типология организационной культуры………………...........10
Выводы по первой главе………………………………………………..15
2. Особенности организационной культуры……………………………16
2.1. Критерии анализа и принципы организационной культуры……………………………………………………………...14
2.2. Структура организационной культуры…… ………….…….18
Выводы по второй главе………………………………………….…….21
3. Совершенствование организационной культуры…………..………22
3.1. Условия совершенствования организационной
культуры………………………………………………………….…22
3.2. Использование рамочной конструкции для диагностики и изменения организационной культуры……………………..……23
3.3. Пути совершенствования организационной культуры……25
3.4. Изменение личности – ключ к изменению культуры.…...…28
Выводы по третьей главе…………………………………………….....31
Заключение………………………………………………………….……32
Список использованной литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Степанян(новая).doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»

 

Факультет «Экономики труда  и управления персоналом»

Кафедра «Социологии  и управления персоналом»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Основы управления персоналом»

 

На тему: «Совершенствование организационной культуры».

 

Выполнил(а): студент(ка) 442(4) группы

Степанян Э.Г.

 

Научный руководитель:

Н. Л. Захаров

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

      Оглавление.

    Введение……………………………………………………………….……...3

    1. Введение в проблему изменения организационной культуры.……..5
  1.            1.1.Необходимость управления организационной культурой .....5

  •            1.2.Смысл организационной культуры……………………………7
  •            1.3.Типология организационной культуры………………...........10
  •      Выводы по первой главе………………………………………………..15
  • 2. Особенности организационной культуры……………………………16

    2.1. Критерии      анализа     и     принципы       организационной                                                      культуры……………………………………………………………...14                                                                                   

    2.2. Структура организационной культуры…… ………….…….18

              Выводы по второй главе………………………………………….…….21

    3. Совершенствование организационной культуры…………..………22

    3.1. Условия           совершенствования           организационной

                   культуры………………………………………………………….…22

    3.2. Использование  рамочной конструкции для диагностики и изменения организационной культуры……………………..……23

    3.3. Пути совершенствования  организационной культуры……25

    3.4. Изменение  личности – ключ к изменению культуры.…...…28

              Выводы по третьей главе…………………………………………….....31

    Заключение………………………………………………………….……32

    Список использованной литературы…………………………………34

    Приложения………………………………………………………………35

     

              Введение.

     

    Организационная культура и тот климат, который складывается в организации, оказывают самое  непосредственное влияние на трудовую мотивацию работников. Организационная культура, возможно, является самым сильным катализатором, а в случаях неудач - самым большим тормозом в деле реализации стратегических планов, выработанных руководством.

    Организационная культура – это специфическое для данной организации ценности, отношения, нормы поведения, установки, традиции, ритуалы. Она определяет типичный для членов организации подход к решению проблем.

    Актуальность  проблемы велика, поскольку новые условия хозяйствования, динамизм, повышение образовательного уровня персонала, изменение мотивации, гражданская зрелость работников дали мощный толчок развитию организационной культуры во всем ее многообразии и потребовали от менеджмента пересмотра отношения к организационной культуре.

    Степень разработанности проблемы.

    Теоретическое обоснование  концепции организационной культуры отечественными специалистами в  силу относительной новизны выглядит еще весьма скромно, а требуемое  для управления развитием культуры методическое обеспечение практически  отсутствует. Этим обуславливается необходимость в расширении исследований в области теории и методологии организационной культуры и выработке подхода к их применению на практике.

    Для курсовой работы в основном были использованы труды таких авторов как: Коул Д., Кибанов А.Я., Камерон К., Р. Куин .Некоторые аспекты этой проблемы нашли отражения в трудах Максимцева И.А., Пригожина А.И., Спивака В.А., Удальцева М.В. и т.д.

    При выполнении настоящей  работы были использованы специальные  литературно-справочные источники: финансовые справочники, учебники, монографии и диссертации, периодическая литература и т. д.

              Объектом  данного исследования является значение организационной культуры в управлении персоналом.

    Предметом исследования является изучение методов совершенствования организационной культуры.

    Цель моей курсовой - раскрыть понятие организационной культуры как эффективного стратегического инструмента для управления персоналом.

    В задачи моей работы входит:

      1. выявить проблему и необходимость культурных изменений;
      2. раскрыть смысл организационной культуры;
      3. показать методы и пути диагностики и совершенствования организационной культуры.

    В первой главе курсовой приводится небольшое введение в проблему изменения организационной культуры, а также показывается необходимость управления ею. Раскрывается понятие организационной культуры и приводятся некоторые теории известных ученых, разработавших типологию культур.

    Вторая глава посвящена  структуре организационной культуры, критериям  ее анализа  и принципам, которые характерны преуспевающим организациям.

    В третьей главе рассматриваются способы и инструменты, с помощью которых можно воздействовать на улучшение культуры организации. Приводятся описание индивидуального совершенствования, которое необходимо для эффективного управления и роста успехов организации.

     

      1. Введение в проблему  изменения организационной культуры.

     

    В первой главе курсовой приводится  небольшое введение в проблему изменения организационной  культуры, а также показывается необходимость  управления ею. Раскрывается понятие организационной культуры и приводятся некоторые теории известных ученых, разработавших типологию культур.

     

        1. Необходимость управления организационной культурой.

     

    По сравнению с тем, что было десятилетие назад, в 1990-е гг., практически ни одна организация не стала бы ставить себе в достоинство незыблемость, постоянство или сохранение status quo. Стабильность все чаще интерпретируется как состояние застоя, а не прочности, и организации, которые не изменяются, воспринимаются как безнадежно закостеневшие. Вселяющая страх неопределенность, традиционно связываемая с любым серьезным организационным изменением, теперь уступает другой неопределенности, ассоциируемой с опасностью оказаться организацией, вообще не способной на изменения.

