Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 17:47, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение стратегического планирования в ОАО «АвтоВАЗ».
Основные задачи курсовой работы:
1. разработка миссии, целей организации и стратегий их достижения;
2. анализ возможностей и угроз, сильных и слабых сторон предприятия;
3. изучение организационной структуры и ее совершенствование в соответствии со стратегией, целями, внешними и внутренними условиями деятельности предприятия;
4. определение возможности развития предприятия.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика исследуемого предприятия и отрасли 5
1.1. Общая характеристика автомобильной промышленности в России 5
1.2. Характеристика деятельности ОАО «АвтоВАЗ» 9
Глава 2. Описание этапов стратегического планирования на предприятии ОАО «Автоваз» 15
2.1. Формирование миссии 15
2.2. Формирование и определение цели предприятия 16
2.3. Анализ внешней среды 22
2.4. Анализ внутренней среды ОАО «АвтоВАЗ» 27
2.5. SWOT – анализ 30
2.6.Выбор базовой стратегии 35
2.7 Портфельный анализ деятельности предприятия с помощью матрицы БКГ 37
2.8.Разработка и реализация стратегии развития предприятия 40
Глава 3.Совершенствование организационной структуры управления предприятием 44
3.1. Анализ существующей организационной структуры управления предприятием 44
3.2. Разработка рекомендаций по совершенствованию структуры управления в ОАО «АвтоВАЗ» 46
Заключение 50
Список Литературы 51
Таблица №4
Краткосрочные цели ОАО «АвтоВАЗ»
Область планирования |
Наименование цели |
Ответственные |
Производство |
1)Снизитьрасходы в 2013-2014 г.г. за счет сокращения заводских запасов комплектующих не менее чем на 600 млн. рублей; 2)Выпустить не менее 230 тыс. экземпляров LadaGranta в 2013 году; 3)Модернизировать сборочные 4)Организовать в 2013 году выпуск нового автомобиля хетчбэкGranta; 5)Снять с производство и прекратить продажи классических моделей в конце 2013 года; 6)Модернизировать автомобили путем сокращения их себестоимости за счет внедрения новых, более экономичных материалов и технологий, что должно привести к экономии порядка 2 млрд. руб. в 2013 году. |
Генеральный директор |
Финансы |
1)Увеличить рост рентабельности на 2 % по сравнению с нынешней в 6% в начале 2014 года; 2)Получить беспроцентный займ у госкорпорации «Ростехнологии» в размере 40 млрд 400 млн рублей в 2014 году; 3)Привлечь крупных инвесторов за счет обеспечение прозрачности постоянных публикаций в СМИ о финансовом состоянии; 4)Привлечь финансовые средства у государства путем участия в федеральной целевой программе «Развитие автомобильной промышленности»; 5)Обеспечить стабильность 6)Снизить себестоимость продукции на 7% в течение 2014 г. |
Главный бухгалтер |
Кадры |
1)Организовать систему переподготовки, повышение квалификации работников завода; 2)Привлечь молодых специалистов на выгодной основе; 3)Обеспечить социальные 4)Увеличить кадровый состав на 50 человек в 2014 г. 5)К концу 2014 г. полностью перевести систему оплаты труда в безналичную форму. 6)Уменьшить число межличностных конфликтов на 20% в 2014 г. по сравнению с 2012 г. |
Заместитель директора по кадровым вопросам |
Маркетинг |
1)Увеличить рекламную деятельность в 2,5 раза к началу 2014 года; 2)2 раза в год проводить мероприятия, направленные на привлечение и удержания клиентов (предоставление различных бонусов, скидок); 3)Осуществить маркетинговые 4)Увеличить спрос на продукцию на 15 % в третий четверти 2014года; 5)Снизить расход сырья путем применения энергосберегающих технологий до 2014 г.; 6)Увеличить долю рынка на 5% в течение 2014г. по сравнению с началом 2013 г. |
Заместитель директора по маркетингу |
Менеджмент |
1)В течение 2014 г. заключить договора на поставкуLadaKalina с новыми клиентами; 2) Увеличить объем поставок 3)Определить приоритетные задачи, обеспечивающие получение запланированных результатов |
Генеральный директор |
Техническое развитие и НИОКР |
1)Увеличить расходы на НИОКР в 2 раза: с 908 млн. руб. до 2,02 млрд. руб. в 2014году; 2)Модернизировать устаревшее оборудование, совершенствование технологий производства в соответствии с последними тенденциями; 3)Сотрудничать и обмениваться опытом с другими автопроизводителями, особенно альянса «RENAULT-NISSAN»; 4)Завоевать лидирующее положение в отечественном машиностроении по вводу новых видов производства и технологий. |
Заместитель директора по техническим вопросам |
Одной из самых значимых характеристик организации является ее взаимосвязь с внешней средой. Организация зависит от внешней среды, как в отношении своих ресурсов, так и потребителей, пользователей результатами ее труда. Внешняя среда включает все силы и институты, с которыми организация сталкивается в своей оперативной или стратегической деятельности: экономические условия, законодательство, систему ценностей в обществе, уровень технологий, конкурентов. Внешняя среда никогда не бывает, стабильна, поэтому мало знать свою «среду обитания» и природу ее изменений, надо уметь реагировать на эти изменения. Внешние факторы оказывают влияние на все, что происходит внутри организации.[4]
В связи с этим факторы внешней среды подразделяются на факторы косвенного и прямого воздействия.
Факторы внешней среды косвенного воздействия включают в себя PESTE-анализ. Для ОАО «АвтоВАЗ» анализ политических, экономических, социально-культурных, технологических и экологических представлен в табл. 5.
Таблица №5
Факторы внешнего окружения ОАО «АвтоВАЗ»
Факторы |
Возможности |
Угрозы |
Политические (Р-факторы) |
- оказание
поддержки со стороны - участие в программе гос. финансирования отрасли машиностроения; |
- введение
различных законодательных акционерного общества на внешних рынках; - высокие таможенные барьеры, визовые режимы, анархия в тарифах между странами СНГ, что может оказать влияние на снижение прибыли. |
Экономические (Е-факторы) |
- существенное замедление темпов инфляции; - повышение уровня жизни - увеличение заработной платы по всей России; - рост экспорта автомобилей в страны СНГ; -дальнейшее улучшение условий потребительского кредитования. |
- рост цен на комплектующие изделия; - увеличение цен на сырье, энергию; - рост ставки по налогам; -инфляция; -рост курса доллара по |
Социально-культурные (S-факторы) |
- рост
реальных денежных доходов - рост числа квалифицированных
специалистов вследствие - изучение и применение |
- рост
суммарной задолженности по - социальная незащищённость -отсутствие благоприятных - высокий уровень смертности
мужчин в трудоспособном |
Технологические (Т-факторы) |
- вложение
инвестиций в - максимально возможное |
- высокая энергоёмкость продукции; - низкая инновационная - возможность использования конкурентами современных технологий (в том числе информационных), позволяющих занять более выгодное положение по ассортименту продукции и уровню затрат. |
Экологические (Е-факторы) |
- повышение
экологической безопасности - рост популярности и внедрение на предприятиях менеджмента экологического; - рост экологической и - осознание проблемы |
- темпы
снижения производства намного
опережают темпы сокращения - рост удельной энерго-, материало-, природоемкости производства. - отечественные изношенные - рост нарушений - недостаток мер экологического
характера со стороны |
В результате проведенного PESTE – анализа можно сделать вывод о том что, каждое изменение отдельного фактора может оказать определенное влияние на предприятие. PESTE -анализ позволяет отследить такие изменения, чтобы предприятие смогло адекватно на них отреагировать. Большое влияние на организацию оказывают политические и экономические факторы. У организации есть возможности, которые оно в силах реализовать, если правильно направит на это свои сильные стороны, а также, если сумеет использовать эти возможности для усиления своих слабых сторон.Наименьшее влияние на компанию оказывают социальные факторы. Они представляют наименьшую угрозу для организации.
Факторы внешней среды прямого воздействия включают в себя анализ потребителей, конкурентов и поставщиков.
Анализ потребителей как компоненты непосредственного окружения организации в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией.[6]
Клиентами ОАО «АвтоВАЗ» являются:
Основу анализа среды непосредственного окружения предприятия составляет анализ конкурентов.
В качестве основных конкурентов рассматриваются крупные автомобильные заводы, расположенные на территории России.
Среди наиболее крупных конкурентов можно выделить:
Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, от которых зависит эффективность работы предприятия, себестоимость и качество производимого продукта.[15]
ОАО «АвтоВАЗ» работает с большим числом поставщиков многих соседних городов, а также других странах, наиболее крупные из них:
Влияние этих факторов в ОАО «АвтоВАЗ» представлено в табл.6.