    Отец современного менеджмента Питер Друкер пришел к выводу, что «мы живем в один из исторических периодов, которые возникают каждые двести-триста лет, когда люди перестают ориентироваться в окружающем мире и когда опыта прошлого недостаточно для вразумительного объяснения будущего» [в приложении 1]. Непрекращающиеся, непредсказуемые и даже время от времени вызывающие тревогу изменения затрудняют организациям возможность оставаться в русле текущих событий, точно предопределять будущее и поддерживать незыблемым конкретное направление деятельности.

    Новые условия хозяйствования, динамизм, повышение образовательного уровня персонала, изменение мотивации, гражданская зрелость работников дали мощный толчок развитию организационной  культуры во всем ее многообразии и  потребовали от менеджмента пересмотра отношения к организационной культуре.

    Принято считать, что  отправной точкой послужило столкновение Запада с так называемым японским вызовом – успехом японской концепции  организации общественно-экономической  жизни, в основе которой лежит специфическая организационная культура, опирающаяся на традиции общества. Стало ясно, что традиционные управленческие теории, основанные на использовании «жестких» инструментов (оргструктуры, планы, бюджеты и пр.) и базирующиеся на них методы регулирования трудового поведения и мотивации, во многом перестали себя оправдывать. Однотипные управленческие воздействия в различной организационной среде вызывают разные поведенческие реакции, а сами способы и методы управления во многом определяются традициями и культурными особенностями.1

    В последние годы управленческие службы не только изменили отношение  к культуре организации, но и заняли активную позицию в использовании  ее как фактора повышения конкурентоспособности, адаптивности, эффективности производства и управления.

    В дополнение к влияниям организационного уровня хорошо изучено  и воздействие организационной  культуры на отдельных людей, например на их моральные качества, преданность  делу, производительность труда, состояние  физического здоровья и эмоциональное благополучие работающих людей. Когда затраты на заботу о здоровье по-прежнему растут, впустую сгорая на какой-то не знающей временных пределов высоте; когда размывание преданности наемных работников фирмам ежегодно выливается в миллионы долларов затрат на замену и переобучение персонала; когда организации утрачивают секреты в силу подрывной деятельности и дезертирства; когда не прекращаются судебные процессы и другие формы протеста недовольных наемных работников, воздействие на индивида, лежащее в самой основе организационной культуры,  не может не стать сферой особой озабоченности. Более того динамика культуры всей своей корневой системой органически связана с изменением людей. Если менеджеры не пожелают благосклонно отнестись к перестройке собственной личности. Культура организации  будет обречена на состояние окостенелости.

     

        1. Смысл организационной культуры.

     

    К настоящему времени  не выработано единой трактовки понятия  «организационная культура», тем не менее, можно остановиться на следующем  определении, обобщающем предлагаемые  варианты.

    Организационная культура – набор наиболее важных положений, применяемых членами организации  и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях и нормах, дающих людям ориентиры их поведения  и действий. Эти ценностные средства ориентации передаются индивидом через «символические»  средства духовного и материального внутриорганизационного окружения. 2

    Вплоть до начала 1980 гг. ученые, занимавшиеся проблемами организации, не уделяли серьезного внимания концепции организационной культуры. По существу, это одна из немногих областей, в которой наука способна привести практикующих менеджеров к самостоятельному установлению критически важного фактора, оказывающего воздействие на организационные показатели деятельности. В большинстве случаев практика направляется исследованиями, а ученые фокусирует внимание главным образом на описании, объяснении и построении тех моделей самого явления организованности. Однако культура организаций продолжает оставаться той областью, где разработка концепций и научные изыскания воображают менеджеров  ориентирами для поиска путей повышения эффективности своих организаций.3

    Причина, по которой организационная  культура игнорировалась как важный фактор влияния на показатели эффективности организаций, кроется в том, что само определение культуры оперировало категориями исповедуемых ценностей, фундаментальных допущений, ожиданий, коллективной памяти и понятийных формулировок, свойственных организации. Такое понимание культуры дает определенное представление о том, «как там все крутятся», отражает тяготение людей к засевшей у них в голове идеологии. Культура дает работникам ощущение их идентичности, несет в себе неписаные, а зачастую и просто сами собой разумеющиеся наставления о том, как в организации можно чего-то добиться, а также способствует стабильности социальной системы, в которой люди пребывают повседневно. К сожалению, люди не осознают свою культуру, пока она не становится им помехой, пока они не прочувствуют новую культуру на собственном опыте либо пока она не проявится публично или не станет явно видимой сквозь призму какого-то принципа или модели. Вот в чем главная причина столь долгого игнорирования организационной культуры менеджерами и учеными. В большинстве ситуаций она просто не обнаруживает себя явно.

    Существует, конечно, много  видов и уровней культуры, воздействующей на поведение индивидов и организаций. В самом широком плане наивысшим  уровнем следует считать глобальные культуры, например  культуры мировых  религий или культуру Востока. Такие исследователи, как Г. Хофстед, Айкен и Бачарач и Ф.Тромпераарс, сообщали о заметных различиях континентов и стран, основываясь на определенных ключевых измерениях. Например, национальные различия стран рассматриваются в измерениях универсализм – самобытность, индивидуализм – коллективизм, нейтральность – эмоциональность, специфичность – размытость, ориентация  на достижениях в противоположность приписыванию заслуг, акцент на прошлом в противовес существующему или будущему и внутренней в противовес внешней фокусировке культуры.

    Информация о работе Совершенствование организационной культуры