Таблица № 6
Анализ внешней среды прямого воздействия ОАО «АвтоВАЗ»
Факторы |
Возможности |
Угрозы |
Поставщики |
-получение скидок на запчасти и комплектующие; - смена поставщика - относительная независимость
от политики поставщиков и
возможность выбора более |
- несвоевременное выполнение - рост цен на запчасти; -риск поставки некачественных комплектующих. |
Конкуренты |
- уменьшение ввоза поддержанных иномарок; - Уход с рынка фирм-конкурентов; - Повышение цен конкурентами на свою продукцию.; -развитие сборочных |
- переключение потребителей на конкурентов. - возможность внедрения конкурентами новых технологий при выпуске автомобилей. - ведение нечестной - конкуренты постоянно
расширяют ассортимент -рост количества конкурентов на рынке. |
Потребители |
- расширение круга - рост спроса на отечественные автомобили. - завоевание у потребителей
имиджа как поставщика |
- приверженность потребителей к
маркам иностранных - снижение спроса на автомобили, выпускаемые АвтоВазом. - нестабильное финансовое положение потребителей; -изменение вкуса и предпочтения потребителей. |
С учётом факторов внешней среды прямого воздействия также можно сделать вывод о том, что внешняя среда организации имеет скорее благоприятный характер.
Согласно составленному анализу наибольшую угрозу для компании представляют конкуренты и экономические, политические факторы. Компании стоит в первую очередь в отношении этих факторов применить свои сильные стороны, которые должны помочь преодолеть существующие угрозы. В наибольшей степени благоприятное влияние на организацию оказывают технологические факторы и потребители, со стороны которых нет каких-либо существенных угроз. То же можно сказать и о поставщиках, экологических и социальных факторах внешней среды. Таким образом, именно данными возможностями и, прежде всего со стороны потребителей и поставщиков предприятие должно воспользоваться для преодоления своих слабых сторон.
Для успешного функционирования предприятия необходимо проводить активную рекламную политику, должна быть оказана поддержка со стороны государства, инвесторов и партнеров, повышать уровень сервиса, расширять ассортимент выпускаемой продукции и оказываемых услуг и совершенствовать технологии производства.
Анализ внутренней среды представляет собой управленческое обследование функциональных зон организации с целью определения ее сильных и слабых сторон. Информация о внутренней среде фирмы необходима менеджеру, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на который фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели и задачи, стоящие перед организацией.[15]
Для анализа внутренней среды ОАО «АвтоВАЗ» необходимо исследовать следующие направления:
Все вышеуказанные составляющие внутренней среды должны находиться в тесной зависимости между собой для более эффективного функционирования предприятия.[5]
В табл.7. представлено соотношение сильных и слабых сторон ОАО «АвтоВАЗ» с данными позициями предприятия.
Таблица № 7
Анализ потенциала ОАО «АвтоВАЗ»
Фактор |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Производство |
-Модернизация производственных мощностей; -У ОАО «АвтоВАЗа» имеется крупнейший в стране научно- технический центр для испытаний автомобилей; -По объему производства входит в двадцатку ведущих мировых автопроизводителей; -Повышение качества продукции. |
- Старый модельный ряд, не соответствующий западным образцам; -Устаревшие технологии производства продукции; -Невысокое качество продукции; -имеется часть неиспользованных резервов; -несоответствие цены и качества. |
Финансы |
-Невысокая стоимость продукции; -Дешевизна в обслуживании и эксплуатации; -Развитая система кредитования. |
-Недостаточное количество финансовых средств; -Неспособность финансировать необходимые изменения в стратегии. |
Маркетинг |
-Значительная доля рынка; -Узнаваемость бренда; - Связи с потребителями и поставщиками; -Обширная дилерская сеть. |
-Слабый имидж бренда; -Отсутствие системы исследования рынка и продвижения продукции; -Ниже среднего маркетинговые способности; -Жестокая
конкуренция со стороны |
Кадры |
-Дешевая рабочая сила; - Подготовка рабочих по техническим специальностям наиболее востребованным на заводе; - Предприятие проводит осмысленную социальную политику, разнообразные социальные льготы и гарантии, социальные программы и программыпомощи работникам. |
-Низкая производительность труда; -Увеличение текучести кадров. |
Менеджмент |
- Самодостаточная для - Координация
и контроль управленческих |
-Узкая сеть отношений с клиентами. - Неорганизованность информационного обеспечения каждого звена управления на предприятии. |
Организационная культура |
-Наличие корпоративного духа и высокой сплоченности коллектива; -За хорошую работу учреждаются премии, выдаются путевки в дома отдыха, устраиваются различные вечера по случаю юбилеев своих сотрудников; -Предприятие имеет свою корпоративную философию. |
-Отдельные части организации неспособны прийти к согласию между собой: представлены в основном различные точки зрения, отсутствует цельная картина; -В ситуации финансовых трудностей руководство выбирает вариант: сокращение сотрудников, а не сокращение части часов при сохранении состава. |
Информация о работе Совершенствование стратегического планирования и управления в ОАО «Автоваз»